Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесные новости

  Все выпуски  

Лесные новости # 23 (113)


Информационный Канал Subscribe.Ru

  Л Е С Н Ы Е    Н О В О С Т И
Издается Лесным клубом российских неправительственных организаций
и Центром координации и информации Международного социально-экологического союза
_________________________________________________________________
  N 23 (113)                                      декабрь 2003 г.

 Союз  российских  городов  призвал не допустить принятия поправок в
  Лесной кодекс
 Телеграммы Президенту могут спасти леса
 Координационный совет ударит по нелегальным лесозаготовкам и плохому
  лесопользованию, если сможет
 Экологи предложили первоочередные меры по наведению порядка в лесном
  хозяйстве
 Перспективы  российской  лесной  промышленности  -  необоснованные
  ожидания в отсутствии национальной идеи
 Заповедники в России будут ликвидированы?! 
 Унтер-офицерская вдова в МПР 
 Леса в Новосибирской области в этом году горели с удвоенной энергией


СОЮЗ  РОССИЙСКИХ  ГОРОДОВ  ПРИЗВАЛ  НЕ  ДОПУСТИТЬ  ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК В
ЛЕСНОЙ КОДЕКС 

Секция   "Экология  города"  Союза  российских  городов  обратилась  к
муниципальным  природоохранным  органам  России  в  связи  с принятием
Государственной  думой  поправки  бывшего министра сельского хозяйства
России   Геннадия  Кулика  (фракция  "Отечество  -  Единая  Россия"),
позволяющей  переводить  лесные  земли  первой группы в нелесные, если
того требуют хозяйственные или строительные нужды.     

Лесные  участки  первой  группы  -  это заповедники, реликтовые леса и
лесозащитные зоны вокруг городов, говорится в обращении. Хозяйственные
и  строительные  нужды  -  это  возведение  коттеджей и дач. Для этого
теперь будет можно вырубать даже заповедные леса.

Не  случайно,  что  данный  законопроект был принят именно в тот день,
когда  в  Кремлевском Дворце Съездов проходил 3 Всероссийский съезд по
охране природы. Как многими и ожидалось, на съезде не были рассмотрены
наиболее  важные,  актуальные,  болезненные для страны природоохранные
вопросы.  Его организатор - Министерство природных ресурсов Российской
Федерации  -  не  включил  в  проект  резолюции  съезда принципиальные
положения, в том числе о необходимости безусловного сохранения системы
особо  охраняемых  природных  территорий,  заповедников,  национальных
парков, заказников и уникальных лесных угодий нашей страны.        

Инициаторы   обращения   просят  работников  природоохранных  органов
инициировать  письма-обращения  с  мест  к Президенту РФ с призывом не
допустить принятия этого разрушительного для природы России закона.  

Евгений Кузьмин, Молодежная экологическая дружина Чувашской Республики,
med@cbx.ru 
http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/


ТЕЛЕГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТУ

Президент  еще  не  подписал  проект  закона  "О  внесении изменений и
дополнений  в  Лесной  кодекс  Российской  Федерации",  который  может
повлечь массовое уничтожение лесов первой группы. 
На  встрече  с  академиком  Яблоковым  и политиком Явлинским 28 ноября
Путин  на  прямой  вопрос,  будет ли он подписывать этот законопроект,
сказал,  что  не подписывать ему "неудобно", хотя он понимает опасения
экологов.

Попытаться  убедить  Президента  отклонить  законопроект ещё возможно.
Несколько сотен телеграмм могут сыграть роль.

Отправьте, пожалуйста, до конца этой недели (чем быстрее, тем лучше) 
из  любого отделения связи телеграмму Путину. Попросите своих друзей и
знакомых сделать то же самое, разошлите это сообщение.

Примерный текст:

103132 Москва Старая площадь 4 Президенту Путину

УВАЖАЕМЫЙ ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ ПРОШУ СПАСТИ РОССИЙСКИЕ ЛЕСА И ОТКЛОНИТЬ
ЗАКОНОПРОЕКТ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС

= ФИО ОБРАТНЫЙ АДРЕС=


КООРДИНАЦИОННЫЙ  СОВЕТ  УДАРИТ ПО НЕЛЕГАЛЬНЫМ ЛЕСОЗАГОТОВКАМ И ПЛОХОМУ
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ, ЕСЛИ СМОЖЕТ 

3  декабря  в  Вологде  состоялся  очередной Координационный совет МПР
России  и  лесопромышленного  комплекса. На него были приглашены члены
Общественного  лесного  совета при МПР. Координационный совет (КС) был
создан   МПР  и  крупнейшей  лесопромышленной  компанией  "Илим  Палп
Энтерпрайз"    для   обсуждения   важных   вопросов   между   лесной
промышленностью  и  лесным  хозяйством,  а  Общественный  совет  - для
налаживания  контактов  Лесной  службы с ведущими неправительственными
организациями,  занимающимися вопросами устойчивого лесоводства. На КС
председательствовали  руководитель  Лесной  службы МПР В.П. Рощупкин и
вице-президент "Илим Палп Энтерпрайз" Д.Д. Чуйко.         

Первым  вопросом  обсуждалась проблема нелегальных рубок и контроля за
происхождением  и  оборотом  древесины на примере Вологодской области.
Однако   прозвучавшие   выступления   лишь  подтвердили,  что  пока  у
государства  нет  сформулированной  стратегии по борьбе с нелегальными
рубками  и  по  созданию системы контроля за потоками древесины. Более
того,  пока  даже  не  согласовано,  что  понимается  под нелегальными
рубками.  В  результате оценки объемов нелегальной древесины варьируют
от  1  млн.  кубометров  (по  данным  МПР)  до  20-35  процентов  всей
заготовленной древесины по данным неправительственных организаций.        

За этим последовало обсуждение необходимости создания рабочей группы в
рамках  Совета  для  выработки  Национальной лесной политики. Важность
такого  документа  понимают все. Без него попытки коренного пересмотра
лесного  законодательства и реформы системы лесного хозяйства обречены
на  провал,  так  как  будут  нацелены  на  решение  только  частных,
сиюминутных вопросов. Вместе с тем разработка такого документа сама по
себе  не  решает  основной  проблемы: похожих документов было написано
много,  а  ответов  на  основополагающие  вопросы  так  и не получено.
Возможно  дело и в том, что полностью отсутствует процесс, при котором
не  только  лесопромышленники,  лесозохозяйственники и чиновники, но и
широкие   слои   общественности  были  бы  вовлечены  в  процесс  его
разработки.  Как  наивно  это  не  звучит,  но  лес  пока еще остается
общественным  достоянием  и  ключевые  "лесные" вопросы - какова будет
собственность  на  леса,  как будут обеспечены права населения, что мы
хотим  от  наших  лесов  и какова в связи с этим будет система лесного
хозяйства   и   его   финансирование,   как  новый  документ  отразит
международные  представления  об устойчивом лесопользовании, как будут
учтенв интересы регионов и т.д.                 

В любом случае велик шанс, что и Национальная лесная политика, и новый
Лесной  кодекс,  проект  которого  сейчас готовится Минэкономразвития,
могут  остаться  декларативными  документами,  которые либо невозможно
реализовать,  либо  непонятно  как  исполнять.  Также  возможно,  что
появится  сугубо  технический  документ, рассказывающий, как продать и
вырубить  наши  леса  наиболее  быстрым способом, а ответственность за
ведение  лесного  хозяйства  в вырубленных лесах переложить на частные
структуры.  К  тому  же  все  присутствующие  понимают,  что  нынешняя
ситуация,   при   которой  даже  Лесная  служба  не  может  нормально
участвовать в разработке главного лесного документа, способна привести
к  тому,  что  вместо  Национальной лесной политики появится никому на
государственном уровне не нужный документ, бумажка.           

А.С.  Исаев,  председатель Национального совета по добровольной лесной
сертификации  в России доложил о ходе работ по разработке национальной
системы  лесной  сертификации  под  эгидой  Лесной  службы. Важно, что
государство  поняло,  что  без  сертификации экспортно-ориентированная
лесная  промышленность  в  стране не имеет смысла, так как к 2006 г. в
связи  с  межправительственным  процессом FLAG Европейский Союз просто
прекратит покупать из России древесину без экологического сертификата,
а  также  без  данных  о  ее  происхождении.  Однако  пока речь идет о
национальной  системе  сертификации,  а  не  о  поддержке  какой-либо
международной системы, среди которых были упомянуты две: FSC и PEFC.        


Е.А.   Шварц   (WWF)  проинформировал  собравшихся  о  целях  недавно
созданного Общественного лесного совета при МПР, а руководитель лесной
кампании   Гринпис  России  А.Ю.  Ярошенко  представил  мнение  НПО  о
необходимых  первоочередных  мерах  по  наведению  порядка  в  лесном
хозяйстве (более подробно с текстом его выступления можно ознакомиться
на сайте
http://www.forest.ru/rus/sustainable_forestry/principles/mery.html).      

В  целом  заседание  координационного  совета  оставило  неоднозначное
впечатление. Общение руководителей Лесной службы с лесопромышленниками
и  общественностью  -  это  знаковое  явление  в  общественной  жизни,
особенно  в  связи  с  разработкой  нового  варианта Лесного кодекса и
реформой системы лесного хозяйства. С другой стороны, жесткий характер
ведения заседания и его режим - небольшие заказные доклады по повестки
дня,  короткий  обмен мнениями, внесение рекомендаций в протокол, пока
дает  слабое  представление  о  том,  как  мнение общественности будет
использовано в дальнейшем.        

Михаил Карпачевский, forest@biodiversity.ru 


ЭКОЛОГИ  ПРЕДЛОЖИЛИ  ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО НАВЕДЕНИЮ ПОРЯДКА В ЛЕСНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ 

Лесной  клуб  российских  неправительственных  организаций  призывает
приостановить   внесение   изменений  в  лесное  законодательство  до
определения  приемлемой  для  общества  стратегии  управления  лесами
России.   

Документ  с  названием  "Необходимые  первоочередные меры по наведению
порядка    в    лесном   хозяйстве"   был   представлен   участникам
Координационного  совета лесного сектора, прошедшего на прошлой неделе
в  Вологде  в  рамках  шестой Всероссийской выставки-ярмарки продукции
лесопромышленного комплекса.    

Как  показывает практика последних лет, меры по реформированию лесного
хозяйства,  принимаемые без единой стратегии, четко определенных целей
и  задач,  обычно  не  приводят  к  ожидаемому  результату  и  только
усугубляют  существующую  ситуацию.  По  мнению  экологов, хаотическое
реформирование  системы  управления лесами должно быть приостановлено.

В частности, должны быть приостановлены следующие процессы: 
 разработка  и принятие нового Лесного кодекса, а также всевозможных
  поправок к нему;
 разработка и принятие нормативно-технической документации; 
 изменение правового статуса и функций лесхозов и приравненных к ним
  подразделений лесной службы;
 изменение форм собственности на леса и порядка предоставления лесных
  ресурсов в пользование;
 введение  новых  крупных  статей  расходов, связанных с управлением
  лесами (например, страхования лесов от пожаров);
 получение  новых  кредитов  от международных финансовых агентств на
  реформу   управления   лесами   (например,  дополнительных  кредитов
  от Всемирного банка).

Если  эти  процессы  не  будут  приостановлены  до принятия разумной и
приемлемой  для  общества  стратегии  управления  лесами,  они  могут
привести  к  неоправданным трудностям при реализации этой стратегии, а
также к дополнительным неоправданным расходам.   

Имеющаяся  концепция управления лесами вряд ли может быть использована
в   качестве  основы,  поскольку  она  соответствует  скорее  реалиям
20-30-летней  давности,  чем  современным  (а  именно  условиям, когда
"объемные"   показатели   были  значительно  важнее  экономических,  а
пользование   древесными   ресурсами   рассматривалось   без   учета
природоохранных и социальных функций леса).     

Стратегия    должна    учитывать   ограниченность   легкодоступных   и
высоколиквидных  лесных  ресурсов  в  России  и относительно небольшую
площадь  лесов,  в  пределах  которых  возможно  ведение  устойчивого
интенсивного  лесного хозяйства. Иначе говоря, она не должна строиться
на устаревшем представлении о неистощительности лесных богатств страны
(возникшем   во   времена  СССР,  когда  необходимые  для  "освоения"
труднодоступных  лесных  ресурсов  средства  не  рассматривались  как
лимитирующий  фактор).  Практически это означает, что стратегия должна
быть рассчитана на увеличение доходности лесной отрасли без увеличения
объемов заготовок.         

Основные  направления  развития  лесного  сектора  должны учитывать не
только экономические, но и биологические, средообразующие и социальные
ценности  и  функции  лесов,  иначе ее реализация неизбежно приведет к
многочисленным  конфликтам  и  активному  противодействию  со  стороны
многих заинтересованных сторон.    

Для   достижения  целей  реформы  лесного  сектора  стратегия  должна
создаваться  с привлечением специалистов-практиков и общественности, а
не  только  силами  узкого  круга  министерских чиновников - иначе она
окажется  всего  лишь  научным  трудом,  не  имеющим никаких шансов на
реализацию.    

Разрабатывая  предложения,  специалисты  Лесного  клуба  выразили свою
готовность принять участие в их обсуждении и доработке. 

Владимир Захаров, Лесной клуб российских НПО, zakharov@forest.ru 
http://www.forest.ru/rus/sustainable_forestry/principles/


ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - НЕОБОСНОВАННЫЕ ОЖИДАНИЯ
В ОТСУТСТВИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ 

9  декабря  2003  г.  в  Москве  состоялся  круглый  стол "Состояние и
перспективы   развития  лесопромышленного  комплекса  России:  мифы  и
реальность",   который   был   организован   Рейтинговым   агентством
"Эксперт-РА".  Одним  из  информационных  спонсоров  выступил вэб-сайт
"Форест.ру".    

Целью   круглого   стола  было  обсуждение  ряда  ключевых  вопросов,
касающихся  состояния  и  перспектив  лесного  комплекса России. В его
огромном  потенциале  никто  не  сомневается, но в условиях отсутствия
национальной  лесной  политики,  четко  сформулированных целей и задач
развития лесного сектора, любые непросчитанные законодательные решения
властей  в лесной сфере, принятые под давлением различными лоббистских
групп могут иметь катастрофические последствия для наших лесов.      

В  новый  вариант  Лесного  кодекса,  которое  правительство планирует
принять  в  2004 г., "проталкивается" несколько оригинальных идей. Это
не   может   не   пугать   с   учетом   нового  "послушного"  состава
Государственной  думы  и  полной  закрытости процесса подготовки этого
важнейшего  документа в недрах правительства. В частности, лоббируется
окончательное  разрушение нынешней системы лесного хозяйства, передача
значительной  части  функций  по  управлению лесами частному бизнесу с
введением  концессий  (долгосрочной  аренды  с  правом  выкупа леса) и
частной   собственности   на   леса,   снижение   экспортных  пошлин,
стимулирование  многократного  увеличения  объемов  заготовки  леса, а
также  строительства  десятков новых целлюлозно-бумажных производств и
лесных  дорог  (на деньги из федерального бюджета). Это все происходит
на   фоне  полной  деградации  системы  лесного  хозяйства,  расцвета
нелегальных  рубок,  социальной  деградации лесных поселков, стагнации
лесопромышленного  сектора,  доминировании в экспорте лесопромышленной
продукции круглого леса и продукции низкой степени переработки.             
 

В  своем  вводном  выступлении  Д. Гришанков ("Эксперт-РА") постарался
показать,  что  значительная  часть  этих  идей  базируются  на ложных
посылах,  которых он назвал мифами (выдержки их аналитического отчета,
будут опубликованы на сайте "Форест.ру").   

Миф  1:  сомнению  был  подвергнут сам высокий потенциал роста лесного
комплекса  России  -  инвестиций,  необходимых для его значительного и
быстрого  развития  нет.  Даже  в  случае  резкого  увеличения объемов
производства, никто нас на мировых рынках с этой продукции не ждет.   

Миф  2:  о  доступности и неисчерпаемости лесных ресурсов страны. Было
упомянуто,   что   транспортная   удаленность   делает   экономически
малопривлекательными,  без  огромных  государственных затрат, обширные
ресурсы  Сибири. Растущие экологические требования к лесозаготовкам на
международных  рынках  также ограничивают возможности по значительному
увеличению объемов лесозаготовок.     

Миф  3,  что  капитал  потечет  в  лесной  сектор  из  других отраслей
экономики.  Однако  этого сложно ожидать в силу высоких рисков, низкой
прозрачности  лесного бизнеса и сложностей по организации эффективного
управления лесным бизнесом.   

Миф  4,  что  эти  деньги,  вместе с передовыми технологиями привнесут
иностранные  компании.  Однако  и  этому  мешают корпоративные войны и
высокие риски инвестирования.  

Миф  5, что для эффективной координации деятельности лесопромышленного
сектора  нужен  специальный  орган.  Однако  в  других, более успешных
сырьевых отраслях, такого органа нет.  

Миф  6, что лесопромышленные предприятия, особенно целлюлозно-бумажные
комбинаты,  наносят  непоправимый вред окружающей среде. Вместе с тем,
как  показал  опыт  создания  экологического  рейтинга  отечественных
лесопромышленных  предприятий "Экспертом-РА", многие крупные комбинаты
вкладывают   значительные   средства  в  модернизацию  производства  и
изменение  практики  лесозаготовок,  что во многом диктуется растущими
экологическими требованиями международного рынка.      

В  своем  выступлении  руководитель  комитета  по  экологии Госдумы А.
Беляков признал, что вся законодательная работа в лесной сфере ведется
в отсутствии национальной лесной политики. Он подчеркнул необходимость
сохранения   нормальной   системы   управления   лесами,   разделения
хозяйственных  и  контрольных  функций лесхозов, развития добровольной
сертификации,  создания  единой  базы  данных поставщиков для борьбы с
хищениями  леса.  Но  и  в  его выступлении сквозила популистская идея
удвоения  и  даже утроения объема лесопромышленной продукции в течение
10 лет.        

Директор  по  информации и связям с общественностью группы "Илим Палп"
Святослав   Бычков   во   многом   подтвердил  заключения  аналитиков
"Эксперта".  В.  Чуйко  (Ассоциация  "Бумпром")  говорил  о  планах по
удвоению  целлюлозно-бумажного  производства  к 2015 г. Интересно, что
при  этом  потребность  в  сырье возрастет с 29 до 52 млн. кубометров.
Таким   образом,   при  нынешнем  уровне  заготовок  в  170-180  млн.
кубометров,  значительного роста лесозаготовок для качественного рывка
может просто не потребоваться.       

В ходе дальнейшей дискуссии реального обсуждения не получилось, каждый
из  говоривших  поделился  своей  болью.  Это во многом отражает общую
ситуацию  в  секторе: отсутствие ясного представления, что надо делать
для  создания  нормального  лесного  сектора,  работающего  в условиях
неистощительного  лесопользования  и  полноценным  учетом общественных
интересов  в этой сфере. Тем более пугает, какой Франкенштейн, то есть
Лесной кодекс будет выведен в секретных лабораториях правительства.      

Михаил Карпачевский, forest@biodiversity.ru 


ЗАПОВЕДНИКИ В РОССИИ БУДУТ ЛИКВИДИРОВАНЫ?! 

5  декабря  чиновники  из Министерства природных ресурсов РФ ошеломили
всю страну. Они признали нецелесообразным существование заповедников и
других   особо  охраняемых  природных  территорий.  Об  этом  заявили
представители  Министерства  природных ресурсов РФ (МПР) в разосланной
по всем 100 заповедникам и 35 национальным паркам России телеграмме.    

В  документе  сказано,  что в целях выработки окончательного решения о
функционировании  заповедников  в  2004 году, в срок до 15 декабря ему
необходимо   предоставить   в   МПР   ряд   документов.  Среди  них  -
обоснованность необходимости дальнейшего функционирования заповедника,
проект  штатного  расписания,  проект  сметы  расходов  на  содержание
организации   и   т.д.  Телеграмма  подписана  заместителем  министра
природных ресурсов Российской Федерации Валерием Павловым.      

По  информации  экспертов, текст телеграммы не был обсужден ни с одним
их  государственных  специалистов  в области заповедного дела. Экологи
регионов  России,  в частности Приморского края, намерены обратиться с
протестом в Правительство с требованием сохранить заповедники, которые
создавались  даже  в  самые  тяжелые для России годы: во время Великой
Отечественной и Гражданской войн.     

Текст телеграммы:

Руководителю

Проведенный  Центральным  аппаратом  МПР  России  анализ  деятельности
возглавляемой  Вами  организации за период 2002-2003 гг дает основание
сделать  вывод  о  нецелесообразности  ее дальнейшего существования. В
целях  выработки  окончательного решения о дальнейшем функционировании
организации  в  2004 году в срок до 15 декабря 2003 года представьте в
МПР России следующие документы:     
1. Обоснование  необходимости  дальнейшего  функционирования  вашей
   организации в современных условиях.
2. Проект новой редакции Устава с указанием важнейших задач и функций.
3. Проект производственной программы работ.
4. Проект  штатного  расписания,  рассчитанный  через  трудоемкость
   выполнения данной программы.
5. Проект сметы расходов на содержание организации.
6. Проект трудового договора с руководителем организации.

Материалы   необходимо  представить  в  Департамент  государственного
имущества  и  работы  с  подведомственными  МПР  России предприятиями,
учреждениями  и  организациями  и  Управление  по  работе  с  органами
государственной  власти  Российской  Федерации  и субъектов Российской
Федерации и территориальными органами МПР России.    

Контактные  телефоны:  2547955  Мартилов  Виктор  Степанович,  2548691
Пивторак Павел Петрович 

Заместитель Министра Природных ресурсов Российской Федерации Павлов". 

Пресс служба МСоЭС, seupress@seu.ru 

P.S.

6 декабря руководители заповедников получили еще одну телеграмму:

"Руководителям государственных учреждений телеграмма от 4 декабря 2003
номер  т-1265  в  адрес  заповедников  и  национальных парков ошибочно
отправлена  по общему перечню рассылки. Виновные наказаны. Заместитель
министра природных ресурсов Российской Федерации В.А.Павлов".   


ЛЕСА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЭТОМ ГОДУ ГОРЕЛИ С УДВОЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ

Пожароопасный  период в лесах области остался позади, и у специалистов
Управления  лесными  ресурсами и лесхозами появилось время подсчитать,
сколько  их  произошло в этом году: оказалось - в два раза больше, чем
было в предыдущем.   

Об  этом  сообщил  Новосибирский  облкомстат, объединив все полученные
данные.  На  первое  ноября на территории области произошло 600 лесных
пожаров,  которые  "похозяйничали"  почти на 6300 гектарах, а с учетом
нелесных  земель  -  на 8500 гектарах. Потери от огня составили 7342,4
тысячи  рублей.  Потеряно  более  6500  квадратных метров древесины на
корню  и 330 гектаров молодняка. Вдвое меньшую сумму составили расходы
на  тушение  пожаров.  Основной  причиной  стихии специалисты называют
нарушение   гражданами  правил  пожарной  безопасности:  из-за  этого
произошло  более  половины - 64,5 процента - всех пожаров. И вот сумма
штрафов,  взысканных  за наплевательское отношение отдыхающих к лесным
угодьям, не сравнима с объемом ущерба - менее 200 тысяч рублей...          

"Вечерний Новосибирск" 
http://vn.ru/
________________________________________________________________
Над выпуском работали: В. Захаров, zakharov@forest.ru,
                       О. Берлова, seupress@seu.ru,
                       Т. Саксина, saksina@seu.ru

Развитие событий и новые сообщения: http://www.forest.ru/rus/news

Архивы "Лесных новостей" за 1997-2002 гг. доступны на
http://www.forest.ru/rus/periodics/f-news

При использовании материалов просим ссылаться на бюллетень "Лесные
новости


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное