Одобренная российским правительством программа антикризисных действий на 2010 г. выглядит вполне профессионально и учитывает почти все разумные предложения, обсуждавшиеся в экспортной среде, но ее реализация может парализовать свободный рынок, полагает директор института социальной политики ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. В обзоре "Новый курс", подготовленном институтом "Центр развития" ГУ-ВШЭ, он отмечает, что сквозь отдельные положения и тезисы документа проступает идеология, отсылающая к советским временам.
Прежде всего, обращает на себя внимание расстановка приоритетов: социальная стабильность, поддержка оживления экономики и активизация модернизационной деятельности. Как уже неоднократно отмечали эксперты, бюджет-2010 не является бюджетом развития, то есть фактически предполагает финансирование той самой модернизационной деятельности по остаточному принципу. И весьма сомнительно, что этих остатков хватит на преодоление зависимость от нефти, о которой так любят рассуждать высокопоставленные чиновники.
Однако и сами методы, которыми правительство намерено сдвинуть страну с ресурсно-сырьевого пути, кажутся специалистам неоднозначными. В первую очередь, речь идет о "планомерной работе с крупнейшими и крупными предприятиями ключевых секторов экономики", иными словами, о ручном управлении экономикой, которое приобрело такую большую популярность в последние годы. Аналитики согласны с тем, что в определенных условиях трудно обойтись без вмешательства государства в дела частных компаний – так, в США в разгар
кризиса Обаме и его министрам пришлось лично поучаствовать в судьбе General Motors. Но реформированный с помощью государства автомобильный гигант сейчас уже работает самостоятельно, и правительство никакой "планомерной работы" с ним больше не проводит. "А кроме GM, в США и назвать-то почти некого, тогда как у нас уже названы "Объединенная авиастроительная корпорация", "Оборонпром", "Уралвагонзавод", госкорпорации, банки с госучастием – и список еще остается открытым", – напоминает Сергей Смирнов.
При этом подстегивать повышение технологического уровня производимой продукции предполагается не рыночными методами, такими как конкуренция и стремление завоевать новые рынки, а путем "совершенствования системы технического регулирования". Однако, по мнению аналитика, подобная схема может сработать лишь в том случае, если к ней прибавляется угроза: "Положишь партбилет на стол!" Эта парадигма до сих пор существует в Китае. И, судя по всему, "китайское чудо" давно не дает покоя разработчикам нынешних российских
государственных стратегий. Вот и антикризисная программа содержит целый ряд мер, успешно опробованных в КНР.
"В документе поминаются "офсетные сделки", инжиниринговые центры, привлечение к сотрудничеству бывших соотечественников, добившихся успеха за рубежом, и даже "покупка зарубежных технологических активов, необходимых для модернизации ключевых секторов экономики" (по каналам Роснано и ВЭБ), – отмечает Сергей Смирнов. – Но при этом авторам документа не хватает китайского радикализма: нет ни освобождения производителей высокотехнологичной продукции от налогов на несколько лет, ни широкого допуска иностранных
инвесторов и предоставления им значительных льгот (в России эта модель развития более или менее успешно применяется только в автомобилестроении), ни масштабного финансирования инфраструктурных проектов и т.д. В результате возникает существенный риск того, что создаваемая в России экономическая система окажется "ни рыбой ни мясом": действие рыночных, конкурентных сил окажется парализованным (госкорпорации уже сейчас во многом "подмяли" под себя частный сектор), а масштабного "маневра ресурсами", опасаясь социальной
дестабилизации, государство провести не рискнет".
УТРО.РУ - Мария ТРИФОНОВА
Этот год, судя по всему, будет ознаменован поисками компромисса между импортерами и экспортерами топлива. США смирятся с окончательным оформлением и укреплением Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), а Евросоюз попытается заключить с Россией новое базовое соглашение, не размахивая Энергетической хартией.
Неделю назад глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на пресс-конференции после переговоров со своим испанским коллегой Мигелем Моратиносом отметил, что европейские партнеры начали признавать необходимость "выработки новой международно-правовой базы сотрудничества в сфере энергетики". То есть можно надеяться, что они не будут больше настаивать на присоединении России к Договору к Энергетической хартии (ДЭХ), от чего Москва недвусмысленно отказалась в прошлом году, а начнут совместную с российской стороной разработку
новых принципов и норм энергетических взаимоотношений.
"Мои сегодняшние беседы подтвердили то, что мы слышим последнее время от наших коллег из Евросоюза, а именно – понимание необходимости работать над уточнением международно-правовой базы, с тем чтобы интересы всех участников этой цепочки в равной степени обеспечивались", – отметил Сергей Лавров. Под "цепочкой" он имел в виду государства, добывающие, доставляющие и потребляющие нефть и газ. Нормативная база, по идее, должна учитывать интересы всех этих "звеньев".
До настоящего времени в сфере энергетики существует довольно сильный перекос в сторону потребителей, которые диктуют (или пытаются диктовать) условия игры. Тот же ДЭХ – яркий тому пример. Договор основан на принципах свободы доступа к энергетическим рынкам, транзита энергоресурсов и движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику. Если разобраться, то все эти "свободы" призваны обеспечить Евросоюзу, как крупнейшему нетто-импортеру энергоресурсов, беспрепятственное и бесперебойное снабжение
нефтью и газом. Взамен поставщикам не предлагается фактически ничего: свои трубопроводы и скудные ресурсы Брюссель априори вывел из-под действия "свобод" Энергохартии.
Россия еще весной прошлого года выдвинула свои предложения по урегулированию международных энергетических отношений, однако ЕС, похоже, только теперь начинает воспринимать эту концепцию всерьез. "Наши партнеры из ЕС, включая председателя Еврокомиссии господина Баррозу, признали необходимость вести переговоры на этот счет", – отметил Лавров. Впрочем, начать переговоры – еще не значит принять точку зрения оппонента. Евросоюз наверняка будет стремиться оставить российские идеи за скобками и протащить
в новое базовое соглашение все те же принципы ДЭХ, отвечающие интересам импортеров.
Но времена изменились: Россия уже не одинока в своем противостоянии диктату потребителей топлива. В наступившем году должен получить окончательное организационное оформление картель добывающих стран – Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Уже принят устав этой организации, а в конце прошлого года ее генсеком избран представитель РФ – член правления "Стройтрансгаза" Леонид Бохановский. Теперь дело за ратификационными процедурами в странах-участницах. ФСЭГ будет контролировать почти 70% мировых газовых
запасов и более половины мирового рынка сжиженного газа. Весь вопрос – насколько эффективно.
ФСЭГ, конечно, напрасно именуют "газовой ОПЕК". В отличие от нефтяного картеля, он не будет устанавливать квоты на добычу газа, влияя тем самым на мировые цены. Это было бы просто невозможно в условиях, когда основная доля газа на мировом рынке продается не на биржах, а экспортируется по трубам в соответствии с долгосрочными контрактами. Таким образом, и единого мирового рынка газа, по сути, не существует.
Тем не менее ФСЭГ может стать для экспортеров довольно эффективным инструментом защиты своих интересов. В рамках этой организации они смогут вырабатывать общую линию поведения в отношениях с импортерами, делить сферы влияния и определять наиболее перспективные направления экспорта. В итоге должна быть исключена (или, во всяком случае, существенно уменьшена) вероятность конкуренции между экспортерами – на которой, собственно, и пытаются играть импортеры, сталкивая лбами поставщиков. Кроме того, слаженная
работа участников форума может стабилизировать цены на газ.
Пока до слаженности далеко: интересы стран-членов ФСЭГ зачастую сильно разнятся. Например, в нынешней ситуации падения спроса на газ (особенно в Европе) Россия заинтересована в том, чтобы все экспортеры слегка ограничили предложение. Но Катар – третий по величине газовых запасов – настроен как раз на расширение экспорта, поскольку еще до кризиса начал строить новые мощности по сжижению газа, и теперь их надо будет как-то окупать.
Хотя до сих пор особой опасности для импортеров ФСЭГ не представлял, ЕС и США относились к нему крайне враждебно, рассматривая этот форум как угрозу энергобезопасности всего мира и попытку манипуляции ценами на сырье. Вашингтон даже пытался поставить его "вне закона", однако затем сменил гнев на милость. Дело в том, что США стали разрабатывать сланцевый газ, содержащийся в слоистых породах и ранее считавшийся неперспективным для добычи. Американцы опровергли это мнение и достигли практически полного самообеспечения
газом: доля импортного голубого топлива на рынке США в настоящее время не превышает 4%. В этих условиях Вашингтон может позволить себе некоторую благосклонность к экспортерам.
Таким образом, почва для диалога между экспортерами и импортерами в настоящее время почти оптимальная: ажиотажа на рынке нет и цены вполне приемлемы для обеих сторон. В связи с кризисом спрос сократился, но в перспективе ожидается почти повсеместный рост потребления газа; соответственно, все заинтересованы в том, чтобы договориться обо всем заранее. Пока есть пространство для маневра и время для формирования альянсов.
УТРО.РУ - Андрей МИЛОВЗОРОВ