Дорогие
читатели, приветствую Вас. Сегодня мы приступаем к описанию Творения Господа.
Этот предмет не будет легким, ведь само Творение очень сложно и многообразно.
Если вы еще не начали повторять мантру "харе-кришна" —
начните сейчас, потому что без специального очищения сознания понять дальнейший
материал будет непросто. Я также настоятельно рекомендую вам отказаться
от мяса и алкоголя, если вы все еще употребляете эти продукты, поскольку
тот, кто употребляет мясо и алкголь, согласно Ведам, неспособен к постижению
высших истин.
Приглашаю
всех к обсуждению материалов рассылки в нашем дискуссионном листе "Философия
Вед — путь самосовершенствования".
Ваша Кишори-Мурти-даси
Урок 16
МАТЕРИАЛЬНЫЙ
МИР —
ПРОЯВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ЭНЕРГИИ КРИШНЫ
Что собой представляет внешняя энергия?
Почему ее называют «внешней»?
Внешняя энергия проявляет
себя как материальный мир и является причиной возникновения бесчисленных
Вселенных, в которых действуют различные материальные энергии. Она называется
внешней, т.к. качественно отделена от вечно духовного тела Верховной Личности
Бога, подобно тому, как молоко, являясь энергией коровы, отделено от нее.
В Бхагавад-гите (7.4) Кришна так описывает
Свою внешнюю энергию:
Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго
— эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию.
Если материальная энергия является
отделенной, означает ли это, что она независима от Господа?
В Бхагавад-гите (9.10) Господь объясняет,
что хотя материальная энергия и отделена от Него, тем не менее, она не
независима:
Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная
природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся
и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает
и уничтожается.
Итак, поскольку материальная
природа связана с Богом и послушна Его воле, она называется божественной.
Поэтому как бы не пытались люди преодолеть ее влияние, или подчинить ее
своей воле, у них ничего не получится.
Вот что Кришна говорит по этому поводу
в Бхагавад-гите 7.14:
Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей
из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался
Мне, с легкостью выходит из под ее власти.
А зачем, собственно, человеку нужно
преодолевать эту материальную природу? Почему бы не жить под ней?
Осознанно или неосознанно, но жизнь человека
все равно проходит в борьбе с материальной природой. Это естественно,
поскольку материальный мир чужд природе живого существа. В Бхагавад-гите
(8.15) материальный мир описывается двумя словами:
Духкха-алаям — «место страданий»
Ашашватам — «временный»
Таким образом, материальный
мир — это «юдоль страданий». Люди пытаются быть оптимистами
и не замечать этого. Поддерживая в себе оптимистическое настроение, они
пытаются приспособиться к любым условиям жизни и извлекать из любого положения
крохи наслаждений. Однако страдания вновь и вновь дают о себе знать. Подобно
тому, как человек, пытающийся насладиться прекрасным тортом, страшно опечаливается,
обнаружив, что в лакомство подмешан песок, также и человек, стремящийся
извлечь наслаждение из жизни в материальном мире, неминуемо будет огорчен
песком неизбежных страданий. И что же это за страдания? Любой в материальном
мире страдает от:
рождения
смерти
старости
болезней
Весь научно-технический прогресс современной
цивилизации направлен на то, чтобы избавить человека от этих страданий.
Однако человечеству никогда не избавиться от них, поскольку материальный
мир, по определению, это «место страданий». Даже достигнув
«райских планет» человек все равно столкнется с теми же страданиями.
Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (8.16):
Все планеты материального мира, от высшей до низшей, —
это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать.
Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь.
Помимо рождения, смерти, старости и болезней,
человек на протяжении жизни в материи, вынужден испытывать другие три
вида страданий, о которых мы уже упоминали в предыдущих уроках:
адхидайвика-клеша — страдания от стихийных бедствий,
вызываемых высшими силами природы;
адхибхаутика-клеша — страдания, которые причиняют нам
другие живые существа;
адхйатмика-клеша — страдания, которые причиняют нам
собственные тело и ум;
Так, став узницей материального
мира, душа лишается покоя. Она изо всех сил пытается избежать всех этих
видов страданий, но они настигают ее вновь и вновь. Иногда, однако, ей
кажется, что её ничто не беспокоит. Эти мгновения жизни человек обычно
воспринимает как счастье, хотя в действительности это только временное
прекращение страданий. Такие мгновения «счастья» быстро заканчиваются,
поскольку материальный мир имеет еще одно свойство — он ашашватам
— «временный». То есть все, чего достигает человек в
этом мире, является временным, и ему непременно придется расстаться с
любым своим достижением. Это обстоятельство становится причиной страха,
скорби и беспокойств.
«Временный»
означает, что все объекты в материальном мире, начиная с микроскопического
уровня и, кончая вселенским, проходят через три состояния:
Сотворение (начало)
Поддержание (сохранение, середина)
Уничтожение (конец)
Веды учат, что за внешними,
видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые,
тонкие силы, которые пронизывают собой всё в материальном мире. Эти силы
называются гунами. Слово «гуна» переводится как «качество»,
«модус», «режим», а также «верёвка».
Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются
и каково их влияние на человека?