Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник Прогрессивного Рока

  Все выпуски  

Вестник Прогрессивного Рока N2/16.III - РЕЦЕНЗИИ


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ProgressoR / Uzbekistan Progressive Rock Pages

ВЕСТНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА
выпуск N2/16 (март, 2001 год)


ЧАСТЬ III

ПОДПИСКА | АРХИВ | МНЕНИЯ | СПРАВОЧНИК | PROGRESSOR.NET

Автор: Виталий Меньшиковvit@progressor.uz
Выпускающий: Евгений Ревинwebmaster@progressor.uz

выходит с октября 1998 годаhttp://www.progressor.net/list/

  1. Вступление
  2. Рецензии

Вступление

Здравствуйте, дорогие соседи. Вступительное слово "включается экстра", а не в начале первой и в конце последней страничек выпуска Вестника, когда необходимо что-то сказать, не пользуясь "услугами" электронной почты. Возможность обратиться к "нужным" в данный момент читателям Вестника просто освобождает меня от набора нескольких писем сразу (я вообще обычно скачиваю почту и "лезу" в почтовый ящик в конце светового дня, иначе вся запланированная на день работа идет побоку). Пока третьего "ПрогБрингера" найти не удалось, но есть сразу трое потенциальных. Таким образом, уважаемые Марго, Антон и Павел, я предлагаю вам всем перевести рецензии данной странички (если вы готовы представить мне переводы - один за другим - в течение недели), - так будет и быстрее и более честно, нежели начинать с кем-нибудь одним. Тем более, что письма от вице-коллег я получил в течение одного дня. Дело в том, что несколько потенциальных помощников уже отпали по разным причинам (прежде всего - по поводу грамотности). Марго, Антон Павел, поймите меня правильно, пожалуйста, когда я прошу вас дать переводы одновременно. А если кто-то еще, кроме Марго, Антона и Павла, писал мне по этому же поводу, напомните, пожалуйста... А теперь рецензии.

[содержание]


РЕЦЕНЗИИ

Quadro - 1986/1999 - "Night Dreams"
Оценка: *****1/2

"Ночные Мечты". Насколько мне известно, в природе существует всего два вида Квадро (пора заносить в Красную Книгу? а нужно ли завести - не кошку, - Красную Книгу Прогрессива?). Первый вид - это крепкий, часто весьма "тяжелый", истинный Джаз Фьюжн (синтез Джаза и Хард-Рока, плюс менее значительные жанровые вкрапления), представленный на "Ночных Мечтах". О втором виде Квадро - в материале ниже. К сожалению, буклеты КД-в ансамбля (все в них - исключительно на Русском) содержат, в основном, повествования лидера группы Вячеслава Горского о вехах-успехах его и его детища (причем, в оригинале группа именуется именно как Квадро Вячеслава Горского). Однако, некоторые его упоминания позволяют мне сделать весьма устойчивое предположение, что диск "Ночные Мечты" составили два первых магнит-альбома группы 1984 и 1986 годов. Компакт-диск содержит, в основном, относительно короткие, в отличие от второго диска (хотя вебсайт "Богемы" дает им обратную "временную" и даже, в некотором смысле, стилистическую характеристику), но "хлесткие", захватывающие и, как я уже говорил, часто - весьма оригинально "тяжелые" инструментальные композиции, содержащие примерно равное количество продуманных классических аранжировок и (вероятно, тоже не с потолка взятых во время записи альбома) джазового характера импровизаций (в большей степени - со стороны самого Горского) при значительной поддержке "Хеви" - во всех ритмических эпизодах с мощными и "вкусными" гитарными риффами и в некоторых гитарных соло. Мастерство всех музыкантов - выше, чем профессиональное (я бы назвал его профессионально-креативным: надеюсь, поймете, что под словом "креативный" я имею ввиду его иное значение, нежели творческое; в крайнем случае, вспомните о Создателе), и в целом альбом имеет весьма "бомбастиковый" саунд - с интенсивными аранжировками при участии всех. Альбом слушается, практически, на одном дыхании, исключая 2-3 пьески Горского, где он работает практически один, отдаваясь "душе Джаза" - импровизации - почти целиком. Кавер-версии других именитых музыкантов, как бы блестяще они ни были обработаны, - я также не слишком приветствую. Исходя из всего вышесказанного, даже учитывая, что из 75 минут звучания диска на "отдельный альбом-шедевр" времени остается достаточно (но это, увы, из другой оперы, т.к. альбом воспринимается всегда в целом), я и отхватил пол-звезды от "рекордного рэйтинга".

[содержание]


Quadro - 1993/1999 - "Las Vegas"
Оценка: ****1/2

1993 - "Лас-Вегас". Второй "вид" Квадро (нынче, стало быть, стало Квадро в квадрате) существенно отличается от первого (а может, весь "кайф" именно в этом?). Пьесы стали почти вдвое длиннее в сравнении с дебютом, но это отнюдь не значит, что они стали "глубже". Этот альбом следовало назвать скорее "Вячеслав Горский и его группа Квадро". Слова "и его" здесь явно лишние, но не хочется ущемлять право Горского на самовыражение, уже заданное. Хотя лично я, невзирая на то, что авторство большинства композиций на первом диске Квадро и всех, кроме одной (обработка вещи Стэнли Кларка), на втором принадлежит ему, успех (прежде всего диска "Ночные Мечты", конечно) у большого числа "пограничников" (я придумал это подобие классификации уже давно) - людей, интересующихся собственно Progressive Jazz-Fusion - это в большей степени успех его "аккомпаниаторов", чьи аранжировки музыки Горского "превратили" ее в столь притягательное "блюдо". Аранжировка (и, само собой, аранжировщики) - это главная основа успеха любого произведения, которого, увы, мало просто сочинить. Особенно заметна роль аранжировок, конечно же, в Прогрессиве. Так вот, на втором альбоме Квадро ("Лас Вегас" - с "его" веселым образом жизни, - вполне удачное название для данной программы) Горский более чем значительно усилил свою роль лидера во всем, в т.ч. (или прежде всего) в аранжировках. Слава Богу, среди Прогловеров вообще немало любителей игрового Фьюжн (в "джазовой" интерпретации слова), а "Лас Вегас" принадлежит к именно этой категории. "Тяжести" здесь нет вообще, кругом доминирует сам маэстро Горский, блистательно демонстрирующий свое мастерство на любых клавишных инструментах, а прочие музыканты работают хотя и разнообразно, но в целом, грубо говоря, на Горского; а если точнее - в пределах заданного им "ключа". Но главное - при всем великолепии этого очень оригинального альбома, исполненного отточенной игры замечательных профессионалов, - он не слишком значительно, но заметно проще своего предшественника. Оригинальность - это, конечно, главный козырь артиста любого жанра, но "глубина" композиций для меня также является непреложной составляющей. Однако, как ни крути, "Лас Вегас" в целом является очень хорошим альбомом. Однако, заключительная здесь фраза будет звучать следующим образом (уверен, вы ее поймете). Immensely enjoyable stuff for Fusion lovers.

[содержание]


Trigon (Moldavia) - 2000 - "Free Gone"
Оценка: ****1/2

Пролог. Еще один современный коллектив "Богемы" и самый "свежий" альбом компании прогрессивной "направленности", не принимая в расчет лишь совсем недавние издания. Этот Молдавский коллектив зовется "Арт-Джаз-Фолк-Трио", и если к "Арту" и "Фолку" у меня после неоднократного прослушивания альбома "претензий" нет, то с Джазом я испытываю те же проблемы, как недавно с Er J Orchestra и особенно с Оркестром Вермишели. Напомню, что в предыдущих случаях "жанровый лэйбл" на "тыльнике" КД характеризовал стили вышеозначенных ансамблей соответственно как Джаз + Современная Музыка и как Джаз + Творческая Музыка. На "здешнем" лэйбле жанр, в котором работает Тригон, обобщенно звучит как Джаз + World Music. Но если здесь оба жанра указаны "нормально", то к "джазовым" моим сомнениям относительно стиля группы добавляется еще одно. Уж чего-чего, а World Music - в действительном понятии этого жанра, принятом на Prog Lands повсеместно - здесь нет и в помине, невзирая на то, что "Free Gone" просто нашпигован молдавскими, румынскими и цыганскими мотивами. Но все эти мелодии, собранные со всего света, господа, так или иначе имеют отношение к слову Фолк, тогда как World Music - это "опера" из категории Псевдо-Прога с его прочими New Age, Ambient, etc, т.е. весьма простая, часто медитативного характера музыка, в которой используются (часты лишь незначительные элементы) той или иной музыки народов мира, но чаще всего, восточной. Описание жанра, в котором они работают, самими музыкантами Тригона выглядит, таким образом куда более точно.

Альбом. Действительно, Молдавское трио Тригон исполняет зажигательную инструментальную музыку, "сплавленную" из разнообразных стилей, которые, однако, я бы расположил несколько в ином порядке (на основании "чего больше"): Фолк + Арт-Рок + Джаз-Фьюжн. Последний здесь термин я подразумеваю в его "прогрессивном смысле", - не "джазовом", потому как только под пистолетом скажу: "Да, да, эти стремительные скрипичные пассажи есть именно сиюминутные импровизации, "придуманные" неграми как выражение их душевных порывов, а отнюдь не заранее "заготовленные" аранжировки, - как часть "методы" сочинения музыки согласно симфоническим (сонатным) гармоническим законам, "придуманной" европейцами давным давно, в отличие от "экспромтного" музицирования в просто заданной гармонической схеме (хотя она может быть очень сложной)". На деле же все обстоит обратным образом и, невзирая на внешнее изобилие типично джазовых импровизаций, на самом деле таковые есть лишь псевдо-джазовые импровизации и которые мы обычно относим к стилю Prog-Fusion. Ибо это даже не Jazz Fusion (в истинном значении слова "фьюжн"), т.е. синтез настоящего Джаза с Роком или Прогрессивом (в т.ч. отчетливо Симфоническим), а для нас - чаще всего с ними "обоими", и тогда мы восторгаемся работами Mahavishnu Orchestra, Return To Forever, Brand X, etc, etc. (Впрочем, я полагаю, те кто есть (сорри) "Прогловеры-Арийцы" равно как и +"Джазловеры-Арийцы" ("псевдо" - в обоих случаях), едва ли разделяют мое "прогрессивное" отношение сразу к "трем китам", на которых, по-моему, держится Прогрессивный Рок (не будем здесь говорить о Классической Музыке и ее различных проявлениях) - Арт-Рок, Прог-Метал и Джаз-Фьюжн.). Итак, скрипка играет доминирующую роль в мелодическом солировании у Тригона, хотя оба "от ритм-секции" делают на протяжении альбома фактически то же самое - "поливают" безудержными виртуозными соло вдоль и поперек "линий" скрипки, но в целом - исключительно по симфоническим законам, ибо и Арт Рок, и псевдо-джазовые импровизации и, конечно, музыка представленных здесь народов "работают" в рамках этих законов (о неграх ничего в буклете не говорится, иначе вы могли бы спорить со мной успешно). Заключение (не под стражу). "Free Gone" группы Тригон - исключительно оригинальное и самобытное произведение, исполненное потрясающими виртуозами (сравните скрипичную работу Штефанца с Понти!) - это еще один отменный альбом в копилку нового прогрессивного направления Славянской Школы. Остановитесь, друзья, приобщитесь, не проходите мимо: прямо сейчас, на ваших глазах рождается уникальное движение, которое в будущем будет иметь сотни последователей. Вы вообще представляете или нет, что не в чьих-то, а в "наших стенах" рождается Классика Будущего. А знали бы вы, какой спрос сейчас на наши Советские и пост-Советские работы Прогрессивного Жанра на Западе! Сравнивая качество (в целом, включая Все) "наших" работ с последними альбомами моих западных друзей, приглашенных было в состав "Богемы", я начинаю понимать, почему дилеры фирмы хватают "наше" и отвергают "запад" (единственное здесь абсолютное недоразумение - новый альбом Garden Wall, который уже готовится к релизу в другой компании: мне этот отказ непонятен, а ведь я вовсе не из числа придурков-фанатов). Вебсайт компании "Богема": http://www.boheme.ru/ & http://www.bohememusic.com/. Заказ продукции (цена для наших - вдвое ниже, чем для "ихних": 5-6 баксов!): boheme@iol.cz

[содержание]


Zodiac - 1980 - "Zodiak"
Оценка: ****

Zodiac - 1983 - "Music In the Universe"
Оценка: ****

Диск группы Зодиак, которую почти все из вас, наверняка, хорошо знают, выпущенный в конце прошлого года "Богемой", включает в себя их первый и второй виниловые альбомы, выпущенные на "Мелодии" в первой половине '80-х (я вроде, где-то слышал, что у Зодиака есть что-то еще, но толком не знаю). Ну что ж, спэйс-рок он и есть спэйс-рок, т.к. названию стилю (невзирая на то, что подобная музыка была и раньше) дала всемирно известная и жутко популярная французская группа Space. Я слышал их в последний раз очень давно, будучи еще мало смышленым школьником, - как раз в период их популярности. И насколько я помню, когда я услышал Зодиак (как можно было не услышать - вы понимаете меня?), мне показалось, что их музыка даже чуть сложнее, чем у Space (к тому времени я уже давно слушал Yes, Genesis, Black Sabbath, так что немного разбирался в слышимом). И если слащавые "клавишные проходы" Дидье Маруани "запирали" собой все остальное, то у Зодиака, помимо "проходов" Гривы а-ля Маруани я заметил и неплохую игру гитариста. Space же пришли к "активной" гитаре и вообще более или менее солидному творчеству лишь с преобразованием Space в PFT - Paris - France - Transit. Словом, если до сих пор (всюду) к Прогрессиву относят Tangerine Dream, только ранние работы которых действительно, по своему, интересны, то "уровень прогрессивности" работ Зодиака и Танжеровцев того же периода (т.е. первой половины 80-х) вполне сопоставимы (самому не так давно пришлось послушать Танжеровские "дела" 80-х). Второй альбом Зодиака по разнообразию тем, пожалуй, не уступает первому, хотя в составе группы произошли солидные изменения. В целом, это тот же space-rock, но снова с более или менее интенсивной игрой гитары (в отличие от многих "спэйсовых" команд, где почти всюду и почти исключительно "заправляют клавишные". Пользуясь "термином", характеризующим крепость сигарет, скажу следующее: Зодиак - один из наиболее мелодичных представителей (даже не Нео, а) light progressive space-rock.

[содержание]

В.М.


ПОДПИСКА | АРХИВ | МНЕНИЯ | СПРАВОЧНИК | PROGRESSOR.NET

Архив выпусков "Вестника Прогрессивного Рока" находится на сервере
"ProgressoR / Uzbekistan Progressive Rock Pages"
http://www.progressor.net/

Перепечатка и использование материалов, публикуемых на сервере "ProgressoR",
возможны только после согласования условий с Автором.

Все замечания и предложения просьба отправлять по адресу:
webmaster@progressor.uz





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное