7 августа - NVidia проясняет ситуацию с NV30: время появления, архитектура, производительность
На одной из недавних конференций, исполнительный директор компании Nvidia, Jen-Hsen Huang, сообщил аналитикам, что будущий графический процессор, известный по кодовому имени NV30, пока еще не выполнен в кремнии. Большинство обозревателей и журналистов моментально сошлись во мнении, что грядущий VPU от Nvidia пока еще не готов и пройдет от трех до девяти месяцев, когда компания сможет представить его финальную версию. Согласно опрошенным источникам внутри компании, в данный момент Nvidia не испытывает каких-либо аномальных проблем с NV30 и его финальная версия в виде готового чипа появится уже в этом месяце.
Первые сэмплы NV30 были готовы в мае. Мы должны понимать, что современные графические процессоры очень сложны в своем устройстве, причем чем ближе мы подходим к завершающему этапу разработки, т.е. созданию фактического чипа, тем с большим количеством неожиданных проблем мы можем столкнуться. Напомним то, что мы уже сообщали три года назад, когда незабвенная 3dfx имела проблемы с Napalm: Для схемы из логических элементов выполняется "компоновка", то есть создается огромная база данных с указанием точного местоположения каждого элемента и каждого проводника. Эта операция часто выполняется иерархическим способом, то есть сначала делается компоновка отдельных субблоков, а затем эти субблоки сшиваются между собой. Еще одна программа считывает базу данных и вычисляет сопротивления и емкости для различных сигналов;
на основе этой информации создается "резюме", которое присовокупляется к таблице соединений логических элементов. Модифицированную таким образом таблицу соединений тестируют на временные режимы и корректность. Если она не удовлетворяет временным требованиям, то в таблицу соединений логических элементов, компоновку или RTL-код вносят небольшие изменения, и процесс повторяется вновь. Иногда такая процедура сходится, иногда нет. И как бы глупо это ни звучало, на завершающем этапе в процессе часто используется смесь приложений от десятка поставщиков, связанных между собой специально сделанными прямо на месте скриптами. Иногда эти приложения оказываются совсем не настолько совместимыми, насколько хотелось бы, и где-либо в конце процесса вы бываете неприятно удивлены (например, емкость, рассчитанная вычислительной программой, оказывается вдвое меньше реальной, а временные характеристики - хуже,
чем вы ожидали, и т. п.). Хотя минуло три года, процессы создания унифицировались и т.д., но проблемы сходные с описанными остались и по сей день. Учитывая, что Nvidia имеет огромную команду разработчиков и очень продвинутые средства тестирования, думается, что обычная неполадка не сможет отложить чип на 3-5 месяцев, как сейчас принято считать.
Изначально планировалось, что видеокарты на основе NV30 поступят в продажу в октябре, а производители начнут их массовое производство в сентябре, протестировав их в этом месяце. Учитывая, что по состоянию на конец июля финальный чип еще не был доступен, и, по нашим данным, появится у Nvidia лишь в середине этого месяца, вполне возможно, что квалификационное тестирование продукта изготовителями плат начнется чуть позже запланированного ранее. Принимая во внимание, что сам исполнительный директор компании сказал, что Nvidia точно будет иметь платы к Рождеству, за самый поздний срок выхода NV30 в свет можно принимать именно этот отрезок времени. Соответственно, наиболее реалистичным сейчас моментом выхода NV30 можно считать конец октября - начало ноября.
Что касается архитектуры NV30, то тут стоит отметить еще большую гибкость и программируемость по сравнению с RADEON 9700. Основная часть идеологии нового флагмана Nvidia очень схожа с подходом Renderman и ему подобных: большим число синтактических конструкций, циклам и ветвлениям, неограниченной длине шейдера и т.д. и т.п.. Все это призвано заменить типовые системы рендеринга, используемые в эти дни. Разумеется, ни NV30, ни какой-либо другой графический процессор в течение ближайших трех-четырех лет не смогут затмить собой Renderman и другие системы "медленного" рендеринга, поскольку все графические чипы ориентированы на рендеринг в реальном времени, что налагает ряд требований к аппаратному обеспечению, тогда как Renderman - нет, что дает возможность тратить огромное количество времени на обработку сверх-длинных программ. С другой стороны, постепенное сращивание Renderman и систем рендренинга
в реальном времени даст серьезный толчок развитию графической архитектуры ПК, которая теперь будет иметь куда больше шансов похвастаться кинематографическим качеством. У нас есть некоторые сомнения по поводу физически доступных возможностей NV30, однако, пока эти догадки не могут найти подтверждения или опровержения.
Помимо архитектурных новаций, NV30 будет обладать и потрясающей по нынешним меркам производительностью:
В Quake III Arena в 1280x1024 с включенной 4x FSAA, NV30 сможет работать в 2.5 раза быстрее, чем мощнейший на сегодня GeForce4 Ti4600.
Если же сравнить возможности и скорость новинки против предшественника в Doom III, то разница в производительности составит внушительные 3.5 раза в пользу молодого поколения.
В "тяжелых" случаях в 3Dmark 2001мы можем ожидать от NV30 троекратного превосходства над теперешним чемпионом.
Эффективный HQ Pixel Fillrate (2x анизотропная фильтрация) VPU выходящего этой осенью будет в 2.7 раза больше, чем у NV25.
NV30 сможет обрабатывать до 200 миллионов примитивов в секунду.
Как и следует VPU с заявками на серьезную функциональность, NV30 будет вчетверо быстрее обрабатывать пиксельные шейдеры.
Отметим, что данные о скорости примерные и могут не отвечать действительности.
"Убийца Renderman" будет иметь восемь конвейеров рендеринга с двумя блоками на каждом. Разумеется, будут усовершенствованы и добавлены вершинные конвейеры. Обеспечивать систему данными будет 256-битная магистраль DDR-II (или подобной) памяти, работающая на 1000 МГц. Благодаря усовершенствованным методикам сбережения пропускной способности (третье поколение Lightspeed Memory Architecture), обещается, что эффективная линейная скорость передачи данный видеопамяти составит около 48 Гигабайт/с.
Мы представили ряд подробностей по NV30. Когда он появится - вопрос открытый, поскольку многие говорят о том, что карты на основе Cinematic Shading GPU не поступят в магазины вплоть до конца года, а то и начала 2003. Другие продолжают настаивать на ноябре-октябре. Поживем - увидим.
7 августа - 3Dlabs Wildcat VP870: в продаже в Японии
Компания 3Dlabs начала продажи объявленной недавно профессиональной видеокарты Wildcat VP870 на базе графического чипа P10 в Японии. Это первый и пока единственный случай, когда подрбные видеоадаптеры были замечены в продаже. Вероятно, что вскоре многие крупные производители ПК объявят свои рабочие станции с подобным 3D-ускорителем.
Wildcat VP870 базируется на чипе P10, экипируется 128 MB памяти с 256-битной шиной доступа к VPU (Visual Processing Unit), а также поддерживает независимое изображение на двух мониторах. Производитель заявляет, что P10 может обрабатывать до 188 вершин в секунду и закрашивать порядка 35G сглаженных сэмплов. Решение позиционируется для специалистов в области моделирования, дизайна, создания трехмерных сцен, а также для симуляторов.
Рекомендуемая розничная цена новинки составляет $799, однако, в Японии Wildcat VP870 стоит порядка $730 (¥88000). Учитывая, что цены в стране восходящего солнца чуть выше, чем везде в мире, мы можем ожидать, что в США и Европе эти 3D-ускорители будут стоить около $700, почти на $100 меньше, чем это было заявлено раньше.
Wildcat VP970, самая мощная из линейки, будет доступна в течение месяца. Более подробно о процессоре P10, картах на его основе и стратегии 3Dlabs вы можете прочитать в этой статье.
PS. Продажи Wildcat VP870 начались лишь в одном японском магазине. Дает ли это нам право говорить о начале поставок - большой вопрос.
Хотя BitBoys стали в последнее время достаточно тихими и более не сообщают миру о революционном графическом чипе, который будет представлен через некоторое время, некоторые утечки информации говорят о том, что разработки ведутся. Мы нашли несколько фотографий с конференции в Финляндии на этой странице, согласно снимкам, компания имеет кое-какие архитектурные разработки и даже реальное аппаратное обеспечение. Хотя не было показано ни одного работающего продукта, сам факт того, что BitBoys участвует в конференциях говорит о том, что им есть что показать публике.
Вместо того чтобы продемонстрировать рабочие сэмплы продуктов, компания решила ограничиться показами эмуляторов неких изделий. На фотографии ниже вы можете видеть плату, на которой размещен программируемый чип Altera EP20K; плата подключена к USB коннектору и что-то показывает на маленьком LCD экранчике, прикрепленном сбоку.
Чипы подобные установленному используются для тестирования и эмуляции функциональности архитектур и технологий. Подобные устройства функционируют слишком медленно чтобы оценить производительность, преимущества/недостатки архитектуры в реальной жизни, однако, дают возможность инженерам разобраться с логической корректностью своих разработок и, возможно, всей архитектуры.
Хотя мы не знаем, имеются ли в BitBoys воплощения их разработок в кремнии для внутреннего тестирования, на следующей фотографии можно видеть два чипа, лежащих рядом. Возможно, это реальные графические процессоры, возможно, муляжи.
В случае, если эти GPU реальные модели, а не механические сэмплы, мы можем сделать несколько умозаключений касаемо их.
Во-первых, они довольно большие.
Во-вторых, имеют не столь много контактов, порядка 600, что, прямо скажем, не очень много для современного графического чипа. Держа в уме тот факт, что RADEON 9700 имеет на своем "дне" более 1100 контактов для обеспечения 256-битной магистрали памяти, мы можем сказать, что оной не будет в случае BitBoys. Видимо, последние держат слово и интегрируют большое количество памяти с огромной пропускной способностью непосредственно в чип.
Если взглянуть на фотографию самой платы, которая имеет номер ревизии 0.177, что далеко от финальной 1.0, то можно отметить ее простоту. Прямо рай для производителя видеоадаптеров, напоминающий времена S3-Triо, когда производить видеоплаты мог любой "производитель", владеющий паяльником... Стоит отметить и дополнительную розетку питания, которая может использоваться для тестовых нужд, но может и намекать на тот факт, что чип потребляет достаточно электроэнергии.
Судя по всему, вследствие огромного количества памяти внутри чипа, в него не уместились TMDS трансмиттер и TV-Out контроллер, которые находятся на плате.
В настоящее время BitBoys не говорит о спецификациях и возможностях своих продуктов. Поскольку архитектура XBA и производные довольно комлексные, причем компании надо стремиться внедрять новые 3D-технологии и возможности вроде DirectX 9/10, OpenGL 2.0 и т.д., они могут быть неуверены в том, что смогут воспроизвести все, что наобещали ранее. Неизвестно также и на какой рынок компания позиционирует свои разработки.
На этой странице нашего английского сайта вы можете найти целую фотогалерею снимков продуктов BitBoys.