Утренние новости со всего мира. - Выпуск N 56. Часть 1.
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Перед Вами 56-ой выпуск рассылки "Утренние новости со всего мира" Часть 1 Количество подписчиков: 857(mail.ru)+572(subscribe.ru)+332(maillist.ru)+31(protoplex.ru) Темы данного выпуска: Лукашенко устроил громкую провокациюЕсли друг оказался вдруг...Преемник Путина предстал перед миромВ Вашингтоне прошел грандиозный антивоенный митингЯдерное оружие всех стран предназначено против России?Трёхлетнее планирование бюджета России: признак стабильностиСовет Федерации одобрил федеральный бюджет-2007Россия и Индия готовятся к учениямРоссия, которую мы...вымираем
Лукашенко устроил громкую провокациюЕвгений СМИРНОВ После того как Белоруссия отказалась от неизвестно откуда взявшихся транзитных пошлин за перекачку российской нефти по трубопроводу "Дружба" и возобновила ее транспортировку в Европу, могло показаться, что энергетический конфликт между Москвой и Минском окончательно улажен. Но не тут-то было: в минувшее воскресенье Александр Лукашенко неожиданно объявил об аннулировании достигнутых договоренностей по данному вопросу и снова предложил пересчитать платежи. Сообщив о том, что контракты на поставку Белоруссии нефти в феврале до сих пор не подписаны, Лукашенко обвинил "российских олигархов" в завышении стоимости черного золота – мол, они требуют, чтобы Минск покупал нефть "по цене выше мировой". "Делегация, которая ведет переговоры, получила от меня прямые указания: те компании, которые будут предлагать подобные контракты по подобным ценам по прокачке нефти в Европу, будут облагаться дополнительной пошлиной, чтобы мы могли компенсировать свои потери сверх мировых цен", – заявил Лукашенко, выступая по белорусскому телевидению. При этом глава государства не уточнил, какие именно пошлины намерена на этот раз придумать белорусская сторона, однако добавил, что Минск готовит ответный удар. "Мы знаем тоже, где чувствительные места тех, кто попытается нас ударить, – отметил Лукашенко. – Если нас сегодня – мы вам тоже выкатим пошлины по тракторам, по холодильникам, стиральным машинам, телевизорам и прочим, мы знаем, где выкатить пошлины тем, кто будет этим заниматься". Устрашив Москву новыми пошлинами, белорусский президент предложил обеим сторонам "остыть и осмыслить то, что происходит, не нагнетать обстановку в том направлении, откуда невозможен выход". Между тем официальный Минск отрицает, что Лукашенко аннулировал соглашение с Россией о транзите нефти. Как заявили в пресс-службе белорусского президента, подобное толкование его слов является провокацией. Отметим, что за несколько дней до этого Александр Лукашенко предложил России "на принципах международного права" заплатить за "услуги", оказываемые ей в Белоруссии. По его словам, в связи с изменением условий поставок российских газа и нефти в 2007 г. Минск теряет $3,5 млрд по сравнению с прошлым годом, а потому Москва должна заплатить Белоруссии за землю под трубопроводом. В свою очередь, вице-президент компании "Транснефть" Сергей Григорьев заявил, что проходящие по территории Белоруссии нефтепроводы не имеют отношения к его компании, которая осуществляет поставки нефти в Европу. Такого же мнения придерживаются и независимые эксперты: они считают, что Россия не обязана платить за землю под нефтепроводами, поскольку и нефтепроводы, и земля под ними являются белорусской собственностью и не имеют отношения к России. Напомним хронику развития конфликта. После того как Россия отказалась платить введенные Минском с 1 января 2007 г. транзитные пошлины, Белоруссия прекратила транзит российской нефти в Европу, объяснив свое решение тем, что 8 декабря 2006 г. РФ в одностороннем порядке без надлежащего уведомления ввела на поставляемую в республику нефть вывозную таможенную пошлину в размере $180,7 за тонну. В итоге транспортировка российской нефти в Польшу, Германию, Украину, Словакию, Чехию и Венгрию была прервана, причем белорусская сторона начала несанкционированный отбор нефти, предназначенной для европейского заказчика. Однако через два дня в результате переговоров двух президентов сторонам удалось договориться. Как оказалось, ненадолго. http://www.utro.ru/articles/2007/01/29/620587.shtml
Если друг оказался вдруг...Александр Лукашенко начал словесное наступление на Россию Екатерина Григорьева, Федор Чайка "Я самый открытый президент, я не люблю пиар и не разрешаю, чтобы меня "раскручивали", фотографируя в костюмах для спортивных единоборств", - даже самая первая фраза интервью Александра Лукашенко немецкой Die Welt говорит о том, что белорусский президент больше не намерен играть в дружбу с Москвой и лично с Владимиром Путиным. Лукашенко открыл сразу два фронта: экономический, требуя платы за землю под транзитными трубопроводами, и политический, грозясь совершить резкий разворот от России в сторону Запада. Как ни странно, в Москве к этим угрозам относятся спокойно. Как говорят опрошенные "Известиями" высокопоставленные источники, в случае с Лукашенко все время приходится учиться отличать демагогию от реальности. Лукашенко никогда не отличался щедростью на интервью западным изданиям. Но после новогоднего нефтегазового скандала он все-таки решил, что европейская трибуна ему необходима. И выбрал в качестве собеседника немецкого журналиста и политолога Александра Рара. Рар к делу подошел весьма деликатно и свой первый вопрос сформулировал так: "Какой вы на самом деле?" В итоге текст интервью оказался заполнен направленными против Москвы колкостями: "Мы не хотим получать свои зарплаты из Кремля", "Российская элита стала заносчивой, однако это изменится с падением цен на энергоносители". Но главная перемена, произошедшая в позиции Лукашенко, в том, что он откровенно ищет поддержки у Европы. Собственно, и интервью, по большому счету, давалось ради одного тезиса: мол, если сегодня Москва пыталась оставить без энергоресурсов Белоруссию, то завтра может перекрыть кран и Западу. Еще одна "сенсация" звучит так: "Белоруссия находится в центре Европы, и у нас единые ценности". "В этой жизни все возможно" - так Лукашенко ответил на вопрос о том, может ли когда-нибудь евро стать белорусской валютой. То есть Лукашенко впервые публично допустил, что Белоруссия может стать членом Евросоюза. Для него это заявление - сплошной парадокс, так как в реальности сближение Минска с Брюсселем возможно только после смены белорусского лидера. Тем не менее, как полагают российские эксперты, к двум "белорусским фронтам" нужно относиться весьма спокойно и по крайней мере не вступать с Лукашенко в публичную перепалку. "Ему нужно как-то оправдать дыры в своем бюджете, но, заметьте, за всей этой демагогией нет никаких действий", - говорят собеседники "Известий". Зато Москва некоторые действия, выбивающие почву из-под демагогии Лукашенко, предпринять все же намерена. В российском правительстве серьезно обсуждается вариант строительства обходного маршрута - минуя несговорчивого Лукашенко. Речь идет о том, чтобы развернуть экспортные потоки нефти из приграничного к Белоруссии города Унеча и направить их в морской порт Приморск (см. карту). Мощность этого трубопровода, как предполагается, составит около 50 млн тонн в год, а стоить он будет не менее $1 млрд. Еще $1,5-2 млрд нужно для того, чтобы расширить принимающие мощности порта Приморск. Все вместе в итоге будет стоить России $2,5-3 млрд - ровно на такую сумму сейчас дотируются поставки нефти в Белоруссию. Ведь даже после введения Россией пошлин на экспорт нефти в Белоруссию Лукашенко оставили льготные цены - после трудных январских переговоров стороны договорились, что Россия будет брать со своих нефтяников, которые привозят нефть в Белоруссию, не $180, а $53 за тонну. Если обходной маршрут построят, белорусским НПЗ придется совсем несладко, а белорусские транзитеры и вовсе останутся без своих комиссионных за прокачку сырья. Остается надеяться, что Лукашенко уже придумал, на что будет жить белорусский народ без доходов от российской нефти. Стоит напомнить, что эти российские льготы составляют около 25% всего белорусского ВВП и почти 40% белорусского бюджета. Какими словами Лукашенко ругает Россию "Не мытьем, так катаньем они намертво хотят пристегнуть нас к себе, и чтобы я еще ездил в Кремль за деньгами для своих людей... Когда увидели, что нас сломать трудно, то тогда начали ломать, предлагая войти в состав России. Мы никогда внутрь другого государства не войдем". 26 января на церемонии вручения дипломов научным работникам в Минске. "Беларусь в силу своей экономической стабильности больше, чем какая-либо другая страна на данном этапе готова к вступлению в Евросоюз и использованию евро". 25 января в интервью немецкой газете Die Welt. "Самый дурацкий проект России - это строительство по Балтийскому морю газопровода. Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов... Что, мы можем вести с таким руководством нормальные переговоры?" 14 января, беседа с журналистами в Минске. Готов ли Запад поддержать Лукашенко? Максим Юсин Александр Григорьевич Лукашенко пугает Россию "разворотом на Запад". Насколько реален такой сценарий? И готов ли Запад с распростертыми объятиями принять нового "стратегического союзника"? Увы, белорусский лидер выдает желаемое за действительное. Создает мифы, рисует нереальные геополитические схемы - и пытается заставить нас во все это поверить. К счастью или к несчастью, Лукашенко не суждено стать союзником Запада. Президент Белоруссии - не Ющенко и не Саакашвили. Ни один самый гениальный западный пиар-технолог не сумеет представить батьку демократом, пострадавшим от имперской политики России и потому заслуживающим помощи и сочувствия. Образ Лукашенко на Западе сформирован давно и бесповоротно. И образ этот - зловещий. В отличие от наших СМИ, сверхделикатно освещавших события в "братском государстве", зарубежные журналисты и политики все последние годы называли вещи своими именами, в выражениях и оценках не стеснялись. Лукашенковская Белоруссия в глазах западной публики - страна, где правит диктатура, где политические противники вождя не просто подвергаются репрессиям, а бесследно исчезают, где выборы нещадно фальсифицируют, а кандидатов в президенты от оппозиции по смехотворному обвинению бросают за решетку. Можно ли в единочасье проделать головокружительный политический кульбит и превратить такой режим из изгоя в союзника? Поймут ли такой маневр избиратели, пресса, парламентарии? Все-таки сегодня не 70-е годы прошлого века, когда Соединенные Штаты могли поддерживать одиозных диктаторов в Латинской Америке, не боясь обвинений в двойных стандартах. Да и Белоруссия - не Парагвай или Гаити. Это - страна в центре Европы, которой не грозит оказаться в информационном вакууме, она давно у всех на слуху. Конечно, политика - вещь циничная. Но любому цинизму есть предел. Провозгласить Лукашенко демократом и другом на том лишь основании, что Минск не сумел договориться с Москвой о ценах на нефть - это уже за гранью добра и зла. Слишком уж примитивно и аморально. Есть и еще один момент. Демонстративная поддержка Западом Лукашенко в его нынешнем конфликте с Кремлем будет воспринята в Москве однозначно: вызов, разрыв, сжигание мостов. Со всеми вытекающими последствиями в других "горячих точках" планеты, где сотрудничать с Россией - гораздо полезнее, чем враждовать: Иран, Северная Корея, Ближний Восток, Косово. Александр Григорьевич Лукашенко - при всем его самомнении - на этом фоне не слишком котируется. Так что пусть блефует, сколько ему угодно. Главное - понимать, что это блеф. http://izvestia.ru/politic/article3100565/
Преемник Путина предстал перед миромМаксим ЛЕГУЕНКО За последние годы экономический форум в Давосе незаметно утратил былую роль парадной витрины РФ, предназначенной для ознакомления мировой общественности с протекающими в стране экономическими и социально-политическими процессами. Однако в январе 2007-го курортный городок в швейцарских Альпах вернул себе славу VIP-презентационной площадки современной России. Безусловно, в ходе форума обсуждалась отнюдь не только российская тема. Участники мероприятия активно выступали с докладами и делились мнениями по актуальным проблемам современности, включая рассмотрение особо маргинальных моделей природных и социально-экономических катастроф общечеловеческого масштаба. И все же с самого начала форума было заметно, что "российская часть", намеченная на четвертый день мероприятия, интриговала присутствующих ничуть не меньше картин будущего вселенского апокалипсиса. Ожидания оказались не напрасны. Создавалось впечатление, что, выступая перед измученной "загадкой преемника" мировой бизнес-элитой, первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев изо всех сил намекал собравшимся, что отгадка не так уж и трудна. Выступая на пленарной сессии "Пути развития современной России: сильные стороны, проблемы роста и перспективы", он говорил практически как действующий президент, что не могло не броситься в глаза как участников форума, так и представителей СМИ. Учитывая специфику аудитории, акцент экономической части доклада делался на сохранении Россией приверженности либеральным принципам в экономике. Это, впрочем, не мешало докладчику ненавязчиво, но весьма настойчиво намекать собравшимся на то, что "энергетическая империя" – это всерьез и надолго. По большому счету, в ходе Давосского форума Дмитрий Медведев в сжатой форме презентовал миру предназначенный для "внешнего использования" вариант экономической программы нового президента РФ. Вот ее основные и наиболее интересные моменты: Россия намерена заниматься диверсификацией собственной экономики; по итогам 2007 г. она может выйти на первое место в мире по добыче нефти, обойдя многолетнего лидера – Саудовскую Аравию; страна сохранит четвертое место по производству электроэнергии и первое – по добыче газа; Россия прекратит экспортные поставки углеводородов на льготных условиях. До последнего времени выступать с подобными программными заявлениями мог позволить себе лишь президент. Поэтому главный месседж, заключенный в словах российского вице-премьера, был воспринят абсолютно недвусмысленно. Сложно сказать, какие еще мысли посещали участников форума в процессе "российской презентации", и все же, если отбросить ее главный посыл, то содержание основной части выступления не может не вызвать ряд вопросов. Прежде всего, это связано с намерением России обогнать по объемам добычи нефти Саудовскую Аравию. Дело в том, что наиболее высокие темпы прироста нефтедобычи наблюдались в России в 2001-2003 годы. За это время он достиг рекордного уровня и составил 32%. Переломной точкой в этом процессе стало "дело "ЮКОСа", после которого прирост добычи начал заметно снижаться. Первым годом, продемонстрировавшим замедление прироста, стал 2004-й. Снижение продолжилось и в последующие годы. Так, если в 2005 г. прирост добычи составил 2,5%, то в 2006 г. – уже 2,1%. Самая же негативная особенность текущей ситуации заключается в резком снижении рентабельности в нефтяной отрасли. Так, например, по данным доклада ТПП РФ, ссылающегося на прогнозы экспертов UFG, к 2012 г. в России издержки на производство 1 т нефти могут сравняться с ее мировой ценой. Учитывая, что себестоимость производства нефти в Саудовской Аравии является одной из самых низких в мире, прогнозы Медведева могут сбыться лишь в том случае, если это арабское государство само решит сократить нефтедобычу. Судя по последним заявлениям ОПЕК, вероятность подобного развития событий существует. В этом случае Россия теоретически действительно сможет на какое-то время выйти в лидеры. К сожалению, в настоящее время теория может существенно отличаться от практики. В странах ОПЕК, и в первую очередь в Саудовской Аравии, серьезно опасаются, что сокращение добычи резко увеличит количество свободных добывающих мощностей, что само по себе является сильным фактором в пользу снижения мировых нефтяных цен. В таком исходе картель нефтедобытчиков явно не заинтересован. Поэтому верить заявлениям о снижении уровня добычи, а тем более строить на их основе какие-либо стратегические прогнозы в настоящий момент достаточно недальновидно. Вряд ли стоит подробно комментировать другое заявление Медведева – о том, что "бесплатного газа" больше не будет. Применение рыночного ценообразования (насколько этот термин вообще применим к рынку газа) к партнерам по СНГ вполне разумно и объяснимо, особенно если учитывать сокращение преимуществ, получаемых Россией от такого партнерства. Не понятно лишь, зачем подобный переход надо было осуществлять посредством "размахивания шашкой", принося в жертву решению локальных проблем наработанный десятилетиями имидж надежного поставщика для Западной Европы. Оценив стремление России к формированию равных для всех рыночных условий, Запад вряд ли забудет ей экзекуцию, устроенную союзной Белоруссии. Все вместе это означает, что "заслуги", приведенные Медведевым в Давосе в качестве элементов стратегии презентуемой "энергетической империи", скорее всего, будут восприняты двояко, и выводы из сказанного будут сделаны самые разные. В заключение необходимо сказать несколько слов о диверсификации экономики, упомянутой в докладе первого вице-премьера в качестве одного из стратегических направлений. В последние годы это волшебное слово произносилось российскими политиками неоднократно, однако никто из них ни разу не привел ни одного примера экономической диверсификации на практике. На самом деле в отсутствии подобных примеров нет ничего удивительного. Диверсифицировать экономику в условиях благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков не смогла ни одна страна, специализирующаяся на сырьевом экспорте; единственным исключением (и то с огромными оговорками) можно считать Норвегию. Дело в том, что в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры рентабельность добычи и экспорта сырья в разы превосходит рентабельность товарного производства, ориентированного на внутреннее потребление. То же самое можно сказать и об инвестициях в высокие технологии и науку. Распространенным заблуждением является предположение о том, что разрешить подобную проблему можно посредством массовых инвестиций со стороны государства. Нечто подобное имело место в нашей стране лишь во времена тоталитарного правления и окончательно исчерпало себя по мере ослабления жесткости режима. В условиях неэффективной экономики и больших социальных и военных расходов советский режим, начиная с Брежнева, был вынужден делать ставку на дающие быструю отдачу сырьевые отрасли. Впоследствии это привело к краху социалистической системы и распаду СССР. И все же последний Давосский форум, несмотря ни на что, можно отнести в разряд наиболее важных событий нынешнего года. Эффектная презентация элементов некой экономической стратегии, а с ними и наиболее вероятного (на текущий момент) претендента на роль "преемника" несколько разряжают неопределенность, сгущающуюся вокруг России по мере приближения выборов. И этот факт можно расценивать как наиболее важный итог прошедшего форума. http://www.utro.ru/articles/2007/01/29/620579.shtml
В Вашингтоне прошел грандиозный антивоенный митингВ столице США Вашингтоне прошел грандиозный митинг против войны в Ираке. Акция получила название "Марш на Вашингтон". Он прошел под лозунгом "Остановите войну в Ираке и немедленно верните всех солдат домой". Людские массы были воодушевлены речами конгрессменов-демократов, которые активно выступают против плана Буша по отправке дополнительных 21,5 тысяч американских военнослужащих в Ирак. Митингующие, несмотря на достаточно радикальные лозунги, вели себя спокойно. Они требовали немедленного вывода войск из Ирака, импичмента президенту США Джорджу Бушу и вице-президенту Дику Чейни. Поддержать простых граждан к Капитолию пришли звезды Голливуда (Джейн Фонда, Сюзан Сарандон, Дэнни Гловер и Тим Роббинс) и политики. Они выступали с трибуны, установленной напротив Капитолия. По словам актера Шона Пенна, законодателям придется заплатить хорошую цену на выборах 2008 года, если они не предпримут действий по одобрению резолюции, направленной против войны. Председатель юридического комитета палаты Представителей Джон Кониерс (John Conyers), в свою очередь, заявил о том, что Буш имеет привычку увольнять военноначальников, которые говорят ему о том, что война в Ираке проигрывается. "Он не может уволить нас, - сказал демократ от штата Мичиган Кониерс собравшимся. - Наша обязанность остановить Буша". На сцене был установлен гроб, покрытый американским флагом, и пара армейских ботинок, что символизировало погибших американских военнослужащих. С левой стороны от сцены стоял большой ящик, наполненный разной обувью с прикрепленными к ней табличками с именами погибших иракцев. В начале будущей недели они намерены начать обход членов палаты представителей и сената конгресса США, призывая их проголосовать за рассматриваемую американскими законодателями резолюцию, запрещающую Джорджу Бушу дополнительно направлять в Ирак еще более 20 тысяч солдат. Добавим, что аналогичные антивоенные акции протеста прошли и в десятках других городов США, включая Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Лас-Вегас. Regions.ru с использованием материалов РИА "Новости", РБК и Эха Москвы. http://regions.ru/news/2048581/
Ядерное оружие всех стран предназначено против России?В Москве, в здании министерства обороны, пройдет военно-научная конференция Академии военных наук. На ней с докладом о структуре и основном содержании новой военной доктрины России выступит президент академии генерал армии Махмут Гареев. А затем руководители вооруженных сил и военные ученые обсудят те изменения и предложения к этому же ключевому документу, которые вносятся на рассмотрение армейской общественности. Чем вызвана необходимость принятия новой военной доктрины государства? Какие конкретно новшества предлагается в нее внести? И почему этим документом занимается такая общественная организация, как Академия военных наук? Об этом военному обозревателю "РИА Новости" рассказал генерал Гареев. - Необходимость в разработке новой редакции военной доктрины России возникла потому, что после утверждения действующей доктрины, а это было в 2000 году, - сказал президент Академии военных наук, - произошли существенные изменения в геополитической и военно-политической обстановке, в характере угроз оборонной безопасности государства. Сегодня уточнены задачи, которые стоят перед вооруженными силами и другими войсками. Изменилась и система государственного управления, и уровень социально-экономического развития страны, и ее демографический потенциал. Более того, продолжает он, некоторые положения существующей доктрины оказались нежизнеспособными. Они не отвечают сложившимся в последние годы реалиям и не работают в интересах укрепления безопасности России. Все это и потребовало научного осмысления и правового оформления новых взглядов на оборону нашей страны. Военная доктрина - это система официально принятых в государстве концептуальных взглядов и положений по противодействию угрозам и обеспечению оборонной безопасности, предотвращению войн и вооруженных конфликтов, а также взглядов на военное строительство, подготовку страны, вооруженных сил и войск к защите Отечества. Речь также идет о взглядах на способы подготовки и ведения вооруженной борьбы (и других форм борьбы) в целях обороны страны. Задачу готовить новую военную доктрину поставил перед руководством вооруженных сил президент России Владимир Путин еще в июне 2005 года на заседании Совета безопасности, сказал генерал Гареев. Задача такая не может быть решена без новой концепции национальной безопасности. Тем не менее, не стоит ждать, когда появится такая концепция. Свои мысли о том, какой она должна быть и какие разделы туда включить, может высказать и военная общественность, военные ученые, собранные под эгидой Академии военных наук. Вспомните, в двадцатых годах прошлого века доктрину молодой советской республики и программу военной реформы, которую предложил Михаил Фрунзе, обсуждала вся страна и вся армия. Доктрина была понятна не только руководителям республики и вооруженных сил, но даже простым воинам и гражданам. Почему нельзя пойти таким путем и сегодня? Я считаю, говорит президент Академии военных наук, что военную доктрину - по существу декларацию о политике государства в области обороны, надо открыто объявить собственному народу и всему миру. Мы ни от кого не прячемся, ни против кого не строим козни, и нам нечего скрывать. Какие же вопросы, по мнению генерала армии, должны стоять в центре новой военной доктрины России? - Мы должны найти четкий ответ, - сказал Махмут Гареев, - на вопрос о характере современных угроз для безопасности России и о вытекающих из них оборонных задач. Затем определить, какая необходима нашему государству военная организация, чтобы нейтрализовать потенциальные угрозы, а, при необходимости, и отразить их. Кроме того, указать возможные способы применения вооруженных сил и других войск. И еще виды войн и вооруженных конфликтов на современном этапе, которые могут быть нам навязаны сегодня и в перспективе до 2015 года. Отсюда вытекает направленность воинского обучения и воспитания. А главное, мы должны знать, как подготовить страну к обороне в целом и, прежде всего, в экономическом, военно-промышленном и морально-политическом отношении. При этом, говорит генерал, надо уйти от излишней политизации и идеологизации рассматриваемых вопросов и сосредоточить свое внимание на практической работе по укреплению обороноспособности России. Главной причиной политических и военных конфликтов, считает Махмут Гареев, в ближайшие 10-15 лет станут экологические и энергетические факторы. Одни государства будут стремиться поставить под свой контроль энергоресурсы, как это сделано в Ираке, у других не останется другого выхода, как погибать или сопротивляться. Учитывая всё это, рано или поздно мировое сообщество станет перед проблемой определенного ограничения, регулирования и качественной трансформации объема и характера производства. И если ООН, национальные правительства ведущих стран, крупнейшие транснациональные компании и другие международные организации не найдут пути и методы координации и регулирования производства и потребления, то со всей остротой может встать задача выживания многих народов. Борьба за ресурсы крайне обострится, вызывая соответствующую политическую и экономическую конфронтацию. На этой почве не исключена возможность и военного противоборства. Огромный разрыв в жизненном уровне "Золотого миллиарда" и остальных народов создает почву для терроризма и войны "всех против всех". Это одна из возможных угроз нашей безопасности. Хотя, конечно же, не совсем правомерно все причины терроризма сводить к бедности. КНДР или Куба - бедные страны, но там нет разгула терроризма. А теракт в США 2001 года совершили далеко не самые бедные люди. Вообще ни одну проблему нельзя излишне упрощать, говорит генерал Гареев. Тем не менее, характер угроз во многом будет зависеть от того, каким будет в будущем политическое устройство мира. Становится все более очевидным, замечает президент Академии военных наук, что бремя лидерства и ответственности, которые взвалили на себя сегодня США, становится непосильным даже для такой мощной сверхдержавы. И из лагеря не только демократической партии этой страны уже раздаются призывы как-то разделить это бремя с другими ведущими державами. Жестко складывающаяся реальность, прагматизм вынудят даже самых упертых конгрессменов еще раз подумать, что лучше: иметь ли Россию партнером или в качестве противника, которого надо нейтрализовать. Но совершенно очевидной является и другая реальность: без России в современном мире ни один серьезный вопрос решить невозможно. И нам конфронтация ни с США, ни с Западом, ни с Востоком не нужна. Можно со всей определенностью сказать, замечает генерал, альтернативы многополюсному миру, с кристаллизацией важнейших центров влияния (США, Евросоюз, Россия, Китай, Индия), практически нет. Но при реально складывающейся расстановке сил в мире для России наиболее целесообразно, опираясь на ООН, сотрудничать с НАТО, ОБСЕ, Евросоюзом, Китаем, Индией и другими заинтересованными государствами, настойчиво выступать на международной арене за преодоление конфронтационной политики, добиваться по возможности принятия международно-правовых норм, запрещающих подрывные действия против других стран. При сохранении многополярного мира борьбу за коренное оздоровление международных отношений могли бы поддержать и многие другие заинтересованные в этом страны и общественные круги. Анализ тенденций развития международной обстановки свидетельствует о том, что проводимый США политический курс неизбежно приведет к противостоянию со значительной частью мира, говорит Гареев. И объективно складываются условия, когда России придется выступить в роли геополитического арбитра. Вместе с тем необходима определенная умеренность в определении и отстаивании национальных интересов, чтобы жестко отстаивать только действительно жизненно важные интересы. Национальные интересы не должны принижаться, иначе ограничиваются возможности экономического развития и реализации геополитических факторов. Вместе с тем, опыт послевоенных лет показал, что излишний максимализм и нереальность провозглашенных национальных интересов и целей, стремление жестко и любой ценой осуществить их порождали конфронтационную внешнюю политику и военную доктрину, приводили к подрыву экономики и полному крушению ложно понятых национальных целей. Этого мы не должны допускать. Какие угрозы безопасности России войдут в новую военную доктрину? Какие задачи вытекают из них оценки для вооруженных сил? - Это один из самых сложных вопросов, вокруг которого наблюдается наибольший разброс мнений, - говорит генерал. - При этом обозначилось два подхода. Первый - тот, что принят в ныне действующей доктрине: доктрина ориентируется только на военные угрозы и способы противодействия им военными средствами. Второй подход требует исходить из коренных военно-политических изменений в мире и учитывать широкий круг угроз, осуществляемых как военными, так и невоенными средствами. Например, политико-дипломатическими, экономическими, информационными. "Опыт" распада СССР, Югославии, "цветных революций" в Грузии, на Украине, в Киргизии и других регионах мира наглядно убеждает, что главные угрозы осуществляются не только и не столько военными средствами, а главным образом срытыми. Отсюда вывод: невоенные и военные угрозы отделить друг от друга невозможно, их нужно рассматривать в органическом единстве. И реально главными источниками и причинами возможного осложнения военно-политической обстановки для нашей страны остаются социально-политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия между различными регионами и государствами. На наш взгляд, если обобщить все многочисленные и многообразные угрозы, то основные из них можно считать такими, говорит Махмут Гареев. Во-первых, это политика и усилия определенных международных сил и ведущих государств, посягающих на суверенитет России, ущемление ее экономических и других интересов. Различные формы политического и информационного давления и подрывных действий, как это было на Украине, в Грузии, Киргизии и других странах. Территориальные претензии к нашей стране почти по всему периметру наших границ. Особенно острый характер приобретает для нас угроза энергетической безопасности. Высшие руководители НАТО даже изменение цен на энергоресурсы склонны теперь рассматривать как своего рода агрессию. Отсюда вытекает такая оборонная задача - предотвращение, локализация и нейтрализация подобных угроз политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными средствами. Во-вторых, считает генерал армии, для нас остается угрозой применение ядерного оружия против России и распространение оружия массового поражения. Практически ядерное оружие всех основных государств, владеющих сегодня им, предназначено, в конечном счете, против России. Хотим мы себе в этом признаться или не хотим. В связи с этим оборонная задача, связанная со стратегическим ядерным сдерживанием возможной агрессии, приобретает еще большее значение, чем в прежние годы. В-третьих, сохраняются и военные угрозы для России, есть вероятность возникновения вооруженных конфликтов, а при определенных обстоятельствах и крупномасштабной войны. Налицо стремление ведущих держав сделать качественный рывок в достижении доминирующего военно-технического превосходства, наличие на подступах к России мощных группировок вооруженных сил, резко нарушающих военный баланс. Нельзя не считаться и с тем, что НАТО расширяет сферу своей деятельности и намерено действовать в глобальном масштабе. А из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм и сепаратизм, подогреваемые, как правило, извне и направленные против единства и территориальной целостности России. Исходя из этого, говорит президент Академии военных наук, в военной доктрине надо записать, что первоочередной задачей вооруженных сил и других войск становится готовность к выполнению боевых задач в локальных вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях и мобилизационная готовность к выполнению задач в региональных крупномасштабных войнах. Кроме того, поскольку для ведущих стран мира (в том числе России, Китая, США, НАТО) существуют общие угрозы, которые можно нейтрализовать только совместными усилиями, в российской военной доктрине целесообразно также иметь положение, которое способствовало бы сопряжению и согласованию военных доктрин различных стран, в том числе в области борьбы с терроризмом. Транснациональные угрозы требуют создания транснациональных механизмов противодействия им. Возможно и разделение зон ответственности между НАТО и ОДКБ. Одним из основных положений ныне действующей военной доктрины стал тезис о возможном применении Россией ядерного орудия первой. Как рассматривается это оружие в проекте новой доктрины? Войны будущего, отвечает на этот вопрос генерал армии, будут вестись, как правило, лишь с применением обычного, главным образом высокоточного оружия, но при постоянной угрозе применения ядерного оружия. Для России при крайне неблагоприятном соотношении сил на всех стратегических направлениях ядерное оружие остается важнейшим, наиболее надежным средством стратегического сдерживания внешней агрессии и обеспечения своей оборонной безопасности. Вместе с тем при новом характере угроз нельзя абсолютизировать ядерное оружие. Установка на то, что "пока есть ядерное оружие, безопасность России гарантирована", не в полной мере соответствует новым реалиям. У Советского Союза было ядерное оружие, но ядерное оружие осталось, а союзного государства нет. Это оружие теперь не может быть универсальным, его невозможно применить, например, в таких конфликтных ситуациях, как Чечня, для нейтрализации экономических, информационных угроз и всякого рода подрывных действий. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в связи со снижением возможностей наших космических средств, системы СПРН и ударных средств СЯС, а также создания стратегического ПРО - все более проблематичным становится нанесение не только ответно-встречного, но и достаточно эффективного ответного удара по потенциальному противнику. Поэтому, учитывая эти обстоятельства, ядерный потенциал нужно поддерживать и наращивать. Одновременно, считает президент Академии военных наук, в военной доктрине необходимо обратить внимание на развитие сил общего назначения - ВВС, ВМФ, Сухопутных войск. При огромной территории России и возможном появлении в будущем потенциальных противников на востоке и юге, делающих ставку на наземную составляющую военной силы, наша страна без достаточно сильных группировок сил общего назначения обойтись не может. Уделяет новая военная доктрина внимание трансформации вооруженных сил, созданию единой системы воздушно-космической обороны страны, использованию контактных и неконтактных методов ведения боевых действий, проведению активных упреждающих ударов, другим очень важным вопросам военного строительства, в том числе и созданию смешанных частей и подразделений, состоящих из профессионалов и призывников, о которых просто нет возможности рассказать в столько коротком материале. Тем не менее, новая военная доктрина России, говорит генерал Гареев, будет носить активный оборонительный характер. Она будет принята и утверждена, как записано в Конституции РФ, президентом России. Но жизненной она станет только тогда, когда выразит не только официально принятые взгляды, но и будет поддержана военными кадрами и обществом, не разъединит, а объединит основные силы народа, которым не безразлична судьба нашей страны. http://vlasti.net/index.php?Screen=news®ion=main&id=190939
Трёхлетнее планирование бюджета России: признак сиабильностиПарламентарии полностью поддерживают переход на трехлетнее планирование бюджета России и считают это признаком повышения устойчивости, стабильности и предсказуемости развития российской экономики. По их мнению, это уменьшает зависимость от экономической и политической конъюнктуры и позволит закладывать в бюджет долгосрочные проекты. Кроме того, считают парламентарии, трехлетнее планирование даст возможность оптимизировать и сокращать расходы бюджета. Как уже сообщали REGIONS.RU, Правительство России одобрило переход на трехлетнее бюджетное планирование. На заседании кабинета министров был одобрен законопроект, вносящий изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым основной финансовый документ страны будет приниматься на три года вперед. По мнению министров, переход к среднесрочному планированию должен стать фактором макроэкономической стабильности и предсказуемости, а также облегчить реализацию масштабных долгосрочных программ. "По сути, мы переходим к среднесрочному планированию и подводим итоги работы за несколько лет", - отметил премьер-министр России Михаил Фрадков. По его словам, предлагаемые поправки "дают возможность решать вопросы открыто, публично, с большей прозрачностью и, повышая ответственность, давать результат". Кроме более высокой прозрачности, в Минфине надеются сделать исполнение бюджета более последовательным. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что новая редакция Бюджетного кодекса предусматривает обязательное 100-процентное исполнение принятых бюджетных обязательств. Заместитель министра финансов Татьяна Голикова, представлявшая законопроект, отметила, что переход бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию будет осуществляться на всех уровнях, но субъекты РФ смогут выбрать, формировать им бюджет на трехлетний период, либо, как и прежде, на 1 год. Голикова подчеркнула, что принятие бюджета на трехлетний период не означает, что в него не могут быть внесены поправки. Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратилась к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Для чего нужно трехлетнее планирование бюджета? Насколько это эффективнее, чем планирование на один год?". "Три года лучше, чем один потому, что деньги, которые остаются в конце года, будут переходить на следующий год, а не "теряться", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в СФ от правительства Ростовской области Евгений Бушмин. "Желательно сделать планирование бюджета вообще на 6 лет, но сейчас этого сделать нельзя, так как у нас недостаточно точно считаются макроэкономические показатели", - считает сенатор. Однако, предположил глава комитета, "через несколько лет, возможно, мы сможем перейти к такому долгосрочному планированию". Кроме того, отметил Е.Бушмин, "бюджет будет "плавающим", а не фиксированным, то есть в этом году мы примем бюджет на 2008-2010 годы, в следующем - на 2009-2011, таким образом удастся скорректировать бюджет с учетом изменений". "Поэтому такое планирование будет лучше во всех отношениях", - заключил сенатор. "Трехлетнее бюджетное планирование - это очень хорошее решение, это означает предсказуемость российской экономики, ее стабильность и возможность строить долгосрочные прогнозы", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Коми-Пермяцкого АО Оганес Оганян. "Это вносит дополнительную устойчивость с учетом роста российской экономики, дает меньшую зависимость от конъюнктуры цен на нефть", - отметил сенатор. "Благодаря трехлетнему планированию мы сможем закладывать в бюджет основные долгосрочные перспективы и рассчитывать инвестиции, в том числе государственные", - подчеркнул глава комитета. Кроме того, считает О.Оганян, это позволит не зависеть не только от экономической, но и политической конъюнктуры. "Можно строить прогнозы вне зависимости от политической конъюнктуры, от результатов выборов, а значит, российская экономика становится все более устойчивой и прогнозируемой", - подытожил парламентарий. "Сейчас как раз подходящее время, чтобы перейти на трехлетнее бюджетное планирование", - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума. "У нас будет приблизительная перспектива развития страны, а то сейчас год пролетает, а что будет дальше, мы не видим", - отметил сенатор. "В Советском Союзе были пятилетки, то есть пятилетнее планирование, и ничего плохого в этом не было", - убежден парламентарий. "А на случай каких-либо форсмажорных обстоятельств существует стабилизационный фонд", - подчеркнул зампред комитета. "Планировать на три года - выгоднее и надежнее, чем на один год", - заявил член Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в СФ от Законодательного собрания Приморского края Игорь Пушкарев. "Это позволит в среднесрочной перспективе более четко планировать бюджет, прогнозировать, а значит, сокращать и оптимизировать расходы бюджета", - подчеркнул сенатор. "Ведь если запланировать строительство какого-то серьезного объекта, то за один год его не построишь. А на следующий год средства на него не запланированы, их может не хватить, и тогда проект будет брошен, заморожен, за год произойдет удорожание материалов, следовательно, расходы вырастут", - пояснил парламентарий. Кроме того, убежден И.Пушкарев, трехлетнее планирование бюджета очень важно для социальных программ. "Если запланирована профилактическая деятельность, закупка оборудования, трехлетнее планирование позволит лучше видеть ситуацию с учетом корректировки цен или каких-либо обстоятельств", - отметил член комитета. "Современная Россия имеет возможность планировать свое развитие, поэтому трехлетний бюджет - технически сложный, но очень важный инструмент такого стратегического планирования, который позволяет не просто начинать новые программы, но и дает гарантии, что они будут доводиться до конца", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин. "Все последние годы бюджеты "верстаются" с огромным запасом прочности", - добавил он. Депутат отметил, что "переход на трехлетнее планирование означает, что одновременно с бюджетом на следующий год правительство будет направлять на утверждение в Федеральное Собрание расчеты на два последующих года". "Это гарантирует бюджетополучателям стабильность и реализуемость их долгосрочных программ, так как в ближайшие 3 года, независимо от внешнеэкономической конъюнктуры, ситуаций, которые могут привести к неисполнению федеральных обязательств, не возникнет", - убежден зампред комитета. "В случае длительного снижения доходов средства можно взять из стабилизационного фонда. По состоянию на 1 января 2007 года его объем составил 2340,9 млрд. руб. Это более половины расходов, произведенных бюджетом за весь прошлый год", - заключил Игорь Игошин. Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Павел Воронин убежден, что трехлетнее бюджетное планирование необходимо для того, чтобы "у нас не было "режима пожарной команды" и была последовательность в действиях". "Во всех цивилизованных странах идет такой процесс, потому что это дает возможность все распланировать на несколько лет вперед", - заявил он. "Все должно быть прописано планово, поэтому изначально должна закладываться полная стоимость мероприятий, а не их годовая часть. Это даст определенную прозрачность и не придется каждый год заводить определенные средства. Сейчас в стране много объектов инфраструктуры, социальных объектов, которые вводятся в эксплуатацию", - убежден парламентарий. Депутат считает, что "в ближайшее время страна будет иметь возможность перевести экономику на инновационный путь развития, тем самым, устранив риск и застраховав от различных непредвиденных ситуаций". "Но не стоит забывать, что на случай форс-мажорных обстоятельств у нас есть гарантированная часть стабилизационного фонда, который можно использовать для формального сбалансирования бюджетной массы. Кроме того, есть еще почти 300 млрд долларов золотовалютных запасов, которые мы используем для таких целей", - заключил Павел Воронин. "Переход к финансовому планированию на трехлетний период на всех уровнях бюджетной системы, в том числе государственных внебюджетных фондов, приведет к стабилизации бюджетного процесса и сделает более предсказуемым развитие финансовой сферы и российской экономики в целом", - заявил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Чижов. Парламентарий убежден, что "трехлетний бюджет даст толчок к усилению стимулов для органов государственной власти субъектов по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами". В том числе, продолжил член комитета, "ввод ограничений для Субъектов Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 20 % объема собственных доходов". "А по установленным Правительством нормативам формирования расходов на оплату труда данные субъекты не смогут превышать", - подчеркнул Сергей Чижов. http://regions.ru/news/2048479/
Совет Федерации одобрил федеральный бюджет-2007Совет Федерации одобрил сегодня федеральный бюджет России на 2007 год. Согласно документу, доходы составляют 6 трлн 965,3 млрд руб. (22,3% от ВВП), расходы - 5 трлн 463,5 млрд руб. (17,5% ВВП) исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 31 трлн 220 млрд руб. и уровня инфляции 6,5-8%. Профицит составляет 1 трлн 501,8 млрд руб. (4,8% ВВП). Процентные расходы составят в следующем году 156,845 млрд руб. (0,5% к ВВП), непроцентные расходы - 5 трлн 306 млрд руб. (17% к ВВП). Объем ВВП в бюджете запланирован на уровне 31 трлн 220 млрд руб., рост потребительских цен - 6,5-8%, среднегодовой курс рубля - 26,5 руб./долл., прогнозируемая цена на нефть - 61 долл./барр. При этом устанавливается, что доходы от превышения мировой цены на нефть в 27 долл./барр. будут зачисляться в Стабфонд РФ, объем которого на конец 2007г. прогнозируется на уровне 4 трлн 238,6 млрд руб. Инвестиционный фонд, как планируется, составит 110,6 млрд руб. Увеличиваются расходы на образование, здравоохранение и социальную политику. Выделяется дополнительно 300 млн руб. на раздел "Социальная политика", 100 млн руб. из них будут направлены на поддержку общественных организаций, 200 млн руб. - на финансирование учреждений социального обслуживания населения. Расходы по разделу "Культура, кинематография и СМИ" будут увеличены на 2,6 млрд руб. Они пойдут на поддержку дополнительных тиражей "Российской газеты". В разделе "ЖКХ" 2 млрд руб. из 2,3 млрд руб., перераспределенных на раздел, пойдут на обеспечение служебным жильем военнослужащих Минобороны РФ. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ на 2007г. утвержден в сумме 260 млрд 400 млн руб. При этом предлагается выделить 1,5 млрд руб. на реализацию мероприятий по программам переселения проживающих за рубежом соотечественников. 500 млн руб. выделяется на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся под опекой. Бюджету Красноярского края выделяется дотация в размере 2 млрд руб. Предоставлена субвенция бюджетам субъектов РФ на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры в размере 1 млрд 200 млн руб. Предоставлена дотация на реализацию программы развития Башкирии до 2007г. в сумме 2 млрд 956 млн руб. Бюджетам субъектов РФ предоставлены субсидии в сумме 7 млрд 831 млн руб., которые должны быть направлены, в частности, на поддержку племенного животноводства и возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК. Корякскому автономному округу предоставлены средства в размере 1,3 млрд руб. для ликвидации последствий землетрясения. Федеральный фонд регионального развития утвержден в сумме 6 млрд 390 млн руб., а Федеральный фонд компенсации - в размере 153 млрд 130 млн руб. В соответствии с бюджетом, 6 млрд руб. выделено на приобретение акций при увеличении уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", 30 млрд руб. составит взнос государства в уставный капитал компаний, созданных в результате реформирования РАО "ЕЭС России". Бюджет устанавливает верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2008г. в сумме 1 трлн 363 млрд руб. При этом верхний предел внешнего госдолга составляет 46,7 млрд долл., а долг иностранных государств перед Россией утвержден в размере 71 млрд долл. Долг государств СНГ перед РФ составил 3 млрд долл. Предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований установлен в сумме 2,9 млрд долл. http://top.rbc.ru/index8.shtml
Россия и Индия готовятся к учениямВоздушно-десантные войска готовы к проведению в сентябре этого года на полигоне 76-й Псковской дивизии российско-индийских учений "Индра-2007". Программа этих учений обещает быть очень насыщенной. "Индийские коллеги приедут к нам недели за две до начала полковых учений с десантированием и боевой стрельбой. Вместе с нами они будут отражать атаки условного противника, выполняя стрельбы из нашего оружия и, находясь во втором эшелоне, будут вместе с нами десантироваться", - сказал он по окончании заседания Союза десантников, отвечая на вопрос корреспондента РИА "Новости". Предыдущие российско-индийские учения "Индра-2005" проходили в октябре 2005 года в Индии в пустыне Тар. Тогда отрабатывалась операция по освобождению "заложников" силами подразделений ВДВ России и Индии на условной террористической базе. http://www.dni.ru/news/russia/2007/1/28/98424.html
Россия, которую мы...вымираемЧерез 20 лет энергетическая сверхдержава вылетит в демографическую трубу Россия вымирает. Мы это замечаем лишь по увеличению числа новых приезжих арендаторов в наших подъездах да по расширяющимся с каждым годом площадям кладбищ. За прошедшие пять лет население России сократилось на 3,5 млн. человек: в среднем каждый год рождалось 1,5 млн. человек, умирало 2,3 млн., а официальные мигранты улучшали картину всего на 100 тысяч. Ежегодно нас становилось меньше на 700 тысяч. И прошедший год, несмотря ни на какие нацпроекты, увы, не стал исключением. Велика Россия, а защищать некому Так продолжается уже 15 лет. Первое сокращение населения на 219 тыс. человек было зафиксировано в 1992 году, а уже в 1993-м число наших сограждан уменьшилось на 750 тысяч. Главными причинами стали развал Союза и экономическая шоковая терапия. В 1993 году на свет появилось всего 1,38 млн. малышей — на 1,1 млн. меньше, чем шестью годами ранее. Еще через шесть лет, в 1999 году, когда, по идее, страна должна была оправиться от шока, рождаемость упала до критической отметки. В тот год родилось всего 1,21 млн. человек, а коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной) составил 1,17. Такого не было даже в военные годы. С 2000 года рождаемость начала расти, выправился и коэффициент, составляющий ныне 1,35. Однако произошло это не за счет роста благосостояния людей, как нам врут по телевизору, а по причине увеличения числа женщин репродуктивного возраста — эха всплеска рождаемости середины 1980-х. У нас, как отметил один из экспертов, европейская рождаемость и африканская смертность. И существующее положение приведет к тому, что к 2025 году население России уменьшится до 115—120 млн. человек. Причем после 2015 года оно начнет уменьшаться катастрофическими темпами — более чем на 1 млн человек ежегодно. Но и это еще не все. Население страны не только уменьшается, оно стареет. Соответственно, уменьшается число граждан трудоспособного возраста и растет количество пенсионеров. К 2010 году численность экономически активного населения сократится на 3 млн. человек, в последующие пять лет — еще на 6 млн. К 2025 году численность тех, кто может трудиться, сократится на 16 млн. человек. То есть по сравнению с сегодняшним днем Россия потеряет не меньше 15% трудовых ресурсов. Какое тут удвоение ВВП? Забудьте. Крайние просторы Если все пессимистические прогнозы сбудутся, уже через 20—30 лет России в нынешних границах может не стать. Отдельного разговора заслуживает Дальний Восток. После Второй мировой войны туда переехало более 1,2 млн. человек. Столько же регион потерял с 1990 по 2002 год. Половина “потерянных” вернулась на материк, вторую часть составила естественная убыль населения. Сегодня в Амурской, Читинской областях, в Приморском, Хабаровском краях, в Еврейской автономной области и на Сахалине проживает немногим более 6 млн. человек. Столько же, сколько в начале ХХ века. В то же время население сопредельных с нашими территориями районов Китая превышает 110 миллионов. В Китае до сих пор не забыт “исторический реестр” территориальных претензий, по которому 1 млн кв. км российских земель “на самом деле” является китайской территорией. Нет, войной китайцы на нас не пойдут. Но осуществят тихую экспансию, увеличивая число своих граждан, постоянно проживающих в России. Сегодня мы уверенно идем по пути Мексики середины XIX века. Сначала бывший тогда мексиканским Техас начали заселять американские колонисты, затем огромная мексиканская территория добровольно вошла в состав США на правах штата, а потом по тому же сценарию американскими стали Калифорния, Аризона, Луизиана и Флорида. Посетите русские окраины, пока они наши... Русские не идут Значительно улучшить ситуацию с народонаселением в проблемных регионах могла бы русскоязычная миграция — переезд на российскую землю наших соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. Но и здесь время упущено: наибольшее число переселенцев наблюдалось в 1994 году, когда миграционный прирост составил 845 тыс. человек. Их встречали проблемы с получением гражданства, предложения пожить в развалившихся коровниках, отказ в приеме на работу, невозможность получения медицинской помощи и пенсионного обеспечения. Поэтому среднее число возвращающихся на родину сократилось в 20 раз, до 30—40 тысяч человек в год. Тем временем, по данным минюста США, за последние 10 лет по визам невест в страну въехало 80 тыс. россиянок, значительная часть которых вышла замуж, получила гражданство и рожает новых американцев. В наши дни в Америке и Западной Европе в сфере развлечений и секс-индустрии трудится не менее 400 тыс. российских женщин от 18 до 24 лет. Возвращаться они не хотят, все мысли — о легализации там. В последние годы иностранцами только официально усыновлено и вывезено около 50 тыс. русских детей, 40% из них — теми же американцами. Заоблачная нефтяная конъюнктура до нищих российских детских домов так и не дошла. Да, честно говоря, зачем русскоязычному населению возвращаться на свою историческую родину, если зачастую там, где они сейчас находятся, они смогут прожить дольше. Что с нацией? Она умирает Депопуляцию России можно остановить уменьшением смертности. Если бы сегодня в стране умирало столько же, сколько в 1980-е годы (1,5 млн., а не 2,3 млн. человек в год), естественная убыль сменилась бы приростом. Но увы и ах. Смертность российских мужчин в трудоспособном возрасте в 10 раз превосходит аналогичные показатели развитых стран и в 5 раз — показатели стран развивающихся. С женской смертностью дела немного лучше: превосходство “всего” в 4 и в 2 раза. Детская смертность в России в два раза выше, чем за рубежом, а разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин достигает 13 лет, тогда как во всем мире — 4—7 лет. В странах ЕС не хранят наворованное в “прикроватных тумбочках”, с коррупцией борются, а потому и эффект от борьбы со смертностью, активно проводившейся с 1970 по 2002 год, ошеломляющий. Смертность от отравления алкоголем снизилась в 2 раза, от болезней, связанных с курением, — в 1,6 раза, младенческая уменьшилась в 4,7 раза, материнская — в 6,4 раза, количество самоубийств снизилось в 1,4 раза. Продолжительность жизни и у мужчин, и у женщин увеличилась более чем на 7 лет. Если бы наш нацпроект был ориентирован на эти цели, к 2025 году продолжительность жизни российских мужчин выросла бы на 9 лет, а женщин — на 5 лет. Но, судя по всему, нынешнее российское руководство не собирается задерживаться среди нас до 2025 года. Наука виновата — не может просчитать нефтяную конъюнктуру на такой долгий срок. Впрочем, будем объективны: кое-что для увеличения рождаемости делается. С этого года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40% среднего заработка, правда, не более 6 тысяч в месяц, повышены отпускные по беременности и родам, но и здесь установлен потолок в 16 125 рублей. Материнский же капитал, о котором с таким восторгом говорили весь прошедший год, не содержит главного — реальных денег. Поэтому за первую неделю 2007 года оформить права на обещания в Пенсионный фонд пришли целых 3 человека. А ипотека, накопительная пенсия — иллюзии, не подкрепленные источниками средств. Сегодня ни одна молодая семья не знает, как она через три года будет погашать ипотечный кредит, где формируется накопительная часть пенсии. И вообще, найдется ли в бюджете-2010 несколько десятков миллиардов свободных рублей? Раздающих обещания сие не особенно заботит — в 2010 году расплачиваться будут другие. Вывод очевиден: ни одна из ныне действующих в России мер по сохранению нации улучшить ситуацию неспособна. Глас вопиющего в пустыне Парадоксально, но желание иметь детей в современных семьях играет более существенную роль по сравнению с повышением благосостояния. Стало быть, потребность в детях необходимо культивировать, что значительно проще, чем повышать уровень жизни. Очевидно, что кроме перечисленных демографических резервов и традиционных рецептов типа технического перевооружения производства, роста производительности труда или сокращения 5-миллионной армии безработных стране жизненно необходимо бороться с бесплодностью семейных пар, количество которых составляет не менее 7 миллионов (около 20% семей). Нужно вводить практику досрочного погашения ссуд семьям: при наличии одного ребенка ссуда должна уменьшаться на 20%, при рождении второго — еще на 30%, при рождении третьего — погашаться полностью. В некоторых регионах движение есть, но федеральный центр молчит, как будто это его не касается. Есть непопулярные меры, с введением которых мы будем вынуждены смириться в ближайшие годы. Например, с налогом на бездетность, которым будут облагаться все мужчины и женщины от 18 до 50 лет, за исключением тех, кто не может иметь детей по медицинским показаниям. Пусть те, кто еще не созрел для деторождения или не имеет детей по принципиальным соображениям, помогают содержать детские дома, выплачивать пособия многодетным, поддерживать одиноких родителей. Другая непопулярная мера — повышение до 60 лет пенсионного возраста для женщин (среднестатистический мужчина будет доживать до 60 лет только после 2015 года). Подождите возмущаться, эту меру можно компенсировать: если женщина имеет одного ребенка — пенсионный возраст должен быть снижен на 3 года, если двоих — на пять лет, если более — на 8—10 лет. Пенсионный понт Сегодня на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, к 2020 году этот показатель сократится до 1,3, а к 2030 году количество работающих и пенсионеров сравняется. Ставку единого социального налога придется поднимать минимум до 40%, а ведь кроме трудовых есть еще пенсии по инвалидности, по потере кормильца, государственным служащим, военным, социальные пенсии, наконец. Сегодняшний дефицит Пенсионного фонда в 95 млрд. рублей — ничто по сравнению с прогнозируемым дефицитом к 2020 году в 1,3 трлн. рублей. Для справки: бюджет Пенсионного фонда на этот год составляет 1,85 трлн. рублей, то есть в 2020 году дефицит средств фонда достигнет 70%. Уже в ближайшие годы покупательная способность пенсий начнет снижаться. Пенсионная реформа, по которой наши пенсии будут состоять из трех частей (базовой, выплачиваемой за счет казны, страховой — из Пенсионного фонда, и накопительной, средства на которую откладывают лица 1967 года рождения и моложе), заработает ближе к 2030 году. До этого времени всю социальную нагрузку будут нести федеральный бюджет и Пенсионный фонд. Сделать пенсионные перспективы менее мрачными просто. За три последних года страна накопила заначку. Стабфонд, объем средств в котором на 1 января 2007 года превысил 2,35 трлн. рублей, размещается непрозрачно. Посредники, помогающие Минфину, неизвестны, условия возврата денежных средств также не разглашаются. Власть считает, что так нам спать спокойней. И все же тем, кто сегодня управляет страной, в будущем тоже будет спать спокойней, если они воспользуются норвежским опытом заботы о будущих поколениях и соединят Стабилизационный фонд с Пенсионным. Норвежский парламент, понимая, что в будущем с выплатами пенсий будет тяжело, постановил объединить средства нефтяного и пенсионного фондов в единый государственный пенсионный фонд. Пойдут ли на этот шаг нынешние российские небожители? В том-то и дело, что вряд ли. Зачем им тратить подконтрольные деньги, если можно не тратить? В конце концов у народа есть приусадебные участки, навыки сбора грибов и ягод, умение ловить рыбу. В общем, проживем как-нибудь. Те, кто останется. СПРАВКА "МК" Пример из сегодняшнего дня — Франция. Вот перечень только пособий, направленных на поддержание рождаемости: семейное пособие, пособие на новорожденного, пособие родителям на воспитание детей, пособие кормильцу семьи, пособие неполным семьям, надбавка одинокому родителю, пособие для найма помощника матери новорожденного, пособие на школьную форму, пособие по оплате жилья. Это прямые пособия, адресатами которых ежегодно становятся более 10 млн. семей при общей численности населения в 60,8 млн. человек. А еще есть косвенные льготы: снижение налогов, скидки с тарифов, уменьшенный процент по ипотечным кредитам, частичная или полная оплата детских садов, совместных отпусков, занятий в секциях и кружках. СПРАВКА "МК" С 1 января 2006 г. государственный нефтяной фонд Норвегии переименован в государственный пенсионный фонд “Глобал”. Объем средств фонда в 2006 г. составил $236 млрд. Основной целью нового фонда является стабилизация пенсионной системы Норвегии в связи со старением населения, то есть передача нефтяного богатства страны будущим поколениям. В 2005 г. доходность фонда составила 11,1%, в том числе в части портфеля акций — 22,5%, по облигациям — 3,8%. Московский Комсомолец Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор РГСУ http://www.mk.ru/numbers/2562/article90318.htm
Со всеми пожеланиями, добавлениями, исправлениями и критикой пишите: snifs@list.ru В рассылке использованы статьи и информация, взятая с сайтов: Утро, Лента, Страна, РБК, Полит, Газета, Регнум, ИноСМИ, СиНьюс, КП, Независимая Газета, Правда, Новотека, Грани, МК, Известия, Труд, Новые Известия, Спорт-Экспресс, Фарк, Дни, Би-би-си, Инопресса, Информация и другие... |
В избранное | ||