Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Фалеристика Узбекской ССР: Герои пятилеток, мастера сева и сталинский поход за хлопок (20 фото)



Фалеристика Узбекской ССР: Герои пятилеток, мастера сева и сталинский поход за хлопок (20 фото)
2014-10-09 13:25 Илья Базенков

Есть такая наука - фалеристика. Она занимается изучением орденов, медалей, значков. Проходят годы и эпохи, сменяются поколения и цивилизации, и маленькие кусочки блестящего металла, доставшиеся нам от предков, подчас рассказывают об истории больше, чем новейшие учебники. О том, какие следы советского прошлого Республики Узбекистан сохранились в собраниях фалеристов, рассказал «Фергане» московский коллекционер Илья Базенков.

- Все значки (знаки) времен СССР можно разделить на две категории: сувенирные, то есть, что в свое время можно было свободно купить в магазине, и наградные, которые выдавались за какие то достижения. Во второй категории присутствовали общесоюзные и республиканские знаки, знаки различных общественных организаций, спортивные, всевозможных добровольных обществ, предприятий, учебных заведений и так далее..

К сожалению, несмотря на относительно большое количество специальной литературы, точные сведения (год, тираж, постановление и т.д.) о многих наградных знаках неизвестны. Во многом это объясняется отсутствием архивных материалов, а также по-настоящему серьезных исследований.

Среди коллекционеров известен знак Узбекской Советской Социалистической Республики (УзССР) «Участнику сталинского похода за высокий урожай хлопка».

Участнику сталинского похода за высокий урожай хлопка

Знак не является уникальным и редким, он достаточно часто проходит на аукционах, а также встречается в продаже в местах «тусовки» коллекционеров. Знак также присутствует в каталогах-определителях. Но! Материалов о «сталинском походе» за высокий урожай хлопка в интернете не найдено, во всех каталогах, где присутствует этот знак, нет даже точного года выпуска. С другой стороны, знак не является фальшивкой, так как появился еще до массового распространения подделок, а мнение специалистов по технологии изготовления относит его к 30-м годам XX века.

Достоверно об этом знаке известно следующее. 17 февраля 1930 года Центральный Комитет Компартии УзССР принимает постановление «О коллективизации и ликвидации кулацких хозяйств». В феврале 1933 года в Москве проходит Первый Всесоюзный съезд колхозников-ударников, на котором выдвигается лозунг «похода за высокий урожай». На съезде принимается обращение ко всем крестьянам-колхозникам СССР развернуть всесоюзное социалистическое соревнование совхозов и колхозов за высокий урожай, образцовую подготовку и проведение весеннего сева. После съезда колхозников-ударников в стране разворачиваются движения - «Сталинский поход за высокий урожай», «Поход Кагановича за урожай» и др.

Логично предположить, что партийные органы Узбекской ССР в 30-х годах тоже решили организовать свой «сталинский поход за урожай». Но более точный ответ надо искать либо в архивах, либо в местных газетах того времени...

Еще один известный знак «Участнику строительства Большого Ферганского канала имени тов. Сталина в Узбекской ССР».

Участнику строительства  Большого Ферганского канала имени тов. Сталина в Узбекской ССР

Знак был утвержден 22 декабря 1939 года Президиумом Верховного Совета УзССР. Награждение производилось Президиумом Верховного Совета УзССР по представлению районных и городских исполкомов, наркоматов и центральных учреждений Узбекистана.

29 декабря 1939 года состоялись первые вручения. Среди награжденных были: Первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана У.Юсупов (в 1966 г. каналу присвоили его имя); Председатель Президиума Верховного Совета Народных Комиссаров УзССР А.Абдурахманов; Председатель правительственной комиссии по приему канала академик А.Н.Костяков; главный инженер по проектированию А.Н.Аскоченский; автор проекта В.В.Пославский и другие.

Благодаря исследователю истории Ленинградского монетного двора М.М.Глейзеру известно, что знак выпускался в Ленинграде в 1939 и 1940 гг., общий тираж - около 170 тысяч экземпляров.

Можно добавить, что в марте 1940 г. аналогичный знак был учрежден в Таджикской ССР.

Участнику строительства  Большого Ферганского канала имени тов. Сталина в Таджикской ССР

И еще про каналы. В 1939-41 годах были проведены работы по расширению и удлинению оросительного канала в Голодной степи. Протяженность канала в УзССР - 68 километров, по территории Казахской ССР – -5 км. В 1940 г. начались награждения знаком «Строителю каналов в Голодной степи Казахской ССР». Почему только Казахской? Где логика?..

Участнику строительства  Большого Ферганского канала имени тов. Сталина в Таджикской ССР

Знак выпускался на Ленинградском Монетном дворе в 1940-41 гг. общий тираж - около 15 тыс. экз.

Отдельный интерес могут вызвать знаки различных добровольных обществ, отражающих политические аспекты той эпохи. В двадцатых и тридцатых годах добровольные общества создавались на общероссийском уровне, а потом их подразделения возникали в республиках. Вот несколько примеров.

Членский знак общества Красного Полумесяца, которое было создано в УзССР в 1925 г.

Членский знак общества Красного Полумесяца

Знак «Активисту Общества КП УзССР».

Активисту Общества КП УзССР

Что характерно, на этих знаках есть надписи как арабской вязью, так и на русском языке. Еще один любопытный документ эпохи - грамота этого общества.

Грамота Общества КП УзССР

Аналогичные общества также были созданы в других республиках: в Азербайджане в 1925 г., в Туркмении в 1926 г., в Таджикистане в 1929 г.

Знака АВИАХИМ (общества друзей авиационной и химической обороны и промышленности) УзССР в каталогах нет, хотя есть знаки АзССР и УССР. Но членский билет этого общества известен.

Членский билет АВИАХИМ

Опять предположение – в то время к таким удостоверениям обычно выдавали знаки, но… И еще, 23 января 1927 г. были соединены два общества АВИАХИМ и ОСО (общество содействия обороне СССР), и на их основе создали ОСОАВИАХИМ, но в удостоверении стоит декабрь 1927. Что это? Использовали старое удостоверение или еще не успели принять соответствующее постановление на республиканском уровне? А вот знак ОСОАВИАХИМ УзССР есть.

Знак ОСОАВИАХИМ УзССР

Союз охотников УзССР, 20-30-е годы. Знак имеет порядковый номер. Существует и другой его вариант.

Союз охотников УзССР

АВТОДОР – общество содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог, создано в 1927 г.

Узавтодор

Общество «Долой неграмотность» (ОДН), на общероссийском уровне создано в 1923 г.

Долой неграмотность

Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам и инвалидам войны (ВСЕРОКОМПОМ) был создан в 1922 г., (до этого, с 1919 г., существовал Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам). В союзных республиках действовали комитеты этого общества, причем выпущенные знаки предназначались для продажи, а вырученные деньги шли на цели общества.

Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам

Известно много знаков различных добровольных обществ УзССР, и, естественно, эти общества были производными от общесоюзных. Но в целом знаков УзССР 30-х годов известно меньше, чем других республик СССР. Было их на самом деле меньше или они просто не дошли до нашего времени?

В 1921 году при ВЦИК была образована Комиссия по улучшению жизни детей. В 1925 г. она организовала денежную лотерею, доход от которой был направлен на борьбу с беспризорностью. Аналогичная комиссия была создана и при ЦИК УзССР.

На следующих снимках представлены знак Деткомиссии при ЦИК УзССР и лотерейный билет.

Знак Деткомиссии

Лотерейный билет Деткомиссии

С середины 20-х годов в СССР разворачивается массовое движение за ударный, высокопроизводительный коллективный или индивидуальный труд. Знаки и жетоны с надписью «Ударник» и «Лучший ударник», «Герою труда» и «Герою пятилетки» и тому подобное становятся самой многочисленной группой наградных знаков, относящихся в своем большинстве к периоду первой пятилетки развития народного хозяйства СССР.

Знак ударнику финэстафеты Узбекской ССР, 1931 г., свидетельствует, что и в Узбекистане было это движение, причем знак ударника вручался не только за труд на производстве, но и в других сферах.

Знак ударнику финэстафеты Узбекской ССР

А вот несколько примеров наградных знаков Узбекистана более позднего периода.

«Мастер полива хлопчатника УзССР» и «Мастер квадратно-гнездового сева УзССР».

Мастер полива хлопчатника

Мастер квадратно-гнездового сева

С 60-х годов эти знаки выдавались отличившимся работникам сельского хозяйства и относились к республиканским ведомственным наградам. Есть знаки, на которых тоже отражена тема хлопка, хотя отрасль не имела к нему прямого отношения. В качестве примера можно привести знак «Отличник советской торговли», который выдавался с соответствующим удостоверением работникам торговли.

Отличник советской торговли

Вполне курьезным выглядит знак 50 лет ЧК-КГБ УзССР (Чрезвычайной комиссии - Комитета Государственной Безопасности), на котором есть изображение хлопка. Справедливости ради стоит отметить, что на аналогичном знаке, посвященном 60-летию этой организации, хлопка уже нет.

Знак 50 лет ЧК-КГБ

Естественно, различного рода знаков УзССР существует гораздо больше, чем здесь приведено, а какие то, ранее неизвестные, еще могут быть обнаружены.

В заключение отмечу, символика и наградная система может многое сказать об истории, национальном менталитете и государственной идеологии. С другой стороны, период существования советского государства можно охарактеризовать тем, что государственная идеология часто и во многом не совпадала с истинными настроениями общества, выдавая желаемое за действительное. Можно ли с уверенностью утверждать, что многочисленные «добровольные общества», созданные в 20-х годах, на самом деле вызывали массовый энтузиазм и готовность в них вступать и, соответственно, платить членские взносы? А как быть с участием в строительстве каналов, пусть даже на добровольной основе? Тем не менее, символика, в том числе, нашедшая отражение в фалеристике, является свидетельством того времени – неоднозначного и противоречивого, в настоящее время одновременно и мифологизированного, и подвергаемого бездумной критике. А все было намного сложнее и неоднозначнее.

См. также: Глейзер М.М., Довоенные значки Ленинградского Монетного двора, СПБ, 2012.

Кривцов В.Д., АВЕРС № 8, каталог-определитель советских знаков и жетонов, М.2008.

Нагрудные знаки СССР 1917-1946 под ред. В.В.Синько, Мн, 2004.

Зак А.С., Калистратов И.Г., Воронченко В.Г. Нагрудные знаки СССР эпохи трудовых побед 1920-1940, фотокаталог. Екатеринбург, 2004.

И интернет-источники: www.sovietznak.ru, forum.faleristika.info, forums-su.com, sammler.ru.

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: В ожидании акций протеста отключена услуга смс-сообщений; оппозиционная «Группа-24» объявлена экстремистской
2014-10-10 11:02 ИА Фергана.Ру

Площадь Сомони в Душанбе
Площадь Сомони в Душанбе
Несколько дней назад таджикская оппозиционная «Группа 24» пообещала вывести людей на митинг. Акция протеста должна была состояться сегодня, 10 октября, в центре Душанбе на площади Исмоила Сомони. Основные лозунги митинга - «Таджикистан требует перемен», «Таджикистан без Рахмона», «За честные выборы», «За достойную жизнь».

Перед тем, как провести митинг в Душанбе, мигранты из Таджикистана провели несколько многолюдных собраний в разных городах России, сообщает Независимая газета. Возможно, 10 октября как «День Х» был выбран потому, что в этот день президент Эмомали Рахмон находится в Минске на саммите СНГ.

Однако власти Таджикистана продемонстрировали полную готовность дать жесткий отпор демонстрантам. Вчера, 9 октября, Верховный суд объявил «Группу 24» экстремистской организацией, запретил публиковать аудио и видеоматериалы о группе и запретил деятельность «Группы 24» на территории страны. Генеральная прокуратура Таджикистана заявила, что с 9 октября членство в «Группе 24» является преступлением, однако «члены экстремистского движения «Группа-24» могут быть амнистированы, в случае если они добровольно покинут ряды этой организации», сообщает Озодагон.

Перед этим, 4 октября, в праздник Курбан-Байрам, в Душанбе были проведены учения по разгону массовой демонстрации, причем проводились они совместно с военнослужащими российской 201-й дивизии. В мечетях произносились проповеди о провокационной деятельности «Группы 24» и ее лидера Умарали Кувватова.


Учения силовиков в Душанбе. Видео Asia Plus

С 9 октября таджикские мобильные операторы отключили услугу отправки смс-сообщений, сообщает Азия Plus. Те мобильные операторы, к которым издание обратилось за объяснением, ответили, что «есть техническая проблема, которая не зависит от них» (TCell), или удивились и пообещали узнать, в чем дело (MegaFon), или сказали, что выясняют причину отсутствия смс-услуг (Beeline).

Напомним, что в Таджикистане уже несколько дней заблокированы многие новостные сайты и социальные сети (в том числе Facebook, ВКонтакте, «Википедия», Amazon.com, сервисы Mail.ru, Лента.ру, CA-NEWS, русская служба Озодагон (catoday.org), прокси-сайты и анонимайзеры). Север Таджикистана полностью отключен от интернета, и связь обещают дать только после 11 октября.

Тем временем МВД Таджикистана сообщает, что Душанбе взят под полный оперативный контроль, передает ТаджикТА. «Столица полностью оснащена камерами видеонаблюдения. Сегодня экстремистские группировки распространяют противозаконные идеи посредством листовок. Мы уверены, что камеры помогут нарушить их планы», говорится в релизе ведомства.

Вчера же Русская планета опубликовала интервью Умарали Кувватова, где он, рассказывая о целях и задачах движения, отмечает: «Мы представляем граждан Таджикистана и этнических таджиков, по тем или иным причинам уехавших за пределы республики, живущих за рубежом». Первая претензия, которую оппозиционер предъявляет президенту страны - «он не таджик»: «Из информации, которую мы сумели получить в паспортном столе, выяснилось, что он узбек, однако на самом деле он не узбек, а карлык, то есть по происхождению он потомок тех монголов, что пришли в Таджикистан вместе с монгольскими завоевателями. Позднее их назовут хазарийцами. До появления фигуры Эмомали Рахмона карлыки не представляли сколь бы то ни было значимой политической силы. В ходе гражданской войны таджики воевали между собой… Этим воспользовались более сплоченные карлыки… Карлыков очень много в клане президента Рахмона, поэтому мы считаем, что власть должна вернуться к таджикам, к большинству населения нашей страны».

Это первое публичное заявление лидера «Группы 24», содержащее националистические заявления. До сих пор речь шла лишь о честных выборах, необходимости решать проблему трудовой миграции, развитии страны и проч.

Отметим также, что судить о том, насколько широки ряды оппозиционеров «Группы 24», не представляется возможным.

«Фергана.Ру» продолжает следить за событиями в Душанбе.

Международное информационное агентство «Фергана»



Адил Тойганбаев. Судьба Украины
2014-10-10 11:06 Адил Тойганбаев


Адил Тойганбаев. Фото предоставлено автором

Об Украине мы знаем примерно столько же, сколько знали об Америке жители доколумбовой эпохи. А знали они не так уж мало - им было точно известно, например, что там живут индусы, правят ими раджи и моголы, на лбу они рисуют тайные знаки (с этим они вполне угадали), что это страна несметных сокровищ, слонов и Тадж-Махала… В общем, знали они достаточно, только мир оказался существенно больше их представлений. Кто сказал, что у нас не так?

По Украине у нас даже не заблуждения, а скорее уверенное незнание. Политическая мифология, пересказанная с третьих источников. Может, у них есть свои мотивы рассказывать сказки, но у нас-то какие основания их слушать?

Начинается все с самого элементарного. Вот, например, СМИ пишут о «конфликте на Юго-Востоке», воспроизводя лживый шаблон агитпропа. Не проще ли посмотреть на карту, чтобы убедиться: Донецк и Луганск - это с географической точки зрения классический Восток, без всякого «юга». Но в политике не бывает мелочей, и каждая мелочь - неслучайна.

Далее. Откуда там взялось оружие? В марте мы видели на уличных митингах несколько сотен суровых людей в спортивных штанах, объединенных грандиозной целью - нежеланием учить украинский язык. Пафос их борьбы был понятен, потому что ни за что человек не воюет так отчаянно, как за собственное безделье и невежество. Но уже в апреле у них оказывается оружие, включая бронетанковое и высокоточное противовоздушное. Оно откуда прилетело? Об этом нам не рассказывают, а между тем разгадка чудовищно близка.

Знаем ли мы, кто погиб в Доме профсоюзов в Одессе? Политические оппоненты действующей власти или же погромщики и убийцы, напавшие с огнестрельным оружием на мирную демонстрацию?

Ведь все сводится к тому, что Украина - не просто региональный конфликт. Не Абхазия и не Нагорный Карабах. Драматизм ситуации намного выше и сама ситуация эта касается всех, и на постсоветском пространстве, и в Америке,и в Европейском союзе.

Почему так произошло? Сначала надо кое о чем напомнить.

В самом начале девяностых именно Украина, и никто другой, удалила с карты мира Советский союз. Уход Прибалтики неспособен был сдетонировать такое огромное имперское пространство, он мог только незначительно и несущественно его сократить. Разговоры о том, что республики цивилизованно развелись, уместны исключительно на светских раутах, там, где не принято хорошо помнить историю. Там их, собственно, и ведут. Но мы помним, что «цивилизованный развод», Беловежская пуща и СНГ стали спешно смонтированной декорацией исторической неизбежности.

1 декабря 1991 года на общенациональном референдуме за независимость Украины проголосовало более 90 процентов при явке в 84 процента. Меньше месяца оставалось до Беловежья, где украинское руководство принципиально отказалось от рассмотрения любых, даже самых фиктивных вариантов сохранения единой страны. То, что СССР неспособен существовать без Украины, оказалось жизненной правдой, а не личной блажью Збигнева Бжезинского.

И это означало слом цивилизации и начало новой, хотя происходило все буднично и даже обыденно. Видимо, только сейчас это становится понятно. Но наша собственная независимость 16 декабря 1991 года свалилась не с горных вершин и случилась не просто так. Если мы патриоты своей земли и патриоты исторической правды, то мы обязаны признать, что она пришла к нам вследствие украинского референдума также. Значит, это и наша тема.

Неслучаен сегодняшний конфликт Украины с теми политическими силами, которые ставят на возрождение СССР. Это даже не политическая месть (все серьезнее), это повторение конфликта на новом витке исторической спирали. Но и здесь присутствуют преувеличения, пропагандистские мифы и откровенный обман.

Говорят, ту империю «американцы развалили». Так принято говорить - и понятно почему. На самом деле факты этому полностью противоречат.

1 августа 1991 года, накануне самого развала, в Верховной раде УССР выступал Джордж Буш (старший). И это была не просто протокольная речь вежливого гостя. Буш откровенно поучал украинцев, как и с кем им необходимо строить свое будущее.

Это был категорический отвод «независимой Украине». Американский президент однозначно сказал, какой вариант развития поддерживает его страна. Только обновленный СССР, в котором «республики скорее соединят большую автономию с большим добровольным взаимодействием — политическим, социальным, культурным, экономическим, чем будут преследовать безнадёжный курс изоляции». Безнадежный! Это словно специально написано для любителей теорий заговоров.

Речь старшего Буша против сепаратизма повторяет (а на самом деле предваряет даже) тезисы сегодняшних поклонников советской империи. Выбор национального суверенитета - «ложный выбор». Советское руководство «достигло поразительных вещей». И главное - мы «не станем помогать тем, кто продвигает суициидальный национализм». Дополнительной пикантности придавало то, что по признанию помощников, само определение про суициидальный национализм старший Буш дописал сам.

Скажут: «это просто слова». Да, конечно, американцы могут действовать, открыто не высказывая антипатий, но никогда не действуют вопреки уже высказанным антипатиям.

Для советского патриота просто позорно признать, что его страну развалила не всемогущая Америка, а «всего лишь» республика Украина. Но в глубине души он прекрасно знает, что это так. А назначать себе во враги Соединенные штаты - попытка самоутвердиться, сильно преувеличивая собственное значение. Обычно так ведут себя мелкие диктаторские режимы Латинской Америки и Африки, страдающие не только нищетой, но и комплексом неполноценности.

Для чего эти долгие предисловия? Дело в том, что стратегическое значение Украины намного выше регионального, а ее судьба непреклонно вписана в нашу собственную. Мы все еще мыслим стереотипами о том, что лучше всего стабильность и спокойствие, пусть и любой ценой. А всякие потрясения и перемены только к худшему. К сожалению, это наша общая боязнь Времени и его неизбежности. И все мы разделяем опасения радикальных исторических перемен, в том числе и наш Президент.

Что говорит Нурсултан Назарбаев? «Предположим, что мы законодательно запретим все языки, кроме казахского. Что нас тогда ждет? Судьба Украины. Нужно ли насильно всех привести к казахскому языку, но при этом в кровопролитии лишиться независимости, или благоразумно решать проблемы? Вопрос в этом. Что мы выбираем? Поэтому я считаю, что в этом вопросе необходимо терпение».

Мы не против выдержки и терпения, но и терпеть можно далеко не все.

Идея, что в Украине были запрещены все языки, кроме украинского, что и привело к кровопролитному конфликту, стараниями СМИ (в том числе и наших казахстанских) стала общим местом. Она повторяется к месту и ни к месту, причем повторяется некритично. А казахам следовало бы подробнее узнать о том, как обстояла все годы независимости тамошняя ситуация с языками.

А обстояло все примерно так же, как и с предполагаемой Индией в Америке. Значительная часть страны вообще была строго русскоязычной, и в обществе в целом утверждалось жесткое одноязычие. Русскоязычное. Это касалось и прессы, и даже заседаний парламента. Причем русский язык не имел до последнего времени никакого юридического статуса, но де-факто оставался государственным. Уже при Януковиче был принят скандальный законопроект Кивалова-Колесниченко, касающийся «региональных» языков, а по сути отстаивающий право граждан не знать и не пользоваться украинским. Борьба за «второй государственный» русский была насквозь лицемерна: борцы не выучили первый.

Гуманитарные организации могли только составлять списки наглых и противозаконных действий правящей элиты, медиа-императоров и даже силовиков. В роликах Ютуба милицейские чины отказывались «говорить на вашей собачьей мове», и это было повсеместно. Значительная часть высшего чиновничества (включая министров) родилась и сделала карьеру в РФ. А премьер Азаров с его лингвистическими экспериментами даже вошел в историю. И на этом фоне говорить о насильственной украинизации? Проблема этих людей была в том, что украинский язык вообще существовал, сам этот факт был для них возмутителен. Так же как и говорящие на нем - они, национальная история и символы были объектом лютой ненависти тех, кто ходил под красными флагами и водил хороводы у памятников Ленину. Таких немало и логика их поведения везде одинакова, в той же Прибалтике они ведут себя так же. И это никакие не борцы за русский язык, изъясняется эта публика больше похабным лаем и междометиями. Не было борьбы за русский язык, была борьба против украинского. И это совсем разные позиции.

Неверно было бы проводить здесь этническую черту - большая часть русских в Украине стала естественной частью гражданского общества, патриотами Украины. Мы видим, какие настроения доминируют в традиционном русском поясе - Днепропетровске, Николаеве, Херсоне, Харькове, Одессе. Какие политические силы выигрывают там выборы.

Еще раз про язык: даже в сегодняшней «бандеровской» Украине многие министры и губернаторы не владеют украинским (как министр внутренних дел Арсен Аваков), русский присутствует в телевещании и все украинские ведущие сайты двуязычны. Много говорю об этом, учитывая, что наше общество позволило себе быть настолько обманутым. И ведь мы будем теперь у себя дома опасаться громко говорить на родном языке, ссылаясь на то, что «на Украине до войны довели». До войны довела терпимость ко злу, неправедная деликатность к нему, неготовность жестко и четко проводить государственную языковую политику. Да и некому этим было заняться. У нас - есть кому. Мы не должны повторять чужих ошибок, особенно настолько наглядных.

Когда мы опасаемся «судьбы Украины», мы забываем о намного худших вариантах. Мне всегда казалось, что нет хуже судьбы Кувейта, пресыщенного изобилием и спокойствием, но павшего жертвой агрессии за несколько часов. Чем плоха украинская судьба, если она вызывает к жизни массовый героизм и гражданскую активность? Могут ли казахские патриоты не мечтать о судьбе нации, которая не боится быть сильной?

Истеблишмент и в Киеве, и в Москве, и в Астане точно не в восторге от того, что гражданское общество становится непосредственным субъектом политики, сует депутатов в мусорные контейнеры и организует сотни добровольческих батальонов взамен неповоротливой машины государственной армии. Формирует вооруженную нацию, которую не смерить чиновничьим высокомерием. В этих действиях много поспешного, грубого и наносного - но кто довел людей до того, что они предпочитают говорить на языке гнева? Или мы тоже считаем, что народ будет молчать вечно?

Это не так, и судьба Украины - первое из доказательств неизбежности нашей собственной Судьбы. Политик должен осознать все величие и непреклонность фразы: воля нации - это воля Бога. Но при этом помнить о мусорном баке.

Скажут о наших партнерских обязательствах. Да, мы должны уважать данное слово и учитывать интересы своих союзников. Но все же неправильно представлять сегодняшнее противостояние как конфликт Украины и России. В Донецке действительно многие продолжают жить в советской стране. Но ведь одновременно десятки тысяч россиян выходят на улицы Москвы с украинскими флагами, и это верно - пропагандистская шелуха не отменяет факта, что речь идет о братском народе. Это и не конфликт элит. Путин и Порошенко обязательно помирятся, но тогда нелепо будут смотреться те, кто сделал ставку на их непримиримую войну и жестко отвел себе место в одном-единственном лагере.

Адил Тойганбаев, лидер Казахского Национального Конгресса

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное