Центральноазиатские новости от Фергана.Ру (дайджест)
Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест) НА РАДИОРЫНКИ СТОЛИЦЫ ПОСТУПИЛИ ДИСКЕТЫ С КАРТОЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛАГЕРЕЙ БОЕВИКОВ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА Евгений Каретников (по электронной почте), 08.12.2000 В прессе неоднократно появлялась информация, что московские радиорынки завалены компакт дисками с "Х-файлами". У продавцов такого рода "продукция" весьма разнообразная: базы данных владельцев страховых полисов обязательного медицинского страхования, базы данных "Федеральный розыск", "Таможня", ГИБДД, телефонная база с координатами владельцев московских номеров и владельцев мобильных телефонов, база данных Московской регистрационной палаты. В свободной продаже имеются справочники ФСБ и других силовых ведомств со списком должностей, званий и служебных телефонов сотрудников этих ведомств. И вот очередная новинка: автор этих строк приобрел на вышеуказанном рынке дискету, в которой среди прочих интересных документов, имелось карта расположения лагерей Исламского движения Узбекистана. В Москве свободно продается подобного рода информация, хотя официально Душанбе опровергает наличие каких-либо лагерей террористов на своей территории. Может быть, это сделано специально сторонниками движения для пополнения своих поредевших рядов после известных событий в Киргизии и Узбекистане. Ведь "солдаты удачи", подобно башкирскому пареньку, задержанному во время вооруженных столкновений на юге Киргизии, вполне могут отправиться в поисках "счастья" в указанные на карте лагеря. Если верить, просочившимся на газетные полосы сведениям, рядовые боевики получают там до 100 долларов в месяц. Стоит надеяться, что этой картой воспользуются все-таки не российские пареньки, пока не нашедшие свое достойное место в жизни. РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН: НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА Эмомали Рахмонов, Независимая газета, 08.12.2000, с. 1, 5 Нет ничего более трудного, чем предсказывать судьбу человека среди неожиданных событий и людей с их непостоянными обстоятельствами. Тем более неблагодарным покажется труд человека, предсказывающего судьбу народа и страны в наступающем XXI веке, на пороге которого жизнь Евразийского континента забурлила, как мощный вулкан. В подобной ситуации можно ясно себе представить чрезвычайную трудность какого-либо предвидения вообще. Тем не менее, несмотря на сомнительность прогноза, именно благодаря возможности предвидения в строго ограниченных пределах человек и общество обретают уверенность, вступая в будущее. И так происходит на каждом шагу. Таджикистан представляет собой относительно небольшое государство и в силу этого во многом зависит от процессов, происходящих за его пределами. Поэтому характер и особенности континентальной жизни определенно влияют на страну, находящуюся в центре Евразии. Находить оптимальные решения для своей устойчивой жизни на перекрестке, где сталкиваются интересы больших мировых образований, - задача, которую следует постоянно решать нашей республике. Несомненно, что компромисс этих интересов в Таджикистане и по поводу Таджикистана, достигнутый в результате миротворческих усилий прежде всего самих таджикистанцев, и привел их к миру. Каков же сегодня Евразийский континент, от общей ситуации на котором зависит и судьба Таджикистана, каково его будущее? Ответ на эти вопросы прояснит и вопросы будущего нашей страны. Во-первых, наш континент резко отличается от, назовем условно, Большого Запада тем, что он крайне асимметричен, его регионы и страны очень не похожи друг на друга. Это не Запад, где политические системы и системы ценностей различных стран и народов достаточно близки и даже составляют единое целое во многих отношениях. Вместе с тем и у государств нашего континента также есть много общего, однако оно несколько иного плана. Асимметрия евразийских стран унаследована от прошлого. Идеологические системы, которые разделяли и противопоставляли народы и страны, отступили, но еще не канули в прошлое. И сегодня, в период отступления в одних странах идеологически господствующих систем, мы видим наступление других идеологических систем в других частях континента. Что же мы можем противопоставить крайней неоднородности стран континента в целях мира и устойчивости? Это глобальный вопрос, имеющий отношение ко всем странам и особенно к нам. Неоднородность политических систем, идеологические различия евразийских стран - это в XXI веке явление чрезвычайно длительного характера. Последнее выдвигает перед всеми государствами нашего континента, в частности перед Таджикистаном, задачи укрепления новой системы международных отношений, основу которых составляет политическая толерантность друг к другу. Постепенно она зарождается уже сегодня, но должна еще охватить всех как единое целое. Это означает, что Китай имеет такое же право на коммунизм, какое имеет Иран на ислам как основу своей государственности, а страны Центральной Азии - на право быть светскими государствами. Каждый народ вправе сам определять свою судьбу, свой исторический выбор без вмешательства извне. XXI век зарождается в борьбе тенденций и альтернатив, одна из которых направлена на установление мира и устойчивое развитие стран. Альтернатива мира требует от нас неуклонного утверждения гуманистического принципа, согласно которому никто не имеет права насильно навязывать другому свой образ жизни, поведения, мыслей, волю, формы духовности или религию, культуру и язык. Этот принцип должен в наступающем столетии стать всеобъемлющим и в международных отношениях, и во внутренней жизни народов как выражение стремления к ненасилию, миру и гуманизму. Как идеал он будет всегда привлекать взоры людей на протяжении длительной перспективы, а как реальность - давно зародился в международной и внутренней жизни многих стран. Принцип ненасилия утверждается и в Таджикистане, недавно вышедшем из ада гражданской войны и окончательно сегодня выбирающемся из пучины насилия милитаризованного в последнее десятилетие общества. Этот принцип определяет отношения нашей страны с Россией, государствами Центральной Азии, СНГ, ОБСЕ, Китайской Народной Республикой, странами исламского мира. Придерживаясь принципа ненасилия, участники межтаджикского диалога смогли установить мир в нашей республике. Но данный принцип не действует сам по себе, политические силы должны были изменяться сообразно его требованиям. Это произошло с принятием сторонами формулы согласия, заключающейся в признании всеми единой цели - создания в Таджикистане правового демократического светского государства. Твердый курс на создание демократического общества будет определять мирное будущее Таджикистана в XXI веке. Мы никому не навязываем свою модель демократии, вырастающей на нашей почве, с ее системой светского общества. Однако мы, и это наше демократическое право, будем отвергать любые навязываемые нам чужие модели обустройства нашего государства, которые могут только ухудшить положение в стране, привести к расколам и политическим кризисам, потере независимости. По сути дела, независимость Таджикистана, утверждение в его внешней и внутренней жизни вышеназванного принципа ненасилия зависят прежде всего от геополитических приоритетов. И здесь мы, снова касаясь будущего Евразийского континента и его внутренних контуров и реалий, выражаем твердую уверенность в том, что в будущем столетии Россия, выдержав все испытания, останется одним из самых значительных мировых центров силы - политической, военной, технологической, экономической и т.д. Она не будет разрушена, даже если ей навяжут новую гонку вооружений. Именно это определяет долгосрочную перспективу национальной безопасности нашего государства, которого с Россией связывают отношения стратегического партнерства и союзничества. Вместе с тем процессы глобализации требуют установления тесных отношений Таджикистана со многими странами, то есть республике необходимо диверсифицировать свои межгосударственные отношения. Без этого она окажется в стороне от важнейших политических, экономических, научных и культурных процессов. Политика нашего государства направлена на формирование развитой социально-ориентированной рыночной экономики как неотъемлемой части мировой экономики. Страны Евразийского континента сделали окончательный выбор в пользу рыночных отношений, и в этой сфере у всех нас общая судьба. Кто-то раньше, кто-то позже вступил на этот путь. Никакая идеология уже не сможет препятствовать продвижению по нему, и выбор перспективы является итогом развития в уходящем столетии. Придерживаясь курса на создание полнокровных рыночных отношений, мы в своей политике всегда будем выдвигать на первый план требования социально-ориентированной рыночной экономики как главного приоритета в органической связи с указанными выше принципами. Социально ориентированные рыночные отношения как цель развернуты в целом ряде наших программ, и уже начато продвижение в этом направлении. Вместе с тем последнее не оторвано от конкретных географических и природных условий Таджикистана. В настоящее время успешное продвижение по выбранному пути зависит от учета природных условий страны и региона. Без этого вообще не может быть функционирования любой экономики в Центральной Азии. На примере природных условий Таджикистана и Центральной Азии мы можем еще раз видеть влияние глобальных процессов на нашу жизнь. Парниковый эффект, о котором много говорят в аспекте потепления климата планеты, по всей видимости, имеет прямое отношение и к нам. Ученые Таджикистана, сравнивая топогеодезические карты, аэрофотоснимки в августе-сентябре 1949 года и космические снимки, относящиеся к этим же месяцам последующих десятилетий, снежно-ледового покрытия ледника Федченко, самого крупного на Памире и в Центральной Азии, пришли к выводу, что за последние 50 лет гидроресурсы ледника сократились на одну треть. Разумеется, природа планеты знает большие циклы потепления и обледенения, но мы сейчас, по всей видимости, переживаем период потепления, и если эта тенденция продлится, то в ближайшие 100 лет от ледника Федченко вряд ли что останется. Но важно другое: в самое ближайшее время, если не предпринять необходимых мер по сохранению водных ресурсов Таджикистана, начнется тяжелый период для всех центральноазиатских стран. Обозначенная проблема носит глобальный характер, и ее должны решать всем миром с непосредственным участием мирового сообщества. Новые принципы международных отношений, о которых говорилось выше, являются залогом мирного, разумного решения народами Центральной Азии всего комплекса вопросов гидро- и топливно-энергетических ресурсов региона. Эта проблема в ближайшее время выдвинется на первый план и будет определять всю систему отношений в регионе, а не только в Центральной Азии на протяжении десятилетий XXI века. К нему сведутся и проблемы Аральского моря, и Сарезского озера, и взаимной помощи стран региона друг другу в сфере энергетики. Изменения природы предъявляют к людям категорические требования быть разумными и благожелательными друг к другу, толерантными и осторожными. Мы не должны допустить новых конфликтов в регионе, а залогом этого является использование комплексного подхода, исключающего односторонность. Мы имеем в виду необходимость рассмотрения всей энергетики Центральной Азии как единой системы. Вместе с тем планетарную угрозу можно отвести, используя внутренние резервы и обратив на нее внимание мировой общественности, международных организаций и структур, которые известны гуманитарной деятельностью в разных частях света. Чтобы не испытать шока от встречи с будущим и встретить его во всеоружии, следует уже сегодня начать серьезно думать о всех указанных проблемах. Для нас в Таджикистане это означает необходимость существенной корректировки стратегии использования водных ресурсов, других видов энергоисточников. Всем следует понять, что ценность воды не меньше, чем ценность нефти, газа, угля и других видов топлива и энергоисточников. Тщательно разработав новую стратегию в отношении источников энергии и их использования и в целом - экологии природы и энергетики края, мы должны сделать все для устойчивого будущего страны и региона. Важно определить перспективу и не метаться из стороны в сторону ни по одному глобальному вопросу настоящего и будущего. Когда возникает какая-либо угроза, это объединяет людей, страны, народы, политические силы. Философия будущего Таджикистана должна исходить из приоритетности экологической угрозы в общественно-природных условиях мира наряду с другими угрозами, имеющими международный характер. Это будет способствовать сплочению здоровых сил региона. Необходимость устранения экологических угроз суть новая дополнительная почва для укрепления всей системы отношений в Центральной Азии. Ни один процесс не проходит гладко, но самое главное - воля, стремление найти взаимоприемлемые решения. Мы надеемся, что этот разумный выбор возобладает в XXI веке. В 2016 году население Таджикистана должно возрасти до 10 млн. Это другая глобальная для страны проблема, которая должна перейти из стадии стихийного проявления в стадию управляемой. Предстоит найти не только способы решения демографических вопросов, но и такие пути развития экономической жизни, политики, культуры, медицины и образования, чтобы общество могло успешно развиваться. Наряду с вышеназванными проблемами важнейшими для нас являются вопросы отношения к Востоку, исламскому миру и европейской цивилизации как основы для дальнейшего развития в XXI веке. Часто приезжающие к нам европейцы не скрывают своего удивления по поводу существенных сдвигов в жизни населения по пути модернизации. Сразу же заметим, что модернизация, произошедшая в нашей стране, во-первых, не во всем плод добровольного принятия новаций коммунистического мира. Во-вторых, ее нельзя усматривать во многих событиях: не по воле народа дважды менялся алфавит, отнюдь не желанием населения объясняется вытеснение из вузов таджикского языка, не при поддержке народа господствовал государственный атеизм. Ясно, что не в этом заключалась модернизация жизни населения. Она проявилась прежде всего в принятии людьми новых ценностей, связанных с развитием в стране бесплатного образования и медицины, естественных и гуманитарных наук, светской культуры и искусства, разделением государства и религии, индустриальным развитием и внедрением относительно новых для того времени технологий. Идея модернизации глубоко вошла в сознание людей. И в последнее десятилетие XX века у нас снова на крыльях этой идеи совершалось все - и самое светлое, и самое черное. На нас лежит великая ответственность, заключающаяся в том, чтобы обновляющуюся жизнь не направить на бездумное восприятие западной массовой культуры, не знающей нравственных ограничений. Я говорю о массовой культуре, а не о подлинной европейской культуре с ее величайшими достижениями и в области высокой нравственности. Исламская революция в Иране была одним из ответов на бездумную вестернизацию жизни страны. Мы не вправе допустить, чтобы жизнь народа Таджикистана, окунувшись сначала в одну крайность, затем, вырвавшись из нее, была брошена в другую. Залогом устойчивого развития республики будут светская государственность, светская культура и религиозность на основе свободы совести, не противоречащая гуманизму, разуму и морали. Жизнь показала, что народы мира не приемлют ни религиозного фанатизма и экстремизма, ни какой-либо иной идеологической крайности. Европейская культура - одно из величайших творений человеческого духа. Но история свидетельствует, что она сама по себе не гарантирует ни от разгула фашизма и расизма, ни от гримас бескультурья. Именно поэтому на Западе был создан сложнейший механизм защиты демократии и культуры, механизм, не допускающий превращения аномалий здорового общества в норму. Мы видим будущий Таджикистан как общество, не дающее увлечь себя двумя группами идей, которые по существу разрушают устойчивое развитие страны. Первая группа идей, отвергая подлинные достижения модернизации XX века, стремится к восстановлению некоего "национального типа" людей (здесь имеется в виду реставрация прошлого, даже возвращение к халифату). При этом сторонников такого подхода не смущает архаичность отката в прошлое. Спекулируют на идее возрождения такой религиозности, которая не допускает свободы совести, то есть современных достижений мировой цивилизации и демократии, норм Всеобщей декларации прав человека. Вторая группа идей, неприемлемых для нашего будущего, связана с попытками некоторых заинтересованных сил дискредитировать религию в процессе борьбы против международного терроризма. В поисках его корней они готовы обвинять священную религию - ислам, что в высшей степени несправедливо и деструктивно. Громадный мир ислама мирно трудится, занимается производством и торговлей, развивает культуру и науку. Этими идеями пытаются увлечь нас на путь изоляции от исламского мира. Таджикистан не дает обмануть себя ложными, разъединяющими идеями и делает все, чтобы укрепить свои связи со странами, с которыми у нашего народа существуют тысячелетние связи и единая религия. Мы находимся на границе исламского и европейского миров. Эта реальность XXI века требует от нас сбалансированного отношения с окружающим нас миром. Век грядущий требует от нас достойной встречи с новациями третьего тысячелетия. Суверенный Таджикистан заново открывает для себя Китай, Японию, Индию, другие страны Южной, Восточной и Западной Азии, начинает сооружать новые мосты культурно-исторического и политико-экономического сотрудничества. Это часть процесса глобализации, идущего по разным направлениям. Наша страна движется по пути к открытому обществу, и мы уверены, что именно таким она будет в грядущем столетии. Все народы ожидает глобальный синтез культуры, экономики, политико-информационной жизни. Но мы сделаем все, чтобы, участвуя в этом процессе, сохранить облик своей культуры, не допуская повторения трагедий XX века. Когда мы говорим о возрождении народа, нельзя понимать это как "очищение" культуры от различных взаимовлияний. Всякое "очищение" политическими средствами вызывает насилие, кровь, трагедию. Например, Япония сохраняет свои традиции и не идет по пути "очищения" от усвоенных достижений и наслоений модернизации европейского типа. Пользуясь японской техникой, никто не считает ее чужой для своей страны. Более того, "Сони", "Тойота" рассматриваются как символы подлинно японских достижений, ставших возможными благодаря ее современной политической и экономической организации жизни. Точно так же это относится к демократии, которая стала органической частью японской действительности. В то же время для японцев остаются священными их вековые традиции. Мы должны идти не путем "очищения" от влияний XX века, что, например, означало бы отказ от русского языка, европейской одежды и т.п. Подлинное возрождение народа мы видим не на путях запретов, а прежде всего на дороге наибольшего благоприятствования развитию различных сфер жизнедеятельности в русле национальных интересов и мира в стране. Это значит, что мы будем поощрять у себя освоение русского, английского, китайского, японского, арабского и других языков, но будем прежде делать все для того, чтобы полнокровно развивался государственный язык. Молодежь, которая будет жить в XXI веке, уже сегодня идет по пути многоязычия, которое послужит строительству нового зрелого общества. XXI век - век информатики, новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет "сбрасывать" устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодежи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на ее ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом. Мы осознаем, что груз нерешенных проблем у нас еще немалый. Думаю, что на пороге нового века самое время осмыслить накопленный опыт, проанализировать прежде всего то, что нам еще предстоит сделать. У нас имеется достаточный потенциал, и поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. По моему глубокому убеждению, путь, который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой политической и социально-экономической стабильности и развития не только в регионе, но и на всем пространстве Содружества. В новом тысячелетии он будет способствовать становлению более безопасного, демократического и единого мира. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ТУРКМЕНИИ ОТОЗВАЛОСЬ В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Землетрясение силой 7 баллов по 12-балльной шкале произошло в среду вечером в Туркмении. По официальным данным, жертв и разрушений не зафиксировано, однако отголоски этого землетрясения ощущались не только в центральноазиатских республиках, но и в России. В Москве и в Санкт- Петербурге зафиксированы подземные толчки силой 2-3 балла. Как рассказали корреспонденту "Сегодня" в МЧС России, эпицентр землетрясения находился в 25 км севернее города Балканабат и в 125 км юго-восточнее города Туркменбаши. По данным Института сейсмологии Туркмении, сила толчков в эпицентре составила 7 баллов, в Туркменбаши и Балканабате 5,5 балла, а в Ашхабаде сила землетрясения не превысила 4 баллов. Сообщений о разрушениях не поступало, однако с первыми толчками в столице Туркмении возникла настоящая паника. Вплоть до самого утра люди боялись заходить в дома и провели ночь на улице около костров. В столице соседнего Узбекистана Ташкенте подземные толчки были менее сильными. В Самарканде, Бухаре и Ургенче - 3 балла, а в Каракалпакии (автономия на западе Узбекистана) - до 5 баллов. По сообщениям местных служб ГО и ЧС, жертв и разрушений на территории республики нет. Практически в то же время, что и в Туркмении, подземный толчок силой 4 балла был зафиксирован в армянском городе Спитак, где 12 лет назад именно в этот день произошло страшное землетрясение, унесшее более 25 тысяч жизней. Как сообщили в национальной службе сейсмической защиты, эпицентр землетрясения находился в 50 км к северо-западу от Спитака, и, насколько известно, жертв и разрушений ни в городе, ни в его окрестностях нет. Жителям Баку снова (последнее землетрясение здесь было в конце ноября) пришлось пережить несколько неприятных часов. В 21.12 местного времени в среду там вновь были подземные толчки. Директор Института сейсмической службы Азербайджана Ариф Гасанов сообщил, что их сила составила 4,5 балла. По словам сотрудников департамента здравоохранения, единственной жертвой этого землетрясения стал мужчина, который скончался в Баку от сердечного приступа, вызванного стрессом. Официальные сообщения о жертвах и разрушениях поступили только из Казахстана. На западе республики в городе Атырау, где сила подземных толчков составила 4 балла, обрушилась стена в одном из жилых домов. Под обломками оказались два человека, которые в тяжелом состоянии были отправлены в больницу с множественными переломами. Толчки ощущались и на территории России. В столице их сила не превысила двух баллов. Единственным свидетельством землетрясения были слегка покачивающиеся люстры в квартирах на западе города. Вечером в городские службы Москвы поступило более 300 телефонных звонков от москвичей, взволнованных землетрясением. Даже в Петербурге ощущались отголоски туркменского землетрясения. По словам начальника Пулковской сейсмостанции Владимира Крумпана, в течение вечера были зафиксированы колебания силой 2-3 балла. По мнению специалистов, последнее землетрясение можно поставить в один ряд с тем, что произошло в конце ноября в Азербайджане, - тогда самый сильный толчок достиг 7 баллов. Как и предупреждали специалисты, сейсмическая энергия в виде толчков малой и средней силы будет выходить еще в течение месяца. Другой вопрос, почему на этот раз подземные толчки ощущались на столь обширной территории. Этому также есть ряд объяснений. Земная кора неоднородна, и в разных слоях энергия сейсмического возбуждения передается по-разному. В этот раз, возможно, в большей мере были задействованы более подвижные слои и получилось нечто вроде эффекта "домино". Кроме того, толчки бывают как вертикальные, так и горизонтальные. Последние передаются намного дальше. Очевидно, в Туркмении был именно такой случай. ПРОТИВ "СЕВЕРНОГО АЛЬЯНСА" ВОЮЮТ ТЕРРОРИСТЫ СО ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ Владимир Емельяненко, Известия, 08.12.2000, с. 1 За короткий срок Афганистан под властью талибов превратился в международный террористический центр, где "куются" кадры для локальных войн и самых громких терактов. Первые подопытные, кто на себе испытывает мощь учеников террориста N 1 Осамы бен Ладена, - афганцы из "Северного альянса", воюющие против талибов. Корреспонденты "Известий" стали свидетелями того, как бойцы лидера альянса Ахмада Шаха Масуда захватили в плен нескольких граждан Пакистана и Индии. Бой под Талуканом был таким же коротким, как и ужин во время Рамадана. Вся еда - горстка овощного плова с зеленым чаем. Весь бой - пятнадцатиминутная вспышка в ночи автоматных очередей и два плененных талиба. Подумалось даже: что для афганца - бой, то для русского - рядовой салют из автомата. Кандалы для гостя С первыми лучами не по-декабрьски палящего солнца вся ставка знала: в плен попались два пакистанца и пенджабец (исламский сепаратист из Индии). К глиняным - пожалуй, повыше двух метров - воротам лагеря военнопленных мы добрались, когда день прогрелся градусов до двадцати. Когда подошли к проему, похожему на калитку, нас ждал первый шок. Прямо перед носом с неба опустился бетонный "сторож" - плита из тех, что мокрого места от человека не оставляют. "Добро пожаловать!" - обогнув плиту, за порог вышел начальник лагеря военнопленных майор Имам Кул. Когда плиту задвинули, за воротами нас ждал второй шок. Вдоль трех стен гигантского тюремного двора на коленях стояли все 120 военнопленных. "Они приветствуют вас", - говорит Имам Кул и повелевающим жестом резко опускает правую руку вниз. Так он разрешает-приказывает заключенным сесть прямо на утоптанную, как асфальт, землю, точнее, желтую глину. Он предлагает на выбор побеседовать с любым из военнопленных. Мы просим о встрече с пакистанцами, вокруг которых столько шума. Начальник лагеря коротко что-то выкрикивает в толпу, сидящую к нам лицом буквой "П", и в "букве" образуется пробел. От толпы отделяется юное, смуглое до шоколадного оттенка кожи существо с длиннющими и черными как смоль волосами. Широко расставив ноги, пленный идет к нам. В руках он держит металлические прутья, которые снизу окольцовывают каждую из ног. Он идет так, как его ровесники танцуют в московских дискотеках, чтобы обратить внимание девчонок. Даже одет по меркам столичных тинэйджеров "круто". На нем темно-зеленое с чернью афгани - платье с разрезами по бокам, толстовка цвета хаки. И лишь перебинтованная левая рука и резиновые калоши вроде тех, что в России называют "прощай, молодость", выдают в парне не дискотечного вояку. - Я Али Мухаммад из провинции Белуджистан, - говорит он. - Это в Пакистане, - добавляет переводчик, о чем его настойчиво просит начальник тюрьмы, которому важно подчеркнуть, что пленный - иностранный агрессор. Для доказательства майор показывает документы парня. Судя по ним, пленному 21 год, он гражданин Пакистана, учился в религиозной школе "Сиабуз", а затем в религиозном учебном заведении "Ходор" в Афганистане. И в Пакистане, и у талибов в Афганистане таких религиозно-военизированных школ много. По данным экспертов ООН, в этих центрах обучается около 200 тысяч человек из разных мусульманских стран, включая СНГ. Из этих центров и пошли отряды талибов, экспортирующих воинственно-религиозные ценности в Афганистан. Сегодня под флагом "Талибана" против афганцев воюют, по утверждению спецслужб "Северного альянса", несколько тысяч иностранцев, в том числе бывших военнослужащих пакистанских вооруженных сил. Пленный начинает заискивающе улыбаться. Страх в нем выдают бегающие глаза и нервное, каждую секунду, пощипывание неровно отрастающей бородки. Он сбивчиво подтверждает все, что написано в бумагах, от себя добавляет, что не хотел идти на войну. Говорит, что дома на семейном совете, с отцом и братьями, решили: деваться некуда - надо идти. - Тебя послали родители? - не выдерживает даже переводчик и опережает мой вопрос. С улыбкой, переходящей в нервный тик, пленный рассказывает, что его семья разорилась в засуху. Отец, чтобы прокормить многодетную семью, старших сыновей отдал за долги в работники к землевладельцу, а младшего попросил отправиться в Афганистан. В школе "Ходор", где в течение трех месяцев юноша проходил военную подготовку, он получал пять долларов в неделю. Когда отправили на фронт - десять долларов. Все до цента он отсылал в семью. Теперь расстроен, что до расчета по долгам ему не хватило пятидесяти с лишним долларов. Еще говорит, что ни перед кем ни в чем не виноват - он никого не убивал. Сопровождающие нас военные подтверждают: из-за этого пацана вчера завязалась перестрелка. Он в темноте просто перепутал позиции и сам забрел к бойцам Масуда. Когда это понял, было поздно. "Мы бы его даже не били, - рассказывает офицер, - но он автомат не отдавал". - Почему он в кандалах? Ведь большинство пленных без них. - Он наш гость, - говорит начальник лагеря. - Иностранцев - самых дорогих гостей, чтобы они почувствовали наши объятия, мы иначе не встречаем. И тут выясняется подробность, в которую трудно поверить: большинство пленных свои же - таджики, хазарейцы, узбеки; воюют то на одной, то на другой стороне. Свобода второго разлива Вот эти-то пленные и гуляют по тюремному двору без кандалов. До выяснения обстоятельств заключения их "контракта" с талибами. Если найдутся свидетели и подтвердят, что дехкане, а пленных среди них процентов сорок-пятьдесят, согласились воевать против Масуда исключительно потому, что талибы в заложниках оставили членов их семей, то им сохранят жизнь и, может, даже кого-то позовут в свои ряды. Охрана на вышках довольно злобная. Чуть что - очередь в ноги. Но некоторые вольности она пленным позволяет. "Кто его знает, - комментирует охранник Шарифулло, - вдруг нам завтра в бой вместе идти или в одном кишлаке жить?" Этих маленьких привилегий, невидимых постороннему глазу, напрочь лишены иностранные наемники. И юный талиб Али Мухаммад из Пакистана, и его соотечественник Навуз Ахмад, бывший кадровый военный, и пенджабец из Индии Махмуд Махмад-али - VIP-персоны лагеря военнопленных под городом Ходжабахаутдин. Для "Северного альянса" они и тысячи иностранных военнопленных - ценное подтверждение того, что против Афганистана развязана иностранная агрессия. Со стороны Пакистана. Навуз Ахмад подтверждает, что действительно служил в армии Пакистана. Но перед заключением контракта с талибами он уволился из вооруженных сил и приехал, как говорит, к братьям по вере как простой гражданин Пакистана, чтобы помочь им отстоять свободу в борьбе с "неверными". - В том-то и проблема, - говорит уже в столице Таджикистана Душанбе один из российских дипломатов, просивший не называть его имени, - что мы не раз убеждали представителей "Северного альянса": возьмите в плен настоящего кадрового военного-иностранца. Мы со своей стороны обещаем, что это событие сразу же станет достоянием международной общественности, вплоть до трибуны ООН. Однако таких свидетельств нет. - И не будет, - уверен начальник лагеря военнопленных Имам Кул, возмущенный лукавством и безразличием ООН. - Пакистанцы тоже не простаки, чтобы подставляться. Они специально своих военнослужащих, тех, кто отправляется к талибам, временно увольняют или отставляют, чтобы с юридической точки зрения все было чисто и безукоризненно. Так считает не только тюремный начальник. Подавляющее большинство афганцев, от министра иностранных дел при правительстве Раббани доктора Абдулло до рядового моджахеда, полагают: волна экстремизма и терроризма, прикрывающегося исламскими ценностями, расползается по свету из Пакистана и талибского Афганистана еще и потому, что ООН пассивно наблюдает за тем, как наемничество перерастает в инструмент государственной политики этих стран. Так, в числе пленных моджахеды, помимо пакистанцев и пенджабцев, удерживают арабов, уйгуров, филиппинцев и утверждают, что совсем недавно на стороне "Талибана" начали воевать выходцы из СНГ - чеченцы и боевики Джумы Намангани из Узбекистана. Тем не менее, как считают российские дипломаты и эксперты международных организаций, сотрудничающие с "Северным альянсом", свидетельств об иностранных наемниках, которые есть в их распоряжении, недостаточно, чтобы говорить об агрессии Пакистана против Афганистана. "Наемники воюют по всему свету, - комментирует ситуацию посол России в Таджикистане Максим Пешков. - Некоторые русские тоже воюют вместе с чеченцами против федеральных войск". Стоит ли удивляться, что террористы бен Ладена расползаются по свету, как пауки из опрокинутой банки? И не потому ли процветает наемничество, приносящее прибыли, сопоставимые с наркоторговлей, что отношение к нему в ООН и других международных организациях более чем либеральное? Обмен - дело тонкое Моджахеды не знают, что делать с пленными. Соглашения с талибами об обмене нет, потому что стороны друг друга не признают. Вот и берет верх живучая на Востоке традиция заложничества. Она многоступенчатая - как степень предоставляемых свобод незваным гостям. Выкуп, исключительно в американских дензнаках, - самый надежный и опробованный принцип взаимоотношений с плененным противником. Если у родственников пленного нет средств, то его надолго ждет неопределенность. Потребуется немало времени, чтобы кулуарные дипломаты с учетом кровных связей, интересов полевых командиров и стечения обстоятельств договорились о негласных принципах обмена. В этом случае одного живого меняют на семь трупов. Это минимум. Ниже "цену" пока никто не сбивал. Если ценность пленного выше, его могут обменять на десять-двадцать покойников. И, наконец, если стороны не приходят к согласию, воина Аллаха отправляют к праотцам. г. Ходжабахаутдин (ставка Масуда)- Душанбе * * * * Справка "Известий" По данным доктора исторических наук Юрия Ганковского (Институт востоковедения РАН), пользующегося официальными источниками Пакистана, в 1998-1999 годах ряды движения "Талибан" пополнили свыше 15 тысяч бывших военнослужащих пакистанской армии. В 2000 году, по данным лидера "Северного альянса" Ахмада Шаха Масуда, предоставленным "Известиям" (N 228, 2 декабря), в ряды талибов влились еще 1500-1700 граждан Пакистана и до 3000 наемников из разных стран, включая сторонников известного Осамы бен Ладена. ПОЛЕМИКА НА ТЕМУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Джером, по электронной почте, 07.12.2000 "Уважаемый Батыр Фаязов, признаюсь, моя позиция слаба по сравнению с Вашей: я не могу подписать это письмо своим настоящим именем, так как в Узбекистане остались мои друзья и родственники, которым я не хочу причинить неприятностей. Однако уже одно это опасение показывает, как обстоят дела со свободой в Узбекистане..." Полный текст - http://www.ferghana.ru/news/polemics.html |
Полнотекстовые версии данных материалов читайте на http://www.ferghana.ru/news/kirgizia.html http://www.ferghana.ru ferghana@ferghana.ru |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||