Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Жители Узбекистана стоически переносят чрезвычайно морозную зиму
2008-01-25 22:03 А. Волосевич

Фото Алексея Волосевича

Среднюю Азию вымораживает. На всем ее обширном пространстве вот уже почти полтора месяца держатся минусовые температуры, временами переходящие в лютый мороз. Нестерпимые холода воцарились во всех постсоветских странах региона: Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане. Засыпало снегом и их южных соседей – Иран и Афганистан. Подобной зимы в этих краях не было уже очень давно - несколько десятилетий.

В Узбекистане рекорды холода фиксируются на северных территориях республики – в Навоийской области и в Каракалпакстане, где по ночам доходит до -30 градусов. На юге страны, в Термезе, гораздо теплее: всего лишь -13,5 по Цельсию. Но даже такая температура угрожает вывести из строя единственный действующий порт Узбекистана на реке Амударья, состоящий из небольшой флотилии катеров.

Столица в этом смысле располагается где-то посередине: днем минус 5-8, ночью 16-18 градусов мороза. При этом ночь с 20 на 21 января стала одной из самых морозных за всю историю наблюдений: -23 градуса. По данным Узгидромета, отрицательная температура такого значения в этот день в Ташкенте отмечалась лишь 80 лет назад – в 1927 году.

Зимний Ташкент
Зимний Ташкент

Столь сильное и продолжительное похолодание стало нелегким испытанием для совершенно непривычной и неподготовленной к длительным заморозкам республики. И если его с трудом переносят даже жители более-менее благоустроенного Ташкента, то о том, что происходит в сельской местности и небольших городках, остается только догадываться. Впрочем, можно предположить, что под топор идет всё, что способно гореть – зеленые насаждения, сады, парки. О количестве пострадавших, в том числе замерзших, в Узбекистане как всегда, ничего не сообщается, дабы это не испортило имидж республики в глазах мирового сообщества.

Стихийное бедствие (а как еще назвать затянувшиеся морозы?) привело к повсеместному уменьшению подачи газа. Давление его в трубах резко упало, местами вызывая частичный или полный паралич системы теплоснабжения. Замерзают больницы, клиники, детсады, школы. В некоторых учебных заведениях занятия отменены совсем, в других ученики пытаются постигать науку, сидя в верхней одежде.

Торговцы на улицах Ташкента
Торговцы на улицах Ташкента

Даже в столице республики во многих домах и квартирах установилась чуть ли не минусовая температура, вследствие чего их жителям приходится спать одетыми. Отсюда массовое использование всевозможных обогревателей, влекущее за собой беспрестанные сбои в подаче электроэнергии. Резко подскочил спрос на альтернативные виды топлива – дрова, уголь. На ташкентской кольцевой дороге выстроились грузовики со свежераспиленными обрубками, глядя на которые сразу понимаешь, что несколько дней назад они были полноценными деревьями. Но самое интересное, что в тот момент, когда вся страна замерзает, власти не придумали ничего лучшего, как поднять тарифы на горячую воду и отопление: с 23 января плата на эти виды услуг увеличилась на 20 процентов.

Баклажка - то же, что и баклага ж. - старинный узкогорлый деревянный сосуд с крышкой или пробкой, использовавшийся для переноса и хранения жидкостей.
В условиях, когда государство расписалось в своей неспособности обеспечить людей теплом, истинным народным спасителем стала обыкновенная пластмассовая баклажка – полуторалитровая пластмассовая бутылка из-под минералки или «Кока-колы». Оказалось, что баклажку, наполненную горячей водой, вполне можно использовать как грелку: согревать ей постель, класть в ноги, прижимать к телу и так далее, поскольку она удерживает тепло почти до самого утра. Сегодня подобным образом греется добрая половина Ташкента.

Тем, кто выходит из дома, приходится укутываться в свою самую теплую одежду. А что может быть теплого у жителя солнечной республики? Легкий плащ, куртка да дерматиновые полусапожки. И, разумеется, традиционный узбекский чапан - стеганый ватный халат. Поэтому мужская половина многочисленной армии рыночных торговцев поголовно облачилась в этот тяжелый, но теплый наряд, своеобразный азиатский эквивалент тулупа. Хотя в целом базары сильно опустели – холод выдерживают не все, поэтому даже чапан не спасает положения.

Торговец на рынке Ташкента в национальном узбекском халате - чапане
Торговец на рынке Ташкента в национальном узбекском халате - чапане

Практически замерла жизнь на столичных улицах. Людей на них поубавилось на порядок, и город кажется непривычно пустым. Особенно мрачно выглядит столичный Бродвей, еще полтора года назад считавшийся главным центром развлечений Ташкента. Кафе и прочие увеселительные заведения снесли, и сейчас это просто пустая улица, заметаемая снегом. Возле неё притулилось несколько десятков художников, пытающихся сбыть свой товар редким прохожим.

Но и есть и те, кто наступившие морозы только приветствует. На ташкентской станции «Морж», расположенной на берегу канала Анхор, прямо за новым зданием Сената, в разгаре сезон зимнего плавания. Ежедневно сюда приходят люди, чтобы окунуться в ледяную воду, повергая в изумление наблюдающих с противоположного берега уборщиков и милиционеров.

- Я бы тоже нырнул, духу у меня бы хватило, но ведь наверняка потом заболею, - поделился со мной один из зрителей, не отводящий взгляда от своего товарища, лихо рассекающего руками водную гладь.

Зимние купальщики на станции Морж
Ташкент. Зимние купальщики на станции «Морж»

Особенно много купающихся было на Крещение – 19 января, когда православные христиане отмечают праздник Крещение господне, или Богоявление. По преданию, в этот день Иисус Христос пришел из Галилеи к реке Иордан, чтобы принять крещение его водой от Иоанна Предтечи. С греческого языка слово «крещение» переводится как «погружение» – ведь главным действием обряда является троекратное погружение в воду. Традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах. Для верующих она является не обязанностью, а признаком проявления любви к Богу, демонстрацией готовности следовать за Христом, который вошел в этот день в воды реки Иордан. По народному поверью, любая вода в этот день становится святой. Поэтому окунуться в реку в знак своей сопричастности стремятся многие, не страшась даже самых суровых морозов. Считается также, что купание на Крещение способствует исцелению от всевозможных недугов.

На станции «Морж» в этот день много народу. Люди приходят группами, по двое, по трое и, выполнив свой долг, то есть, побарахтавшись в холодной воде Анхора, с чистой совестью вылезают на берег. Некоторые растираются снегом, не обращая ни малейшего внимания на мороз. А некоторые набирают «святую» крещенскую воду из канала в баклажки, чтобы окропить ею свой дом и тем самым призвать на него Божию благодать.

Зимние купальщики на станции Морж
Ташкент. Зимние купальщики на станции «Морж»

Прочих жителей республики холода совершенно не радуют, однако прогнозы погоды пока не внушают особого оптимизма: холода продлятся как минимум до конца января.

Кыргызстан: В Бишкеке вспоминают режиссера Марка Вайля
2008-01-26 09:14 ИА Фергана.Ру

Вечер памяти основателя и художественного руководителя ташкентского театра «Ильхом» Марка Вайля состоялся 25 января 2008г., в день рождения мастера, в Бишкеке. Театр-клуб «Место D», приютившийся в одном из помещений Русского национального театра драмы, стал местом презентации двух работ учеников Вайля – спектакля «Фантазии – и только?» Сергея Лысенко и короткометражного фильма «Слепые» Камата Касенова.

Постановка Лысенко и моно-спектакль «Слепые» по пьесе Мориса Метерлинка, поставленный Касеновым, – дипломные работы этих двух выпускников Центральноазиатской лаборатории молодых режиссеров, созданной на базе «Ильхома» Марком Вайлем. В связи с трагическим уходом из жизни мастера в сентябре 2007г., Камат Касенов вернулся к пьесе, но уже в формате кино.

Спектакль «Фантазии – и только?» и фильм «Слепые» бишкекские зрители смогут увидеть также 28 января, а на следующий день в Бишкекском городском драматическом театре (БГДТ) состоится творческая встреча людей, работавших с известным режиссером, в том числе, его ташкентских друзей. В программе, помимо дискуссии, – демонстрация видео-версий отрывков из спектаклей самого Вайля, воспитанников Центральноазиатской театральной лаборатории. И, наконец, 30 января, опять-таки в БГДТ, состоится показ фильма Марка Вайля «Конец эпохи. Ташкент».


В избранное