Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: в 2008 году сум почувствовал себя немного легче
2009-01-13 15:04 Алексей Волосевич, Ташкент

Информация о том, насколько «полегчала» или «потяжелела» на протяжении очередного года узбекская национальная валюта, в Узбекистане традиционно не публикуется. Но если данные о годовом уровне инфляции тщательно скрываются, то подсчитать, как за истекший год изменился курс сума, не составляет особого труда.

Итак, в 2008 году, согласно официальному курсу Центрального банка Узбекистана, по отношению к доллару сум подешевел на 7,88 процента (с 1.291,23 до 1.393 сумов за доллар). В банках и обменных пунктах его курс снизился на 7,55-7,53 процента (с 1.298-1.301 до 1.396-1.399 сумов). И, наконец, на так называемом «черном рынке», где граждане Узбекистана в любое время могут купить или продать наличную валюту (хотя и озираясь по сторонам, поскольку это считается противозаконным), курс сума понизился на 13 процентов (с 1.300-1.320 до 1.470-1.490 сумов за доллар). Относительно евро, по данным того же Центробанка, в 2008 году сум подешевел на 9,87 процентов (с 1.866,21 до 2.050,36 сумов за евро).

Отметим, что в предыдущем 2007 году девальвация сума происходила почти в два раза медленнее. Согласно курсу Центробанка, по отношению к доллару он подешевел на 4,1 процента, в «обменниках» его курс снизился на 4-4,3 процента, а на «черном рынке» - на 4-4,8 процента (примерно в три раза меньше, чем в 2008 году).

Для полноты картины рассмотрим и другие валюты из тех, которые в Узбекистане разрешено обменивать на сумы: японские йены и английские фунты (в «обменниках» и банках меняют только четыре вида валюты: доллары, евро, фунты и йены; последние две валюты присутствуют в этом списке формально, поскольку ни в одном «обменнике» их нет, так же как и на «черном рынке»). За год курс сума по отношению к йене, по данным Центробанка, снизился на 35,9 процента (со 113,29 до 153,97 сумов за 10 йен). В то же время по отношению к стремительно дешевеющему английскому фунту стерлингов сум подорожал на 14,5 процентов (с 2.561,28 до 2.190,21 сумов за фунт).

По отношению к российскому рублю, валюте, которую в Узбекистане официально не меняют, но которую с удовольствием покупают и перепродают на «черном рынке», курс сума повысился на 7,06 процентов (с 52,27 до 48,58 сумов за рубль), по данным Центробанка.

Следует уточнить, что курс, устанавливаемый Центральным банком, значительно отличается и от курса «черного рынка» - исправно функционирующего рынка наличной валюты - и от курса в легальных обменных пунктах. К примеру, в начале января 2008-го курс доллара на «черном рынке» составлял 1.470-1.490 сумов, или на 5,5-7 процентов выше курса Центробанка; в «обменниках» - 1.396-1.399 сумов: на 0,2-04 процента выше курса Центробанка и на 5-6 процентов ниже курса «черного рынка».

Таким образом, в 2008 году девальвация сума, хотя она и проводилась более высокими темпами, чем годом ранее (в Узбекистане это процесс абсолютно управляемый), в целом оказалась не слишком значительной. По мнению ташкентского экономиста Виктора Ивонина, плавная девальвация национальной валюты осуществляется правительством с благими целями: для поддержания экспорто-ориентированных секторов экономики - машиностроения, химической, текстильной и других отраслей промышленности, - поскольку чем ниже курс сума, тем выгодней экспорт.

Однако большинство наблюдателей считают, что, несмотря на постепенную девальвацию сума, его курс все равно остается чрезмерно завышенным при помощи введения непомерно высоких таможенных пошлин, акцизов, ограничения свободы торговли и искусственного замедления оборота наличной денежной массы. По некоторым подсчетам, курс сума может быть завышен в 2-3 раза. Это способствует большим диспропорциям в экономике Узбекистана, делает узбекские товары менее конкурентоспособными и препятствует их экспорту.

Особая роль в поддержании курса сума на относительно невысоком уровне отводится банкам, которые, выполняя правительственное здание по замедлению оборота наличной денежной массы, под разными предлогами отказывают клиентам в выдаче вкладов. На это обстоятельство обратила внимание и посетившая Узбекистан в декабре 2008-го последняя миссия Международного Валютного Фонда: «Миссия рекомендует не реагировать на мировой кризис усилением протекционистских мер и применением валютных ограничений, - говорится в тексте ее заявления. - Миссия рекомендовала официальным органам продолжать укреплять доверие к банковской системе путем освобождения банков от несвойственных им функций и содействия получению наличности».

Впрочем, подобные рекомендации заезжие миссии МВФ повторяют из года в год. Власти Узбекистана всякий раз покладисто с ними соглашаются: «Хоп, бажарамиз!» - мол, «хорошо, сделаем!» - но в итоге всё остается по-прежнему.

Алексей Волосевич

Узбекистан: в 2008 году сум почувствовал себя немного легче
2009-01-13 15:04 Алексей Волосевич, Ташкент

Информация о том, насколько «полегчала» или «потяжелела» на протяжении очередного года узбекская национальная валюта, в Узбекистане традиционно не публикуется. Но если данные о годовом уровне инфляции тщательно скрываются, то подсчитать, как за истекший год изменился курс сума, не составляет особого труда.

Итак, в 2008 году, согласно официальному курсу Центрального банка Узбекистана, по отношению к доллару сум подешевел на 7,88 процента (с 1.291,23 до 1.393 сумов за доллар). В банках и обменных пунктах его курс снизился на 7,55-7,53 процента (с 1.298-1.301 до 1.396-1.399 сумов). И, наконец, на так называемом «черном рынке», где граждане Узбекистана в любое время могут купить или продать наличную валюту (хотя и озираясь по сторонам, поскольку это считается противозаконным), курс сума понизился на 13 процентов (с 1.300-1.320 до 1.470-1.490 сумов за доллар). Относительно евро, по данным того же Центробанка, в 2008 году сум подешевел на 9,87 процентов (с 1.866,21 до 2.050,36 сумов за евро).

Отметим, что в предыдущем 2007 году девальвация сума происходила почти в два раза медленнее. Согласно курсу Центробанка, по отношению к доллару он подешевел на 4,1 процента, в «обменниках» его курс снизился на 4-4,3 процента, а на «черном рынке» - на 4-4,8 процента (примерно в три раза меньше, чем в 2008 году).

Для полноты картины рассмотрим и другие валюты из тех, которые в Узбекистане разрешено обменивать на сумы: японские йены и английские фунты (в «обменниках» и банках меняют только четыре вида валюты: доллары, евро, фунты и йены; последние две валюты присутствуют в этом списке формально, поскольку ни в одном «обменнике» их нет, так же как и на «черном рынке»). За год курс сума по отношению к йене, по данным Центробанка, снизился на 35,9 процента (со 113,29 до 153,97 сумов за 10 йен). В то же время по отношению к стремительно дешевеющему английскому фунту стерлингов сум подорожал на 14,5 процентов (с 2.561,28 до 2.190,21 сумов за фунт).

По отношению к российскому рублю, валюте, которую в Узбекистане официально не меняют, но которую с удовольствием покупают и перепродают на «черном рынке», курс сума повысился на 7,06 процентов (с 52,27 до 48,58 сумов за рубль), по данным Центробанка.

Следует уточнить, что курс, устанавливаемый Центральным банком, значительно отличается и от курса «черного рынка» - исправно функционирующего рынка наличной валюты - и от курса в легальных обменных пунктах. К примеру, в начале января 2008-го курс доллара на «черном рынке» составлял 1.470-1.490 сумов, или на 5,5-7 процентов выше курса Центробанка; в «обменниках» - 1.396-1.399 сумов: на 0,2-04 процента выше курса Центробанка и на 5-6 процентов ниже курса «черного рынка».

Таким образом, в 2008 году девальвация сума, хотя она и проводилась более высокими темпами, чем годом ранее (в Узбекистане это процесс абсолютно управляемый), в целом оказалась не слишком значительной. По мнению ташкентского экономиста Виктора Ивонина, плавная девальвация национальной валюты осуществляется правительством с благими целями: для поддержания экспорто-ориентированных секторов экономики - машиностроения, химической, текстильной и других отраслей промышленности, - поскольку чем ниже курс сума, тем выгодней экспорт.

Однако большинство наблюдателей считают, что, несмотря на постепенную девальвацию сума, его курс все равно остается чрезмерно завышенным при помощи введения непомерно высоких таможенных пошлин, акцизов, ограничения свободы торговли и искусственного замедления оборота наличной денежной массы. По некоторым подсчетам, курс сума может быть завышен в 2-3 раза. Это способствует большим диспропорциям в экономике Узбекистана, делает узбекские товары менее конкурентоспособными и препятствует их экспорту.

Особая роль в поддержании курса сума на относительно невысоком уровне отводится банкам, которые, выполняя правительственное задание по замедлению оборота наличной денежной массы, под разными предлогами отказывают клиентам в выдаче вкладов. На это обстоятельство обратила внимание и посетившая Узбекистан в декабре 2008-го последняя миссия Международного Валютного Фонда: «Миссия рекомендует не реагировать на мировой кризис усилением протекционистских мер и применением валютных ограничений, - говорится в тексте ее заявления. - Миссия рекомендовала официальным органам продолжать укреплять доверие к банковской системе путем освобождения банков от несвойственных им функций и содействия получению наличности».

Впрочем, подобные рекомендации заезжие миссии МВФ повторяют из года в год. Власти Узбекистана всякий раз покладисто с ними соглашаются: «Хоп, бажарамиз!» - мол, «хорошо, сделаем!» - но в итоге всё остается по-прежнему.

Алексей Волосевич

Казахстан: Председатель фонда «Самрук-Казына» доложил правительству, куда уходят деньги
2009-01-13 15:38 ИА Фергана.Ру

13 января на заседании правительства Казахстана выступил председатель правления фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов. Он доложил правительству о промежуточных результатах выполнения антикризисных мер, порученных фонду.

24 октября правительство Казахстана сделало предложение о вхождении государственного капитала в четыре системообразующих банка республики. 28 ноября меморандумы о взаимопонимании с банками были подписаны, и к марту должна быть завершена комплексная финансовая оценка банков. Важно, что акции банков будут приобретены государством по цене по состоянию на 24 октября 2008 года, т.е. за день до объявления о вхождении государства в банковский капитал. Право обратного выкупа акций у государства предоставляется акционерам в течение четырех лет и через год после подписания Меморандума. Предполагается, что деньги, выделяемые банкам, пойдут, в том числе, и на финансирование малого и среднего бизнеса.

Для управления проблемными активами других банков создан Фонд стрессовых активов (ФСА). Предполагается, что ФСА будет приобретать у банков проблемные активы и в дальнейшем управлять ими.

Важными стабилизационными мерами является участие фонда «Самрук-Казына» в решении проблем на рынке недвижимости. Из республиканского бюджета на достраивание жилых комплексов выделено 95 миллиардов тенге (примерно 790 миллионов долларов), в том числе 48.8 миллиардов тенге отдается Астане, а 46.2 миллиарда тенге направляется в Алматы. Из этих денег в Астане финансируется 37 жилых комплексов (более 13 тысяч квартир), из них завершено уже строительство 8 жилых комплексов. В Алматы из бюджета финансируется 14 жилых комплексов (более 4 тысяч квартир), из них 3 комплекса завершены.

К.Келимбетов напомнил, что господдержку получили те строительные объекты, которые были готовы более чем на 20 процентов, и то – если деньги, которые можно было получить от продажи еще не реализованных квартир, покрывали сумму, необходимую для завершения строительства. Жилье же, отстроенное с участием государства, предполагается реализовывать по фиксированной цене через проектную компанию, созданную банком вместе с застройщиком. В этом случае цена жилья в Астане не должна быть выше 96 тысяч тенге (около 800 долларов) за квадратный метр и 120 тысяч тенге (около 1000 долларов) за метр в Алматы.

Однако Фондом «Самрук-Казына» подписан меморандум о взаимодействии с Ассоциацией застройщиков и Ассоциацией финансистов Казахстана о возможности финансирования строительства и реализации жилья и по свободной цене. Для этого компании, продающие жилье по свободной цене, должны сформировать пул покупателей, которые купят не менее 30 процентов от общего количества нереализованных квартир. Финансирование строительства в этом случае происходит как за счет ипотеки, так и за счет кредитов, которые банк предоставляет напрямую проектной компании. Эта схема уже не так прозрачна, как схема с «фиксированной» ценой, и пока неясно, будет ли «свободная» цена в разы превосходить ту, что установил президент Казахстана во время выступления на антикоррупционном форуме (800 долларов за метр в Астане и 1000 – в Алматы). Опять-таки неясно (а может, как раз это уже и ясно), кому достанутся дешевые квартиры по «фиксированным» ценам, тем более что у застройщиков остается возможность продавать другие квартиры по «свободным» ценам.

Кайрат Келимбетов прояснил также схему поддержки застройщиков, не имеющих обязательств перед банками – на сегодня подписаны меморандумы о сотрудничестве с пятью такими компаниями. Фонд «Даму» будет финансировать объект через генерального подрядчика по факту выполненных работ. Готовое жилье будет реализовываться через Жилстройсбербанк и Казахстанкую ипотечную компанию.

К.Келимбетов заявил, что не раньше февраля фонд начнет рефинансирование ипотечных кредитов, взятых гражданами за последние четыре года, но только тех, что были получены на покупку не более 120 квадратных метров при условии, что это жилье – единственное для заемщика. Рефинансирование ипотечных кредитов пойдет по льготной ставке 12.5 процентов годовых.

Председатель фонда «Самрук-Казына» рассказал также, что у фонда есть несколько программ поддержки малого и среднего бизнеса через банки второго уровня, и в рамках нового стабилизационного плана предпринимателям обещана поддержка в 120 миллиардов тенге (около миллиарда долларов). 12 миллиардов тенге будет направлено на программу прямого финансирования предпринимателей «Даму-Колдау»: «Данная программа предполагает финансирование приоритетных отраслей, низкие ставки кредитования (на уровне ставки рефинансирования) и направление средств на расширение, модернизацию и обновление средств», - уточнил К.Келимбетов, сообщает КазТАГ. Председатель фонда сказал, что на поддержку малого и среднего бизнеса уже освоено 173 миллиарда тенге, профинансировано более 5 тысяч проектов. Причем большая часть средств освоена в Алматы, Астане и Карагандинской области – в тех регионах, где сконцентрирована основная часть активно действующих предпринимателей. Средний показатель государственного финансирования малого и среднего бизнеса сегодня – 15.5 процента. А в Алматинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Кзылординской областях доля государственного финансирования предпринимателей превышает 35 процентов.

С прошлого года остались неосвоенными 22 миллиарда тенге из средств акиматов, которые должны были направляться на реализацию программы «Даму-регионы», и К.Келимбетов, объяснив это сложностью процедур, установленных местными властями, предложил неосвоенные средства не направлять в фонд «Даму», а направить их сразу на микрокредитование сельского населения через Холдинг «КазАгро». «Это позволит расширить доступ сельских предпринимателей к государственным средствам», - объяснил он.

На рассмотрении Фонда сейчас находятся более 20 проектов стоимостью 16.7 миллиардов долларов с общим объемом государственной поддержки свыше 4 миллиардов долларов. Это проекты в энергетике, транспортной инфраструктуры, нефтегазовой отрасли и обрабатывающей промышленности. По данным проектам прорабатываются вопросы привлечения финансирования со стороны иностранных инвесторов.

В заключении доклада К.Келимбетов попросил быстрей принять и подписать 8 законодательных актов, 4 Указа Президента и 17 Постановлений Правительства, необходимых для дальнейшей реализации Стабилизационного плана.

Более шестидесяти бывших узников Гуантанамо снова стали террористами
2009-01-13 23:57 ИА Фергана.Ру

Из бывших узников тюрьмы Гуантанамо, которые были отпущены на свободу, 61 человек вернулся к террористической деятельности. Такие данные, как передает ИТАР-ТАСС, привел в беседе с журналистами пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл.

По словам представителя американского военного ведомства, в отношении 18 человек США имеют точную информацию. Еще 43 бывших заключенных в настоящее время «подозреваются» в том, что после освобождения вновь занялись террористической деятельностью. Для сравнения Моррелл привел статистику за прошлый период, согласно которой число людей, покинувших Гуантанамо и снова ставших на путь терроризма, составляло 37 человек.

В военной тюрьме Гуантанамо содержатся в основном захваченные в ходе антитеррористической операции в Афганистане.

В адрес США не раз звучала острая критика правозащитников по поводу того, что узников Гуантанамо держат там годами без предъявления обвинений. Избранный президент США Барак Обама пообещал, что закроет эту тюрьму. По его словам, "это станет частью усилий по восстановлению престижа Америки в мире".

NewsRu.Com

Reuters: Кыргызстан в самом деле готовится изгнать американцев
2009-01-14 00:38 ИА Фергана.Ру

Как сообщило вчера агентство Reuters, неназванные источники, близкие к администрации президента Кыргызстана, подтвердили сведения, озвученные днем раньше московской газетой «Время новостей» о готовности руководства республики в ближайшие дни потребовать от руководства США вывода американской военной базы из бишкекского аэропорта «Манас». «Это правда», - заявил источник агентства Reuters. – «Заявление [о закрытии авиабазы] в настоящее время готовится».

Агентство Reuters напоминает также, что официально администрация Курманбека Бакиева, правительство Кыргызстана и посольство США в Бишкеке отказались от комментариев по данному вопросу.

По мнению международного обозревателя «Времени новостей» Аркадия Дубнова, было бы преждевременно утверждать, что готовящийся демарш Кыргызстана, который может иметь форму ноты Министерства иностранных дел, неминуемо приведет к окончательному свертыванию военного присутствия США в Киргизии. «Скорее всего со стороны Бишкека это станет приглашением приходящей 20 января в Белый Дом новой администрации начать переговоры об изменении условий функционирования базы «Ганси». Трудно ведь предположить, что киргизское руководство всерьез может обосновать свое требование закрыть «Ганси», используемую в качестве базы тыловой поддержки военного контингента США в Афганистане, завершением антитеррористической операции в этой стране как раз в тот момент, когда Вашингтон планирует серьезное расширение этой операции».

Новости о вероятной смене позиции официального Бишкека по американской базе в «Манасе» вызвали и отклик экспертов из Кыргызстана. «Закрытие американской авиабазы может привести к попыткам дестабилизации политической ситуации в Кыргызстане, вплоть до смены режима», - заявил 13 января на пресс-конференции в ИА «24.kg» глава филиала Института стран СНГ Александр Князев.

«Американская сторона узнала об этом раньше, чем появилась информация в российских источниках, - полагает Александр Князев. – Скорее всего, она предприняла некие действия. Для США существование в Кыргызстане авиабазы является принципиальным вопросом. Она – главная опорная точка для реализации американцами своих геополитических интересов в регионе. Операция в Афганистане была формальным обоснованием для открытия авиабазы в Кыргызстане. Это вопрос глобальной конкуренции США с Россией и, особенно, с Китаем. Потеря авиабазы означает крах американской политики в регионе. Полагаю, на случай демарша с кыргызской стороны в США существует план контрмер. Думаю, что в большей степени политического характера. В связи с этим определенный ресурс может получить оппозиция», - заявил политолог.

Напомним, авиабаза США имени Ганси под Бишкеком была открыта в 2001 году для обеспечения операции НАТО в Афганистане. Там служит около полутора тысяч американских военнослужащих.

По словам старшего научного сотрудника ИМЭМО Владимира Евсеева, комментарий которого публикует «Газета.Ru», база в «Манасе» важна, но в случае ее закрытия для США «ничего сверхъестественного не случится». «Если им придется из Киргизии уйти, то для них это будет не критично, но неудобно. Им придется перенести нагрузку на транзит через Пакистан. Возможны и варианты по переносу базы в Казахстан или Узбекистан».


В избранное