Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Законопроект депутата Владимира Уласа о прогрессивном налогообложении



Законопроект депутата Владимира Уласа о прогрессивном налогообложении
2011-08-11 01:52

В Госдуму внесен законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

В Государственную думу внесен законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает введение прогрессивной шкалы по НДФЛ. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового уровня дохода налогоплательщика:

- до 120 000 руб. - ставка 10%;

- от 120 001 до 500 000 рублей - 12 000 рублей + 15% с суммы, превышающей 120 000 руб.;

- от 500 001 до 1 100 000 руб. - 69 000 руб. + 25% суммы, превышающей 500 000 руб.;

- от 1 100 001 до 2 900 000 руб. - 219 000 руб. + 35% с суммы, превышающей 1 100 000 руб.;

- свыше 2 900 000 руб. - 849 000 руб. + 45% с суммы, превышающей 2 900 000 руб.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Целью данного законопроекта, основным содержанием которого  являются повышение налоговых льгот и вычетов для малообеспеченных слоёв населения и возвращение к прогрессивному налогообложению на доходы физических лиц, станет решение следующих важнейших задач модернизации и социально-экономического развития России:

 повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;

устранение огромного имущественного неравенства населения;

увеличения доходной части региональных бюджетов;

– создание налоговых условий, стимулирующих коммерческие организации к расходованию прибыли на расширение и модернизацию производства, а не на её чрезмерное личное потребление.

Действующий Налоговый кодекс РФ, предусматривающий плоскую, единую для всех  13% ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ), был введён с 1 января 2001 года и должен был по замыслу авторов, упростить сбор налогов, легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах, и повысить привлекательность России для частных инвесторов. При этом отрицательные отзывы большинства учёных экономистов и Российской академии наук были проигнорированы.

Необходимо отметить, что и все дальнейшие наиболее принципиальные изменения Налогового кодекса связанные с введением регрессивной ставки ЕСН и плоской 9% ставкой налога на дивиденды, с отменой налога на наследование и дарение для родственников, отвечали либеральной доктрине снижения налоговой нагрузки на наиболее богатые слои населения, с целью увеличения их гипотетических инвестиций в экономику России.

Каковы же реальные результаты десятилетнего применения данной налоговой модели? Сегодня мы уже можем оценить некоторые из них.

Легализации «теневых» доходов не получилось. Согласно заключению  Счётной палаты РФ: «Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы отчислений от единого социального налога не оказало существенного влияния на легализацию не облагаемых ранее налогом доходов». Более того по оценке ряда экспертов доля «теневых» доходов в т.ч. коррупционных все последние годы стремительно увеличивалась и достигла к 2010 году 15–20% от ВВП.

Социальное расслоение населения все последние годы стремительно увеличивалось и достигло катастрофических размеров, соответствующие данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Отношение денежных доходов 10% самых богатых граждан России к доходам  10% самых бедных

Годы

1992

...

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Коэффициент дифференциации доходов  Кд

   8

...

13,9

14

14,5

15,2

15,2

16

16,8

16,8

16,7

15,8*

* Данные за первые  девять месяцев 2010 г. Источник: Росстат

 По количеству долларовых миллиардеров Россия уверенно вышла на первое место в Европе, и это притом, что в стране около 6 миллионов безработных, а более трети населения живёт за чертой бедности.

Согласно данным Росстата в январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% самых бедных лишь 1,9%. При этом расчёты, приведенные в финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту, свидетельствуют, что официальные показатели расслоения  существенно занижены. В действительности разница между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных, характеризуемая коэффициентом дифференциации доходов Кд,  в несколько раз выше данных Росстата, приведенных в табл.1., а для Москвы этот показатель даже по официальным данным превысил цифру 40.

По соотношению доходов, распределяемых между самыми богатыми и самыми бедными, Россия давно уже перешла порог социальной безопасности, который по оценке международных экспертов не должен превышать 8-9. Для сравнения, в  Германии, Австрии и Франции Кд варьируется от 5 до 7, а в Швеции, Дании, Финляндии, Японии и Южной Корее – от 3,5 до 5.

Настораживает и то, что в последних данных Росстата социологи и экономисты отметили принципиальное изменение структуры слоя самых богатых: состоятельные чиновники вытесняют из него предпринимателей и бизнесменов. Еще в 2004 году было опубликовано исследование, согласно которому среди владельцев и покупателей недвижимости на Рублевке лишь 30% – бизнесмены, а 70% – федеральные и региональные чиновники. Вот почему высшему чиновничеству невыгодно что-либо менять в существующей системе налогообложения.

Что же касается инвестиций, то они  действительно возросли, но не в российскую экономику, а в экономику стран ЕЭС и США. При этом доля инвестиций в реальную экономику нашей страны даже уменьшилась, сегодня по этому показателю Россия оказалась далеко позади большинства развивающихся стран. Так по итогам 2009 года в экономику  Казахстана поступило более $30 млрд. прямых иностранных инвестиций, тогда как для России эта цифра составила около $18 млрд. притом, что численность населения нашей страны в 9 раз больше.

Необходимо также отметить, что применение плоской 13% ставки НДФЛ привело к уменьшению его доли до  4,2%  ВВП (в США доля подоходного налога составляет около 10% от ВВП, а странах ЕЭС – от 8 до 10%), что оказывает резко отрицательное влияние на эффективность экономики по следующим причинам.

Вопервых, низкий уровень налогообложения личных доходов ведёт к повышению уровня налогообложения прибыли и добавленной стоимости, что оказывает резко дестимулирующее воздействие на экономическое развитие.

Вовторых, низкий уровень НДФЛ способствует тому, что прибыль от предпринимательской деятельности в большей мере идёт на потребление, а не на производственные накопления и реинвестирование в производство. Существующий характер налогообложения поощряет «проедание» прибыли.

Втретьих, низкий уровень налога на личные доходы при их плоской шкале не даёт в руки государства достаточных средств для проведения активной социальной политики.

Вчетвёртых, единая ставка НДФЛ при высоком уровне дифференциации доходов населения создаёт массовое убеждение в несправедливости существующей системы распределения. И тем самым ведёт к дестимулированию трудовой деятельности населения и подрыву экономической эффективности развития России.

Таким образом, предлагаемое в законопроекте прогрессивное налогообложение доходов создает условия, способствующие росту эффективности предпринимательской деятельности и инвестиций, и препятствует непроизводительному растрачиванию доходов. А если одновременно с введением прогрессивной шкалы налогообложения ввести, как в странах ЕЭС, налоги на роскошь (на элитную недвижимость, дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения и т.п.), эффект будет еще выше. У предпринимателя останется меньше возможностей швырять деньги на загулы в Куршевеле или покупку иностранных футбольных клубов, и больше оснований на вложение этих денег в отечественную экономику.

Неслучайно именно прогрессивное налогообложение личных доходов граждан широко применяется в подавляющем большинстве стран мира. При этом граждане с низкими доходами в экономически развитых странах чаще всего полностью освобождены от НДФЛ: так, в США нулевая ставка применяется при доходах до 8450 долларов в год, в Швеции – до 306000 шведских крон, в Швейцарии - до 16100 франков, в Австрии - до 10000 евро, в Ирландии - до 5210 евро, в Испании – до 2400 евро, в Норвегии – 36000 норвежских крон, а в Австралии - до 6000 австралийских долларов и т.д.

Необходимо отметить, что под воздействием экономического кризиса максимальные ставки НДФЛ в 2010 г. были повышены в США до 42%, в Англии – до 50%, а в ряде развитых странах максимальный уровень налогообложения доходов физических лиц с учетом страховых взносов, местных и социальных налогов достигает 70%.

В результате в США 80% федерального бюджета обеспечивается налогами, взимаемыми с 20% граждан с наиболее высокими доходами.

В таблице 2 приведены значения минимальных и максимальных ставок налогообложения доходов физических лиц для ряда наиболее крупных и развитых экономик мира (по состоянию на начало 2009 г.).

                                                                                    Таблица 2

Страна

Миниальная –максимальная ставки налога в %

Страна

Миниальная –максимальная ставки налога в %

Австралия.

Австрия

Бельгия

Бразилия

Великобритания

Венгрия

Вьетнам

Германия

Греция

Дания

Израиль

Индия

Ирландия

Испания

 

 0-47

 0-50

25-50

15-27

 0-40

18-36

 0-40

 0-45

 0-40

28-59

10-47

10-30

 0-41

0-45

 

Италия

Канада

Китай

Нидерланды

Норвегия

Польша

Португалия

США

Турция

Финляндия

Франция

Швеция

ЮАР

Япония

 

10-43

15-29

 5-45

 0-52

28-51

19-40

 0-42

 15-39

15-35

 8-31

 7-48

 0-56

24-43

  0-40

 

  Что же касается плоской шкалы НДФЛ, то кроме России она используется в Грузии, Эстонии, Латвии, Украине, Чехии, Словакии и Румынии.

Плоская шкала НДФЛ действительно упрощает сбор налогов, но заявленные чрезвычайные сложности собираемости налогов при прогрессивных ставках НДФЛ представляются надуманными. Показателен пример Китая, в котором при численности населения на порядок превышающем численность населения России, успешно применяется 9 ступенчатая прогрессивная система  НДФЛ с минимальной ставкой 5%, а максимальной – 45%, что обеспечи.....

                                                                                                       
пояснительная записка полностью
Финансово-экономическое обоснование



Подосиновец: чт, 18 августа, 16:00
2011-08-18 09:05
+19°C, без осадков, ветер северо-восточный, 2 м/с, небольшая облачность (23%), давление 753 мм, влажность 36%

Подосиновец: пт, 19 августа, 04:00
2011-08-18 09:05
+3°C, без осадков, ветер южный, 1 м/с, ясно (облачность 0%), давление 752 мм, влажность 95%

Подосиновец: пт, 19 августа, 16:00
2011-08-18 09:05
+17°C, без осадков, ветер северо-восточный, 2 м/с, пасмурная погода (облачность 94%), давление 751 мм, влажность 46%

Подосиновец: сб, 20 августа, 04:00
2011-08-18 09:05
+6°C, без осадков, ветер юго-восточный, 1 м/с, пасмурная погода (облачность 94%), давление 751 мм, влажность 89%

Подосиновец: чт, 18 августа, 16:00
2011-08-18 12:05
+19°C, без осадков, ветер северо-восточный, 2 м/сек, небольшая облачность (23%), давление 753 мм, влажность 36%

Подосиновец: пт, 19 августа, 04:00
2011-08-18 12:05
+3°C, без осадков, ветер южный, 1 м/сек, ясно (облачность 0%), давление 752 мм, влажность 95%

Подосиновец: пт, 19 августа, 16:00
2011-08-18 12:05
+17°C, без осадков, ветер северо-восточный, 2 м/сек, пасмурная погода (облачность 94%), давление 751 мм, влажность 46%

Подосиновец: сб, 20 августа, 04:00
2011-08-18 12:05
+6°C, без осадков, ветер юго-восточный, 1 м/сек, пасмурная погода (облачность 94%), давление 751 мм, влажность 89%

В избранное