Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Механизм воздействия материальной энергии на живое существо.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Базовый курс Ведической философии

     Дорогие читатели, стяжатели истины, искренние души, приветствую Вас. Сегодня мы будем разбирать устройство материальной природы и механизм ее влияния на нас. Каждый из нас является вечным духом, исполненным вечности, знания и блаженства. Но при этом каждый принужден страдать от бренности, невежества и горя. Что же происходит, за какие веревочки дергает материальная природа, заставляя нас делать то, чего мы совсем, казалось бы, не хотим, а потом обрушивая на нас последствия нашей деятельности?

     Напоминаю, что поделиться своими наблюдениями и послушать других можно в дискуссионном листе "Философия Вед — путь самосовершенствования". Я также всегда готова ответить на ваши вопросы в меру своего разумения.

 

Ваша Кишори-Мурти-даси

Урок 17

ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на жизнь человека?

     Существует три гуны (качества) материальной природы:

  • саттва-гуна — гуна благости
  • раджо-гуна — гуна страсти
  • тамо-гуна — гуна невежества

      Кришна так описывает их в Бхагавад-гите 14.5:

Материальная природа состоит из трех гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают его.

      Таким образом, всё в материальном мире находится под влиянием этих трех гун, которые, смешиваясь между собой, порождают огромный спектр различных сочетаний. Всё многообразие материального мира вызвано их влиянием. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Так же, как смешивая три цвета - красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира. Люди, не имеющие знания о трех гунах, видят это огромное разнообразие, не замечая стоящих за ним гун. Так человек сосредотачивает свое внимание на определенном участке материального мира и пытается изображать из себя повелителя этого участка. В результате этого он привязывается к определенной комбинации гун и попадает под их влияние.

Каким же образом материальная природа обуславливает живое существо?

      Материальная природа делает это, используя два вида энергий:

  • пракшепатмика-шакти — cтягивающая энергия
  • аваранатмика-шакти — покрывающая энергия

     Когда человек сосредотачивается на каком-то участке материального мира, то стягивающая энергия тут же стаскивает его сознание до уровня оценки этого участка. Как только сознание опускается, покрывающая энергия покрывает сознание существа, и оно привязывается и привыкает к этому состоянию. Так живое существо оказывается в обусловленном положении. И хотя обычно на каждого влияет комбинация трех гун, тем не менее, одна из гун всегда преобладает над другими.

Как понять, что за гуна материальной природы влияет на человека?

      Чтобы научиться распознавать влияние гун, важно знать их признаки. Кришна описывает их в 14 главе Бхагавад-гиты. Он начинает с описания гуны благости (Бхагавад-гита 14.6):

Гуна благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.

      Итак, гуна благости отличается следующими признаками:

  • она чище других гун
  • она просветляет или дает знание
  • она избавляет от всех последствий грехов

      Человек, находящийся под влиянием гуны благости, ведет чистый образ жизни, обретает знание, которое не способны получить люди находящиеся под влиянием страсти и невежества, и ощущает счастье, освобождаясь от груза грехов. Однако существуют две проблемы, которые приводят человека к деградации:

  • привязанность к знанию
  • привязанность к счастью

      Привязанность к знанию порождает в человеке гордость и чувство превосходства над другими, а привязанность к счастью порождает привязанность к своему положению и желанию сохранить его любыми средствами. Так человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается этой гуной.

      Кришна описывает гуну страсти следующим образом (Бхагавад-гита 14.7):

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельностmью.

      Итак, гуна страсти отличается следующими признаками:

  • Бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.
  • Жадность, или сильная привязанность живого существа к тому, что оно уже имеет.

      В результате человек вовлекается в бурную деятельность и:

  • привязывается к самой деятельности
  • привязывается к плодам деятельности

      Привязанность к бурной деятельности и ее плодам приводит человека в заколдованный круг этой деятельности, которая все время расширяется. Бесконечные желания и алчность заставляют его стремиться все к новым и новым «вершинам». Так человек, связанный гуной страсти, начинает работать, не покладая рук, а его ум становится очень беспокойным. Постепенно накапливается сильная усталость и, желая хоть как-то отдохнуть и отвлечься, человек отупляет себя, прибегая к помощи алкоголя и других одурманивающих веществ, проводит ночи в ночных клубах и т.п. Так он постепенно деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

      Кришна так описывает гуну невежества (Бхагавад-гита 14.8):

Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу

      Итак, гуна невежества отличается единственным признаком:

  • она держит воплощенные живые существа в иллюзии

      В результате влияния иллюзии возникают:

  • Безумие
  • Лень
  • Сон

     Гуна невежества связывает человека, полностью лишая его рассудка и опускает его на самое дно жизни. Причём чем больше он погружается в невежество, тем влияние невежества на него еще больше усиливается («Чем больше спишь, тем больше хочется»). В результате человек все больше и больше деградирует и опускается до адских форм существования.

     Как видно из приведенного выше описания признаков гун, если человек не прилагает сознательных усилий, чтобы возвышать своё сознание, а «просто живет», он неминуемо будет деградировать, опускаясь все ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворенности и несчастья. Таков материальный мир.

Как же преодолеть влияние гун материальной природы?


Пишите мне по адресу: eugenia108@rambler.ru

Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/philosophy.basicvedic/

Рассылки Subscribe.Ru
Дискуссионный лист
Философия Вед -- путь самосовершенствования

Архив раздела "Гносеология", а также обновляющийся с каждым уроком архив раздела "Онтология" в одном файле http://www.bakti-yoga.narod.ru/

Книги, фотогалереи, музыка, статьи, форумы, имеющие отношение к данному предмету:
   www.btswami.ru
   www.saranagati.kiev.ua
   www.ojas.by.ru
   www.krishna.org.ua
   http://ids.com.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное