← Январь 2009 → | ||||||
1
|
||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Новости Центральной Азии
Россия: Губернатор Свердловской области призывает совсем отказаться от трудовых мигрантов «Нам нужно отказаться от квот по миграции. Даже 50 тысяч не надо. Я готов завтра же такое письмо подписать», - заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель на заседании антикризисной комиссии в Екатеринбурге 26 января 2009 года. Губернатор убежден, что ситуация с безработицей в регионе будет ухудшаться: не исключено, что сокращению подвергнут около 200 тысяч человек. Отказ от мигрантов власти мотивируют желанием сохранить рабочие места для местных жителей, комментирует заявление Э.Росселя сегодняшняя газета «Труд». Работодатели области подали заявку на привлечение в этом году 220 тысяч мигрантов. Но губернатор урезал квоту до 130 тысяч человек, а теперь готов вовсе отказаться от привлечения иностранной рабочей силы. Интересно, что заявление Эдуарда Росселя прозвучало практически сразу же после его возвращения из Узбекистана, где он побывал в составе официальной делегации вместе с президентом России Дмитрием Медведевым. По некоторым данным, российская и узбекская стороны обсуждали в Ташкенте и вопросы регулирования трудовой миграции. Как считают некоторые эксперты, массовое возвращение узбекских гастарбайтеров домой может существенно осложнить социально-экономическую ситуацию в этой среднеазиатской республике. «Труд» отмечает, что работы в регионе в самом деле не хватает, и все больше людей соглашается на низкооплачиваемую работу. Издание цитирует слова консультанта по подбору персонала кадрового центра «Метрополис» Татьяны Кохан. Она сообщает, что на самом популярном в Свердловской области ресурсе с вакансиями на 5 тысяч вакансий в настоящее время приходится 19 тысяч резюме. «Не исключено, что рабочие места, на которые раньше брали гастарбайтеров, теперь будут занимать жители региона», - говорит Татьяна Кохан. Она также отмечает, что сейчас многие стройки в Екатеринбурге заморожены на неопределенное время. А директор екатеринбургского агентства «Кадровые технологии» Марина Нифантова уверена: сокращение квоты проблему не решит. Жители региона пойдут на низкооплачиваемые должности лишь в том случае, если будет безвыходное положение, или же с условием, что их труд будет правильно организован. Например, появятся спецтехника и новая форма. Однако и на это работодателю нужны деньги. «Конкуренцию гастарбайтерам сейчас могут составить жители областных городов и поселков, где были градообразующие предприятия, которые закрылись, или где прошли масштабные сокращения и работать больше негде, - замечает Марина Нифантова. - Такие люди будут согласны работать сутками или вахтовым методом». Мигранты, пишет «Труд», занимают в Екатеринбурге более активную, чем в других регионах, социальную позицию. Права мигрантов нарушаются повсеместно, но здесь они открыто заявляют об этом, обращаются в суды и даже устраивают митинги и забастовки. Так, в июле 2008 года здесь бастовали казахские мигранты, строящие четвертый энергоблок Белоярской АЭС, и строители-турки, приехавшие в Россию по туристической, а не по рабочей визе. В ноябре прошлого года забастовку объявили 300 мигрантов из Таджикистана и Узбекистана, которые более десяти дней просидели на стройке в центре Екатеринбурга. Всем им не платили зарплату по два-три месяца, для многих забастовка окончилась высылкой из России. Более того, именно в этом регионе инициативная группа заявила о создании первого в России профсоюза трудовых мигрантов. Его основной задачей должна была стать защита прав мигрантов. Инициатором создания профсоюза стали не сами трудовые мигранты, а Федерация профсоюзов Свердловской области. Правда, пока профсоюз так и не появился. По словам председателя совета региональной общественной организации «Общество таджикской культуры «Сомон» Фаруха Мирзоева, «переговоры идут». Но очень сложно создать профсоюз, где будут состоять работники разных сфер деятельности, тогда как большинство профсоюзов созданы именно для того, чтобы объединять работников одной отрасли. Источник - Труд, N14, 28.01.2009, с.16
О национализме и ксенофобии в Узбекистане: «Пятиминутки ненависти» стали «десятиминутками» Фото автора Красивое здание в стиле восточного зодчества с резной деревянной колоннадой и двумя куполами небесно-голубого цвета. Перед ним – цветы и деревья, позади него - живописный изгиб реки (ее специально изогнули таким образом, чтобы она образовывала петлю). Место, где душа расслабляется и настраивается на любование прекрасным видом. Все здорово, если не знать, что именно здесь, в Музее памяти жертв репрессий, расположенном в северной части Ташкента, вот уже больше восьми лет в организованном порядке проводятся «пятиминутки ненависти» по отношению к России и всему от нее исходящему. Основная часть мемориального комплекса была сооружена в 2000 году по инициативе и под руководством президента Ислама Каримова, о чем повествует англоязычная надпись на гранитной стеле, выполненная позолоченными буквами, правда, с грамматической ошибкой. Общий замысел - его же. Сюда, в Музей памяти жертв репрессий, регулярно приводят на экскурсии школьников, студентов, учителей, врачей, солдат, курсантов, милиционеров и служащих со всех областей Узбекистана. Среди экспонатов - фотографии, выписки из документов, старые газеты, географические карты, сабли, ружья, винтовки, плетки, печатная машинка, граммофон, книги и прочие предметы быта. Экспозиция составлена так, чтобы вызвать чувство праведного гнева по отношению к злобным русским захватчикам и угнетателям. Во время моего первого посещения музея женщина-экскурсовод даже стеснялась читать мне свою лекцию, неловко улыбалась и смягчала выражения. Что касается посетителей-узбеков, то, получив отмеренный заряд ненависти и пропитавшись им на всю катушку, они покидают музей едва ли не со стиснутыми зубами. Это я тоже ощутил на своей шкуре: по залу передвигалась группа каких-то курсантов из Ферганской долины, так вот ближе к концу экскурсии они дружно принялись метать на меня злые и воинственные взгляды. В 2008 году глава узбекского государства решил, что все это хорошо, но как-то недостаточно. К празднику Независимости здание было расширено. Его площадь увеличили в два раза, приделав еще один зал, и, соответственно, еще один купол, так что здание музея стало о двух головах. Соответствующим образом возросло и количество экспонатов. Согласно музейной экспозиции, история репрессий и мученичества на территории современного Узбекистана начинается в 1717 году – с памятного похода в Хиву отправленной Петром I экспедиции князя Бековича-Черкасского (с которого негуманный хан Ширгази приказал содрать кожу). Затем следует 140-летний перерыв до 1860-70-х годов, то есть до времени завоевания Российской империей Кокандского ханства и отдельных частей Хивинского ханства и Бухарского эмирата, после чего «репрессии» снова возобновляются. С тех пор, по убеждению создателей музея, для населения Средней Азии настала нестерпимо плохая жизнь. О том, что люди тогда непрерывным потоком перетекали из Бухары и Хивы на территорию Туркестанского края – под юрисдикцию царской администрации, как сегодня из Афганистана, Пакистана, Турции и прочих азиатских стран они всеми силами стремятся просочиться в Европу или Америку, а из Узбекистана и Таджикистана в Россию, - об этом в музее, понятно, не говорится ни слова. Далее повествуется о подавлении андижанского восстания (нет, не 2005-го, а 1898 года, во главе с Мадали Дукчи-ишаном), а также джизакского восстания 1916 года. В отличие от аналогичных событий современности оба они описываются в весьма сочувственных тонах (тут я не могу удержаться и не заметить, что в отличие от Тамерлана башен из голов восставших тогда никто не складывал). После этого происходит плавный переход от эпохи колониализма к ужасам советской власти. Уничтожение Кокандской автономии, процесс антисоветского правотроцкистского блока, коллективизация, ссылка узбеков на север, а корейцев, немцев, поляков – в Среднюю Азию. Страшный, без всякого преувеличения, период истории и, с точки зрения документации происходящего, показан практически адекватно, за исключением одного обстоятельства, о котором я скажу дальше. Отмечу, что после расширения музея его экспозиция немного изменилась (см. статью «Ферганы.Ру» за 2006 год). Куда-то исчезла воссоздающая мрачную атмосферу сталинского времени камера НКВД в натуральную величину, с восковыми фигурами следователя-нквдэшника и арестованного (вероятно, во избежание ненужных ассоциаций). Зато в середине первого зала появился большой автомобиль - недоброй памяти «черный воронок» с выкрашенными в ярко-красный цвет колесами. Кульминация советского периода – так называемое «хлопковое дело». Надписи на стендах гласят, что в это время были арестованы десятки тысяч честных сынов Узбекистана. После этого наступает независимость, ознаменованная приходом всеобщего счастья. Ни о каких репрессиях в современный период, понятное дело, не может быть и речи. Наставшему благоденствию, а также историческим личностям, заслужившим право быть увековеченными в Музее памяти жертв репрессий, посвящена основная часть экспозиции последнего зала. Историческую преемственность олицетворяет четверка великих: захватчик и империалист Тимур, захватчик и империалист Бобур, хорезмский принц Джалалиддин Мангуберды и нынешний президент. По степени великости, последний, конечно, самый-самый: в общей сложности я насчитал в музее больше двух десятков изображений Ислама Абдуганиевича Каримова, и лишь с десяток - Тамерлана. Конечно, с точки зрения исторической объективности, да и просто здравого смысла, к экспозиции музея можно было бы предъявить большие претензии. Скажем, если уж говорить о жертвах репрессий, то говорить обо всех. Но заметьте - не только здесь, но и во всем Узбекистане нет ни одного монумента, памятника скорби или хотя бы памятной доски жертвам завоевателей, которые шесть веков назад после неоднократных попыток овладеть Хорезмским государством, наконец, захватили его, жителей частью перерезали, частью угнали в рабство, а его столицу Ургенч по приказу своего правителя попытались сравнять с землей и засеять ячменем. В стране нет ни одного монумента и жертвам тех захватчиков, которые столетием позже вторглись с севера и разграбили Самарканд и другие города Средней Азии, после чего край на долгие века погрузился в пучину беспросветного варварства. Напротив, эти деяния в современном Узбекистане считаются самыми что ни на есть похвальными и достойными подражания. К примеру, завоевателю, прославившемуся не только своими ратными подвигами, но и нечеловеческой жестокостью, тому самому, который при завоевании Исфизара, города в Афганистане, соорудил башню из двух тысяч живых людей, переслоенных битым кирпичом и глиной, или построил в восставшем Исфагане башни из 70 тысяч голов, или приказал похоронить живьем 4 тысячи человек после взятия Сиваса в Малой Азии, или приказал убить 100 тысяч индийских пленников, тому, о котором его современники говорили, что он уничтожил мусульман больше, чем кто-либо в мире, сегодня в Узбекистане воздвигают памятники, открывают в его честь музеи, переименовывают улицы, на государственном уровне празднуют день его рождения, помещают его изображения на бумажные купюры и даже в Музее памяти жертв репрессий (нет, не в качестве кровопийцы и душегуба). Другими словами, осуждением захватнических войн вообще, приводящих к массовым жертвам по определению, в этом музее даже не пахнет. Указ генерал-майора М.Черняева, изданный вскоре после взятия г. Ташкента: «По повелению Великого Государя, я, назначенный губернатором Туркестанской области, объявляю: Дела решать по магометанскому закону и стараться водворять спокойствие в народе. Магометанские обряды исполнять и в положенное время молиться Богу в мечетях. В большом училище муллам учить вере и законам. Детям непременно ходить в школы и если они будут нерадивы, то муллы должны их наказывать и принуждать учиться, а отцов и матерей, которые не будут отдавать в школы своих детей, подвергать наказанию по шариату. Все люди, которые занимаются мастерством, должны и продолжать заниматься им, торговый народ должен заниматься торговлей, а земледельцы должны обрабатывать землю. Улицы должны чистить и на улицу ничего не бросать. Магометанам, согласно их закону, не дозволяется пить вино, бузу и играть в кости. Все дела, противные вере и законам, не делать, и проценты за занятые деньги в мечеть доставлять своевременно. Все должностные лица не должны брать взяток за решение дел. Строго запрещается обвешивать на весах и делать с мальчиками мужеложство. Казы ислам, казы калам и казы каза и муфтий не должны решать дела по своему произволу, а должны решать дела, как повелевает шариат. Если кто-либо решит дело без шариата, тот будет удален от должности. На улицах не драться и не кричать, а если будут ссориться и кричать, то будут виновны. Казы исламу за венчание давать по два рубля, а раису по одному рублю, так, как следует по шариату, в противных же случаях ничего не давать. За приложение печатей ничего не брать. Если вы будете исполнять все вышеописанное, то земли, сады и имущество ваши будут в вашем владении. Детей ваших в солдаты и казаки брать не будут, и в ваши дома не будут ставить солдат для постоя. Сами же солдаты не имеют права входить в ваши дома, и если они войдут, то представлять их к начальству. Генерал-майор Черняев 1865 г.» Заметьте, я вовсе не утверждаю, что завоевание Средней Азии Российской империей было безусловным благодеянием для народов региона (хотя в истории случается и такое). Я просто хочу сказать, что данная волна завоевателей, во-первых, была далеко не единственной за последние несколько столетий, и, во-вторых, не самой худшей. Во всяком случае, резня при взятии Геок-Тепе является, скорее исключением, чем правилом (для беспрестанно воевавших между собой среднеазиатских государств подобное дело вообще было естественной нормой). Поэтому, упоминая вторгавшихся в регион захватчиков и жертв их «репрессий», надо быть честным: или перечислять всех, не выделяя никого (все хороши) или не акцентироваться на вопросе их этнического происхождения. Далее. При всех ужасах коммунизма в Музее памяти жертв репрессий коммунизм как таковой, как преступный тоталитарный режим, вовсе не осуждается. И, - это и есть то, о чем я хотел сказать, говоря о периоде советской власти, - несмотря на то, что устанавливали его не только русские, но и активно действующие представители среднеазиатских народностей, о местных коммунистах в музее говорится мало или почти ничего. Причина проста: упоминания об узбекских коммунистах смазывают стройную картину того, что «во всем виноваты русские». Что касается осуждения коммунизма в целом, то здесь все еще проще: следующим шагом в этом направлении могла бы стать люстрация, то есть запрет всем бывшим коммунистам, а также штатным и добровольным сотрудникам спецслужб (пособникам преступного режима) занимать государственные должности. А в Узбекистане вся правящая верхушка – сплошь бывшие чекисты и коммунисты. Поскольку временной период, охватываемый экспозицией Музея памяти жертв репрессий, очерчен четкими рамками – Средняя Азия в составе России-СССР – то получается, что вопреки названию, это музей не памяти жертв репрессий вообще, а исключительно тех, что были во времена русских. Но почему же только их? Разве наибольший ущерб городам и селениям Средней Азии нанесли именно русские? Разве это они оставили после себя развалины мертвых городов? Интересно, как бы отреагировал Каримов, если бы аналогичный музей открыли таджики и принялись проводить в нем уроки ненависти по отношению к монгольским и тюркским захватчикам? Почему бы не сказать правду? Да, и при царе, и в советское время были и репрессии, и ужасы. Но в том-то и неоднозначность данных двух эпох, что было не только это. Помимо упомянутой отмены рабства в обязательном порядке было введено медицинское обслуживание населения, всеобщее и высшее образование (при поступлении в вузы национальные кадры получали приоритет), пенсионное обеспечение, женщины получили равные права с мужчинами, работающие люди – бесплатное жилье. «В каждой послевоенной пятилетке вводилось в строй около 100 промышленных объектов. К 1985 году в республике уже имелось более 1500 производственных и научно-производственных объединений, комбинатов и предприятий. Выпуск промышленной продукции, по сравнению с 1941 годом, увеличился в 21 раз». Это цитата не из советского, а уже из нового учебника истории Узбекистана для вузов, изданного в 2002 году. В советский период под лозунгом развития национальных окраин стремительно осваивались степи и пустыни, возникали поселки и новые города, которые и сегодня являются основой и опорой промышленности Узбекистана: Ташкент (часть, определяемая как «Новый город»), Фергана, Чирчик, Ангрен, Алмалык, Бекабад, Нукус, Навои, Учкудук, Зарафшан. В подобных масштабах вливания средств, материалов и специалистов в экономику республики не будет уже никогда. Советское время, несмотря на десятки, а возможно и сотни тысяч безвинных жертв, одновременно было и периодом наивысшего развития Узбекистана. Парадокс, но нередко бывает и так. Достаточно сравнить Узбекистан с соседним Афганистаном, когда-то находившемся на том же уровне развития и вы увидите, что общие результаты колониализма оказались не самыми плохими: страна сдана в гораздо лучшем состоянии, чем была получена. Но говорить об этом сегодня в Узбекистане нельзя: это противоречит провозглашенной Каримовым идеологии национальной независимости, согласно которой до его прихода к власти все было очень плохо. Впрочем, объективность в Узбекистане больше никого не интересует, тем более, историческая. О какой объективности может идти речь, если Ислам Каримов, к примеру, сказал, что Ташкенту 2200 лет и все тотчас дружно с этим согласились, невзирая на достаточно спорные научные данные. Суть дела в культивируемом на государственном уровне национализме - составной части идеологии национальной независимости. Тенденциозная экспозиция музея – лишь частное проявление политики последовательного воплощения в жизнь лозунга «Узбекистан для узбеков». Переименовываются улицы с «неузбекскими» названиями, сносятся памятники неузбекам – не только этническим русским, но и таджикам, казахам, уйгурам, татарам, корейцам и так далее. Все это делается тихо и, по возможности, без огласки, но непрерывно. В библиотеках уничтожаются книги на русском и таджикском языках, почти вся русская классика. Преподавание русского языка в школах сокращено до минимума несмотря на жизненно необходимую потребность в его изучении. Мелкое, подленькое, но целенаправленное стирание следов русского и другого инородного присутствия в Узбекистане – это показатель истинного отношения Ислама Каримова и его сподвижников к России и русскоязычным гражданам Узбекистана, а шире – ко всем неузбекам, формально являющимся такими же гражданами страны («все равны, но некоторые равнее»). Рассказывают, что однажды в частном разговоре Каримов заявил, что сам он все понимает, но вынужден навязывать культ Тимура и придумывать героическую историю узбекского народа, поскольку в реальности позади «черная дыра», провал. А народу, дескать, необходимо на что-то опереться. Тем не менее, если не углубляться в мотивацию всего этого, а просто называть вещи своими именами, то происходящее является не чем иным как разжиганием национальной розни и ненависти большей части граждан страны по отношению к меньшей - к национальным меньшинствам, «чужакам». А Музей памяти жертв репрессий – место, где градус разжигания этой ненависти достигает наивысшего накала. Любопытно, что после андижанских событий мая 2005 года Каримов из-за поддержки Путина на некоторое время прекратил свои демонстративные выпады в отношении русских. Однако, укрепившись и глядя, как возле него увиваются американцы и европейцы, вновь взялся за свое. Расширение Музея памяти жертв репрессий, перенос памятника кузнецу Шамахмудову и его семье из центра Ташкента на окраину столицы, снос памятника Гагарину в Самарканде, переименование улицы Пушкина и еще нескольких десятков улиц, названных в честь этнических русских, казахов, корейцев, выход из ЕврАзЭС, отказ в аккредитации представителя Хьюман Райтс Вотч на том великолепном основании, что он русский, демонстративное пренебрежение последним саммитом СНГ, и, одновременно с этим, непрерывные речи американцев о великом прогрессе в области прав человека в Узбекистане – все это кусочки единой мозаики. Главное здесь то, что еще полтора-два года назад все это было невозможно. При всем этом особенного национализма в Узбекистане как раз нет, во всяком случае, на бытовом уровне он практически не ощущается. «Узбекских скинхедов», гоняющихся за русскими, здесь нет и в помине. Если вы заговорите по-русски с узбеком или таджиком, он тут же перейдет на ваш язык, не требуя, чтобы вы обращались к нему по-узбекски или по-таджикски. Сами люди не склонны проявлять нетерпимость по национальному признаку. Отсюда вывод: если национализм не разжигать искусственно, то он снижается до минимума. Все вышеупомянутые инициативы исходят непосредственно от самого Каримова и его ближайшего окружения. Но что плохого сделали русские лично ему? Вроде бы ничего – в 1989-м году даже назначили его руководить Узбекской ССР. В чем же дело? А дело, собственно, в том, что позарез необходим внешний враг, призванный выставить президента в роли героя-освободителя, который, подобно Данко, вывел узбекский народ из тьмы и привел в царство свободы. И чтобы всем стало ясно, какой он великий и вообще молодец. Ничего нового, все как в старой доброй Африке, где после ухода европейцев вожди местных племен бросились драться за власть, растаскивая и разворовывая все, что осталось, и не забывая громко обличать «проклятых колонизаторов». Что касается президента Узбекистана, то своими претензиями на звание Самого Великого (временами серьезно обостряющимися) он давно уже «достал» большинство соседей по региону. В отличие от России, их, правда, особенно не ругают и «пятиминуток ненависти» по отношению к ним не устраивают, но в то же время и не замечают, а если замечают, то с самой плохой стороны. Местным СМИ вот уже много лет запрещено рассказывать о Казахстане, Туркмении, Кыргызстане или Таджикистане, и лишь в редких случаях разрешается упоминать об их существовании. В этой связи вспоминается инсталляция Entropa, созданная чешским художником Давидом Черны и его друзьями для здания Совета Европы в Брюсселе, где страны ЕС были изображены в виде стереотипных представлений о них. Румынию мастера изготовили в виде замка Дракулы, Италию – команды футболистов, Германию – как пересечение автобанов в форме свастики, Голландию – затонувшей в море, откуда торчат лишь верхушки минаретов, Болгарию – заставленную турецкими унитазами, Францию – закрывшейся на забастовку. Символом Литвы стали несколько человек, нагло писающих в сторону России (на самом деле на территорию Белоруссии: с географией у авторов оказалось слабовато). Так вот, примерно в том же виде можно было бы изобразить и нынешний Узбекистан. Правда, писающая фигура была бы всего одна – Ислама Абдуганиевича. А мощная президентская струя устремлялась бы не только в сторону России, через казахские степи, но, образуя своеобразный фонтан, разделялась бы в воздухе по нескольким направлениям и орошала бы все прилегающие к Узбекистану страны… Олег Байрамов По мнению редакции «Ферганы.Ру» статья Олега Байрамова дает широкий простор для полемики. Мы приглашаем читателей подискутировать на эту тему. Комментарии можно оставлять прямо здесь.
Кыргызстан: Адвокаты осужденных ноокатских религиозных активистов рассказали о нарушениях в ходе следствия и суда 28 января на юге Кыргызстана в городе Ош адвокаты осужденных по ноокатскому делу провели пресс-конференцию, на которой рассказали общественности о нарушениях, допущенных правоохранительными органами в ходе оперативно-следственных действий и судебных разбирательств.
Напомним, согласно официальным данным, 1 октября 2008 года в Ноокатском районе Ошской области во время празднования праздника разговения Орозо айт, знаменующего окончание священного месяца Рамазан, произошли массовые беспорядки. Религиозные активисты и последователи запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», получив отказ от местных властей на проведение акции на центральной площади, забросали камнями здание районной администрации и применили насилие в отношении представителей власти. Впоследствии из-за беспорядков глава районной администрации поплатился должностью. В конце ноября Ноокатский районный суд приговорил 32 человека к различным срокам заключения от девяти до двадцати лет по обвинению по нескольким статьям Уголовного кодекса Киргизии, в том числе по статьям 174 («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»), 233 («Массовые беспорядки»), 341 («Применение насилия в отношении представителя власти») и другим. - Мы не согласны с вердиктами двух судебных инстанций по событиям 1 октября 2008 года в городе Ноокат Ошской области, - заявили адвокаты осужденных собравшимся на пресс-конференции, в числе которых были и родственники обвиненных в участии в беспорядках. - На наш взгляд, судьи выполняли заказ государства, поспешно осудив 32 человека по признаку религиозного экстремизма на большие сроки. Следствие проведено поверхностно, а суды - районный и областной - в кратчайшие сроки вынесли решения, устраивающие органы власти. По мнению адвокатов, до сих пор не реконструирована правдивая картина произошедшего в городе Ноокат 1 октября прошлого года, в день религиозного праздника Орозо Айт. (Напомним, что свою попытку сделать это представили на днях правозащитники из московского центра «Мемориал».) - Недовольство толпы вызвали действия органов власти, не сумевших или не захотевших договориться с устроителями праздника о месте проведения мероприятий, - подчеркнула адвокат Айсалкын Карабаева. - Люди семьями приехали из окрестных сел, чтобы развлечься и отведать угощения, как им было обещано. Вместо этого их заставили перемещаться по городу в поисках уголка для отдыха. Возбужденная толпа пришла на площадь, к которой уже были стянуты сотрудники правоохранительных органов. После первых же камней, брошенных кем-то из подростков в сторону здания администрации, милиция набросилась на собравшихся. Избивали всех подряд: женщин, детей, стариков. - Совет правозащитников при Омбудсмене республики, в заседании которого я участвовал, на основе собранных сведений констатировал, что нарушения прав обвиняемых начались с первых же часов массовых арестов, - сообщил адвокат юридической конторы №5 Нурдин Чыдыев. - В районный отдел внутренних дел людей доставляли семьями, с несовершеннолетними детьми, вытаскивая их из дома в ночное время. Милиция останавливала на улицах молодежь и женщин в платках, запугивала их тем, что они есть в «черных списках», поэтому могут быть арестованы, забирала у них деньги или женские украшения, обещая за это удалить их имена из списков.
- Список обвиненных и позже осужденных до сих пор вызывает сомнение,- утверждает адвокат Улугбек Усманов. - Из 32-х человек только четверо попали в видеоматериалы, отснятые шестью камерами с разных точек центральной площади. Следственные органы не стали утруждать себя поисками людей, принявших активное участие в беспорядках. Свидетелями выступили сотрудники правоохранительных органов, затруднявшиеся опознать людей, против которых давали показания. Свидетелей, представленных адвокатами и родственниками осужденных, суды первой и второй инстанций не пустили в зал заседаний. А показания тех, кто смог попасть на судебные разбирательства, не были приняты во внимание. - Мой сын в тот день находился у родственников на поминках, где его видело множество людей, - рассказывает мать Алмазбека Асанова. - Его осудили как одного из организаторов беспорядков, несмотря на свидетельские показания в ходе следствия и готовность людей выступить в суде. Причем по делу Акматжана Исакова, к примеру, свидетелями проходили работники местных органов власти и сотрудник службы национальной безопасности, утверждавшие, что в день беспорядков видели его в другом городе - Кара-Суу, расположенном в шестидесяти километрах от Нооката. Однако эти доказательства не были учтены судами двух инстанций. «Создалось впечатление, что в результате массовых облав задержанными оказались не подлинные зачинщики беспорядков, а простые обыватели, привлеченные заманчивыми призами и угощениями, которые обещали организаторы празднования», - подчеркивает в своем обращении к президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву, омбудсмену Турсунбеку Акуну и генеральному прокурору республики Эльмурзе Сатыбалдиеву общественное объединение «Психическое здоровье». Такой же точки зрения придерживается и защита осужденных. - Большая часть осужденных - бедные и малообразованные жители района,- заметила адвокат Назгуль Суюнбаева. - Среди них есть лица с психическими расстройствами. По мнению адвокатов, осужденные испытали не только психологическое, но и физическое давление. Так, находившаяся на третьем месяце беременности Зарипа Абдукаримова потеряла ребенка. Кроме того, ее и еще одну подследственную - Лобархон Сайдарипову - до начала судебного процесса… обрили, что вызвало шок у их родственников: для мусульманской женщины быть обритой означает унижение и позор. Адвокаты считают, что уголовные дела были поспешно сфабрикованы, не всем обвиняемым предоставили возможность ознакомиться с ними. Даже защите в канун первого судебного процесса не дали времени на изучение документов, заявив, что те вникнут в суть рассматриваемых вопросов по ходу разбирательства. Их не сочли нужным поставить в известность и о времени оглашения приговора. - Судья Бакыт Сарыбаев объявил, что заключительный день судебного процесса переносится на завтра. Однако, по неведомым нам причинам, в десять часов вечера привозят обвиняемых и зачитывают приговоры. При вынесении вердикта присутствовали только те адвокаты, кто случайно узнал о продолжении заседания в вечернее время, - добавляет Назгуль Суюнбаева. - На изучение 32-х уголовных дел и принятие решений по ним районный суд затратил пять дней, а заседание коллегии областного суда, рассматривавшего апелляционные жалобы осужденных, продлилось всего полтора дня. По мнению защиты, столь короткие сроки, отведенные на «ноокатское дело», подтверждают особый интерес к нему со стороны государства и его желание выступить с позиции силы. - Общественность должна добиться пересмотра «ноокатского дела», потребовав создания общественных или депутатских комиссий. Иначе этот беспрецедентный для Кыргызстана судебный процесс, напомнивший сталинские судилища 30-х годов, может стать началом массовых репрессий в отношении членов различных мусульманских сообществ, что чревато взрывом недовольства на местах и ростом радикальных настроений, - резюмировали адвокаты. Гуля Файзуллина, фото Назгуль Бостонбаевой
Войска США в Афганистане будут обеспечены продуктами и медикаментами из Казахстана США планируют закупать в Казахстане значительную часть товаров для жизнеобеспечения международных войск в Афганистане, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на посла США в Казахстане Ричарда Хоугланда. «В ближайшем будущем мы планируем увеличить военный контингент в Афганистане на 32 тысячи человек, - сказал Хоугланд. - Чтобы реализовать это, нам нужно построить казармы для дополнительного контингента, военный персонал необходимо будет кормить, также нужны медикаменты и все остальное». Хоугланд напомнил, что Казахстан ранее поддержал соглашение о транзите через свою территорию грузов и товаров невоенного характера для поставок международным силам в Афганистане. «В рамках этого соглашения мы также предусматриваем закупку значительной части этих поставок в Казахстане», - сказал посол. Напомним, в настоящее время в Афганистане находятся свыше 67 тысяч иностранных военных из почти 40 государств мира. Как сообщает Reuters, первые партии новых подразделений, в частности - 3-й бригады 10-й горной дивизии, - уже прибыли на афганскую территорию и обосновались в соседних с Кабулом провинциях Логар и Вардак. Отметим, что типичная американская бригада состоит из 3500 солдат. В рамках расширения стратегии взаимодействия с местными системами управления представители новых воинских подразделений уже встречались с лидерами общин провинций Логар и Вардак.
Кыргызстан: Президент намерен обсудить «новый курс» на специальной встрече с журналистами Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев намерен 11 февраля этого года пообщаться с журналистами местных изданий. Об этом на встрече с руководителями СМИ сообщила глава секретариата президента Киргизии Оксана Малеванная. Как стало известно «Фергане.Ру», президент Кыргызстана намерен обсудить с журналистами свой «новый курс», о создании которого Бакиев заявил вчера в своем обращении к народу. «Новый президентский курс», по словам Бакиева, будет сформирован на основе пожеланий, поступивших от населения, политических партий, общественных организаций и других социальных институтов. Президент подчеркнул, что «любой голос, несущий конструктивные предложения, будет услышан, независимо от партийной принадлежности и политических предпочтений». По мнению наблюдателей, таким образом президент пытается как-то легализовать предпринимаемые властями шаги, или же разделить ответственность за сложную ситуацию в стране с другими силами, в том числе, оппозиционными. Начиная с третьего февраля все желающие СМИ могут направить главе государства свои вопросы. Из них предварительно будут отобраны только те, которые впоследствии будут заданы Курманбеку Бакиеву. Подобные условия «обсуждения» свидетельствуют о том, что беседы о «новом президентском курсе» в свободном формате не получится. Аналитики прогнозируют определенное повышение социального напряжения в стране весной текущего года. Данный прогноз обоснован активизацией оппозиционных структур, большая часть которых объединилась под лозунгом отставки главы государства. Вероятно, что последние кадровые перестановки в высших эшелонах власти и другие шаги президента представляют собой попытку предупредить неподконтрольное развитие ситуации.
Кыргызстан: Правительство предъявило канадскому золотодобытчику претензии на $15 млн. 28 января в здании Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) состоялась встреча заместителя спикера Кубанычбека Исабекова с руководством золотодобывающей компании «Кумтор». Как сообщает пресс-служба парламента, на встрече присутствовали представители Государственного комитета по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, социального фонда, аппарата правительства Кыргызстана. Напомним, золоторудное месторождение «Кумтор» разрабатывается канадским инвестором по генеральному соглашению от 1992 года, по которому Кыргызстан получал семьдесят процентов прибыли от добычи золота. Но в 2003 году правительство Кыргызстана под руководством Николая Танаева пошло на создание компании «Центерра Голд Инк.», в результате чего Киргизия стала владеть всего тридцатью процентами акций «Центерры». Затем, после очередных решений правительства Танаева, у страны осталось чуть более пятнадцати процентов акций компании-золотодобытчика. После событий марта 2005 года новые власти Кыргызстана инициировали переговоры с канадцами, желая исправить ситуацию. По новому соглашению, которое до сих пор не ратифицировано, доля акций Кыргызстана в «Центерре» возрастает почти в два раза. На сегодняшней встрече вице-спикер Кубанычбек Исабеков заявил, что у правительства Кыргызстана есть претензии к компании «Кумтор» на сумму более 15 млн. долларов в виде налогов и платежей. Впрочем, по словам заместителя председателя Госкомитета по налогам и сборам Жениша Эшенкулова, данная сумма была обжалована руководством «Кумтора», и только после того, как 30 января специальная комиссия даст свое заключение, можно будет говорить о том, должен ли золотодобытчик внести доплату в госбюджет и, если да, в каком размере. Напомним, что в течение января 2009 года Жогорку Кенеш намерен рассмотреть законопроект о национализации «Кумтора». По сообщению пресс-службы киргизского парламента, данный вопрос включен в повестку дня работы палаты.
ЕврАзЭС: Главное – не питать иллюзий Фото © «Фергана.Ру» 27 января в Московском Центре Карнеги прошел семинар на тему «Евразийское экономическое сообщество: перспективы развития». На семинар был приглашен Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров, который начал с небольшого – минут на тридцать – доклада о том, чем занимается ЕврАзЭС. Из доклада стало ясно, что главное, чем сегодня озабочено ЕврАзЭС – это организацией Таможенного Союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном и выработкой Единого таможенного тарифа. Таир Мансуров рассказал, как трудно выработать единый таможенный тариф для государств с разноразвитой экономикой, тем более что тариф этот нужно согласовать для 12 тысяч наименований товаров. Так, например, если Белоруссия и Казахстан, не имея собственного автопрома, заинтересованы в минимальной пошлине на ввозимые автомобили, то Россия, желая поддержать отечественный автопром, хочет, чтобы пошлины эти были серьезно увеличены. К безусловным «плюсам» работы над Таможенным Союзом Т.Мансуров отнес создание наднационального органа – Комиссии Таможенного Союза. Генсек ЕврАзЭС напомнил, что раньше страны-члены организации противились созданию наднационального органа, соглашаясь только на координирующие структуры. Теперь же создана Комиссия, и предполагается, что ее решения будут обязательными для стран-членов Союза. Единое таможенное пространство, которое уберет таможенные посты с внутренних границ трех государств, начнет функционировать с 1 января 2010 года.
Таир Мансуров озвучил цифры роста товарооборота между странами-членами ЕврАзЭС: в 2001 году товарооборот составил 29 миллиардов долларов, в 2007-ом – 104 миллиарда долларов, а в 2008 – уже 135 миллиардов долларов. Таир Мансуров увидел в росте цифр явный признак того, что экономическое сотрудничество внутри ЕврАзЭС крепнет и ширится. Однако во время обсуждения эксперт Аждар Куртов заметил, что такой рост объемов торговли обеспечен всего лишь ростом цен на экспортируемые странами-членами ЕврАзЭС энергоносители. Если мы посмотрим динамику цен на углеводороды – а торговля внутри ЕврАзЭС, в основном, это торговля именно нефтью и газом, - то и получится тот блестящий прирост товарооборота, о котором говорил генсек ЕврАзЭС. Если же посмотреть на динамику торговли стран-членов ЕврАзЭС с государствами так называемого «дальнего зарубежья», то там рост товарооборота как раз, по мнению Куртова, довольно реален. Аждар Куртов задал вопрос о возможном скором вступлении Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), которое наложит на страну определенные и довольно жесткие обязательства. Очевидно, что членство в ВТО не может не отразиться на участии Казахстана в Таможенном Союзе, и не будет ли Казахстан поставлен перед выбором, в какой организации ему выгодней участвовать? В ответ Таир Мансуров улыбнулся: «Открою вам страшную тайну. Было решено, что после оформления Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана мы все вступаем в ВТО». Все оживились: «Это можно считать официальным заявлением?» Генсек с легким раздражением ответил: «В ВТО так быстро не вступают. С каждым государством отдельно отрабатывают и подписывают документы. Уже девятый год с Россией идут эти переговоры. Нет, официально в документе нигде не было заявлено о вступлении трех стран в ВТО, но тут, я полагаю, люди подготовленные… Я думаю, что будет именно так».
О том, как будет вступать в ВТО Белоруссия, у которой есть серьезные проблемы в отношениях с Европой, присутствующие обсуждать не стали. В ЕврАзЭС создана Комиссия, которая призвана заниматься урегулированием водных проблем в регионе. Желая коротко «пробежать» эту тему и не дать возникнуть вопросам, Таир Мансуров очень быстро и популярно объяснил суть непростой ситуации: в Узбекистане 50 процентов населения занимается сельским хозяйством, им нужна вода, а Таджикистану и Кыргызстану нужна электроэнергия (а нет ничего дешевле энергии падающей воды, объяснил Т.Мансуров), и эти страны давно уже хотят построить у себя ГЭС. «Эти проблемы мы решаем», - быстро сказал генсек ЕврАзЭС и перешел к вопросу продовольственной безопасности, которой, оказывается, пять лет не занимались. Однако «проскочить» водную тему не удалось. Сначала Мансурову задали вопрос, не обсуждался ли на ЕврАзЭС проект переброса части стока сибирских рек в Центральную Азию, активно лоббируемый мэром Москвы Юрием Лужковым. Мансуров улыбнулся: «Нет, не обсуждался». Потом корреспондент «Ферганы.Ру» задал вопрос: «Как ЕврАзЭС может пытаться решить водные проблемы, если Узбекистан вышел из ЕврАзЭС? Как эти проблемы можно решать без Узбекистана?» Генсек ЕврАзЭС с досадой сказал: «Узбекистан не вышел. Он приостановил свое членство, хотя в договоре пункта о приостановлении членства нет. Есть выход из организации или приостановление по принуждению, если государство не выполняет свои обязательства или не платит в течение года членские взносы. «Но Узбекистан заявил о приостановлении, и мы были вынуждены найти форму для оформления этого решения, поскольку само приостановление с точки зрения политического решения – прерогатива каждого государства, его суверенное право. Захотел – приостановил. Мы не осуждаем. Мы сожалеем. Но когда будет заседание Комиссии ЕврАзЭС по водным вопросам на уровне министров водного хозяйства, Узбекистан, конечно, примет участие. Потому что для них этот вопрос очень важен», - считает Т.Мансуров. Фраза «Узбекистан, конечно, примет участие» вызвала недоумение даже у ведущего семинара, члена научного совета Центра Карнеги Алексея Малашенко. «Так Узбекистан вышел или нет? – поинтересовался он. – Это допускается в ЕврАзЭС: захотел – вышел, захотел – снова принял участие? Что это, игра такая?» - Без комментариев, - выдохнул Таир Мансуров. – Одно могу повторить: мне очень жаль, что Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС. Но на этом тема выхода Узбекистана из ЕврАзЭС закрыта не была. «Насколько ценным было членство Узбекистана в ЕврАзЭС? – поинтересовались корреспонденты «Ферганы.Ру». – Много ли документов Узбекистан подписал?» - Чтобы вступить в ЕврАзЭС, нужно подписать 65 документов. Узбекистан подписал только 58 (получается, что Узбекистан вышел из ЕврАзЭС, так и не вступив в него… - прим. ред). Но как можно говорить о ценности членства той или иной страны в организации? – возмутился генсек. – Когда образовывался Евросоюз, то тоже раздавались голоса: зачем нам Греция и Португалия? Туда, мол, только вкладывать деньги… Ну и что? Это важно. Присутствие каждой страны имеет значение. Тема Греции и Португалии еще раз всплыла во время экспертного обсуждения, на котором, правда, Т.Мансуров уже не присутствовал. Все согласились, что Киргизия и Таджикистан – это не Греция с Португалией, нечего и сравнивать. И очевидное всем донорство России в ЕврАзЭС еще раз заставило усомниться некоторых экспертов в необходимости этой организации. Впрочем, на семинаре не обсуждали, нужно ли ЕврАзЭС в принципе. Очевидно, что какие-то бюрократические структуры, регулирующие межгосударственные интеграционные процессы, необходимы. Собравшиеся эксперты пытались понять, какие задачи посильны для ЕврАзЭС, а чего от этой организации ждать нельзя. И многие высказывали мнение, что не стоит ждать от ЕврАзЭС мощного нарастания межгосударственной интеграции: ведь на постсоветском пространстве это вопрос, прежде всего, политический, а не экономический. ЕврАзЭС же, не имея возможности выйти за пределы экономического сотрудничества государств с разным уровнем развития экономики, вынужденно ограничивается лишь разработкой единого таможенного тарифа. - Третьего февраля в Москве пройдет внеочередной саммит ЕврАзЭС, будет ли там обсуждаться… - начала свой вопрос журналистка из РИАН. - Четвертого, - сразу поправил ее генсек. - Как? Вместе с ОДКБ? – удивилась журналистка. - Нет, - строго ответил Таир Мансуров. – Это ОДКБ вместе с ЕврАзЭС. А о чем будет этот саммит, я сказать не могу. Это же внеочередное заседание. Мы его не анонсируем. Пока же о предстоящих встречах в Москве известно только, что на саммите ОДКБ будут рассматриваться вопросы укрепления сотрудничества в области обороны, а встреча в верхах ЕврАзЭС будет касаться создания Таможенного союза и повышения эффективности этой организации. Может быть, финансовый и экономический кризис подстегнет громоздкую и бюрократически неповоротливую машину ЕврАзЭС, и на внеочередном саммите будут приняты решения, которые помогут реально ускорить и упростить межгосударственную экономическую интеграцию. Фергана.Ру
Узбекистан попал в «чертову дюжину» самых необеспеченных водой стран Узбекистан занял восьмое место в списке самых необеспеченных водой стран мира, к которым относятся государства, где на душу населения приходится в среднем до одной тысячи кубометров пресной воды. По оценкам Института мировых ресурсов (США), в 2008 году самыми необеспеченными водой странами мира были признаны тринадцать государств, среди которых - четыре республики бывшего СССР – Туркменистан, Молдова, Узбекистан и Азербайджан, сообщает HGE.Pu.Ru. Возглавляет список Египет, где на душу населения приходится всего до 30 кубометров пресной воды, несмотря на то, что по территории этого государства протекает одна из крупнейших рек мира – Нил. Следующим в списке стоит Израиль – 150 кубометров на человека. Однако, несмотря на дефицит пресной воды, израильтяне все же умудряются благодаря мелиоративному гению выходцев из бывшего СССР выращивать сельхозпродукцию и даже экспортировать ее в другие страны мира, в том числе и в Узбекистан, где, казалось бы, и своих фруктов и овощей должно хватать. Что касается Узбекистана, здесь на душу населения в среднем приходится до 625 кубометров пресной воды. Список замыкает ЮАР, где пресной воды - чуть меньше тысячи кубометров на человека. Таким образом, в списке тринадцати самых необеспеченных водой стран оказались: Египет – 30 кубометров на душу населения, Израиль – 150, Туркмения – 206, Молдова – 236, Пакистан – 350, Алжир – 440, Венгрия – 594, Узбекистан – 625, Нидерланды – 676, Бангладеш – 761, Марокко – 963, Азербайджан – 972, ЮАР – 982.
Москва: На «Винзаводе» проходит выставка фотографий о Ферганской долине Фрагмент одной из фотографий Рены Эфенди В фотоновелле Рены Эффенди словосочетание "ДОМ СЧАСТЬЯ" приобретает парадоксальный смысл, прямо противоположный своему изначальному выражению, гласит пресс-релиз выставки. Здесь, за радужным фасадом этого «Дома счастья» похищают юных невест, прикрываясь исламом, практикуется полигамия, а насильственные браки являются социальной нормой. За цветным фасадом скрываются женщины-жертвы, мужья, приучившие своих жен к героину, разводы, заканчивающиеся проституцией. В 2008-ом году история «Дом Счастья» была включена в призовой список 10-ти лучших историй года Испанским журналом фотографии OjodePez и фестивалем фотографии PHotoEspana. Рена Эффенди развивает свою собственную идеологию, не отдавая предпочтения ни художественной, ни традиционной документальной фотографии; ищет и находит все более дерзкие решения психологии образов. В ход идут не только выразительные портреты людей, но и их семантическое окружение. А в случае с «Домом счастья» автор раскрывает острые жизненные коллизии, оперируя популярными женскими архетипами и общепринятыми клише. Громоздкое красное сердце над головой сестер в хиджабах, бережно развешенные серебристые звезды на бархатном небе, свисающим над сбитой горсткой матерей и детей – все эти тонко отмеченные нюансы и символы помогают проникнуть в суть жизненных конфликтов женщин Ферганской долины. Можно сказать, что Эффенди продолжает гуманистическую традицию, начатую еще такими признанными мастерами, как Роберт Франк, Диана Арбус, Юджин Смит. B снимках Эффенди нет манипуляции зрителем – лишь пронзительной красоты осколки большой жизни, частью которой являемся все мы. Gallery.Photographer.ru. Центр современного искусства «Винзавод». Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 9. Метро: Курская, Чкаловская Часы работы: 12.00-20.00, понедельник — выходной. Тел. для справок: +7 495-228-11-70. |
В избранное | ||