Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мусульмане начали свое проникновение в Европу именно со взятия в 1453 году города Константина равноапостольного, который они переименовали в "Истанбул". Хотя даже на современных греческих картах вы не найдете этой варварской транскрипции - только "Константинополис".


Славяне издревле жили мечтой о Царьграде, которой не суждено было пока воплотиться. Но, как показали нью-йоркские события, сегодня мы вступаем в эпоху, когда любая фантастика может стать реальностью. "Византийская ойкумена" столетиями обороняла Европу от натиска с Юга. Так что тем, кто готовится нажать на кнопку новой войны, но не знает истории, не мешало бы ознакомиться с "Исламским проектом" группы АЕС, представившим то, что ждет города мира в 2006 году. Потому что если миссия окажется невыполнима, роль "павшей Византии" - с мусульманским "ремейком" культур - теперь достанется всем. Единственная альтернатива такому будущему - в символическом "преодолении истории", которое начнется с возвращения православного креста на храм Святой Софии.
В последнее время внимание государственных мужей (а вследствие этого - и общества) обращено к школьным учебникам истории: отдельные учебники упрекают в идеологических перекосах, политизированности. Последний разговор на эту тему состоялся в Российской государственной библиотеке (Ленинке), а участниками его, как все помнят, были президент России и авторитетная группа ученых. Среди них был и директор Института российской истории РАН, академик Андрей САХАРОВ. О том, как сегодня преподают историю, нужно ли пересматривать
существующие учебники (и историю в целом), Андрея САХАРОВА расспрашивает обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

- Совершенно неверно говорить о том, что поступили какие-то директивы о пересмотре учебников истории. На мой взгляд, большинство из них - достаточно качественные. Речь идет о том, чтобы, используя все возможности современной науки и свободной мысли, создать лишенные политизированности, объективные учебники истории, которые бы базировались на последних научных разработках. Наука и политизированность несовместимы. Об этом недавно и шел разговор в Библиотеке имени Ленина ряда историков с президентом Путиным.

Нашим Институтом российской истории сегодня созданы учебники истории России для школы с 6-го по 11-й класс, которые, на мой взгляд, отвечают этим требованиям.

- В прежние времена академические институты нечасто писали школьные учебники...

- Никогда не писали. Только за последние пять лет мы подготовили учебники всех ступеней. Я хвалю их не потому, что являюсь автором многих из них (или ответственным редактором), а потому, что знаю их рейтинги, результаты обсуждения в Думе, на радио, в школьных коллективах, в Институтах повышения квалификации, в регионах. Президент поручил Российской академии наук, ее президенту Юрию Осипову, министру образования Владимиру Филиппову разработать предложения для усиления влияния ученых на то, чтобы все учебники
отвечали требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа.

- То есть ревизии истории не предполагается?

- Этого просто не может быть: историческая наука находится на подъеме, в исследованиях используются современные методы, возникают новые сюжеты; историки изучают самые разные слои населения России - не только рабочих и крестьян (как раньше), но и общество в целом: предпринимателей, интеллигенцию, духовенство, элиту; государей, фаворитов, крупных реформаторов, радикалов, революционеров; революции и контрреволюционные явления, - все то, что в целом является тканью нашего общества. Настоящим гражданином и патриотом
может быть только тот, кто в полном объеме знает историю своей страны. И мне показалось, что президент озабочен созданием именно такой полнокровной, правдивой истории нашей страны.

- Насколько изменились учебники истории за последние 10 лет?

- Учебники, написанные в советское время, пропитаны идеологией и политикой, связанной с марксистским пониманием истории. Начиная с конца 80-х годов появилась противоположная версия; она отражала определенные элементы нигилизма (зачеркивались целые периоды нашей истории). Это было естественной реакцией на давление прежней идеологии. Но ни одна, ни другая тенденции не могут быть положены в основу исторических сочинений, тем более учебников. А сейчас мы создали уже третье поколение учебников, отражающих новое понимание
истории Отечества. По своему подходу они напоминают классические дореволюционные учебники, свободные от идеологизации и восходящие к традициям Карамзина, Соловьева, Ключевского... Часто мне говорят: вы дали что-то новое. Я возражаю: это не новое, просто я вернулся к оценкам Соловьева, Бестужева-Рюмина, Карамзина, Забелина... Мы вернулись к своим истокам, но к этому прибавились новые материалы, источники, новые подходы, трактовки: с тех пор прошло сто лет, и то, что знаем мы сегодня, не знали ни Карамзин, ни
Ключевский...

- А существует ли новейшая трактовка "норманнской теории" происхождения российского государства?

- Норманнская теория стара как мир. Уже 200 лет идет спор о том, что: 1) создали ли норманны древнерусское государство; 2) кем были норманны (скандинавами или южно-балтийскими славянами). Что касается первого вопроса, то по этому поводу и в России, и на Западе вышло множество работ (и в дореволюционное, и в советское время), которые убедительно доказали, что норманнская теория ( в части создания российского государства) - миф. Государство на Руси появилось задолго до прихода норманнов, оно существовало и развивалось
на основе восточнославянской действительности. Это уже не обсуждается, а те, кто поднимает эти вопросы, - люди либо архаически мыслящие, либо идеологически ангажированные.

Что касается вопроса об этнической природе варягов, то сегодня он вышел на первый план. В течение последних десятилетий довлела точка зрения, что варяги - это скандинавы, или пришельцы германского происхождения. Но в 90-х годах, когда стала возможной свобода мнений, когда появились документы на основании раскопок в Калининграде, стала пробивать себе дорогу старая точка зрения.

- Какой она была?

- Она заключалась в том, что варяги, о которых говорится в наших летописях (в частности, Рюрик), - это представители южно-балтийского, поморского славянства - тех государств-княжеств, которые в изобилии "сидели" по берегам Балтики и которые многократно упоминались и в наших, и в немецких летописях, и в скандинавских хрониках... Точка зрения о том, что варяги - это представители южно-балтийского славянства, все шире пробивает себе дорогу в яростном противоборстве со старой точкой зрения.

- Вы считаете ее достаточно убедительной?

- Да. Об этом можно говорить долго. Ну например: наши летописи упоминают о том, как после образования древнерусского государства с центром в Киеве с варягами был заключен мир на северных границах Руси. Мир, который, согласно летописи, действовал в течение 150 лет. Но между тем ни одного государства в Скандинавии, которое существовало бы на такой прочной основе, в начале Х века не существовало. В то же время на южно-балтийском берегу существовали государства южно-балтийских славян - княжества, которые вели борьбу
за свою независимость с надвигающимся на них германским нашествием. Вполне возможно, что часть этих славян под давлением немцев и под влиянием других причин (по приглашению в том числе, как сказано в нашей летописи) могли мигрировать в восточнославянские земли. Кроме того, близость языка поморского славянства и нашего новгородского (северо-западного говора) и ряд других данных указывают на то, что связи между южно-балтийскими и восточными славянами были крепкими и постоянными (что замалчивалось сторонниками
норманнской теории).

- Сейчас ведь не существует южно-балтийских славян...

- Нет. Эти крупные племенные конфедерации (со своими языческими традициями, дружинами, со своими князьями) просуществовали несколько сотен лет, пока не были поглощены немецким нашествием. В VIII-XX веках это были довольно известные государственные структуры, которые во многом определяли политический и этнический климат в районе южной Балтики (там, где сегодня Калининград, район Риги, польское поморье)...

- Теперь в учебниках не пишется, что к нам княжить призвали Рюрика, Синеуса и Трувора?

- Почему? Пишется. Просто мы говорим и об этих двух разных точках зрения. Но нигде уже не утверждается, что именно они создали нашу государственность. Она была и прежде. А факт возникновения новой династии, приглашение - исторический, содействовавший консолидации восточнославянских земель в районе Новгорода. Он помог движению вперед этой государственности. Просто мы трактуем этот факт объективно.

- Продолжая разговор об объективности, вам не кажется, что историкам стоит уделять больше внимания разоблачению псевдоистории, "фоменковщины"?

- Фоменко - известный математик, и он оперирует математическими, астрономическими категориями (и на их основании делает исторические выводы). Опровергать его невозможно.

- Как? Почему?

- Мы оперируем совершенно разными категориями. Скажем, вопрос о Крещении Руси. Фоменко здесь исходит из своих показателей и математических расчетов. Мы же говорим о Крещении, о Владимире на основании русской летописи, данных немецких, скандинавских источников. Это документы разного времени, и их авторы никак не могли между собой "договориться" о том, как и когда "в действительности" происходило Крещение Руси. Когда Фоменко утверждает, что какого-то события не было или оно произошло в другое время, аргументом
служит тот "факт", что какая-то комета пролетала в этом месте не в то время. Но историкам очевидно, что этого быть не может: мы оперируем группой источников. О том, что Крещение Руси было в 988-89 году, говорят разные источники, и они подтверждают именно эти даты: поход на Херсонес, восстание в Византии, подавление которого сопряжено с именем Владимира, и другие факты. То, что пишет Фоменко, не имеет никакого значения.

- То есть на Фоменко просто не стоит обращать внимания. Но если сейчас говорят об экспертизе учебников, то почему не должно быть экспертизы таких псевдотрудов?

- Не стоит тратить время. Но я хочу заметить, что никакой экспертизы учебников мы проводить не собираемся. В условиях свободной России это невозможно. В связи с поручениями президента мы предлагаем расширить конкурсы учебников, усилить влияние ученых в системе экспертных советов, шире привлекать их к работе с учителями... Стараться сомкнуть современные научные знания со школой.
Нашими единокровными братьями являются украинцы и белорусы без какого либо различия.
Нажми пожалуйста!!!
http://republicrus.ru/   

В избранное