Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N19, 04/05/2000


ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОЙ КНИГИ

www.gov.uz

В Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан состоялась презентация первой книги "Новой истории Узбекистана". В ней приняли участие ученые-историки, правоведы, представители общественности и журналисты. Собравшиеся обменялись мнениями об этой книге, которая представляет читателям реальную информацию о развитии государства. Было отмечено, что в книге "Новая история Узбекистана" дана объективная оценка истории развития государства и она предназначена для широкого круга читателей


ТАДЖИКИСТАН

Независимая газета (Москва), 04.05.2000, с. 5

Лидер международных террористов Джума Намангани со своими сторонниками, незаконно находящийся на территории Восточного Таджикистана, дал согласие покинуть пределы республики и передислоцироваться в афганскую провинцию Кундуз, контролируемую талибами. Об этом стало известно корреспонденту "НГ" из заслуживающих доверия компетентных источников в Душанбе. В Тавильдаринский район уже переброшена группа сопровождения и транспортные средства - 22 автобуса и 8 "КамАЗов".

С наступлением в Таджикистане лета расширился фронт переброски наркотиков из Афганистана. По информации российских погранвойск в Таджикистане, вечером 2 мая на участке Ишкашимского отряда пограничники пресекли попытку перехода границы двумя вооруженными лицами. В ходе боестолкновения один наркокурьер был убит, а второму удалось скрыться. На месте переправы пограничники обнаружили один килограмм героина и два килограмма гашиша. В тот же день в ходе досмотра чартерного авиарейса, следующего из Душанбе через турецкий город Чорум в Мюнхен, были задержаны 8 граждан. Подозрения вызвали их загранпаспорта. После предварительного разбирательства выяснилось, что задержанные являются гражданами Афганистана.


"АЗИАТСКИЙ ДАВОС" ЗАВЕРШЕН

Сергей Серов, Независимая газета (Москва), 04.05.2000, с. 5

Евразийский экономический саммит под эгидой Давосского всемирного форума завершился в Алма-Ате. Пятьсот представителей деловой и политической элиты из 37 государств в откровенных трехдневных дискуссиях искали формулу успеха.

Еще несколько лет назад приезжающие в Казахстан иностранцы знали об этой стране не слишком много: президент - Назарбаев, столица - Алма-Ата, а все это находится где-то возле Китая... Сейчас у Запада нет дефицита информации о проблемах и перспективах всех "постсоветских азиатов". Пространство от Гасан-Кули до Усть-Каменогорска, от Атырау до Баткента и от Хоргоса до Тавильдары изучено вдоль и поперек. Всем понятно: Евразия - тот самый материк, включение которого в процесс глобализации экономики становится одним из важнейших факторов успеха в ХХI веке. Огромное пространство и гигантские ресурсы...

Год назад глава Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил основателю и президенту Всемирного экономического форума в Давосе - Клаусу Швабу дать возможность всем, обладающим капиталами и правом принимать серьезные политические решения, встретиться в центре Азии. И саммит "Евразия-2000" прошел в теплом южном городе, вызывающем неизбежное восхищение даже у тех, кто повидал немало прекрасных мест.

Казахстан, в эти дни отмечающий десятилетие президентской формы правления, набрал отличный темп движения вперед. По скорости развития экономики он вступил в прямое соревнование со своим основным партнером - Россией. Торговый оборот республики в этом году вырос на 34%, объемы промышленного производства увеличились на 15%. Экономическое положение страны настолько стабильно, что Астана отказалась воспользоваться кредитами Международного валютного фонда. Об этом заявил в Алма-Ате прибывший на форум "Евразия-2000" заместитель директора-распорядителя МВФ Шигемицу Сугисаки. "Казахстану удалось преодолеть экономический кризис, - сказал он, - за последние месяцы положение в республике значительно улучшилось, здесь отмечены более высокие темпы экономического роста, чем ожидалось. Экономическая политика, проводимая руководством Казахстана, - обоснованная и правильная".

В МВФ рассчитывают на дальнейшее улучшение дел в Казахстане, а 400 млн. долл. кредита, который не взяла Астана, считают "резервным". Реальности Казахстана - фактически срез по стволу всей Центральной Азии. Где по "кольцам" на срезе видны и успехи, и трудности, и все варианты движения дальше.

Естественно, что именно казахстанский лидер задал тональность дискуссии. Размышления Назарбаева на одном из пленарных заседаний форума стали, по мнению многих, лучшим обращением президента Казахстана к аудитории за все последние годы.

"Скоро будет девять лет, как мы создали Содружество Независимых Государств, - говорит Нурсултан Назарбаев. - У нас были изначально самые благие намерения, было общее экономическое пространство Советского Союза, взаимосвязанная, абсолютно интегрированная экономика. Транспортные коммуникации были едины, был единый рынок. Учитывая сотни лет совместного проживания, казалось бы, начнем на равноправной основе сотрудничать и получать выгоды. За эти годы мы приняли 600 соглашений. Но экономическая часть их не работает. Я пришел к выводу, что это происходит потому, что свои суверенные интересы мы только сейчас начали осознавать... Европа к интеграции шла 500 лет и согласилась с ней только тогда, когда каждое государство стало истинно суверенным. У нас же совместное проживание в одной империи оставило недоверие: со стороны республик - к России, со стороны России - к республикам. Только сейчас мы ощущаем новое дыхание, когда начинаем понимать: в условиях глобализации интеграция является единственной возможностью развития..."

Не ставить под сомнение независимость и суверенитет центральноазиатских государств. А с другой стороны - выполнять обязательства этих государств перед другими странами. Вот два условия, предложенные Нурсултаном Назарбаевым - и ближайшим соседям, и самым дальним партнерам-инвесторам. Вот формула надежды на стабильность и прогресс, которую предложил президент Казахстана мировому сообществу. Сомнению на форуме она не подвергалась. И все многочисленные дискуссии, переговоры и встречи проходили как развитие одной идеи. Естественно, что точки зрения на каждую конкретную проблему высказывались разные, порой достаточно удаленные друг от друга. Но самое главное, не оспариваемое никем: поводов для сотрудничества в регионе сегодня значительно больше, чем поводов для конфронтации и дальнейшего размежевания. За такое сотрудничество однозначно высказалась Москва устами вице-премьера Виктора Христенко, который, однако, подчеркнул: "Такое сотрудничество исключает проведение отдельными странами в одностороннем порядке политики соблюдения своих интересов за счет России".

Клаус Шваб не скрывал общей тревоги всех западных стран, которую выразил вопросом: "Победит ли в конце концов в регионе общее видение его проблем и возьмет ли здесь верх стремление всех стран к сотрудничеству?" Такая тревога есть и у лидеров самих центральноазиатских государств. Президент Киргизии Аскар Акаев открыто сказал: девять лет назад в регионе было значительно больше свободы передвижения для людей и товаров, чем сейчас. За последнее время самими соседями создано столько барьеров, что все транспортные магистральные коридоры, которые здесь помогает налаживать мирное сообщество, не заработают никогда.

Подогреваемый уже не первый год миф об "острых противоречиях между Ташкентом и Астаной" Назарбаев развеял шуткой. "Да, есть у нас с Каримовым непреодолимое соперничество. Это когда "Пахтакор" играет в футбол с "Кайратом". Здесь точно не можем договориться - каждый болеет за своих..."

"Нам переводчиков не надо, - развил мысль президент Казахстана, - в Центральной Азии у всех стран общее происхождения, история, культура. Ее главное достояние - сохраненный за постсоветские годы мир, спокойствие и доверие. Это вовсе не та ситуация, какую пережили арабские страны, перестав быть колониями. Постсоветские государства Центральной Азии не допустили столкновений между собой. И это - общая и главная победа".

Но возможностей много, а денег в Центральной Азии мало. И в том и в другом убедились гости за три дня в Алма-Ате. И хотя только Каспий сулит по всем сверхосторожным прогнозам не менее 30 млрд. т нефти и 25 трлн. куб. м газа, Казахстан, например, нефтедолларов по-настоящему еще не видел. Ведь пока разрабатываются небольшие месторождения. А чтобы добраться до основных кладовых и обеспечить выход Казахстана на добычу нефти в объеме 120 млн. т в год, необходимы очень крупные средства. Страны-доноры не спешили и выжидали, имея в виду не только прежние ошибки местных менеджеров и своих компаний, но и "вызовы времени", новые риски, обозначившиеся в регионе. Среди таких рисков - наркотики, экстремизм, терроризм, не спадающее уже много лет напряжение в Афганистане.

На форуме российский вице-премьер Виктор Христенко объявил, что Москва готова увеличить Казахстану квоты на прокачку нефти через свою территорию - до 15 млн. т в год. И не случайно западные наши собеседники в шикарном алма-атинском отеле "Анкара" не без печали констатировали: Россия к победе ближе, ориентация Казахстана на северного соседа видна после избрания президентом Владимира Путина все отчетливее...

В любом случае исход битвы за будущее этих сказочных и долго дремлющих земель решат уже не пушки, а компьютеры, не армии, а просвещенные, как нынче говорят, "продвинутые" люди. Это было понятно любому участнику форума "Евразия-2000" - пусть он прибыл из-за океана, пусть пешком пришел в "Анкару" из офиса за два квартала.

Евразийский экономический саммит свел на одном "пятачке" все главные капиталы планеты и страны и, скорее всего, со временем перейдет в разряд самых крупных и важных экономических форумов на постоянной основе. Сейчас Европа смотрит на Азию уже не так, как прежде. После встречи в Алма-Ате этот новый взгляд особенно отчетлив.


КАЗАХСТАН: ЧЕРЕЗ СТАБИЛЬНОСТЬ К ДЕМОКРАТИИ

Игорь Рогов, Председатель Высшего Судебного Совета - советник Президента Республики Казахстан, доктор юридических наук, лауреат международной премии Московского клуба юристов "Фемида-99", Известия (Москва), 04.05.2000, с. 4

Седьмого мая состоится инаугурация нового Президента России. В этот день будет поставлена последняя точка продолжительной выборной президентской кампании и начнется новый этап российской истории. В этой связи возникает большое количество вопросов о том, как будут развиваться отношения России с соседними государствами.

Сейчас можно уверенно сказать, что смена высшего руководства России придала новый импульс межгосударственным отношениям в рамках СНГ. Первые же шаги В.В. Путина в качестве Президента страны способствовали возрастанию эффективности контактов России с соседними странами. В частности, наиболее динамично стало развиваться практическое сотрудничество в таких жизненно важных сферах, как обеспечение региональной безопасности, борьба с терроризмом, наркобизнесом. Странами СНГ создается единый антитеррористический центр, в начале года проведены совместные боевые учения "Южный шит Содружества", значительно активизировались контакты по линии взаимодействия правоохранительных служб. Все это свидетельствует о громадной позитивной роли, которую играет Россия в нашем регионе.

Отношения с Россией в Казахстане всегда рассматривались как приоритетные. При этом казахстанская позиция остается неизменной и основывается на принципах равноправной дружбы, добрососедства, развития взаимовыгодного сотрудничества. Россия для нас всегда была и в дальнейшем будет оставаться стратегическим союзником и партнером. В этой связи казахстанцев не могут не настораживать распространяющиеся в последнее время в российской печати достаточно неоднозначные оценки ситуации в нашей республике, которые создают искаженное представление о состоянии и перспективах развития казахстанско-российского сотрудничества.

Так же как и недавно в России. в Казахстане в минувшем году прошли президентские и парламентские выборы. По существу, для нашей страны эти выборы стали важной вехой на пути политических реформ. Как известно, в ходе этих выборных кампаний зарубежными и казахстанскими наблюдателями были зафиксированы и справедливо критиковались отдельные нарушения выборного законодательства на ряде избирательных участков. Такая критика является большой помощью и поддержкой для нашей молодой и развивающейся демократии. Именно благодаря ей в Казахстане сейчас ведется работа по совершенствованию механизма проведения выборов.

В то же время в некоторых СМИ в последнее время стали размещаться материалы, которые использовали критику прошедших выборных кампаний как доказательство того, что в Казахстане якобы сворачиваются демократические реформы. В нашей стране люди сейчас хорошо понимают, что инициаторами подобных "опусов" являются главным образом те, кто проиграл на выборах, так как не пользовался достаточной поддержкой у населения.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что руководство страны последовательно и неизменно придерживается курса на постепенную политическую либерализацию, который был заявлен еще в начале 1990-х годов. С момента обретения независимости Казахстан уверенно идет по пути создания основ демократического общества. При этом важнейшим внутренним приоритетом для нас всегда было и остается сохранение в стране социально-политической и межэтнической стабильности. Идет последовательный процесс формирования социальной основы демократическою развития казахстанского общества - так называемого среднего класса. Благодаря поддержке государева сегодня в Казахстане функционирует 372 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих трудовую занятость 1,4 млн. граждан.

В Казахстане заложены основы новой правовой системы. Приняты новая Конституция, конституционные законы, которые определяют компетенцию высших государственных органов. Построение этих правовых институтов проводилось в соответствии с государственной программой правовой реформы, которая была утверждена Главой государства в 1994 г. Новая система комплектования судебных органов, в отличие от предыдущих, предусматривает пожизненное назначение судей Президентом (судьи местных судов) или избрание их Сенатом Парламента (судьи Верховного Суда). Приняты новые Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы. На рассмотрении Парламента находится Кодекс об административных правонарушениях. Можно с уверенностью сказать, что основные законодательные акты работают, сложилась новая, отличная от предыдущей, социалистической, правовая система.

Поступательность и, что жизненно важно, необратимость рыночных преобразований дают возможность Казахстану продолжать дальнейшее реформирование политической сферы.

В 1998 году было обнародовано Послание Президента Н.А. Назарбаева казахстанскому народу, которое раскрывало основные направления политической реформы в Казахстане. Процесс либерализации получил качественно новое содержание, приобрел дополнительный мощный стимул.

По предложению Главы государства внесены изменения в Конституцию и избирательное законодательство, которые заметно активизировали деятельность политических партий в ходе парламентских выборов, поскольку согласно новой редакции статьи 50 Конституции из 77 депутатов Мажилиса (нижняя палата) Парламента 67 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а 10 депутатов - на основе партийных списков. Несколько расширена компетенция Парламента, увеличен срок полномочий депутатов Мажилиса до пяти лет, а депутатов Сената (верхняя палата) - до шести лет, предусмотрен ряд других мер, направленных на демократизацию общества.

В январе 1999 года президентские выборы впервые проводились на альтернативной основе. В выборном марафоне приняли участие четыре кандидата. Его результаты свидетельствуют о широкой общественной поддержке курса на демократизацию казахстанского общества, выдвинутого Президентом Н.А. Назарбаевым.

Осенью того же года впервые в нашей стране (да и в регионе Центральной Азии) были проведены выборы в Парламент по смешанной системе, которая предусматривала и голосование по партийным спискам. В период предвыборной кампании было выдвинуто беспрецедентное для Казахстана количество кандидатов, в среднем по 8 человек на одно депутатское кресло, в выборах участвовало 10 политических партий. Об остроте борьбы свидетельствует и то, что выборы в подавляющем большинстве избирательных округов проводились в два тура.

Введение выборов по партийным спискам стимулировало процесс партийного строительства в Казахстане. За короткий срок были созданы новые политические партии, пользующиеся реальной поддержкой избирателей. Это партия "Отан" ("Отчизна"), Гражданская и Аграрная партии. В результате победы на выборах эти политические партии сформировали свои партийные фракции в Парламенте. В ходе выборов сохранила свои позиции и соновная оппозиционная партия - Компартия Казахстана, за список которой проголосовали примерно 17 процентов казахстанских избирателей. Выборы по партийным спискам существенно повысили политическую роль Парламента Казахстана.

Политические реформы последних двух лет обеспечили новый созидательный импульс для развития таких институтов демократии и гражданского общества, как независимые СМИ и неправительственные организации.

Сегодня доля негосударственных СМИ составляет более 70 процентов от общего числа средств массовой информации и информационных агентств Казахстана. В настоящее время многие негосударственные газеты и журналы, теле-, радиоканалы являются лидерами по рейтингу популярности на казахстанском информационном рынке. В целях совершенствования механизмов взаимодействия СМИ с органами государственной власти Президент 14 апреля т.г. дал поручение своей Администрации изучить возможность создания специализированного органа (типа Информационной палаты, существующей при Президенте Российской Федерации), предназначенного для разрешения споров и иных дел, вытекающих из требования законов и норм журналистской этики.

На сегодняшний день в Казахстане созданы и активно действуют более 2 тыс. неправительственных организаций. Не так давно ряд общественных объединений создали Конфедерацию неправительственных организаций Казахстана.

Одним из институтов поддержания стабильности в многонациональной стране является Ассамблея народов Казахстана - консультативно-совещательный орган при Главе государства. Как известно, в Казахстане проживают представители более 100 этносов. В Ассамблее народов Казахстана представлены все национально-культурные центры страны, что позволяет их представителям свободно отстаивать свои интересы на самом высоком государственном уровне. Кстати, опыт создания и работы Ассамблеи народов Казахстана активно использован и в России, в таких ее субъектах Федерации, как Саха-Якутия, Татарстан.

Важное значение для судьбы демократии имеет направленность уголовной политики страны. Она как часть государственной политики определяется согласно Конституции Главой государства. Если проанализировать все указания Президента, которые он дает в этом направлении. принимаемые им нормативные акты, то можно сказать, что налицо два вектора такой политики. С одной стороны - это ужесточение ответственности за совершение особо опасных преступлений (убийств при отягчающих обстоятельствах, терроризма, бандитизма, взяточничества и пр.). С другой - это смягчение, гуманизация ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также в отношении лиц, случайно совершивших преступления под воздействием неблагоприятной жизненной ситуации. Эти тенденции довольно отчетливо прослеживаются и в новых Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, которые, кстати, высоко оценены международной общественностью. и в правоприменительной практике.

Хотелось бы обратить особое внимание на проблему борьбы с коррупцией, поскольку последняя представляет серьезную угрозу демократическим завоеваниям. По инициативе Главы государства принят Закон "О борьбе с коррупцией". Президентом страны недавно был издан Указ "О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией". В Казахстане действует Закон "О государственной службе", в соответствии с которым Агентство по государственной службе ведет работу по предотвращению проникновения коррумпированных элементов в органы управления республики, рассматривает дисциплинарные дела государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения, наказуемые в дисциплинарном порядке.

Предпринимаемые антикоррупционные меры уже приносят ощутимые результаты. Только по итогам прошлого года в Казахстане привлечено к ответственности за коррупционные правонарушения около 1,5 тысячи государственных служащих. В том числе возбуждены уголовные дела в отношении 40 лиц, занимавших ответственные государственные должности, среди которых есть бывший министр, председатель госкомитета, несколько заместителей областных акимов (руководителей областных администраций). Виновность или невиновность их, разумеется, установит суд. Но сам факт возбуждения уголовных дел говорит об активизации борьбы с коррупцией. В прошлом году судами были осуждены к различным мерам наказания 11 районных акимов, а также ряд судей, работников правоохранительных органов, сотрудников таможенной службы и пр.

Казахстан уверенно движется по пути демократических преобразований. Но этот путь сопряжен с рядом трудностей, имеющих в основном объективный характер.

Так, уже говорилось, что прошедшие выборы обнаружили отдельные изъяны в избирательной системе, которые мы собираемся исправлять. Недавно мы получили доклад Государственного департамента США, в котором дается оценка соблюдения прав человека в Казахстане. Внимательное изучение этого документа вызвало двойственное впечатление. Конечно, ряд приведенных в докладе негативных примеров нарушения прав человека имел место. Но не учитывается то обстоятельство, что подавляющее большинство информации о таких фактах почерпнуто из наших же официальных источников. Составители доклада не указывают на то, что подавляющее большинство фактов нарушения прав человека (злоупотребления чиновников. необоснованные аресты, задержания, незаконные методы допроса и др.) раскрыто нашими же правоохранительными органами, и все нарушители были привлечены к строгой ответственности. То есть не показывается реакция государства на нарушения законности и упускается важнейший аспект: наличие в Казахстане политической воли его руководства, направленной на искоренение нарушений прав человека. И наконец, далеко не все приведенные в докладе примеры нарушений законности имели место в действительности. Конечно, недостатки в правоохранительной деятельности есть, и их надо исправлять, но только объективная ее оценка поможет работать в правильном направлении.

В целом в результате целенаправленных действий в Казахстане достигнут определенный уровень политической либерализации, который не является неизменной константой, а представляет собой исходную точку, из которой страна будет делать дальнейшие шаги в сторону расширения демократических прав и свобод своих граждан.

Благополучие Казахстана в будущем напрямую зависит от наличия в нашей стране свободы, демократии, обеспечения равенства всех перед законом. И чтобы достичь этого, нам необходимо сохранить прочный гражданский мир и общенациональное согласие. Именно поэтому реформы в Казахстане приняли форму постепенной поэтапной либерализации.

Дестабилизация в Казахстане не может быть выгодна ни одной из соседних с нами стран, в том числе и России. Стабильный и демократический Казахстан был, является и будет надежным союзником стабильной и демократической России, открывающей новый этап своего развития.


САПАРМУРАТ НИЯЗОВ ОГРАНИЧИВАЕТ КАРАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Михаил Переплеснин, Егор Яшин, Независимая газета (Москва), 04.05.2000, с. 5

Главным участником состоявшейся на днях в Ашхабаде научно-теоретической конференции "Учение Сапармурата Туркменбаши об обществе" стал сам... Туркменбаши. Автор учения собственной персоной явился на форум, организованный политсоветом Демократической партии Туркмении, Министерством образования и высшим советом по науке и технике, конечно же, не для обсуждения своих же трудов. Сапармурат Ниязов использовал трибуну конференции для того, чтобы в своей лекции разъяснить некоторые аспекты проводимых в обществе преобразований.

Необходимость такого выступления Сапармурата Туркменбаши была связана, видимо, еще и с тем, что идеологи из его команды "не успевают" за реформаторской мыслью президента, в чем, кстати, честно признались накануне конференции в местной прессе: "Мы просто не можем своевременно отражать все замыслы и достижения нашего лидера, ибо события опережают нас".

Что уж говорить тогда о парламентариях и юристах, которые обязаны оперативно облекать в форму законов и постановлений принимаемые лидером государства решения. Сегодня они, например, работают над документами, реализующими идеи президента относительно дальнейшей гуманизации правоохранительной системы страны. И пока идеологи и правоведы воздерживаются от конкретных комментариев, ряд вопросов прояснял сам Туркменбаши.

Президент Туркмении напомнил о последовательности руководства страны в проведении реформ в правовой сфере. В конце минувшего года Народный совет принял закон об отмене смертной казни и постановление о проведении ежегодных акций амнистии и помилования. В течение двух последних лет около 80% всех заключенных в Туркмении получили свободу или значительное сокращение сроков содержания за решеткой. А совсем недавно опять-таки по инициативе Ниязова приняты законодательные акты, позволяющие заменять тюремное наказание ссылкой.

Новые меры, предложенные президентом, связаны с серьезным ограничением карательных функций правоохранительных органов и привлечением представителей общественности и выборных структур к процессу уголовного преследования тех граждан, кто преступил закон или подозревается в этом. Так, уже в ближайшем будущем появится специальный закон, отменяющий следственную процедуру обыска в домах и квартирах граждан для всех правоохранительных и судебных инстанций. Как сообщил Сапармурат Ниязов, обыски будут проводиться только в исключительных случаях и только с санкции главы государства. Тем самым Туркменбаши ставит под свой контроль одну из важных процедур следственных действий. По его словам, делается это не только с целью искоренения злоупотреблений, коими грешат некоторые нечистые на руку сотрудники правоохранительных органов, но и в связи с тем, что "государство должно гарантировать соблюдение основополагающих конституционных прав и свобод человека". При этом Туркменбаши пообещал создать в своем аппарате структуру, которая позволит принимать решения об обысках с "необходимой оперативностью, чтобы не нанести ущерба ходу расследования того или иного дела".

Другое нововведение туркменского лидера связано непосредственно с самим возбуждением уголовных дел. Ниязов считает, что к этому процессу, поскольку в Туркмении относительно спокойная криминогенная обстановка, необходимо привлекать общественность. Следователям придется согласовывать свои действия с представителями советов старейшин, членами Народного совета, главами администраций на местах. Ставя свои визы под документом о возбуждении уголовного дела, вышеуказанные лица обязаны будут, по словам Ниязова, в дальнейшем следить за соблюдением законности и прав человека в ходе расследования того или иного дела.

Следующими шагами, как пояснил Туркменбаши в своей лекции, станет "введение запрета на любое изъятие имущества граждан без надлежащего решения суда", а также "передача вопросов паспортной системы от полиции в ведение местных администраций". Как заметил Ниязов, "смысл всех преобразований заключается в том, чтобы коренным образом переориентировать деятельность системы правоохранения". Туркменский лидер подчеркнул, что реформы должны привести к тому, чтобы "правоохранительные органы занимались не столько карательными мерами, сколько прежде всего выполняли функции по защите жизни, здоровья, имущества, чести и достоинства и личной неприкосновенности граждан".


В СУЗАКСКОМ РАЙОНЕ КИРГИЗИИ И В ГОРОДЕ ДЖАЛАЛ-АБАДЕ ВЕДУТСЯ РАБОТЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ

Киргизское информационное Агентство "Кабар", 03.05.2000

По уточненным данным селевыми потоками, прошедшими 27-28 апреля 2000 года в Сузакском районе и городе Джалал-Абаде подтоплены 127 жилых домов, полностью разрушены и непригодны для проживания пять. 16 домов находятся в аварийном состоянии, 50 очищены от ила и грязи. Во временные эвакуационные пункты из зоны затопления отселены 12 семей, для которых организованы горячее питание и единовременная денежная помощь в сумме 1,5 тыс. сомов. В ликвидации стихийного бедствия участвуют 500 человек из подразделения гражданской обороны, привлечены 30 единиц спецтехники. Министерство по чрезвычайным ситуациям КР выделило необходимое количество горюче-смазочных материалов. Причинами стихийного бедствия явились ливневые дожди, вызвавшие селевые потоки и неготовность селеотводящего канала принять большое количество воды. В настоящее время в зоне стихийного бедствия продолжаются работы по его ликвидации. Об этом сообщила пресс-служба МЧС КР.


ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО КВАРТАЛА В УЗБЕКИСТАНЕ ОТМЕЧЕН РОСТ ВНУТРЕННЕЙ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Киргизское информационное Агентство "Кабар", 03.05.2000

Рост ВВП в Узбекистане в первом квартале 2000 года по сравнению с этим же периодом прошлого год возрос на 3%, производства продукции в промышленности составил 5,1%, сельском хозяйстве - 4,2%, розничного товарооборота - 5,1%, оказание платных услуг населению на 13,9%. Эти и другие цифры были приведены, на состоявшемся под председательством премьер-министра Уткира Султанова, заседании Кабинета министров страны, посвященном итогам социально-экономического развития республики и дальнейшему углублению реформ. Анализ итогов был рассмотрен с критической точки зрения. Отмечалось, что во многих областях не разработаны территориальные программы локализации производств, приватизации и создания совместных предприятий. Неудовлетворительно привлекаются иностранные инвестиции в процесс приватизации и развитие предпринимательства в Навоийской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Джизакской областях. Крайне медленно осуществляется разгосударствление собственности, продажа акций на предприятиях машиностроительного и аграрного комплексов, химической промышленности, горно-перерабатывающей. На заседании был признан неудовлетворительным ход экономических реформ на предприятиях государственной акционерной корпорации "Уздонмахсулот", ассоциации "Узпарандасаноат", компании "Узстройматериалы", ассоциации "Узсувкурилиш".


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЖК КИРГИЗИИ ГОТОВИТСЯ К РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСА ПРИДАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Киргизское информационное Агентство "Кабар", 02.05.2000

Вопрос придания официального статуса русскому языку в Кыргызстане будет рассмотрен депутатами Законодательного собрания Жогорку Кенеша КР. Как известно, он был затронут Президентом Кыргызстана в его недавнем обращении народу и парламенту республики. После чего с инициативой 48 депутатами ЗС из 57 на сегодняшнее пленарное заседание палаты был внесен вопрос о внесении изменения в Конституцию КР, в частности, вопрос придания официального статуса русскому языку. Согласно законодательству заседание решило поручить соответствующему комитету ЗС подготовить его для внесения в повестку дня Законодательного собрания.


ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА УЗБЕКИСТАНА (подробности)

ИА "Жахон", 1 мая 2000 года

Центральный банк Республики Узбекистан с 1 апреля 2000 года ввел механизм установления плавающей ставки рефинансирования, как это было указано в Указе Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы".

Согласно введенному механизму, действующая ставка рефинансирования Центрального банка исходя из динамики уровня инфляции, спроса и предложения на денежном рынке пересмотрена и с 1 мая 2000 года установлена на уровне 2,4 процента в месяц.

Настоящим Центральный банк Республики Узбекистан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 апреля 2000 года N 171 "О совершенствовании порядка учета и отчетности по валютным и экспортно-импортным операциям" сообщает следующее.

Для целей бухгалтерского учета, налогообложения, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также исчисления таможенных и иных обязательных платежей Центральным банком будет еженедельно объявляться курс, фиксируемый по результатам операций с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке республики, в том числе на внебиржевом, с учетом динамики денежной массы и инфляции.

Центральный банк Республики Узбекистан установил с 1 мая 2000 года следующий курс иностранных валют к суму: 1 доллар США - 231.00 сум.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное