В продолжение сегодняшнего разговора о Pyramid3D, первой и последней разработки BitBoys OY, "запечатленной" в силиконе. Надо заметить, что чип был действительно инновационным для своего времени. Более того, если бы удался он [TR25202], то следом за ним была бы выпущена настоящая революция для того времени (1997) - графический процессор с аппаратным рассчетом геометрии [TR25203]. В этом случае, графический мир был бы сегодня совсем другим.
Впрочем, до наших дней дошел лишь первый из них TR25202, поскольку второй свет так и не увидел. В принципе, и TR25202 содержал в себе массу интересного:
Аппаратное рельефное текстурирование. За несколько лет до Matrox.
Трилинейная фильтрация. Это во времена Voodoo Graphics и Riva128.
Програмируемые шейдеры. Пока большинство сидит все с той же Voodoo или RagePro.
Поддержка SLI работы 16-ти чипов. Пусть и незадолго до Voodoo2.
Довольно интересным является и устройство Pyramid3D TR25202 (информация об устройстве взята из второго номера журнала c`t за 1998 год). Он состоит из двух программируемых частей:
Процессор примитивов. Рассчитывал цвета пикселей на треугольниках посредством интерполяции цветовых значений и текстурных координат.Очень интересно то, что он мог добавлять перспективную коррекцию ко всем параметрам. Хотя обычно это используется только на текстурах. Как правило, это может включать в себя до восьми разных значений: RGB цвета, прозрачность, интенсивность освещения, туман.
Пиксельный процессор. Мог выполнять помимо обычных функций (вычисление z-buffer, наложение текстур, смешивание цветов) еще несколько интересных для того времени операций - рельефное текстурирование, наложение карт отражения и карт среды, алгоритмы расчета карт освещения методом radiosity.
К сожалению, несмотря на примечательность технологий и относительно невысокую стоимость чипа (около $30), ни один из производителей видеокарт не заинтересовался им. Уж больно сырыми были драйверы, да и сам чип сахаром тоже не казался. Было создано около 250 опытных экземпляров, причем первые из них по слухам содержали огромное количество ошибок. Номер 146 сейчас продаётся на Ebay.
Если помните, пару недель назад мы писали о материнской плате ECS K7SEM, в инструкции к которой обозначено, что AGP слот поддерживает карты исключительно на чипах от компании NVidia. Тогда я заинтересовался извечным вопросом "Почему?" - маркетинговый трюк ECS, или техническая невозможность использования других видеоадаптеров.
Сегодня мы получили подтверждаение, что чипсет SiS730s под Socket A процессоры AMD действительно поддерживает исключительно карты на разработках от NVidia. Собственно, на смену "Почему?" пришел "Зачем?", поскольку непонятно, вследствие чего данный чипсет не работает с картами на чипах конкурентов.
Впрочем, SiS730s это low-end решение с интегрированным видео, соответственно, мало кто из покупателей плат на нем узнает об этой "особенности" в обозримом будующем.
Немного подробностей относительно покупки компанией ATI подразделения SONICblue FireGL. Как оказывается, SONICblue настолько сильно хотел избавиться от FGL, что в последние недели пустил её, что называется в свободное плавание - попросту предоставив полную финансовую независимость (разумеется, что FGL была обязана отчислять SONICblue определенный процент с прибыли).
Дело в том, что FireGL настолько небольшая компания, что продержаться на рынке для неё было практически невозможно. Для неё было большой удачей связать с крупным игроком вроде ATI, о чем и заявляют представители компании.
Специально для музеев и коллекционеров раритетов кто-то выложил на продажу в Ebay одну из первых разработок BitBoys - Pyramid 3D. Такие карты были разосланы в незапамятные времена разработчикам игр, однако в ни одной серийной платы выпущено не было. Хотя бы то, что с тех времен это единственное "физическое" напоминание о BitBoys OY делает её своего рода реликвией.
В общем, продается это 8 Mb чудо в комплекте с VGA кабелем как у Voodoo/Voodoo2, компактом с драйверами (Win9x/WinNT4) и брошюрой для программиста. Начальная цена составляла $25 и за четыре дня поднялась до $200.