По данным источников газеты "Коммерсантъ", в конце февраля в Брюсселе прошли консультации между МИД РФ и Еврокомиссией. Российская сторона призвала ЕС разработать для действующих на российском рынке европейских компаний единый "кодекс чести", в котором эти компании среди прочего обязывались бы не давать взяток российским чиновникам. В основу кодекса мог бы лечь опыт антикоррупционной борьбы шведской корпорации IKEA. Однако Брюссель выдвинул встречное условие: европейский бизнес может ввязаться в борьбу с российской
коррупцией в том случае, если этому примеру последуют работающие в РФ американские и китайские компании.
На вопрос "Денег" "Как ограничения подобного "кодекса чести" скажутся на работе иностранных компаний на российском рынке?" ответил президент "Опоры России" Сергей Борисов:
— Если есть почва для коррупции и бизнесмену нельзя сделать и шагу, не дав взятку, то никакие кодексы не помогут. Какую-то толику пользы этот кодекс, возможно, и принесет, но для вывода страны из коррупционного болота нужна гармонизация российского законодательства с европейским. Необходимо, чтобы в российском были прописаны жесткие требования к условиям открытия бизнеса, а также сертификации и контроля продукции. Принципиально важно, чтобы все операции производились в электронном виде. Электронизация
документооборота продвинет нас дальше, чем этические кодексы. Кодекс — это лишь небольшая примочка, не способная ничего серьезно изменить, хотя миссия у него, безусловно, важная, и хотя бы поэтому вводить его необходимо. Думаю, что и европейцы поддержат эту идею, ведь кто, как не они, должны подавать своим российским коллегам пример цивилизованного ведения бизнеса. Другое дело, что и они найдут тысячи способов аккуратно обойти этот кодекс. Я знаю европейцев, которые имеют изощренную программу подкупа чиновников.
Экс-координатор Ассоциации европейского бизнеса в России Драгомир Белоев:
— Я не очень верю в искренность подобных намерений, это скорее пиар, ориентированный на широкую публику, а не озабоченность проблемой. Борьбу с коррупцией надо начинать внутри страны, а не через иностранный бизнес. Понятно, что европейский бизнес подпишет какой угодно кодекс, лишь бы пустили на российский рынок. Кроме того, любой европейский бизнесмен подпишет подобный документ даже ради того, чтобы не иметь проблем со своим антикоррупционным законодательством. Но вообще-то вместо предложений о "кодексах
чести", которых даже в Африке и на Ближнем Востоке нет, лучше бы Россия обратилась к опыту европейских стран с низким коррупционным коэффициентом. Увы, подобные инициативы вредят имиджу России.
Журнал «Деньги» № 10 (765) от 15.03.2010
Кризис не разорил российскую торговлю: две трети ритейлеров в 2009 году даже увеличили рублевую выручку, подсчитали в Ernst & Young. Сделать это удалось за счет сокращения персонала и привычки россиян в тяжелое время закупать впрок соль и крупы.
Более 60% работающих в России ритейлеров сообщили о росте рублевой выручки по итогам прошлого года, 29% смогли повысить рентабельность одновременно с ростом продаж. Таковы парадоксальные на первый взгляд выводы, которые сделала компания Ernst & Young по итогам проведенного исследования Retail Industry Survey 2009.
Действительно, исследователи признают, что снижение потребительского спроса, рост процентных ставок и нежелание банков идти на уступки в вопросах кредитования серьезно повлияли на российский розничный рынок. Об этом говорят и данные Росстата: оборот розничной торговли в 2009 году упал на 5,7% против роста на 13,5% в 2008 году.
Достигнутый при этом рост финансовых показателей эксперты объясняют сокращением затрат и персонала. Кризис повлиял на стратегию развития большинства ритейлеров. «Позитивным, хотя и вынужденным, стал факт отказа от неэффективных точек, расстаться с которыми раньше не решались», — рассказали «Газете.Ru» в одной из розничных сетей.
Еще два года назад, когда рост рынка был стабильным, повышение эффективности не было приоритетом для ритейлеров: компании завоевывали новые рынки и агрессивно развивались в регионах.
«Сети сумели быстро адаптироваться и не делать серьезных ошибок, как в 1998 году. Они успешно сократили затраты, изменили ассортимент под нужды покупателей и закрыли малорентабельные магазины. Сети даже выиграли от кризиса, став более эффективными», — говорит партнер Retail Training Group Елена Комкова. «Доля сетей в организованной торговле выросла с 28,3% в декабре 2008 года до 30,5% в декабре 2009 года», — соглашается ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного
прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.
Помогла сетям и вернувшаяся с кризисом привычка россиян делать запасы на черный день.
«Произошло резкое изменение покупательского поведения, сократилось количество дорогих покупок, люди стали откладывать товары длительного пользования, например соль, крупы, и перешли в дешевый сегмент.
Хотя на протяжении последних лет до кризиса тенденция была обратной: россияне переходили на более дорогие продукты и вещи», — объясняет Комкова.
По мнению экспертов, самое трудное время торговля уже пережила. Уверенность потребителей постепенно возвращается, говорит Поляков: «За прошлый год продажи непродовольственных товаров просели на 8,3%, тогда как продуктов и алкоголя стали покупать меньше всего на 2,5%. При этом уже наблюдается положительная динамика: если в третьем квартале прошлого года продажи продовольственных товаров упали на 5,4%, то уже в четвертом — всего на 2%, а в январе наблюдается рост на 3,8%».
Но перспективы развития рынка все же остаются неопределенными. Только 38% работающих в России ритейлеров считают, что кризис уже достиг дна, хотя порядка 87% уже не ждут существенного ухудшения ситуации.
ГАЗЕТА.РУ - Ольга Танас, Ольга Алексеева