Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Результаты опроса: "Россия и Евросоюз"


Здравствуйте, уважаемый читатель.

  
У Эйнштейна однажды спросили, - какой вопрос он бы задал самому себе. 
- Я бы спросил себя, - ответил он, - Вселенная дружественная нам или нет?  
Ибо от ответа на этот вопрос зависит, строить нам стены или наводить мосты. 

Восприятие жителями России внешней политики Европейского Союза является важным фактором построения системы международных отношений. Опрос более 800 российских пользователей Рунета показал, что каждой третий (31%) респондент оценивает систему международных отношений в целом как "совершенно" или "скорее" структурированную, но при этом большинство (62%) респондентов не считают агентов этой системы равноправными участниками. В качестве основных причин неравенства эти респонденты склонны рассматривать различия в экономической мощи (56% "абсолютно" и 33% "скорее" указывают на этот фактор) и военной силе (55% и 32% соответственно) государств, а также противостояние стран G7 остальным державам (45% и 35% соответственно). Заметно меньшую роль в существовании неравноправных межгосударственных отношений, по мнению респондентов, играют различия в интересах, идеологии и ценностях, лежащих в основе государственного устройства тех или иных стран (28% и 29% соответственно).

Международная организация - объединение государств, которое действует в только и исключительно от своего имени, выступает в качестве самостоятельного производного субъекта международного права, не связывая своими актами государства-члены. Значимость и влияние международных организаций типа Greenpeace, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейская комиссия в международной системе российские интернет-пользователи не склонны оценивать высоко: только 30% респондентов считают таковое влияние "очень" или "скорее" высоким. Напротив, значимость и влияние отдельных государств 33% опрошенных оценивают как "очень", а 33% как "скорее" высокое. Несколько большей значимостью и влиянием, по мнению респондентов, обладают такие наднациональные организации, как ВТО, ЕС (54% оценивают это влияние как "очень" или "скорее" высокое) и ООН (40% соответственно).

На этом фоне лишь немногие (17%) респонденты согласны с утверждением, что Евросоюз выступает на мировой арене как единый агент, объединяющий очень близкие во всех сферах страны. Многие (46%) видят в Евросоюзе скорее видимость общности, которая может развалиться в любой момент. Большинство же опрошенных, придерживается более реалистических определений, а именно - около 40% считают, что Евросоюз объединяет страны с не полностью сформированной коллективной идентичностью и не совсем единой внешней политикой, а почти 60% видят в Евросоюзе группу стран, стремящихся к тесному взаимовыгодному сближению, но берегущих свой суверенитет.

Для России, где "суверенная демократия" фактически провозглашена в качестве основы государственного строительства и формирования коллективной идентичности россиян, такое восприятие чужих реалий является наиболее адекватным. К восприятию проблем во внешней политике Европейского союза россияне также подходят с позиции, для которой национальное государство обладает очевидными преимуществами перед надгосударственными объединиями. Главными недостатками Евросоюза респонденты считают зависимость от США и НАТО (с этим утверждением 56% "абсолютно", а 24% "скорее" согласны) и отсутствие единой позиции стран-членов ЕС (соответственно 47% и 32%). Многие респонденты также отмечают отсутствие должных инструментов и механизмов воздействия (23% и 40% соответственно). Наименее дефицитными ресурсами Евросоюза россияне сочли демократизм процедур и легитимность принятия решений. Самым же действенным инструментом внешнеполитического влияния респонденты сочли торговые пошлины, санкции и налоги (32% и 41% соответственно).

Чтобы быть ключевым игроком на мировой арене, Евросоюзу, по мнению 67% опрошенных, необходимо быть независимым от США и избавиться от проблемы "двойных стандартов", а по мнению 55% опрошенных - добиться единства между всеми членами ЕС и стать единым целым. Кроме того, а по мнению 30% опрошенных, Евросоюзу, чтобы быть эффективной "суперсилой", абсолютно необходимо иметь собственную армию. Лишь 26% опрошенных полагают, что для поддержания своего авторитета Евросоюзу достаточно "мягкой", "нормативной" экономической и идеологической власти.

Политика, которую проводит Европейская Комиссия (Правительство ЕС) в отношении России, представляется для половины (52%) участников опроса в целом предсказуемой и скорее дружественной (26%) или нейтральной (51%), в отличие от политики Европейского Парламента, которую считают предсказуемой 42% опрошенных, но 26% оценивают ее как скорее недружественную. В свою очередь и отношение России к Европейской Комиссии 43% опрошенных оценивают скорее как дружественное, в отличие от отношения к Европарламенту, которое считают дружественным 38%. а враждебным 16% опрошенных.

Большинство российских интернет-пользователей (около 60%) полагают в принципе возможным делом межгосударственную кооперацию и сотрудничество. При этом, наиболее перспективными направлениями считают сферу культуры, науки и образования (38% считают такую кооперацию "весьма", а 29% "скорее" вероятной). В качестве менее вероятных рассматриваются кооперация в области экономики (30% и 40% соответственно) и военной сфере (18% и 27% соответственно).

Пожалуй, наибольший интерес в нашем исследовании представляет сравнение оценок той роли, которую играют, по мнению респондентов, Евросоюз и Росия на международной арене.

 
Является или не является ключевым агентом в мире .... 
                           Россия      Евросоюз              
 
- Безусловно является        18%         25%          
- Скорее является            29%         32%  
- И да, и нет                27%         26%  
- Скорее не является         18%         12% 
- Совершенно не является      8%          4% 
Более высокая суммарная оценка роли Евросоюза, по сравнению с Россией, достигается не по всем, а лишь по ряду параметров. Если в экономическом отношении с ключевой ролью Евросоюза 33% "совершенно" и 37% "скорее" согласны, то для России эти показатели скромнее - 18% и 28% соответственно. Однако в военном отношении респонденты отдают приоритет в международных делах России (31% и 36% соответственно), а не Евросоюзу (10% и 29% соответственно). В идеологическом же и культурном отношении, респонденты скорее склонны усматривать паритет. Приоритет России в этом отношении отдают 18% и 26% соответственно, а Евросоюзу - 13% и 28% опрошенных.

Имеют ли взаимоотношения России и Евросоюза какие-либо исторические перспективы? Каждый четвертый (26%) респондент "абсолютно", а 41% "скорее" уверены в том, что позиции России и Евросоюза по некоторым вопросам всегда будут отличаться, но это не будет мешать экономической интеграции. Но лишь 11% уверены в том, что экономическая интеграция будет приводить к сближению и политических позиций. Напротив, 21% уверены в том, что Россия будет строить отношения с отдельными странами-членами ЕС, играя на противоречиях внутри Евросоюза. Наконец, почти четверть опрошенных (23%), уверены в том, что усиление России будет приводить к новому и более яростному противостоянию интересов с Евросоюзом (в первую очередь, по вопросу членства в Евросоюзе бывших советских республик).

НОВЫЙ ОПРОС: "Западное высшее бизнес-образование в России"

Принять участие в данном опросе Вы можете на сайте "Гласа Рунета"

Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

  • Новости, аналитика
  • Образование, обучение
  • СМИ
  • Интернет
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.


В избранное