Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Нефть и Газ: актуальные новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
||
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Нефтяное обозрение N 41 (53)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
N41 | Нефтяное обозрение |
11 - 17 октября 2004 г. |
Еженедельные обзоры публикаций средств
массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения
Пахорукова. Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку. Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0441.htm |
|
|
Аналитика.Горячие темыТемы недели
Другие сообщения
Аналитика.12 октября 2004 года в Москве прошла международная конференция «Экологические аспекты нефтедобычи и энергетическая политика». Она была организована германским Фондом им. Генриха Белля и международной экологической группой «Экозащита!». В конференции приняли участие: лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, глава отдела энергетики и экологии в представительстве Европейской Комиссии Торстен Веллерт, вице-консул и глава отдела экологии, науки и технологии посольства США Майкл Салливан, спикер фракции «зеленых» в германском Бундестаге Михаэла Худштедт, эксперты и представители российских и международных природоохранных организаций. Ниже приводится текст доклада эксперта МСоЭС, составителя «Нефтяного обозрения» А.Ю. Григорьева на конференции «Экологические аспекты нефтедобычи и энергетическая политика» (Москва 12.10.2004.) Нефтегазовый сектор является доминирующим во всей российской экономике. Нефть и газ обеспечивают 23% российского валового национального продукта, 55% экспорта. При всех уклонениях нефтегазовых компаний от налогов, они дают 25% поступлений средств в бюджеты. Шесть из десяти крупнейших российских компаний относятся к нефтегазовому сектору. В последнее время отмечается тенденция непосредственного вхождения представителей администрации президента Путина в состав управления государственными компаниями российского нефтегазового сектора. Глава администрации, г-н Медведев, и его заместители Сечин и Сурков возглавили советы директоров «Газпрома», «Роснефти», «Транснефтепродукта». Понятно, что после этого эффективный государственный экологический контроль над работой этих компаний со стороны правительственных структур будет невозможен ввиду абсолютного доминирования вертикали президентской системы власти в жизни страны. Все последние годы правления администрации Путина шел целенаправленный развал государственной системы охраны природы. Начало было положено решением о ликвидации самостоятельности Госкомэкологии и передаче ее функций Министерству природных ресурсов. Далее руководством этим органом было передано г-ну Яцкевичу, который через несколько месяцев был уволен в связи со скандалом вокруг выдачи лицензии на освоение месторождений Вала Гамбурцева. На смену ему пришел г-н Артюхов, который парализовал и очень успешно завершил развал и разложение официальной деятельности Минприроды. Расследование неофициальной деятельности высокопоставленных сотрудников этого министерства пока еще продолжается. В 2004 на смену этому бюрократическому цирку пришел выглядящий гораздо более вменяемым и адекватным министр Трутнев. Но тут началась административная реформа, а затем пошли президентские выборы. В результате весь 2004 год Министерство природных ресурсов находится в состоянии перманентных увольнений, ликвидаций, перестроек и тому подобных процессов. Неразбериха усилилась и тем, что власти пошли навстречу многолетним призывам природоохранных организаций и формально отделили функции организации использования природных ресурсов от функций контроля за эти занятием. Была организована отдельная структура, непосредственно подчиняющаяся премьер-министру Фрадкову, которая будет заниматься государственным контролем в области экологии. Теперь в России в этой сфере имеется целых две чиновничьих конторы, одна — под министром Трутневым, другая — под премьер-министром Фрадковым. Обе они имеют почти идентичные названия, занимаются осуществлением государственного экологического контроля и проведением экологических экспертиз и теперь пытаются разделить свои функции и зоны ответственности. На этой фазе дальнейшего развала государственной системы охраны природы в России, похоже, было решено использовать народное наблюдение «у семи нянек дитя без глазу». Может возникнуть вопрос, а что в этом плохого? При запасах нефти, оцениваемых в 13 млрд. т, ее добыча и экспорт в последние годы быстро увеличиваются. В 2002 году в России было добыто 380 млн. т нефти, в 2003 г. — 420 млн. т, 2004 г. ожидается добыча 460 млн. т, в 2005 г. — 470 млн. т. Это уже близко к тем 520 млн. т в год, которые заявлены на 2020 год Энергетической стратегией. Быстро растет экспорт. В 2003 году он составил 228 млн. т в гол, в 2004 г. — выйдет на уровень 250 млн. т. Этот рост, наряду с резким увеличением мировых цен на нефть, приносит России огромные дополнительные доходы, которые позволяют выплачивать внешний долг и поддерживать социальную стабильность. Однако вся эта на первый взгляд выглядящая прекрасно картина нефтеэкспортного процветания вызывает тревогу. При отсутствии эффективного государственного контроля бурное развитие деятельности нефтяников на новых промыслах и экспортных маршрутах чревато тяжелейшими экологическими катастрофами. Насколько серьезными они могут оказаться, показала авария танкера «Престиж» у берегов Испании, которая была организована при самом непосредственном участии одной из крупнейших и респектабельных российских нефтяных компаний. С тех пор предпосылки для тяжелейших аварий с российской экспортной нефтью и нефтепродуктами неоднократно возникали в Балтийском море, вдоль побережья Норвегии. Крупные аварии с разливами нефти в водные объекты после катастрофы «Престижа» имели место на реке Волге, в Онежской губе Белого моря, у берегов Сахалина. И это только часть реальной картины, поскольку большое число разливов нефти в труднодоступных удаленных районах страны скрывается и не попадает в официальную отчетность. Приход нефтяников в новые регионы часто вызывает негативные социальные последствия. Разрушается традиционный образ жизни, растут настроения социального иждивенчества. Вся страна постепенно садится на иглу доходов от хищнической эксплуатации национальных природных ресурсов. Успехи и провалы российской экономики начинают зависеть от одного внешнего показателя — уровня мировых цен на нефть. Высокий уровень мировых цен на нефть автоматически ведет с росту цен на моторное топливо внутри страны. Это создает проблемы для всех отраслей, не связанных с получением нефтяных и газовых экспортных доходов. Они деградируют. Несмотря на многократно звучавшие с самых высоких трибун призывы о необходимости диверсификации убогой нефтегазоэкспортной структуры российской экономики, ничего реального в этом направлении не делается. Обсуждаются только новые, все более безумные по своим техническим, экономическим и экологическим показателям экспортные проекты в последнее время уже просто чудовищной стоимости. Нефтяной и газовый сектор работает не на развитие страны, а на поддержание своего собственного существования, увеличение состояний небольшого числа весьма не бедных олигархов и их коллег из коррумпированного российского чиновничества. Это процесс не сможет продолжаться бесконечно. При внешне достаточно больших запасах российской нефти, наиболее легкодоступные и экономически эффективные будут освоены в течение ближайших 10–15 лет. За последнее десятилетие объемы добычи российской нефти регулярно превышали прирост новых запасов. Страна проедала старые месторождения, открытые еще в советское время. Согласно прогнозам геологов, в России не приходится ожидать открытия новых гигантских месторождений нефти. Те, что известны, — уже поделены между частными российскими и иностранными компаниями. Продолжение резкого наращивания добычи и экспорта российской нефти чревато полной экономической, и, соответственно, социальной катастрофой, которая случится через 15–20 лет, когда запасы экономически эффективные для освоения месторождения просто кончатся. Сценарии такого рода катастроф хорошо известны. В последнее время внимание специалистов, представителей крупного серьезного нефтяного бизнеса, политиков привлечено к теории «пиковой нефти», которая описывает эти процессы. Нынешнее российское руководство ничего не делает для того, чтобы предотвратить этот сценарий. В 2004 году было принято решение о засекречивании данных о запасах и добыче российской нефти. Ничем другим, как стремлением скрыть надвигающуюся катастрофу, это объяснить нельзя. Неправительственные природоохранные организации, которые занимаются решением экологических и социальных проблем российского нефтегазового сектора, должны осознать сложившуюся реальность и готовиться работать в этих условиях.
Для зарубежных потребителей продукции российского нефтегазового сектора, а это, прежде всего Евросоюз, и, в ближайшее время, США, Япония, Китай и Южная Корея, все это не является откровением или чем-то неприемлемым по этическим или политическим соображениям. По сравнению с Нигерией, Экваториальной Гвинеей или Суданом, наша страна и ее нефтегазовый сектор являются просто образцом порядка, демократии, торжества законности и социальной ответственности. Однако это сравнительное благополучие не означает, что российский нефтегазовый сектор может рассматриваться как устойчивый и надежный партнер. Политические риски работы в России, например то, что власти творят с компанией «ЮКОС», сейчас стали очевидными для всех. Потребители российской нефти и газа, инвесторы, приходящие в российские нефтегазовый сектор предпочитают не замечать другие риски, которые в итоге могут оказаться еще более катастрофическими, чем произвол российских чиновников. Последствия истощительных методов использования природных богатств, нарастающий риск экологических катастроф, взрывов социального протеста — это то, что ожидает всех нас. Вместе с тем, есть еще одна проблема нефтегазового сектора, которая может взорваться уже сейчас, а не в относительно долгосрочной перспективе. Это терроризм. Проблема эта общеизвестна, открыто и широко обсуждается везде в мире, кроме России. У нас в стране в этой сфере развернута бурная демонстрация антитеррористической деятельности в виде показательных учений различной степени идиотизма. При этом не принимается каких-либо реальных мер для предотвращения катастрофы, которая может случиться в любой момент. Ситуация продолжает постоянно ухудшаться по мере создания все более сложных, мощных, но не рассчитанных на преднамеренное повреждение систем нефтегазового комплекса. В их число их входят система экспорта российской нефти через турецкие проливы, на Черном море, транспортные системы на основе портов Приморск и Высоцк на берегах Финского залива, система перевалки нефти через Белое и Баренцево моря, безумный по своей ненадежности и стоимости проект нефтепровода «Восточная Сибирь — Дальний Восток», огромная и практически незащищенная система трубопроводов, проложенных по суше. Выведение любой из этих систем из строя не потребует больших затрат. Экономические последствия такого рода атак в условиях крайней напряженности работы мировой системы торговли нефтью будут очень тяжелыми. Печальным обстоятельным является то, что они могут оказаться очень выгодными для организаторов подобных операций. При затратах максимум в несколько миллионов долларов, прибыли могут достигнуть сотен миллионов долларов. Они могут быть и гораздо больше, но при этом подобная деятельность на мировых рынках просто привлечет внимание. Все это создает условия для реализации модели чисто коммерческого терроризма. Это расширяет круг возможных исполнителей за пределы традиционно назначаемых на роль ответственных «Эль-Каиды», Усамы Бен Ладена, Масхадова или Басаева. Приведенные опасения не являются теоретическими рассуждениями. Даже поверхностный анализ открытых источников показывает, что в 2004 году российские трубопроводы три раза становились объектами крупных диверсионных атак, причем за пределами Чечни. Осуществлялись также подрывы резервуарных парков (также за пределами Чечни). Пока эта деятельность ограничена территорией Южного федерального округа. Однако нет никакой гарантии, что она в любой момент не будет перенесена в другие российские регионы а также на танкерные маршруты. Доступ для нанесения многоцелевого удара по российской нефтегазовой инфраструктуре открыт, что подтверждается регулярными сообщениями о самовольных врезках в трубопроводы. Здесь прослеживается полная аналогия с активно обсуждаемой в последнее время возможностью налаживания взаимодействия между действующими в Малаккском проливе пиратами и террористами. Проблема устойчивости и надежности работы российской нефтегазовой экспортной системы, которая теснейшим образом переплетается с проблемами экологической безопасности, до сих пор не привлекала широкого международного внимания. Ее игнорирование чревато уже как экологической, так и экономической катастрофой, которая коснется не только России, но и зарубежных потребителей ее нефти и газа. Технический авантюризм российских нефтегазовых экспортеров ничем хорошим не кончится. Горячие темыРоссия.
|
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: media.news.review.oilreview |
Отписаться |
В избранное | ||