Любовь Орлова не хотела расстраивать мужа своей смертью...
Сегодня легендарному советскому кинорежиссеру Григорию Александрову исполнилось бы 100 лет
...Набираю в Интернете имя «Григорий Александров» и роняю «мышку» на пол...
К столетию знаменитого кинорежиссера наша пресса приготовила целый «букет» из колючек и подтухших помидоров, вплетя сюда и Сталина, и Эйзенштейна с его неправильной ориентацией, и Любовь Петровну Орлову с ее однодневными вояжами в Париж за перчатками, и даже их аристократическое «Вы», которое никак не вписывалось в советский семейный кодекс.
«Был-не был-имел-не имел?»
Да какая всем разница? Он был таким, каким считал нужным:
- популярнейший советский кинорежиссер, праотец сегодняшних мюзиклов, без которого история отечественного кинематографа была бы вялой и пресной;
- трогательный и ранимый человек, строивший себе не памятник, а жизнь, и потому допускавший вполне приемлемое количество ошибок;
- безусловная личность, собирающая вокруг себя мифы и сплетни, как антикварный абажур - комаров на дачной веранде...
Несколько лет назад, попав по случайному делу в одну незнакомую московскую квартиру, я вдруг застыла около его портрета. Мне чудовищно повезло: там жили две александровские племянницы - родная и внучатая - Галина и Татьяна Корягины, которые развенчали мифы вокруг отношений Режиссера и Актрисы и максимально честно ответили на самые прямые вопросы, которые почему-то интересуют людей и сегодня.
...Что, собственно, уже само по себе является ответом на главный вопрос - о роли режиссера Григория Александрова в нашей с вами Истории...
Он порвал с первой семьей из-за Любови Орловой?
Семейная версия другая: первая жена Григория Васильевича, его однофамилица Ольга Александрова, родила ему сына Дугласа. Он был назван так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фэрбенкса, который как раз в 1924 году вместе с Мэри Пикфорд приезжал в Москву. Потом Александров сам поехал в Америку. Вернувшись, узнал, что жена ему изменила. Говорили, что она была любовницей знаменитого актера Бориса Тенина, забеременела от него и умерла во время родов. Дугласа воспитала тетка, родная сестра матери. Он был очень добрый, потрясающий человек и умер незаслуженно рано - нес свою старенькую тетку на руках из больницы, приехал на дачу, замер - и... разрыв сердца.
Вопрос о том, чтобы воспитывать сына в браке с Орловой, перед Александровым даже не стоял. Более того, когда Дугласа посадили в тюрьму за то, что тот слушал «Голос Америки», позиция отца и мачехи была однозначной: «Раз посадили - значит, так надо!» Любопытно, что их судьбы впоследствии пересеклись самым фантастическим образом: похоронив и жену, и сына, Александров женился на своей собственной невестке, вдове Дугласа Гале. Она стала его официальной женой и наследницей, сделала для него все что могла и была рядом до последней минуты, но тоже очень скоро умерла. И тоже от рака, как и Любовь Орлова.
Почему супруги обращались друг к другу на «Вы»?
На самом деле в их знаменитом «Вы» не было ничего необычного - режиссер и актриса держали разумную дистанцию, что только укрепляло брак. Жена не появлялась перед мужем неприбранной, а он не смел просить ее быть сиделкой, когда заболевал. Два деловых человека, любившие кино. Она хотела быть звездой, а он для нее (или на ней? - Ред.) делал фильмы - вот суть их семейных отношений. Деньгами в доме распоряжалась Любовь Петровна, потому как и зарабатывала больше. После смерти Орловой родственники нашли тетрадку, где ее рукой было написано, кто сколько привносил в семейный бюджет. А именно: «Григорий Васильевич - статья в газете - 20 тысяч рублей (старыми деньгами, естественно. - Ред.), мой концерт во Владивостоке - 300 тысяч». Она без конца ездила с концертами по стране и, как бы извиняясь, рассказывала: «Все пою-пою - то уголь надо купить, то забор построить».
И в квартире, и на даче все было сделано ее руками, вплоть до мебели. Она даже туфли подбивала себе сама, устраиваясь на диване с молоточком и крохотными гвоздиками! А его абсолютно устраивало, что всем в доме заправляла жена, потому что он вообще смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Какова была его роль в семье? Красиво накрыть стол и подарить ей улыбку. Ну еще иногда цветы - мальвы, например. Но их, к сожалению, тогда нигде не продавали...
Оба были довольно холодными и расчетливыми людьми, хотя и называли друг друга Гришенькой и Любочкой. Но совершенно преображались, если в руки попадал стоящий сценарий. И когда работали вместе, это их настолько объединяло, что они становились по-настоящему счастливыми мужем и женой - такими, какими их и хотела видеть страна.
Когда Любочка умирала, он даже не приходил к ней в больницу?
Это не совсем так. Приходил. Но редко. По-своему он переживал, но был слаб - ему было очень тяжело видеть ее умирающей. Она же, напротив, была очень мужественной и изо всех сил старалась держаться. В их самый последний вечер нашла в себе силы встать и причесаться. Даже проводила его до двери палаты. А ночью тихо умерла. Она не хотела его расстраивать, и одно это говорит об их чувствах гораздо больше, чем разные спальни и казенно-пресловутое «Вы»...
Просто он страшно не любил неприятности и делал вид, что их не видит и не слышит. И на похоронах единственного сына Дугласа, кстати, тоже был абсолютно спокоен - несмотря на столпотворение людей, точно так же, как всегда, спустился со второго этажа, съел свою любимую еду, выпил кофе и вообще вел себя так, как будто ничего не произошло... Он умел очень здорово выключаться из неприятной ситуации. Рассказывают, что однажды к ним на дачу захотел приехать Высоцкий. «Ну давай его позовем!» - обрадовались родственники. Григорий Васильевич произнес совершенно гениальную фразу: «Зачем? Это же так тревожно...» И не пригласил!..
Кто кого «сделал»: режиссер Александров - актрису Орлову или наоборот?
Он был страстно влюблен в Марлен Дитрих. И когда вернулся из Америки, все время грезил о женщине, из которой можно было бы вылепить Марлен. Любовь Орлова работала тогда в театре Немировича-Данченко вместе с Сергеем Образцовым. Александров его спросил: «Нет ли у тебя актрисы, которая поет и танцует?» «Есть такая!» - ответил Образцов. Александров посмотрел несколько спектаклей и понял, что нашел наконец в одном лице и Марлен, и Анюту. Было в этой маленькой шатенке нечто озорное и игривое - как раз то, что он искал для «Веселых ребят».
Великолепные фарфоровые зубы и белокурые волосы были делом техники. Так Любовь Петровна Орлова стала звездой.
Зато потом, когда слава ее достигла немыслимых высот, приключались следующие сцены: у самолета им говорили: «Проходите, товарищ Орлова. Проходите, товарищ Орлов!..»
А Сталин (Любовь Орлова официально была его любимой артисткой. - Ред.) однажды даже сделал Григорию Васильевичу замечание: «Почему моя любимая актриса так плохо выглядит - похудела вроде?» Орлова отшутилась: «Александров замучил - все съемки да съемки...» «Ну, - сказал тогда Сталин со своим знаменитым прищуром, - если вы будете мучить такую актрису, как Любовь Петровна, мы вас четвертуем. Шутка...» Александров рассказывал об этом смеясь. Он вообще был человеком с чувством юмора, а иначе бы не смог сделать «Веселых ребят».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Григорий Александров
1903 г. - родился в Екатеринбурге
1919 г. - приехал покорять Москву
1925 - 1927 гг. - совместно с С. Эйзенштейном снял фильмы «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь»
1929 - 1932 гг. - учился в Голливуде
1934 - 1975 гг. - состоял в браке с Л. Орловой, сыгравшей главные роли почти во всех его картинах
1983 г. - выпустил свой последний, документальный фильм «Любовь... любовь...». Скончался 16.12.1983 г.
Лучшие фильмы Александрова:
«Веселые ребята» - 1934 г.
«Цирк» - 1936 г.
«Волга-Волга» - 1938 г.
«Светлый путь» - 1940 г.
«Весна» - 1947 г.