Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Казахстан: Как угасал Сайрам



Казахстан: Как угасал Сайрам
2014-12-30 01:25 Алексей Гончаров

Продолжаем начатый в ноябре рассказ о полной драматизма истории одного из знаковых городов Казахстана и всей Центральной Азии. Испиджаб, позже Сайрам, - крупный торговый центр на Великом Шелковом пути, претерпел немало коллизий, в результате которых он из города превратился в село, а затем и вовсе исчез, превратившись по воле чиновников в часть городской агломерации Шымкента.

Не просто смена власти

В конце XV века Тимуриды окончательно промотали наследие своего великого предка. Кстати, они до последнего именовали себя монголами и никак иначе. Последней надеждой некогда великого рода был Бабур. Но на родине предков этому незаурядному человеку патологически не везло. Ненадолго воцарившись в Самарканде, Бабур успел назначить правителя в Сайраме - им стал некий Каттабек. Осенью 1512 года армия Бабура терпит сокрушительное поражение от узбеков, которые захватывают Ташкент и осаждают Сайрам. Показательно, что в ту пору эти два города в глазах хронистов были вполне сопоставимы по своей значимости.

Каттабек проводит зиму в осаде и, в конце концов, решает ни в коем случае не сдавать город узбекам. Он обращается к хану казахов Касыму с просьбой о включении Сайрама в Казахское ханство.

Доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев в монографии «Сайрамский клад» указывает: «Население Сайрама и городов его округи к тому времени устало от междоусобных войн, нуждалось в надежном правителе, который мог бы взять их под свою опеку. Касым-хан являлся весьма известным и авторитетным правителем, и поэтому выбрать его в качестве государя было верным решением. Так Сайрамский вилайет (регион) входит в состав Казахского ханства».

Нужно отметить, что, принимая это решение, жители Сайрама не меняли ни своего этнического окружения, ни языка. Подданными Касым-хана были те же роды и племена, что жили здесь издревле. Казахами они стали называть себя лишь за полвека до этого. Чингизидское происхождение Касым-хана дополнительно укрепляло его легитимность. Хан избирает сайрамскую округу местом для своих кочевий и делает ее базой для походов на юг, в первую очередь - на Ташкент, который заняли Шейбаниды, именовавшие себя узбеками. Это было соперничество не разных этносов, но разных элит, каждая из которых признавалась правящей разными родами одного племени.



Но все-таки это было судьбоносное решение, поскольку с этого момента Сайрам вошел в государство, построенное на иных принципах, чем те, в которые он входил ранее.

Война за войной

В ту эпоху вся территория Южного Казахстана была местом непрерывных ожесточенных войн между Чингизидами Казахского ханства и Шейбанидами, создавшими свое государство на месте тимуридских владений. Приграничному Сайраму в этих войнах пришлось особенно несладко.

В 1518 году умер Касым-хан. В 1537 году через Сайрам на казахов идут войска Убайдаллах-султана, правителя Бухары. Вскоре Сайрам на некоторое время отходит правителю Ташкента Наурыз Ахмаду. Местное предание именно ему приписывает строительство Абдул-Азиз-Баба - одного из самых значимых мавзолеев Сайрама, который он возвел на месте развалившегося, построенного якобы Тимуром.

В середине XVI века сильную державу в Средней Азии создает бухарский хан Абдаллах. Как и все в этом регионе, он рвется захватить присырдарьинские города (Сырдарья – река в Средней Азии. – Прим. ред.), и Сайрам в очередной раз оказывается в гуще военных событий. Известно, что именно в Сайраме Абдаллах-хан вел переговоры с казахскими послами и заключил мир.

Но вскоре война вспыхивает вновь. И вот уже в Сайраме стоит с войском Баба-султан - враг и казахов, и бухарского хана. В марте 1582 года армия Абдаллах-хана осадила Сайрам, казахский хан Шигай стал его верным союзником. До нас дошло образное описание крепости, сделанное историком Хафизом Тынышем: «Сайрам, который в исторических сочинениях пишется Испиджаб, был крепостью, укрепленной до такой степени, что мысль была бессильной представить себе [возможность] завоевать ее».

Глядя на сегодняшний Сайрам, трудно поверить такой характеристике, но историк, судя по всему, не преувеличивал. Штурма не было. Абдаллах-хан начал переговоры. И город был… сдан.



Вскоре династия Шейбанидов рухнула, и Сайрам вновь перешел казахским ханам - уже на 200 лет. Хотя и здесь не обошлось без «приключений». Осенью 1603 года город захватил некий Абд ал-Гаффар – каракалпак, который разгромил армию Есим-хана, отбив у него Ташкентское ханство. Но через два года удача улыбнулась хану Есиму, и в битве он лично зарубил Абд ал-Гаффара. Свою ставку Есим-хан расположил всего в 30 километрах к востоку от Сайрама, вблизи гор.

Наступил период затишья. Сайрамцы жили мирно до 1684 года, когда город был захвачен джунгарским хунтайджи (титул крупных феодалов в Монголии с XIV века. – Википедия) Цэван Рабтаном. Второй раз джунгары захватят Сайрам в 1723 году, и город почти на тридцать лет войдет в состав их кочевой империи.

Как пишет доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев в монографии «Сайрамский клад», «население Сайрама тогда состояло из трех родов: ходжей, шахского рода и эмирского рода. Хунтайджи из этих трех родов отбирает по 20 семей и переселяет их первоначально в свою ставку в Или, позже в Турфан. После смерти хунтайджи и разгрома калмыков китайцами сайрамцы ушли на вольное поселение в предгорную зону Кашгара, где появилось селение Сайрам».

От казахов к кокандцам

Во второй половине XVIII века казахские ханы восстановили свою власть в регионе. Но после смерти Абылай-хана в 1781 году государство распалось окончательно. До 1794 года ташкентским владением, куда входил и Сайрам, еще правили казахские Чингизиды. Их сверг некий Юнус-ходжа, который почитался потомком святого и имел собственных мюридов из казахских родов шанышкылы и канглы, которые помогли ему прийти к власти. Казахи составляли и основную военную силу этого своеобразного теократического суфийского государства.



Вскоре начались столкновения ташкентских войск с быстро набиравшим силу Кокандским ханством. В 1805 году Юнус-ходжа умер, а спустя четыре года кокандцы заняли Ташкент.

В феврале 1810 года хан Коканда направил на завоевание Южного Казахстана 12-тысячное войско, с которым шли 50 ташкентских улемов (мусульманских богословов), призванных играть роль миссионеров и увещевать местных мусульман не сопротивляться. Сайрам был занят после двадцатидневной осады. В этот период он постепенно утрачивает статус города, но благодаря многочисленным мавзолеям и святым местам остается одним из важнейших населенных пунктов региона.

«Именно в начале XIX века Чимкент становится главным городом в регионе, взяв пальму первенства у Сайрама. В сельскую округу Чимкента, кроме самого города, входят четыре селения: Сайрам, Карабулак, Карамурт, Манкент. В это время Сайрам остается главным духовным центром региона», - пишет доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев.

Местные казахи неоднократно поднимали восстания против новой власти. В 1821 году Чингизиду Тентеку-торе удалось занять Сайрам и Чимкент на короткое время. Осада этих населенных пунктов кокандской армией велась с помощью артиллерии. В конце концов, Тентек-торе сдался и стал платить хану дань.

А сайрамцы, похоже, быстро нашли с кокандцами общий язык. Как говорится в третьем томе академического пятитомника «История Казахстана», изданного в 2010 году, когда в 1826 году между Кокандским ханством и Бухарским эмиратом произошел очередной конфликт, Сайрам выделил кокандской армии 10-тысячное войско. В битве сайрамцы столкнулись со своими соплеменниками - туркестанцами, которые поддерживали Бухару и были… наголову разбиты.

Новый этап в жизни Сайрама начался осенью 1864 года. Когда в крае появились войска Российской империи.

Последняя битва

Сайрам был взят в период осады Чимкента.

Произошло это так. Полковник Михаил Черняев, командовавший русским отрядом, отправлял в окрестности города группы фуражиров. Одна из них под началом поручика Абрамова подошла к стенам Сайрама. Собственно солдат в группе было всего 15 человек, при одном орудии, зато под началом Абрамова состояла почти тысяча казахских джигитов-волонтеров.

Сначала сайрамцы впустили в город парламентеров и начали переговоры, но вскоре захватили их в плен. Узнав об этом, Абрамов повел свой отряд на штурм. Городские ворота были разбиты выстрелами из орудия. Местный гарнизон бежал. В город ворвались получившие свободу действий казахские добровольцы. Через два часа Сайрам сдался. Потери штурмовавших составили убитыми десять волонтеров и два солдата, ранеными - пятнадцать человек. Горожане потеряли до пятидесяти человек убитыми и до ста ранеными. С тех пор никаких военных действий ни в Сайраме, ни в его окрестностях никогда не велось.

Сохраненная традиция

В завершение приведу одно любопытное свидетельство, характеризующее значение Сайрама в жизни шымкентцев.

В 1921 году в Чимкенте, тогда еще Черняеве, побывал известный ботаник Питирим Массагетов, который описал свое путешествие в книге «Заветные травы». Проводник ботаника Усман предложил путешественнику съездить в Сайрам.

«А что там интересного?» - поинтересовался ученый.

«Сайрам?! Вас интересуют сокола? Там центр торговли соколами. Мечетей, старых мазаров много. В Сайраме раньше умели отливать котлы для плова, в них плов никогда не пригорал. А теперь этого секрета никто не знает».

«Да, Усман сделал мне прекрасный подарок, - пишет Питирим Массагетов. - Вечером, разбираясь во впечатлениях, я сожалел, что так мало было времени для Сайрама. Мы посетили базар, старые мазары-гробницы, познакомились с местными соколятниками и отдыхали во дворе мечети, в тени карагачей у пруда-хауза, в обстановке, олицетворяющей идеал среднеазиатского уюта».

Соколятников и хаузов в Сайраме сейчас нет, но шымкентцы и в 21 веке ездят в Сайрам на плов, манты, шашлык и лагман, которые замечательно готовят в многочисленных харчевнях-кафе. Цены в них пусть и ненамного, но ниже, чем в городе, а качество несравненно лучше. Еще Сайрам - один из немногих населенных пунктов области, где можно увидеть вывески на узбекском языке, за что его иногда называют маленьким Ташкентом.



К местным мавзолеям, особенно к двум из них - Ибрагима-ата, отца суфийского поэта и философа Ходжи Ахмеда Яссави, и мавзолею его матери Карашаш-ана, - не иссякает поток паломников.

К другим достопримечательностям можно отнести единственный в Казахстане Узбекский драматический театр и неплохой местный музей (филиал областного историко-краеведческого), перед входом в который стоит великолепная арба.

Текст - Алексей Гончаров. Фото мавзолеев Сайрама – Андрей Донец

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: Книгу президента страны Эмомали Рахмона начнут изучать в школах
2015-01-14 11:38 ИА Фергана.Ру

Фото «Озоди»
Министерство образования Таджикистана обязало руководителей учебных заведений страны организовать изучение книги президента Эмомали Рахмона «Таджикистан в зеркале истории». Как пояснил радиостанции «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) представитель министерства Абдуджаббор Алиев, распоряжение носит рекомендательный характер и направлено на повышение уровня знаний по истории.

«Учителям рекомендуется организовать круглые столы по обсуждению книги «Таджики в зеркале истории». Эта книга имеется во всех библиотеках, и большинство учителей читали ее», - добавил Алиев.

Как отмечает «Озоди», президент Таджикистана считается автором более двух десятков книг, но раньше в школах их не изучали, знакомство с ними требовалось демонстрировать лишь при написании дипломных и научных работ. Теперь власти решили, видимо, последовать примеру Туркменистана и Узбекистана, где труды и речи президентов не только изучают в учебных заведениях, но порой даже сдают по ним экзамены.

К примеру, туркменской молодежи приходилось сдавать экзамен на знание книги президента Сапармурата Ниязова (Туркменбаши) «Священная Рухнама» - и перед окончанием школы, и при поступлении в вузы республики. При жизни автора «Рухнамы» знание священного текста проверялось при вступлении в любую должность, поступлении на любую работу и даже при получении водительских прав. При новом президенте - Гурбангулы Бердымухамедове изучение «Рухнамы» в школах отменили, но теперь на уроках литературы, начиная с четвертого класса, школьники изучают произведения нынешнего главы государства. По информации Хроники Туркменистана, на изучение творений Бердымухамедова, а также книг, рассказов и стихов о нем, каждую четверть отводится по 7-10 учебных часов. При этом на изучение классиков мировой литературы, таких как Шекспир, Сервантес, Пушкин, по новой программе выделяется по 1-2 часа в четверть.

В школьную программу включены, в частности, книги Бердымухамедова «Птица счастья», «Живая легенда» и «Имя доброе нетленно», а также роман Т.Джурдекова о Бердымухамедове «Внук воплотивший мечту деда» и посвященные президенту стихи и оды поэтессы Гозель Шагулыевой.

Усердно внедряют в школьную программу и книги Ислама Каримова. Вот что пишет, к примеру, газета «Учитель Узбекистана»: «С первых дней третьей четверти учебного года учащиеся старших классов общеобразовательных школ приступили к глубокому изучению книги Президента Ислама Каримова «Узбекистан на пороге достижения независимости»… «В соответствии с приказом Министерства народного образования со второй половины учебного года во всех 9763 общеобразовательных школах вводится глубокое изучение книги Президента, имеющей огромное значение для воспитания молодого поколения в духе преданности идеям независимости, — говорит начальник отдела духовно-нравственного воспитания МНО Джамолиддин Камолов. — С этой целью были созданы и доставлены на места учебная программа 12-часового факультативного курса для 9-х классов, тезисы по темам предмета «Идея национальной независимости и основы духовности» и других дисциплин в 7—8—9-х классах, соответствующие методические рекомендации, учебный видеофильм, разработки уроков, а также их электронные варианты. Эти материалы размещены на веб-сайте www.uzedu.uz. Изучение фундаментального труда руководителя государства организуется для всех работников системы народного образования в форме 4-часового курса, для учителей и директоров общеобразовательных школ в региональных институтах переподготовки и повышения квалификации введен 6-часовой факультативный курс»… «Задача каждого педагога состоит в том, чтобы довести до сознания учащихся суть и значение мудрой, взвешенной и дальновидной политики главы государства, под руководством которого наш народ сумел мужественно преодолеть все трудности и тяжелые испытания на пути достижения суверенитета, идей, ставших фундаментом для его укрепления, создания «узбекской модели» развития, — отметила участник семинара, директор государственной общеобразовательной специализированной школы №1 города Зарафшана Дильбар Тухтаева».

Похоже скоро изучать книги своего президента придется и школьникам Казахстана. За это ратует, к примеру, «Конгресс историков Казахастана», предлагая «включить в образовательные программы школ, колледжей и вузов обязательное изучение сокровенных слов о независимости, с которыми Елбасы обратился к нации».

Их поддержал, в частности, депутат парламента Виктор Киянский, «потому, что наш Президент – это пассионарная личность, которая рождается один раз в сто лет. Сегодня Глава государства озвучивает мысли планетарного масштаба. Нурсултан Абишевич говорит нам, что мы должны быть настроены на мир, на строительство государства «Мәңгілік Ел». Эти ключевые понятия так же, как и новая экономическая политика «Нурлы жол», его призывы к толерантности, они должны изучаться с раннего возраста. И эту работу нужно начинать уже сегодня. То, что мы посеем в умах подрастающего поколения, то и пожнет наша страна в будущем», – цитирует Киянского Zakon.kz.

Международное информационное агентство «Фергана»



Пытки «норвежских узбеков»: Правозащитники снова бьют тревогу
2015-01-14 13:18 ИА Фергана.Ру

«Норвежские узбеки»
Правозащитный альянс Узбекистана (ПАУ) призывает расследовать факты применения пыток к ташкентцам, вернувшимся из Норвегии и осужденным по обвинению в антигосударственной деятельности и религиозном экстремизме.

Напомним, в марте 2014 года в Узбекистан вернулись шестеро получивших в Норвегии убежище жителей Ташкента и Ташкентской области. В июне они были арестованы, в декабре приговорены Ташкентским областным судом к длительным срокам заключения: Асадулла Рихсиев и Ахмаджон Холиков – к 13 годам, Зафар Каримов, Жахонгир Тожиев, Шухрат Илхомов и Даврон Рахманов – к 12 годам. Они были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях»), 246 («Контрабанда») Уголовного кодекса Узбекистана.

Во время судебного процесса ни один подсудимый не признал вины по предъявленным ему статьям, каждый из них заявил судье, что признательные показания были даны в результате разнообразных пыток - нанесения ударов резиновой дубинкой по ступням, голове и телу, оставления без пищи до шести дней, применения электрошока. Однако судья и государственный обвинитель проигнорировали показания подсудимых.

Ранее Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) сообщала, что признательные показания у «норвежских узбеков» были выбиты под пытками. Теперь об этом заявляет и ПАУ, по сведениям которого во время следствия, которое вел следователь Дильшод Курбанов, их избивали и не давали им спать на протяжении нескольких дней, пытали электрическим током. Шухрату Илхомову грозили тем, что в камеру приведут его голую жену, Даврону Рахманову разорвали язык.

«Их пытали с целью принуждения к даче показаний, подготовленных следователем МВД Дильшодом Курбановым, - рассказывает лидер ПАУ Елена Урлаева. – Их обвинили в том, что в Норвегии они просматривали через интернет видео о религии и слушали религиозные проповеди... На суде судья Р.Хайдаров, прокурор Д.Исмаилов, судебные заседатели З.Холтоева и М.Тулаганова проигнорировали заявления подсудимых о применении к ним пыток с целью фабрикации обвинения».

Урлаева сообщила, что 25 декабря 2014 года в 12:30 по телефону доверия МВД Узбекистана (номер: +998712331308) она оставила заявку на рассмотрение фактов применения пыток к «норвежским узбекам», которую принял дежурный Джалилов. 13 января 2015 года в 20:40 Урлаева оставила аналогичную заявку по телефону доверия ГУИН (государственное управление исполнения наказаний) МВД Узбекистана (номер: +998712916895), ее принял дежурный капитан Нурали Тагаев. Правозащитница потребовала также оказать Шухрату Илхомову медицинскую помощь и провести судмедэкспертизу по факту применения пыток в подвале МВД с применением электрического тока.

Правозащитники ПАУ призывают коллег из Норвегии и международных организаций срочно вмешаться в ситуацию для защиты граждан Узбекистана и освобождения жертв пыток и судебного произвола.

Напомним, что после вынесения приговора шестерым ташкентцам власти Норвегии сразу же приняли свои меры: временно запретили Национальной полиции миграционной службы высылать из страны иммигрантов-узбеков, желая разобраться в том, насколько оправданы депортации, а также в том, почему бывшим и нынешним гражданам Узбекистана опасно возвращаться на родину.

Международное информационное агентство «Фергана»



Пытки «норвежских узбеков»: Правозащитники снова бьют тревогу
2015-01-14 13:18 ИА Фергана.Ру

«Норвежские узбеки»
Правозащитный альянс Узбекистана (ПАУ) призывает расследовать факты применения пыток к ташкентцам, вернувшимся из Норвегии и осужденным по обвинению в антигосударственной деятельности и религиозном экстремизме.

Напомним, в марте 2014 года в Узбекистан вернулись шестеро получивших в Норвегии убежище жителей Ташкента и Ташкентской области. В июне они были арестованы, в декабре приговорены Ташкентским областным судом к длительным срокам заключения: Асадулла Рихсиев и Ахмаджон Холиков – к 13 годам, Зафар Каримов, Жахонгир Тожиев, Шухрат Илхомов и Даврон Рахманов – к 12 годам. Они были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях»), 246 («Контрабанда») Уголовного кодекса Узбекистана.

Во время судебного процесса ни один подсудимый не признал вины по предъявленным ему статьям, каждый из них заявил судье, что признательные показания были даны в результате разнообразных пыток - нанесения ударов резиновой дубинкой по ступням, голове и телу, оставления без пищи до шести дней, применения электрошока. Однако судья и государственный обвинитель проигнорировали показания подсудимых.

Ранее Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) сообщала, что признательные показания у «норвежских узбеков» были выбиты под пытками. Теперь об этом заявляет и ПАУ, по сведениям которого во время следствия, которое вел следователь Дильшод Курбанов, их избивали и не давали им спать на протяжении нескольких дней, пытали электрическим током. Шухрату Илхомову грозили тем, что в камеру приведут его голую жену, Даврону Рахманову разорвали язык.

«Их пытали с целью принуждения к даче показаний, подготовленных следователем МВД Дильшодом Курбановым, - рассказывает лидер ПАУ Елена Урлаева. – Их обвинили в том, что в Норвегии они просматривали через интернет видео о религии и слушали религиозные проповеди... На суде судья Р.Хайдаров, прокурор Д.Исмаилов, судебные заседатели З.Холтоева и М.Тулаганова проигнорировали заявления подсудимых о применении к ним пыток с целью фабрикации обвинения».

Урлаева сообщила, что 25 декабря 2014 года в 12:30 по телефону доверия МВД Узбекистана (номер: +998712331308) она оставила заявку на рассмотрение фактов применения пыток к «норвежским узбекам», которую принял дежурный Джалилов. 13 января 2015 года в 20:40 Урлаева оставила аналогичную заявку по телефону доверия ГУИН (государственное управление исполнения наказаний) МВД Узбекистана (номер: +998712916895), ее принял дежурный капитан Нурали Тагаев. Правозащитница потребовала также оказать Шухрату Илхомову медицинскую помощь и провести судмедэкспертизу по факту применения пыток в подвале МВД с применением электрического тока.

Правозащитники ПАУ призывают коллег из Норвегии и международных организаций срочно вмешаться в ситуацию для защиты граждан Узбекистана и освобождения жертв пыток и судебного произвола.

Напомним, что после вынесения приговора шестерым ташкентцам власти Норвегии сразу же приняли свои меры: временно запретили Национальной полиции миграционной службы высылать из страны иммигрантов-узбеков, желая разобраться в том, насколько оправданы депортации, а также в том, почему бывшим и нынешним гражданам Узбекистана опасно возвращаться на родину.

Международное информационное агентство «Фергана»



Пакистан: Учителям разрешили приходить в школу с оружием
2015-01-14 14:37 ИА Фергана.Ру

Учителям мужского пола, работающим в школах провинции Хайбер-Пахтунхва на северо-западе Пакистана, разрешили ходить на уроки с оружием, сообщает ТАСС со ссылкой на телеканал «Гео-ТВ».

На такую меру власти решились после нападения боевиков движения «Талибан» на школу в Пешаваре. Признав, что правоохранительные органы провинции не в состоянии обеспечить безопасность 30 тысяч школ и других образовательных учреждений региона, власти разрешили преподавателям иметь при себе официально зарегистрированное оружие - для пресечения на территориях школ возможных терактов.

Напомним, 16 декабря 2014 года несколько талибов проникли в здание школы для детей военных и открыли огонь. По последним данным, в результате теракта погибло не менее 148 человек, в том числе - 134 ребенка. Представитель талибов заявил, что школа была намеренно выбрана как объект для нападения: «Правительство нацелено на наши семьи. Мы хотим, чтобы оно почувствовало боль».

Кровопролитие потрясло народ Пакистана, многие люди подвергли правительство резкой критике за неспособность защитить от боевиков и потребовали возвращения смертной казни, мораторий на которую был введен в 2008 году. Вскоре власти Пакистана заявили об отмене моратория на смертную казнь и объявили, что почти 500 террористов, находящихся в тюрьмах республики, будут казнены. В ночь на 25 декабря 2014 года руководители парламентских партий Пакистана завершили работу над Национальным планом действий по борьбе с терроризмом, предполагающим, в частности, создание в стране военных судов, регистрацию всех действующих в стране медресе, формирование специальных сил по борьбе с терроризмом и другие меры.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кубок Азии: Сборная Китая победила в матче со сборной Узбекистана
2015-01-14 16:25 ИА Фергана.Ру

Сборная Китая по футболу обыграла сборную Узбекистана во втором туре группового этапа Кубка Азии со счетом 2:1, сообщает Чемпионат.Com.

Матч группы В прошел 14 января в Брисбене (Австралия) на стадионе «Санкорп». Игру обслуживала бригада судей из Объединенных Арабских Эмиратов во главе с Мохаммедом Хассаном.

Счет в матче на 22-й минуте открыл полузащитник узбекской сборной Одил Ахмедов. После перерыва китайцам удалось забить два гола: на 55-й минуте отличился хавбек У Си, второй мяч на 68-й минуте забил вышедший на замену полузащитник Ке Сунь.

Таким образом, китайцы набрали шесть очков в двух матчах и лидируют в группе В, завоевав первую путевку в плей-офф. Обладатель второй путевки определится 18 января в матче сборных Узбекистана и Саудовской Аравии, имеющих на своем счету по три очка.

Как сообщает 12news.uz, 14 января сборная Саудовской Аравии разгромила команду КНДР со счетом 4:1 и вышла на второе место в группе В. 18 января узбекистанцы должны завершить игру с победным счетом, ничейный результат выведет в плей-офф их соперников.

Международное информационное агентство «Фергана»



Афганистан: В состав правительства войдут пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, туркмены и содот
2015-01-14 17:25 ИА Фергана.Ру

Афганистан
Афганцы в кабульском магазине смотрят телевизор, по которому объявляют состав нового кабинета правительства. 12-ое января (European Pressphoto Agency)
В составе правительства Афганистана будут представлены основные этические группы страны. Как сообщает АфТАГ со ссылкой на 1-й телеканал Афганистана, из 25 министерских и двух других высших постов - председателя Центрального банка и Департамента национальной безопасности - одиннадцать достанутся пуштунам, семь - таджикам, по три – хазарейцам и узбекам, два – представителям народности содот, один пост займет туркмен.

Пуштуны претендуют на ключевые посты: министр обороны - Шермухаммад Карими, глава МВД - Нур-ул-Хак Улуми, министр финансов - Гулам Джилани Попал, министр нефтяной и горнорудной промышленности - Дауд Шах Саба, министр восстановления и развития села - Насир Ахмад Дурани, министр высшего образования - Хатира Афган, министр борьбы с наркотиками - Файзулла Какар, министр по делам границ и племен - Камаруддин Шинвари, министр по делам городов и жилья - Шах Заман Майванди, начальник разведки - Рахматулла Набиль, председатель Центрального банка ИРА - Халиулла Седик.

Таджики: Салахитддин Раббани - глава МИД, Ахмад Сеяр Махджур - министр юстиции, Гюль Залмай Юнуси - министр просвещения, Наджиба Аюби - министр по делам женщин, Феррозуддин Фируз - министр здравоохранения, Якуб Хайдари - министр сельского хозяйства и мелиорации, Махмуд Сайкал - министр энергетики и водных ресурсов.

Хазарейцы и содот: Аббас Насир - министр общественных работ, Барна Карими - министр телекоммуникаций и информационных технологий, Садат Мансур Надери - министр труда и социального обеспечения, Сайед Хуссейн Алами Балкхи - министр по делам беженцев и миграции, Сардар Мохаммад Рахими - министр торговли и промышленности.

Узбеки: Айсултан Хайри - министр информации и культуры, Сардар Мохаммад Рахман Оглы - министр экономики, Файзулла Заки - министр транспорта. Отметим, что вице-президент Афганистана Абдул Рашид Дустум также является этническим узбеком.

Туркмен Фаиз Мохаммад Османи получил портфель министра по делам религий.

Возраст пятнадцати кандидатов на министерские посты меньше 50 лет. Наиболее представлены провинции Кандагар (четыре кандидата), провинции Кабул и Фарьяб (по три), по два человека представят провинции Логар, Баглан и Балх, по одному - провинции Парван, Панджшер, Урузган, Дайкунди, Джауджан, Кундуз, Бадахшан, Хост, Нангархар и Газни (не указана еще одна провинция либо есть ошибка в количестве представителей. - Прим. ред.).

Напомним, первый тур выборов президента Афганистана состоялся 5 апреля 2014 года, второй – прошел 14 июня. После пересчета голосов в конце сентября 2014 года победителем был объявлен Ашраф Гани Ахмадзай, он договорился со своим соперником Абдуллой Абдуллой о создании правительства национального единства.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное