Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Пустые места группы "Аквариум" (11)


Здравствуйте! Уважаемые читатели выпуска, если Вы подписались на эту рассылку с заглавной страницы "Планеты Аквариум" или со страницы новостей официального сервера группы "Аквариум", то обращаю Ваше внимание на то, что Вам необходимо подтвердить подписку. Инструкции от сервера CityCat (http://www.citycat.ru) должны быть высланы Вам на e-mail. Если такого письма Вы почему-то не получили, пожалуйста, напишите мне. Не подтверждение подписки приведет к тому, что через несколько дней Ваш e-mail адрес будет исключен из числа подписчиков. На сегодняшний день (20.11.99) подписку по какой-то причине не подтвердили 78 человек. Всего подписчиков - 1058.

НОВОСТИ:

Сообщает Андрей Лобанов: "БГ и Аквариум 19.11.99 прибыли в Бишкек, естественно не только для того чтобы пивка попить, но и порадовать местный люд своей новой программой "Стоп Машина". После церемонии встречи и размещения группы, БГ посетил местную радиостанцию "Пирамида", где состоялась часовая беседа со слушателями (кстати повтор состоится 20.11 приблизительно в 13:00 по Москве, послушать можно по адресу: http://www.pyramid.kg/. Я работаю на радио "Пирамида" и могу подкинуть отчe:т о завтрашнем концерте".

Что ж, Андрей, за виртуальный язык тебя никто не тянул ;-), так что ждем твоего отчета "по горячим следам".

СЛУХИ:

А. Ляпин по его словам на IRC "опоздал на два поезда и один самолe:т", и группа товарищей, именующая себя группой "Кино", отправилась на гастроли без прославленного гитариста. Еще Александр Сергеевич сказал про "Кино", что "проект не самый удачный".

По сообщению Виталия С., широко известного в узких кругах как Gupta_Vidya (http://www.planetaquarium.com/club/people_f.html#@Gupta), 9-го декабря уходящего года на НТВ в программе Дмитрия Диброва "Антропология" будет гостить сам Аятолла Русского Рока Борис Гребенщиков J .

РЕДКАЯ ПЛАСТИНКА:

Сергей Курехин и Борис Гребенщиков "Подземная культура".

Либретто.

Акт 1. Совет

XII век н.э. Охотно, центр Русской Независимой Древности, осаждается армией пост-мутантов из альтернативной реальности. Созывается Совет Князей. Входит Карл, благородный молодой незнакомец неясного происхождения, и заявляет, что может помочь Охотно, хотя, пока сам точно не знает как. Княжна Прасковья - жена Вологодского князя, бывшая приличной женщиной всю свою жизнь, при виде Карла теряет разум, и ее уносят. Князь Федор, глава Совета, выдающийся, но плохо одетый человек, приказывает подать всем кваса. Медведев, изобретатель крючковой системы нотной записи, случайно приглашенный на Совет, высказывает разумные предположения относительно происхождения Карла. Через открытые окна долетают обрывки народных мелодий и звуки празднования Дня Урожая.

Акт 2. Смерть князя Федора

Опочивальня князя Федора. Входит Карл и открывает тайну своего рождения. Князь Федор, обильно проливая слезы радости, открывает древний сундук и извлекает огромный меч. Он возлагает меч на плечо Карла, тем самым посвящая его в князья Охотно. Вокруг Карла и князя Федора крестьянские девушки затевают хоровод. Юродивые вводят пляшущих медведей и предсказывают судьбу всем присутствующим, включая девушек и медведей. Празднование перерастает в языческий обряд плодородия. Юродивые продолжают предсказывать и предсказывают Восстание декабристов (1825) и изобретение печатного станка. Под шум всей этой суеты в спальню врывается разъезд пост-мутантов. В жестокой схватке князь Федор смертельно ранен. Он благословляет всех и умирает со словами: "Мнится мне, что ухожу я".

Акт 3. Дварцы Кур Мяф

Стан врага. Пост-мутанты заняты разными делами, совершенно выходящими за пределы человеческого понимания. В центре стана военных вождей пост-мутантов развлекает закованный в цепи человек - саксофонист по имени Игорь Достоевский, захваченный во время предыдущего набега много лет назад. Достоевский героически импровизирует, пытаясь передать послание своим осажденным соратникам. Белые стены Охотно высятся над залитой лунным светом Русской равниной. Над равниной разносятся леденящие звуки плачущего саксофона.

Акт 4. Погребение. Начало Подземной Культуры

Похороны князя Федора. Копая могилу совместно со многими князьями Охотно, Карл неожиданно натыкается на мысль о подземной железной дороге, предназначенной для отражения захватчиков и радикального изменения пути развития Независимой Русской Античности. Сначала патриарх Николай отвергает этот замысел как кощунственный, но выслушав аргументы Карла и постигнув в его глазах тайну его рождения, соглашается, поддерживает замысел и лично освящает могилу - отныне Вход в Первое Русское Метро.

Сергей Курехин. Акт 1, 2, 4: орган Клосс Рейгер, гитара (акт 3), фортепиано, саксофон, колокольчики, перкуссия.

Борис Гребенщиков. Акт 1, 2, 4 - Гитара Феодального Сквайра "Fender". Акт 3 - ритм-бокс. Иногда БГ играет на гитаре с помощью бритвенного лезвия. Порой она издает "искаженный" звук. На самом же деле это неотъемлемый элемент манеры игры БГ, и он отнюдь не является дефектом записи.

Игорь Бутман. Акт 3 - сопрано и альт-саксофон.

1, 2, 4 - записано в ночь с 24 на 25 февраля 1985 в Кировском театре Оперы и Балета г. Ленинграда. 3 - записано 7 июня 1983 г. в Ленинграде.

ЧТИВО:

Евгений Снегов

Тупая чистая радость, или По-хорошему худой

Фрагменты речи давно влюбленного в деятеля музыки Гребенщикова Бориса Борисовича, записанные Курицыным Вячеславом Николаевичем

Главная цель успешного деятеля культуры - не стать "жирным". Речь не только о фунтах, пудах и килограммах, хотя, греха в кармане не утаишь, милые ребята, заработавшие первый... - не скажу "миллион", не банкиры все же, а творческая интеллигенция... - заработавшие первые настоящие деньги, тут же обрастают каскадом подбородков и вынуждены покупать джипы хотя бы потому, что в машину меньших габаритов трудно втиснуть раздувшиеся от пива и seafood животы. Базар о другом - о нравственном, так сказать, облике. Деньги портят - чего уж там.

В России люди, поднимающиеся на вершины, так отменно иллюстрируют китайскую пословицу о начальстве ("Чем выше обезьяна вскарабкивается на дерево, тем лучше виден ее зад"), что сам по себе незатейливый факт, что Борис Гребенщиков не скурвился и не пожирнел, позволяет говорить о его карьере в завистливых тонах.

Конечно, от иных юных рыцарей басовой струны и скрипичного ключа приходится слышать, что БГ - старая перечница. Эта пара ласковых ждет при возмужании всякого, кто хоть чего-нибудь стоит. Но о том, что он "предал идеалы" и "продался", услышать сложнее. Даже строгий "Чердак Офицера" высказывается вполне снисходительно:

И все на чем-нибудь торчат, такие дела, на "Крематории" - детсад, на "Примусе" - урла, сиповочки хипповые торчат на Бобе, а Боб торчит на Боуи и сам на себе.

Торчит сам на себе и, похоже, вполне доволен собой. Самодовольствие имеет способность просачиваться на поверхность кожи в виде блестящих маслянистых пятен, и лицо БГ запросто бывает похоже на блин, обильно угвазданный маслом, но при этом ухитряется вовсе не вызывать отвращение. Я слышал, как один панк рассказывал другому панку:

- Стою типа на стрелке Васильевского, биксу сторожу... И тут на двух красных мотоциклах - такой чистяк, "тока-тока из шопа", блестят, как аська на солнце - БГ прируливает с такой длиннолягой чурлой, тормозят и медленно так засандаливают ельцинский косяк...

Тут, в общем, дан образ рая. Вот жизнь, прожитая не зря. Стрелка Васильевского, красная мотоциклетка "тока-тока из шопа", ельцинский (то есть очень большой) косяк, закат... Да, забыл, в байке поминался еще и закат. Закат над Невой это, ребя, нечто... И никакого надрыва - чистая радость.

Вот что такое БГ: тупая чистая радость.

Он с самого начала был спокойный какой-то. Даже в героический период, когда был похож на царского офицерика из нервных, вертелся на "Музыкальном ринге", как угорь на сковородке, и был называем А.А.Вознесенским (на обложке первого пласта "Мелодии": белого такого с маленькой черной картинкой) "по-хорошему худым, с "Пинк Флойдом" под мышкой" - даже тогда сквозила в нем иноческая отстраненность. Не каменно-холодная при этом, а очень, что ли, улыбчивая.

Сидящий на красивом холме и тракторист, лелеющий в кармане Жан Поль Сартра, - эти кренделя как-то хорошо устроились. Они доброжелательно не участвуют в нашей жизни, и если просто неучастие выбрасывает в плотные слои элиты, то встроенная, по типу модема, доброжелательность позволяет не оторваться, что называется, от народа. Не надо только париться химерами понимания и диалога. Гаспаров М.Л. четко высек, что диалога не бывает, что даже в самом искреннесердечном общении мы слышим только два "нашинкованных монолога". Для того, чтобы радоваться струению гребенщиковской песни, не обязательно понимать, что "положи меня в воду" отсылает к конкретной буддистской практике возгонки ученика по змеевику ритуала: это и само по себе убедительно, лечь в воду. И вовсе можно не ведать о сленговом питерском выражении "Жан Поль Сартр", означающем первоисточник фаллического символа экзистенциальной величины: песню можно слушать, полагая, что Сартр - только лишь нервный французский писатель. Важно, что с тобой разговаривают нежно, а что при этом срывается с уст - да хоть тополиный пух.

Гребенщиков, как известно, лауреат "Триумфа", самой жирной и блатной премии, которую Зоя Богуславская (при поддержке - ну так, деньгами чисто - Бориса Березовского) и ее друзья разруливают среди тех своих статусных друзей, которые ее еще не получили. Иногда дают относительно чужим - Астафьеву или вот БГ (в 1997). Пятьдесят тысяч баксов - вдоль и поперек. В день вручения ехидный тележурналист попытался пробить нашего Будду - не стремно, дескать, в таких мажорских раскладах? "Ты зато посмотри, какой пиджак, - с детской радостью похвастался БГ, - это же рок-н-ролл!" А этой весной, когда Березовского хотели арестовать, "Общая газета" допрашивала лауреатов - и как же теперь, денежки-то в крапинку... Никто Березу не сдал, ясное дело. Гребенщиков ответил так: "Я согласен с утверждением, что "деньги пахнут". Но не в данном случае. Мне совсем неинтересно, откуда Березовский брал эти средства. Все обвинения в его адрес просто смешны: сегодня Березовский такой же, как два или три года назад. Просто шакалы воют в ту сторону, куда дует ветер. Всем понятно, что случившееся с Березовским - очередная разборка между мафиями государственных структур..."

Ответ, мягко говоря, алогичный: пафос первого предложения противоречит двум следующим на девяносто градусов - или на пятьдесят тысяч долларов. Если деньги пахнут - то почему же в данном случае им потные железы отшибло? Но общий смысл ясен - оставьте шакалам шакалово. Сидеть надо на красивом холме, а не в государственных структурах. Где бы ты ни сидел, всегда найдутся охотники поделить твою шкуру без твоего участия, и вот уже в "Собеседнике" гребенщиковский Козлодоев перерабатывается в песенку о патроне "Триумфа": "Уволен с работы старик Березовский, пронырливый, как коростель. Сказал ему Ельцин: "Ступай, Березовский" - и рухнул обратно в постель..."

То, что он никого никогда не пытался ничему научить, - это ясно. Но более того - никогда даже не пытался ничего сказать. Музыка серебряных спиц, партизаны полной луны и танцы на грани весны - вот нормальная степень внятности его образов. Они легко открыты для ассоциаций (спицы шелестят перед глазами, как струи дождя, если представить землю шарообразной миной, вращающейся перед взрывом и прыскающей не газом, но водой; в полнолуние шаманы и психоделики выходят из шалаша и партизанят по тайным тропам своего сознания), но это открытость бесконечности и пустоты: может значить все что угодно, а скорее всего - не значит ничего. Как ни странно, Леонид Парфенов - еще в свою бытность худым - уловил смысл "музыки серебряных спиц" и "амальгамы заводных апельсинов": БГ объяснил молодежи, что поэзии не нужно быть понятной, что искусство - приятная штука в себе...

Он перепел последовательно все слова. Экзотические имена (Бодхидхарма да Сарданапал), воинские звания (майор, полковник...), цифры (два-двенадцать-восемьдесят пять...). Теперь он добрался до чистых тавтологий: "Я зашел сюда посредством двери, я пришел сюда с помощью ног". Строго говоря, и то, и другое, и третье переводится более-менее одинаково: "Я пою ртом, у меня работают альвеолы и небо, а вы меня слушаете, а значит, мы еще здесь". Божий дар в его случае - всего лишь тембр да интонация. Это самый волшебный дар. Это как ветер в листьях шумит. Вернее, листья в ветре.

 


Сергей Варюшкин, e-mail: aquarium@da.ru, ICQ 7837257



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное