Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 41 (53)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N41  Нефтяное обозрение
11 - 17 октября
2004 г.  

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0441.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Аналитика.

Горячие темы

Темы недели

Другие сообщения


Аналитика.

12 октября 2004 года в Москве прошла международная конференция «Экологические аспекты нефтедобычи и энергетическая политика». Она была организована германским Фондом им. Генриха Белля и международной экологической группой «Экозащита!». В конференции приняли участие: лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, глава отдела энергетики и экологии в представительстве Европейской Комиссии Торстен Веллерт, вице-консул и глава отдела экологии, науки и технологии посольства США Майкл Салливан, спикер фракции «зеленых» в германском Бундестаге Михаэла Худштедт, эксперты и представители российских и международных природоохранных организаций.

Ниже приводится текст доклада эксперта МСоЭС, составителя «Нефтяного обозрения» А.Ю. Григорьева на конференции «Экологические аспекты нефтедобычи и энергетическая политика» (Москва 12.10.2004.)

Нефтегазовый сектор является доминирующим во всей российской экономике. Нефть и газ обеспечивают 23% российского валового национального продукта, 55% экспорта. При всех уклонениях нефтегазовых компаний от налогов, они дают 25% поступлений средств в бюджеты. Шесть из десяти крупнейших российских компаний относятся к нефтегазовому сектору.

В последнее время отмечается тенденция непосредственного вхождения представителей администрации президента Путина в состав управления государственными компаниями российского нефтегазового сектора. Глава администрации, г-н Медведев, и его заместители Сечин и Сурков возглавили советы директоров «Газпрома», «Роснефти», «Транснефтепродукта». Понятно, что после этого эффективный государственный экологический контроль над работой этих компаний со стороны правительственных структур будет невозможен ввиду абсолютного доминирования вертикали президентской системы власти в жизни страны.

Все последние годы правления администрации Путина шел целенаправленный развал государственной системы охраны природы. Начало было положено решением о ликвидации самостоятельности Госкомэкологии и передаче ее функций Министерству природных ресурсов. Далее руководством этим органом было передано г-ну Яцкевичу, который через несколько месяцев был уволен в связи со скандалом вокруг выдачи лицензии на освоение месторождений Вала Гамбурцева. На смену ему пришел г-н Артюхов, который парализовал и очень успешно завершил развал и разложение официальной деятельности Минприроды. Расследование неофициальной деятельности высокопоставленных сотрудников этого министерства пока еще продолжается.

В 2004 на смену этому бюрократическому цирку пришел выглядящий гораздо более вменяемым и адекватным министр Трутнев. Но тут началась административная реформа, а затем пошли президентские выборы. В результате весь 2004 год Министерство природных ресурсов находится в состоянии перманентных увольнений, ликвидаций, перестроек и тому подобных процессов.

Неразбериха усилилась и тем, что власти пошли навстречу многолетним призывам природоохранных организаций и формально отделили функции организации использования природных ресурсов от функций контроля за эти занятием. Была организована отдельная структура, непосредственно подчиняющаяся премьер-министру Фрадкову, которая будет заниматься государственным контролем в области экологии. Теперь в России в этой сфере имеется целых две чиновничьих конторы, одна — под министром Трутневым, другая — под премьер-министром Фрадковым. Обе они имеют почти идентичные названия, занимаются осуществлением государственного экологического контроля и проведением экологических экспертиз и теперь пытаются разделить свои функции и зоны ответственности. На этой фазе дальнейшего развала государственной системы охраны природы в России, похоже, было решено использовать народное наблюдение «у семи нянек дитя без глазу».

Может возникнуть вопрос, а что в этом плохого? При запасах нефти, оцениваемых в 13 млрд. т, ее добыча и экспорт в последние годы быстро увеличиваются. В 2002 году в России было добыто 380 млн. т нефти, в 2003 г. — 420 млн. т, 2004 г. ожидается добыча 460 млн. т, в 2005 г. — 470 млн. т. Это уже близко к тем 520 млн. т в год, которые заявлены на 2020 год Энергетической стратегией.

Быстро растет экспорт. В 2003 году он составил 228 млн. т в гол, в 2004 г. — выйдет на уровень 250 млн. т. Этот рост, наряду с резким увеличением мировых цен на нефть, приносит России огромные дополнительные доходы, которые позволяют выплачивать внешний долг и поддерживать социальную стабильность.

Однако вся эта на первый взгляд выглядящая прекрасно картина нефтеэкспортного процветания вызывает тревогу. При отсутствии эффективного государственного контроля бурное развитие деятельности нефтяников на новых промыслах и экспортных маршрутах чревато тяжелейшими экологическими катастрофами. Насколько серьезными они могут оказаться, показала авария танкера «Престиж» у берегов Испании, которая была организована при самом непосредственном участии одной из крупнейших и респектабельных российских нефтяных компаний.

С тех пор предпосылки для тяжелейших аварий с российской экспортной нефтью и нефтепродуктами неоднократно возникали в Балтийском море, вдоль побережья Норвегии. Крупные аварии с разливами нефти в водные объекты после катастрофы «Престижа» имели место на реке Волге, в Онежской губе Белого моря, у берегов Сахалина. И это только часть реальной картины, поскольку большое число разливов нефти в труднодоступных удаленных районах страны скрывается и не попадает в официальную отчетность.

Приход нефтяников в новые регионы часто вызывает негативные социальные последствия. Разрушается традиционный образ жизни, растут настроения социального иждивенчества. Вся страна постепенно садится на иглу доходов от хищнической эксплуатации национальных природных ресурсов. Успехи и провалы российской экономики начинают зависеть от одного внешнего показателя — уровня мировых цен на нефть.

Высокий уровень мировых цен на нефть автоматически ведет с росту цен на моторное топливо внутри страны. Это создает проблемы для всех отраслей, не связанных с получением нефтяных и газовых экспортных доходов. Они деградируют. Несмотря на многократно звучавшие с самых высоких трибун призывы о необходимости диверсификации убогой нефтегазоэкспортной структуры российской экономики, ничего реального в этом направлении не делается.

Обсуждаются только новые, все более безумные по своим техническим, экономическим и экологическим показателям экспортные проекты в последнее время уже просто чудовищной стоимости. Нефтяной и газовый сектор работает не на развитие страны, а на поддержание своего собственного существования, увеличение состояний небольшого числа весьма не бедных олигархов и их коллег из коррумпированного российского чиновничества.

Это процесс не сможет продолжаться бесконечно. При внешне достаточно больших запасах российской нефти, наиболее легкодоступные и экономически эффективные будут освоены в течение ближайших 10–15 лет. За последнее десятилетие объемы добычи российской нефти регулярно превышали прирост новых запасов. Страна проедала старые месторождения, открытые еще в советское время. Согласно прогнозам геологов, в России не приходится ожидать открытия новых гигантских месторождений нефти. Те, что известны, — уже поделены между частными российскими и иностранными компаниями.

Продолжение резкого наращивания добычи и экспорта российской нефти чревато полной экономической, и, соответственно, социальной катастрофой, которая случится через 15–20 лет, когда запасы экономически эффективные для освоения месторождения просто кончатся. Сценарии такого рода катастроф хорошо известны. В последнее время внимание специалистов, представителей крупного серьезного нефтяного бизнеса, политиков привлечено к теории «пиковой нефти», которая описывает эти процессы.

Нынешнее российское руководство ничего не делает для того, чтобы предотвратить этот сценарий. В 2004 году было принято решение о засекречивании данных о запасах и добыче российской нефти. Ничем другим, как стремлением скрыть надвигающуюся катастрофу, это объяснить нельзя.

Неправительственные природоохранные организации, которые занимаются решением экологических и социальных проблем российского нефтегазового сектора, должны осознать сложившуюся реальность и готовиться работать в этих условиях.

  1. Нам придется работать против всей мощи государственной машины, становящейся все более тоталитарной и лживой. Ее лидеры все плотнее садятся на непосредственный контроль над финансовыми потоками российского нефтегазового сектора. В основе их стремления к монополии действий и мнений в этой сфере будет не только идеологические или психологические мотивы, но и чисто экономические факторы.
  2. Одним из главных направлений их деятельности будет ограничение доступа к информации. Для этого будет использоваться засекречивание и насаждение атмосферы «борьбы с терроризмом», которая будет, прежде всего, направлена не на борьбу с этим явлением, а на ликвидацию гражданских свобод, в том числе доступа к информации и свободы слова. Будут продолжаться попытки дальнейшего развала государственной экологической экспертизы, в настоящее время являющейся одним из самых эффективных механизмов влияния общественности на принимаемые решения.
  3. В средствах массовой информации будут все чаще и шире проводиться операции, направленные на дезинформирование российских граждан относительно экономических, социальных и экологических последствий реализации проектов нефтегазового комплекса. Примеры таких активок приводились на страницах «Нефтяного обозрения». Один из свежих и ярких — использование факта визита делегации Хельсинкской комиссии на разрабатываемое компанией «Лукойл» месторождение Д-6 в Калининградской области для создания впечатления, что ХЕЛКОМ, якобы, удовлетворена экологической безопасностью этого проекта.
  4. Будет шире использоваться манипулирование активностью независимых общественных организаций. Оно будет принимать самые разные формы, начиная от навязывания проектов протоколов общественных слушаний, кончая созданием контролируемых нефтегазовыми компаниями и властями марионеточных общественных структур, которые будут пытаться присваивать себе функции организации и представления всего общественного мнения. Примеры такого рода наблюдаются от Дальнего Востока (обсуждение проекта трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» компании Транснефть») до российского «дикого запада» в Калининградской области (обсуждение нефтеэкспортных терминалов в г. Светлом).
  5. Будет постоянно уменьшаться количество политических и общественных механизмов, позволяющих природоохранным организациям добиваться выполнения их требований. Причина проста — эти механизмы под предлогом борьбы с терроризмом и укрепления вертикали власти целенаправленно ликвидируются. Граждане Российской Федерации лишаются возможности реального участия в процессе принятия важных для страны решений и управлении государством. Узурпация власти правящей бюрократией идет полным ходом, пока не встречая сколь-нибудь серьезного сопротивления.
  6. Пока остается неясным, будет ли дальнейшим логическим шагом этого процесса начало широкомасштабных репрессий против диссидентов и вообще всех лиц и структур, продолжающих демонстрировать наличие собственного мнения. Россия имеет в этом плане богатейший исторический опыт. Есть также современные варианты — Северной Кореи и Туркмении. За последние годы российское природоохранное движение было свидетелем ряда сфабрикованных дел против природоохранных активистов, ученых, общественных организаций (Никитин, Пасько, «Байкальская Экологическая Волна», Данилин и др.). Решатся ли власти на такой сценарий российского будущего — будет зависеть от ряда политических обстоятельств. Очень важной будет демонстрация готовности хотя бы части российского общества активно протестовать против восстановления в очередной раз в нашей стране тоталитарно-репрессивного бюрократического режима.
  7. Кроме налоговых, полицейских, информационных и другого рода кнутов, нынешние российские власти демонстрируют готовность в их взаимоотношениях с общественными организациями использовать и пряники. Различного рода Гражданские форумы, Общественные комиссии при президенте, Общественные палаты и тому подобные декоративные структуры будут активно использоваться для выпуска пара общественного недовольства в свисток и направления общественного энтузиазма на какие-нибудь достаточно безопасные для властей цели.

Для зарубежных потребителей продукции российского нефтегазового сектора, а это, прежде всего Евросоюз, и, в ближайшее время, США, Япония, Китай и Южная Корея, все это не является откровением или чем-то неприемлемым по этическим или политическим соображениям. По сравнению с Нигерией, Экваториальной Гвинеей или Суданом, наша страна и ее нефтегазовый сектор являются просто образцом порядка, демократии, торжества законности и социальной ответственности. Однако это сравнительное благополучие не означает, что российский нефтегазовый сектор может рассматриваться как устойчивый и надежный партнер.

Политические риски работы в России, например то, что власти творят с компанией «ЮКОС», сейчас стали очевидными для всех. Потребители российской нефти и газа, инвесторы, приходящие в российские нефтегазовый сектор предпочитают не замечать другие риски, которые в итоге могут оказаться еще более катастрофическими, чем произвол российских чиновников. Последствия истощительных методов использования природных богатств, нарастающий риск экологических катастроф, взрывов социального протеста — это то, что ожидает всех нас.

Вместе с тем, есть еще одна проблема нефтегазового сектора, которая может взорваться уже сейчас, а не в относительно долгосрочной перспективе. Это терроризм. Проблема эта общеизвестна, открыто и широко обсуждается везде в мире, кроме России. У нас в стране в этой сфере развернута бурная демонстрация антитеррористической деятельности в виде показательных учений различной степени идиотизма. При этом не принимается каких-либо реальных мер для предотвращения катастрофы, которая может случиться в любой момент.

Ситуация продолжает постоянно ухудшаться по мере создания все более сложных, мощных, но не рассчитанных на преднамеренное повреждение систем нефтегазового комплекса. В их число их входят система экспорта российской нефти через турецкие проливы, на Черном море, транспортные системы на основе портов Приморск и Высоцк на берегах Финского залива, система перевалки нефти через Белое и Баренцево моря, безумный по своей ненадежности и стоимости проект нефтепровода «Восточная Сибирь — Дальний Восток», огромная и практически незащищенная система трубопроводов, проложенных по суше.

Выведение любой из этих систем из строя не потребует больших затрат. Экономические последствия такого рода атак в условиях крайней напряженности работы мировой системы торговли нефтью будут очень тяжелыми. Печальным обстоятельным является то, что они могут оказаться очень выгодными для организаторов подобных операций. При затратах максимум в несколько миллионов долларов, прибыли могут достигнуть сотен миллионов долларов. Они могут быть и гораздо больше, но при этом подобная деятельность на мировых рынках просто привлечет внимание. Все это создает условия для реализации модели чисто коммерческого терроризма. Это расширяет круг возможных исполнителей за пределы традиционно назначаемых на роль ответственных «Эль-Каиды», Усамы Бен Ладена, Масхадова или Басаева.

Приведенные опасения не являются теоретическими рассуждениями. Даже поверхностный анализ открытых источников показывает, что в 2004 году российские трубопроводы три раза становились объектами крупных диверсионных атак, причем за пределами Чечни. Осуществлялись также подрывы резервуарных парков (также за пределами Чечни). Пока эта деятельность ограничена территорией Южного федерального округа. Однако нет никакой гарантии, что она в любой момент не будет перенесена в другие российские регионы а также на танкерные маршруты.

Доступ для нанесения многоцелевого удара по российской нефтегазовой инфраструктуре открыт, что подтверждается регулярными сообщениями о самовольных врезках в трубопроводы. Здесь прослеживается полная аналогия с активно обсуждаемой в последнее время возможностью налаживания взаимодействия между действующими в Малаккском проливе пиратами и террористами.

Проблема устойчивости и надежности работы российской нефтегазовой экспортной системы, которая теснейшим образом переплетается с проблемами экологической безопасности, до сих пор не привлекала широкого международного внимания. Ее игнорирование чревато уже как экологической, так и экономической катастрофой, которая коснется не только России, но и зарубежных потребителей ее нефти и газа. Технический авантюризм российских нефтегазовых экспортеров ничем хорошим не кончится.
к оглавлению

Горячие темы

Россия.
Нефтяники порождают «карманную общественность»

Нефтяная компания «Транснефть» отказала «Байкальской Экологической Волне» в предоставлении документации для проведения общественной экологической экспертизы своего проекта «Обоснование инвестиций «нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан». «Транснефть» сама выбрала те организации, которым она может доверить проведение общественной экологической экспертизы своего проекта. Вот эти счастливчики: «Экологическое движение конкретных дел» и Московская региональная общественная организация «Общественная экология». Судя по ответу «Транснефти» «Байкальской Экологической Волне», всем остальным общественникам, заявившим проведение общественной экологической экспертизы, в предоставлении документации по проекту отказано.

Остается вопрос: почему «Транснефть» предпочла московские организации и опасается общественных организаций из тех территорий, где планируется нефтепровод? Для справки: Российское экологическое общественное движение «Экологическое движение конкретных дел». Дата рождения — 14 апреля 2001 года, зафиксировано как мероприятие Международного фонда попечителей Московского государственного авиационного университета им. К.Э. Циолковского. Причина рождения — союз атомщиков и нефтяников, опасающихся действий «стихийных» экологов, выступающих в том самом 2001 году против принятия поправок к законодательству, разрешающих ввоз отработавшего ядерного топлива. «С инициативой создания правильной общественности выступил Владимир Грачев, — сообщает агентство РИА-Новости. В этом благородном деле думскому комитетчику помогают его заместитель — «ядерный» специалист Роберт Нигматуллин и неудавшийся президент Татарстана, первый инициатор поправок Сергей Шашурин». О славном брачном союзе атомщиков и нефтяников говорит тот факт, что Членом Президиума Общественного Совета Экологического движения конкретных дел является Солонин Михаил Иванович, первый заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии. Второй родитель — НК «Лукойл», как заявил Виктор Загвоздкин, начальник отдела охраны окружающей среды этой нефтяной компании в интервью: «Также ЛУКОЙЛ выступает учредителем ряда общественных экологических организаций, таких как «Фонд имени академика Вернадского», «Движение конкретных дел» и ряда других». А одним из пунктов экологической и природоохранной программы нефтяной компании «РуссНефть» значится «Благотворительная помощь Экологическому движению конкретных дел».

Так что все делается очень конкретно! Без сюрпризов.

М. Рихванова.
к оглавлению

Темы недели

США.
Последствия урагана «Айван» оказались гораздо серьезнее, чем заявлялось раньше

Федеральные власти США наконец выяснили, что полная ликвидация последствий урагана «Айван» в нефтегазовом секторе Мексиканского залива может занять полгода.

Первое время после прохождения урагана поступали жизнерадостные сообщения, что промыслы Мексиканского залива вроде бы особо не пострадали. Однако это были первые впечатления. По мере проведения обследования технического состояния добывающих морских платформ и сети подземных трубопроводов, переживших мощнейший шторм, стало ясно, что нанесенный ущерб весьма значителен.

Компания «ШевронТексако» сообщила, что до сих пор не удается восстановить работу одной из ее добывающих платформ, на которой добывалось 4 млн. т нефти в год. Компания «Эль Пасо» считает, что ремонт некоторых поврежденных ураганом подводных трубопроводов может затянуться до февраля 2005 года. Всего в Мексиканском заливе было обнаружено 13 крупных повреждений подводных трубопроводов. Их ремонт в районе устья реки Миссисипи будет очень сложным, поскольку местами поврежденные трубы оказались погребенными под 7–10 метрами наносов. Некоторые компании обратились к властям за разрешением использовать танкеры для вывозки с морских платформ добываемой там нефти.

Падение добычи нефти в Мексиканском заливе привело к тому, что в сентябре 2004 года объем добычи нефти в США оказался самым низким за последние 50 лет. В нормальных условиях на промыслах Мексиканского залива добывается около 85 млн. т нефти в год. Сейчас, почти через месяц после урагана, в нерабочем состоянии находятся производственные мощности по добыче 23 млн. т нефти в год. К концу октября этот показатель, возможно, удастся снизить до 8 млн. т в год. Однако полное восстановление добычи нефти со дна Мексиканского залива реально только через полгода.

Всего вызванными ураганом «Айван» мощным ветром, огромными штормовыми волнами, оползнями и наводнениями в различной степени было повреждено 16 тысяч километров трубопроводов и около 150 платформ.

Источники: Terra Daily 13.10.2004, Houston Chronicle 12.10.2004, KGBT 4, 12.10.2004, Oakland Tribune 13.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Сенсационное интервью капитана Архангельского порта

Капитан Архангельского порта Сергей Ястребцев на страницах газеты «Правда Севера» сообщил очень интересные детали обеспечения безопасности перевозок нефти в устье Северной Двины. Повышенный интерес жителей Архангельской области к этой проблеме вполне понятен после того, как в сентябре 2003 года после разлива 50 т мазута оказались загаженными берега соседней Онежской губы Белого моря.

Оказывается, перевалка нефти через нефтебазу «Талаги» около Архангельска, которую осуществляет компания «Роснефть», также полна приключений. Крупные танкеры начали регулярно заходить в Архангельск три года назад. Их число постоянно растет. В мае 2004 года сюда пришел 21 танкер, в сентябре — уже 28. Каждый из них может в среднем принимать до 20 тысяч т нефтепродуктов. Работают суда как под российским, так и под иностранными флагами. Большинство из них совершает регулярные рейсы в Архангельск, что очень важно для приобретения навыков захода в этот весьма сложный порт. Приходящие в Архангельск танкеры должны иметь двойную обшивку корпуса. Как станет видно из дальнейшего, она им очень понадобится.

Если с техническим оснащением судов и навыком экипажей особых проблем нет, то в самом Архангельском порту их более чем достаточно. Чтобы не исказить смысл высказываний опытного морского волка, переходим на цитирование:

«Первая — это судоходные каналы. Протяженность плавания по ним от приемного буя до причала нефтебазы составляет 25 миль. Самый трудный, самый капризный участок — река Кузнечиха. Танкерам, всегда груженным на предельно допустимую осадку, приходится непрерывно маневрировать на всем протяжении реки. Наиболее опасны два места — устья речки Лодьма, где действует боковое течение, и Кузнечевский створ, следуя по которому, танкер проходит вблизи причалов района порта Экономия. Судно в обоих случаях управляется с большим трудом…

Проводка танкеров доверена только самым опытным лоцманам. Предварительно они проходят дополнительную профессиональную подготовку. Тем не менее, в нынешнем году произошли три посадки танкеров на мель. К счастью, без повреждений судов. Были проведены расследования: в одном случае судну был дан слишком малый ход и оно потеряло управляемость, в другом — раньше времени выполнен поворот, в третьем — отошли от причала, не дождавшись максимального прилива.

Был сделан и главный вывод: углубление некоторых фарватеров не доведено до проектных величин. Промеры каналов показали глубины меньше указанных на карте, в обязательных постановлениях по порту. Раньше как констатация факта объявлялось уменьшение проходной осадки. И как следствие, грузовые суда уходили, не взяв полный груз. Сегодня разделение морской администрации порта на непосредственно государственный контролирующий орган и хозяйственную организацию «Росморпорт» проведено. Обязанностью капитана порта всегда была безопасность плавания и стоянки в портовых водах, осталась и ответственность за исполнение законности. Чтобы восстановить проектные глубины на фарватерах, Архангельскому филиалу федерального унитарного предприятия «Росморпорт» предписано выполнить дноуглубительные работы в полном объеме. Дело трудоемкое, но необходимое».

Вопрос, насколько выдача предписаний будет реально способствовать углублению фарватера в Архангельском порту остается открытым, поскольку эти работы вообще-то выполняют не только при помощи грозных бумажек, но и с использованием земснарядов, барж и тому подобного крупнотоннажного оборудования. В обличие от бумажек, оно может оказаться в дефиците или в неработающем состоянии. Либо денег вовремя не выделят. Или не дадут их вообще. На Северной Двине это происходит регулярно.

Однако похоже это обстоятельство не смущает ни капитана порта, ни компанию «Роснефть», ни многочисленные контролирующие органы. Энтузиазм в деле превращения Архангельска в очередной Приморск или Хьюстон бурлит. Мешают глубины:

«На время прохождения судна с предельной осадкой в порту устанавливается односторонне движение. Как минимум, два часа оно идет на выход до лоцманского буя. Другой танкер вынужден ждать его и столько же времени следовать на вход до причала. Четыре-пять часов простоя нефтебазы только в ожидании — дорогое удовольствие. Места же для расхождения двух больших судов на акватории порта нет. Поэтому по нашему заказу в июле нынешнего года инженерами Центрального научно-исследовательского института морского флота был обследован фарватер Северной Двины для плавания танкеров на участке от приемного буя до причала нефтебазы «Талаги». Сейчас, основываясь на выводах научных работников, мы выставляем требования по реконструкции створных знаков, дноуглубительным работам и расширению канала в наиболее опасных местах».

Высказывание несколько расплывчатое. Тем не менее, его наверно следует понимать, как желание начать двустороннее движение во время прохождения танкеров. В этом случае приключения на акватории Архангельского порта будут куда как разнообразнее, и, возможно, зрелищнее. В случае реализации этих планов, танкеры, которые и без того местами управляются с большим трудом, смогут не только садиться на мель, но и сталкиваться друг с другом.

Все-таки изумительно отважный народ северные мореходы.

Источник: «Правда Севера» 13.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Лесорубы, похоже, «вырубили» нефтепровод

В 6 утра 14 октября 2004 года около деревни Буньково (30 км от г. Иваново) был обнаружен пожар на разливе нефти. Его площадь по разных оценкам составила от 1 до 2 тысяч м. Пожарные начали активные действия по локализации и тушению огня, поскольку он уже распространился на лес. Действовать приходилось быстро, так как пожар мог добраться до проходящего рядом магистрального газопровода. Работы были затруднены из-за высокой заболоченности местности.

Для тушения пожара было привлечено 26 единиц техники и 107 пожарных. Готовился к вылету противопожарный самолет МЧС Ил-76, но это не понадобилось, поскольку около 11 часов дня огонь удалось потушить.

Официально заявленный объем разлива оценивается в 50 т нефти. Однако, вполне возможно, он гораздо больше: до нескольких сот т. Одна из версий причин разлива — незаконная работа лесозаготовителей, чья техника оставила глубокие колеи рядом с трассой трубопровода. В результате произошла осадка трубы, и она лопнула. Что послужило причиной начала пожара — выясняется следствием.

Участок Нижний Новгород—Ярославль является частью магистрального нефтепровода Сургут—Полоцк. По нему же идет перекачка нефти и на Приморск. Этот отрезок, проходящий через Центральную Россию, является наиболее опасным, поскольку здесь трубопровод проходит близко к населенным пунктам и источникам питьевой воды. В сентябре 2001 года в районе Дьяково Лежневского района также произошел разрыв нефтепровода с разливом 250 кубометров. Из них около 50 кубометров нефти попали в реку Уводь.

Источники: «Время новостей» 15.10.2004, «Российская газета» 15.10.2004, www.regions.ru 14.10.2004, www.ivanovonews.ru 14.10.2004, www.top.rbc.ru 14.10.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Ликвидация ржавых барж посредством их выжигания

Власти Ивановской области, узнав о пожаре на магистральном нефтепроводе, вдруг оживились и решили принять какие-нибудь аналогичные профилактические меры. Тут вспомнилось, что в Кинешемском районе, рядом с деревней Пичугино, лежат у берега остатки затонувшей баржи «Генерал Горбатов». На ней находится 40–50 т мазута, который уже потихоньку поплыл в великую русскую реку Волгу.

Региональное управление МЧС решило их обезвредить посредством уничтожения. Для этого из затонувшей баржи с мазутом будет устроен большой костер, на что потратят 150 тысяч рублей. Кроме того спасателям-поджигателям дано поручение срочно выяснить, нет ли в области других подобных затонувших нефтеналивных барж, которые тоже надо уничтожить.

Это просто не Ивановская, а какая-то Пиромановская область получается. Интересно, кто все-таки сделал дырку в трубопроводе и поджег разлив нефти под деревней Буньково?

Источник: www.regions.ru 14.10.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Транснефти» утекло и в Самарской области

На 236 км магистрального трубопровода «Альметьевск—Куйбышев» из-за незаконной врезки произошел разлив нефти. Площадь его оказалась весьма невелика — всего лишь 50 кв. м. Но это не помешало нефти прямым ходом течь в реку Патовку, где разлив протянулся уже на 2 км.

Прокачка нефти по трубопроводу остановлена. На реке установлены боны. Собрано 50 т разлившейся нефти

Источник: www.regnum.ru 14.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Воры опять устроили фонтан из нефтепровода

На окраине Волгограда, в промышленной зоне Красноармейского района произошла утечка 170 т нефти из магистрального нефтепровода «Жирновск—Волгоград», по которому нефть поступает из Жирновска на Волгоградский нефтеперерабатывающий завод. Причиной утечки стала незаконная врезка в трубу диаметром 530 мм. Похитители нефти оказались недостаточно квалифицированными, и из трубы забил мощный фонтан нефти.

Поскольку врезка была сделана в овраге, площадь загрязнения оказалась относительно небольшой — около 200 кв. м. Возникла угроза попадания части разлитой нефти в находящееся поблизости озеро Сарпа. Благодаря интенсивным аварийно-восстановительным работам, в которых участвовало 50 человек и 17 единиц техники, экологической катастрофы удалось избежать. В водозаборы, которые обеспечивают местное население питьевой водой, нефть не попала

Источники: www.regnum.ru 17.10.2004, www.strana.ru 17.10.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Газпрома» грохнуло. В республике Коми

В республике Коми в районе поселка Емва, расположенного в 130 км на север от столицы республики г. Сыктывкара, взорвалась одна из четырех ниток магистрального газопровода «Ухта—Торжок». После взрыва начался пожар.

По данным МЧС РФ, жертв и пострадавших нет. Угрозы населению и окружающей среде — тоже. На месте аварии работают ремонтные бригады. О причинах этого громкого фейерверка не сообщается.

Источник: www.regions.ru 13.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Жители Брянска не хотят пить воду с бензином. Но власти настаивают

В Брянске местное население упорно сопротивляется планам строительства автозаправочной станции на улице 2-я Мичурина в Володарском районе. На 16 октября 2004 года намечено очередное пикетирование. В первом, проведенном 13 сентября, участвовало около 500 человек, во втором, 2 октября — более 2000 человек.

Деповский водозабор на улице Мичурина является одним из крупнейших в области. Письмо с протестом против строительства автозаправки рядом с ним уже подписали более 3000 тысяч человек. Как ни странно, требования местного населения поддерживают даже некоторые депутаты областной думы.

Но власти области настаивают, что все законно и все хорошо. Областная прокуратура проверила жалобу граждан и сообщила, что в ноябре 2003 года по этому проекту была проведена государственная экологическая экспертиза, которая выдала положительное заключение. Правда, в материалах той государственной экологической экспертизы отсутствуют результаты обсуждения проекта с гражданами и общественными организациями, что является нарушением закона «Об экологической экспертизе». Кроме того, как оказалось, Брянский центр санэпиднадзора не учел, что в нарушение действующих требований Брянский водоканал до сих пор не разработал проекты зон санитарной охраны второго и третьего поясов Деповского водозабора, в которых и предлагается разместить автозаправку.

Брянским природоохранным прокурором были внесены представления об устранении нарушений закона в адрес начальника Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, директора ГУП «Брянский городской водоканал», Главного государственного санитарного врача, а также главы Брянска Валерия Полякова.

Однако власти города ничего отменять не собираются и заявляют, что это некоторые депутаты баламутят воду и народ перед грядущими выборами. Что касается водозабора, то его надо реконструировать, начать забор воды с большей глубины и лучше ее очищать. Эти работы власти города собираются выполнить в 2005 году.

Загадочная фирма ООО «Бизон-плюс», которая хочет строить автозаправку и которую почему-то так нежно любят власти города Брянска, продолжает подготовительные работы для начала строительства.

Источник: http://news.nashbraynsk.ru 11.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Планы ЛАРН для Сахалина надо совершенствовать. Наконец-то дошло

Специалисты Росприроднадзора по Сахалинской области и фирмы «Поларис», которая занимается разработкой планов ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), обсудили итоги использования этих замечательных документов при ликвидации разлива 200 т нефтепродуктов с судна «Христофор Колумб».

Было сделано потрясающее открытие. Оказывается, сбор разлитых нефтепродуктов, да еще желательно, оперативный, — это только часть задачи. Возникает серьезная проблема, куда собранное добро девать — накапливать, хранить и использовать. Если отфильтрованные мазут и дизельное топливо собираются использовать в местной котельной, то ликвидация загрязненных мазутом водорослей — задача более сложная. Чтобы сжечь, их надо как-то высушить. Где и как это делать — непонятно. Также предстоит еще справиться с очисткой загрязненного грунта и многими другими работами.

Впрочем, на фоне нефтеэкспортной горячки, разворачивающейся на Сахалине, разлив с судна «Христофор Колумб» можно рассматривать как хорошую тренировку для подготовки к гораздо более крупным подвигам, ожидающим местных спасателей. В этот раз объем разлива составил 200 т. А что может случиться, когда начнутся регулярные рейсы танкеров дедвейтом 100 тысяч т и более?! Местной котельной после аварии такого танкера топлива может достаться на много лет работы. А уж замазученными водорослями будет обеспечен весь Сахалин: и жители, и начальники, а также пока подходящие на нерест к берегам острова лососи.

Источник: www.ngv.ru 12.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «ТНК-ВР» обещает экологический рай. Даже по колено в воде

«Самотлорнефтегаз», входящий в «ТНК-ВР», начинает освоение Усть-Вахской площади. В 15–20 км от нового промысла расположен поселок Большетархово. Руководители «Самотлорнефтегаза», прежде чем начать работы, встретились с местным населением, чтобы поведать им о замечательном новом проекте. Он будет уникальным. Каждую весну территория Усть-Вахской площади затопляется вешними водами. Бурение будет вестись безамбарным методом. Все отходы будут вывозиться. Нефтепровод в особом антикоррозийном исполнении пойдет под дном реки Вах.

Как отметил Валерий Батрашкин, директор Департамента по нефти и газу ОАО «Самотлорнефтегаз», это будет самый безопасный нефтепровод. А еще на нем будет специальная сигнализации. Но что будет делать ОАО «Самотлорнефтегаз», если в разгар весеннего половодья эта самая сигнализация сработает, г-н Батрашкин не сказал. Наверно летать на вертолете над крутящимися в вешнем разливе белыми льдинами и любоваться, как они будут взаимодействовать с сочащейся со дна реки Вах нефтью.

Уже в 2005 году на Усть-Вахской площади планируется добыть 900 тысяч т нефти. Всего здесь будет пробурено 380 скважин на 23 кустах.

Источник: www.nakanune.ru 13.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Сотрудничество «Газпрома» с китайцами может создать проблемы для «ТНК-ВР» на Ковыкте

На фоне старательно создаваемого впечатления о прорывных успехах в российско-китайских отношениях во время визита президента Путина в Китай, было довольно сложно разобраться, что же там реально произошло. Более-менее внятное разъяснение смысла подписанного в Пекине между «Газпромом» и «Китайской национальной нефтяной компанией» (CNPC) соглашения о стратегическом сотрудничестве было дано в «Коммерсанте».

В соглашении не содержится каких-либо конкретных планов кроме намерения создать координационный комитет между «Газпромом» и «Китайской национальной нефтяной компанией». Он будет вырабатывать более детальные соглашения по объемам, маршрутам и срокам. Принципиально важным является пункт соглашения, в котором говорится, что основой стабильности, безопасности и долгосрочности проектов поставок российского природного газа в Китай может быть обеспечение их из Единой системы газоснабжения.

Это означает существенное изменение отношения китайской стороны к локальным, пускай и крупным проектам, в число которых входит освоение Ковыктинского месторождения. Похоже китайская сторона сделала принципиальные выводы из опыта сотрудничества с компанией «Юкос» и теперь намерена сотрудничать прежде всего с российскими государственными компаниями. Значение Ковыкты в планах поставок российского природного газа на китайский и корейский рынки для «Газпрома» заметно снижается. После получения доли в проекте «Сахалин-2» он с большой долей вероятности сможет добиться этого, но с совершенно другого направления.

Необходимости спешить с освоением Ковыкты и строительством экспортного трубопровода в Китай или Корею у «Газпрома» скорее всего не будет. Но она останется у оператора ковыктинского проекта, компании «РУСИА-Петролеум», контролируемой «ТНК-ВР». Без этого велика вероятность срыва графика освоения Ковыктинского месторождения, вследствие чего компания может лишиться лицензии на него. Минприроды РФ уже недвусмысленно высказалось на это счет.

Источник: «Коммерсантъ» 15.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпром» идет на Сахалин

Представитель компании «Шелл» сообщил, что переговоры об участия «Газпрома» в проекте «Сахалин-2» перешли в завершающую фазу. Возможная доля «Газпрома» в этом проекте может составить 20%. В этом случае 35% акций и функции оператора проекта останутся за «Шелл», 25% будет принадлежать «Мицуи», и по 20% — «Мицубиси» и «Газпрому».

В обмен за 20% долю в проекте «Сахалин-2», в который уже вложено 8,5 млрд. долларов, и который начнет поставки в 2007 году, «Газпром» возобновит работу по созданию совместного с «Шелл» предприятия для добычи природного газа из неокомских залежей Заполярного месторождения. Их запасы природного газа оценены в 2,6 трлн кубометров. Такое соглашение было подписано еще в 1997 году, но оно не было реализовано, и в 2003 году срок его действия истек. Компания «Шелл» претендует на контрольный пакет акций этого предприятия. Кроме того, она намерена добиваться получения права экспорта добываемого на Заполярном месторождении газа через систему магистральных трубопроводов «Газпрома». Предполагается, что к 2010 году объемы поставок могут достигнуть 14 млрд. кубометров в год.

По прогнозам «Шелл», с 2011 года темпы роста поставок сжиженного природного газа будут опережать темпы роста поставок по трубопроводам. За 2011–2030 гг. мировой рынок сжиженного газа вырастет в пять раз и почти догонит объемы газа, импортируемые по трубопроводам.

Источники: «Коммерсантъ» 12.10.2004, «Время новостей» 12.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Газ Сахалина пойдет в Мексику и США

Как и ожидалось, компания «Сахалин Энерджи» пописала контракт на поставку 1,6 млн. т в год сжиженного газа дочернему предприятию компании «Шелл» «Корал Энерджи» (Coral Energy). Эта фирма совместно с «Семпра
Энерджи» (Sempra Energy) получила разрешение на строительство терминала для приема сжиженного газа у берегов Мексики. Часть его будет использоваться мексиканскими потребителями, а часть пойдет в соседнюю Калифорнию.

Доля «Шелл» в мощности этого терминала — 4 млн. т в год. Относительно небольшие объемы планируемых поставок сахалинского газа эксперты объясняют участием «Сахалин Энерджи» в конкурсе на участие в долгосрочном контракте на поставку огромного (более 5 млн. т в год) количества сжиженного газа в Корею. Таким образом уже сейчас потенциальных покупателей газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-2» компанией «Сахалин Энерджи», больше, чем имеющихся мощностей.

В связи с этим строительство третьей очереди завода и повышение его мощности более чем до 14 млн. т в год, вполне возможно, очень быстро превратится в реальность

Источники: Время новостей 15.10.2004, «Ведомости» 15.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпром» с канадцами идут в США. С берегов Усть-Луги

11 октября 2004 года «Газпром» и компания «ПетроКанада» (PetroCanada) подписали меморандум о подготовке технико-экономического обоснования для строительства на территории Ленинградской области завода по производству сжиженного природного газа. Он будет ориентирован на поставки на рынок США. В 2003 году американское потребление сжиженного природного газа увеличилось до 11 млн. т по сравнению с 4,8 млн. т в 2002 году. В 2010 году этот показатель может достичь 47 млн. т.

Сотрудничество с «ПетроКанада» позволит «Газпрому» воспользоваться ее приемными терминалами в восточной части Канады, а также трубопроводной системой для дальнейшей перекачки российского газа потребителям в США.

Предполагается, что мощность российского завода, который будет построен в районе порта Усть-Луга, составит 3–5 млн. т в год. Стоимость этого проекта составит 1,3 млрд. долларов. Его строительство начнется сразу же после заключения долгосрочных контрактов на поставку российского газа американским потребителям. Перевозки сжиженного газа собирается осуществлять стратегический партнер «Газпрома» ОАО «Совкомфлот».

Одновременно с этим «Газпром» продолжает проектирование другого крупного объекта на территории Ленинградской области — Северо–Европейского газопровода. Почти 600 км этого трубопровода пройдет по территории Ленинградской области, после чего в районе Выборга он уйдет на дно Балтийского моря. Ленинградская область предложила «Газпрому» в рамках этого проекта провести также газификацию ряда населенных пунктов, расположены вдоль трассы экспортного трубопровода. На эти цели в 2004 году компания потратит около 600 млн. рублей.

Источники: «Известия» 11.10.2004, 13.10.2004, «Время новостей» 12.10.2004, 13.10.2004, «Коммерсантъ» 13.10.2004, «Ведомости» 12.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпром» будет решать проблему попутного газа

Компания «СИБУР», на 99% принадлежащая «Газпрому», собирается активно наращивать использование попутного нефтяного газа. На эти цели в ближайшие 4 года будет инвестировано 8,4 млрд. рублей. В настоящее время на территории Ханты–Мансийского автономного округа ежегодно сжигается, по одним источникам, 6,5 млрд. кубометров, по другим — 8 млрд. кубометров попутного нефтяного газа. Это почти четверть от общего объема добычи этого ценного природного сырья.

Благодаря реализации программы «Газпрома» по увеличению мощностей для переработки попутного нефтяного газа, объемы его использования увеличатся с 11 млрд. кубометров в настоящее время до 18 млрд. кубометров в 2008 году.

Источники: «Время новостей» 13.10.2004, «Коммерсантъ» 13.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» ударно движется на Ванкор

Компания «Роснефть» в 2005 году намерена резко увеличить финансирование работ по освоению Ванкорского и Северо–Ванкорского месторождений, извлекаемые запасы которых оцениваются в 200 млн. т нефти. На эти цели будет выделено 6,5 млрд. рублей.

Идут активные работы по подготовке проекта трубопровода Ванкор—Диксон. Определяется вариант строительства трубопровода (наземный — подземный), тип терминала в Диксоне и танкеров, которые будут вывозить нефть. Уже сейчас на Ванкоре все готово для строительства эксплуатационно-базового лагеря. В 2005 году «Роснефть» намерена пробурить здесь четыре скважины.

Источник: Коммерсантъ 14.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Транснефтепродукт» идет на север. ЕБРД ему поможет

Компания «Транснефтепродукт» на 100% принадлежит государству. По своей трубопроводной системе она осуществляет транспортировку светлых нефтепродуктов (дизельное топливо, керосин, бензин), производимых на 16 нефтеперерабатывающих заводах. В 2004 году компания собирается перекачать 27 млн. т нефтепродуктов. В 2003 году на экспорт по системе «Транснефтепродукта» было отправлено 17,6 млн. т нефтепродуктов, на внутренний рынок — 9,3 млн. т.

В настоящее время около половины российского экспорта светлых нефтепродуктов осуществляется через латвийский порт Вентспилс. По мнению компании, отсутствие собственных морских терминалов приводит к бюджетным потерям около 200 млн. долларов в год. Эти средства идут на оплату транзита по территории соседних стран.

В связи с этим «Транснефтепродукт» начинает строительство 1056 км трубопровода Второво (Владимирская область) — Приморск. В 2007 году, после завершения первого этапа строительства, в этом направлении можно будет экспортировать более 8 млн. т дизельного топлива. В дальнейшем возможно увеличение мощности этой системы до 17 и даже 24 млн. т в год.

Строительство обойдется в общей сложности в 870 млн. долларов. Из них 30% будет выделено из собственных средств «Транснефтепродукта», а остальное — в виде кредитов Европейского банка реконструкции и развития, Внешторгбанка и Сбербанка.

Председатель правления порта Вентспилс Айвар Лембергс признал, что новый проект «Транснефтепродукта» приведет к снижению объемов перевалки через Ventspills naftas terminals и Ventbunkers, у которых останется отгрузка продукции только белорусских предприятий. Новый российский трубопровод еще более обострит проблему безопасности морских перевозок в регулярно замерзающей и очень сложной в навигационном плане восточной части Финского залива. Кроме того, транспортировка тонны нефтепродуктов из Приморска в Роттердам будет обходиться на 12 долларов дороже чем из Вентспилса, что заставит покупателей российских нефтепродуктов при таком варианте транспортировки дополнительно выкладывать до 250–300 млн. долларов в год. Общая сумма их дополнительных затрат может достичь 400–500 млн. долларов в год.

Источники: «Коммерсантъ» 11.10.2004, 12.10.2004, «Время новостей» 11.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» газует на Север

«Лукойл — Западная Сибирь» в 2005 году собирает инвестировать в освоение месторождений Большехетской впадины в Ямало-Ненецком автономном округе 300 млн. долларов. Основные усилия будут направлены на начало эксплуатации Находкинского газового месторождений. На нем ежегодно планируется добывать до 2 млн. т нефти, 2 млн. т конденсата и около 25 млрд. кубометров природного газа.

Источник: «Ведомости» 13.10.2004
к оглавлению

Россия.
Откровения российского нефтеэкспортного экстремиста из «Лукойла»

Глядя на то, что вытворяет компания «Лукойл» на берегах Финского залива, в Калининградской области или на Печорском море, хочется верить, что все это отдельные местные извращения. А сама компания, становящаяся официально одобренным лидером российского нефтяного сектора, обладает мудростью руководителей, стратегическим мышлением, социальной ответственностью и вообще «белая и пушистая».

Безосновательность этих надежд видна из откровений главы управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами «Лукойла» г-на Андрея Гайдамаки. Целых четыре экспертных богатыря из «Эксперта»: Андрей Виньков, Александр Ивантер, Иван Рубанов и Дмитрий Спиваков занимались оформлением интервью с г-ном Гайдамакой в более менее читабельную форму. Похоже, это был весьма тяжкий труд, так как некоторые феерические перлы в тексте все-таки остались. Поскольку «Эксперт» все-таки ориентирован на профессиональных читателей, обычным гражданам России будет весьма полезно ознакомиться с ходом мыслей инвестиционных аналитиков компании «Лукойл».

Главная незамысловатая идея забита в название статьи «Цена бездействия»: «Тринадцать миллиардов долларов ежегодных прямых потерь, уменьшение геополитического влияния России в Каспийском регионе, инвестиционная привлекательность нефтепереработки — вот последствия пассивности государства в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры».

Высосанные из пальца «потери» заботливо рассортированы: 4 миллиарда — расходы, связанные с использованием нетрубопроводного транспорта, 4 миллиарда — дисконт для европейских покупателей-монопсонистов, 5 миллиардов — косвенные потери в виде ограничения добычи нефти.

Журналисты опасливо попытались возразить, что недостаток трубопроводных мощностей, возможно, не так ужасен, все-таки в результате выросла загрузка российских железных дорог. На этот счет у г-на Гайдамаки существует твердое мнение: «Им, кстати, не очень интересна такая загрузка. Ведь рост перевозок происходит не за счет развития самих железных дорог, а за счет наращивания цистерного парка. А он, в свою очередь, принадлежит главным образом нефтяникам. И потом, транспорт нефти становится неким непредсказуемым сегментом бизнеса: при падении цены ниже двадцати двух долларов за баррель экспорт нефтепродуктов и нефти по железной дороге, чрезвычайно чувствительный к снижению цен, быстро становится нерентабельным».

Интересно, знает ли об этом руководство «Российских железных дорог», которое в последний год с чрезвычайным энтузиазмом крутится вокруг любых нефтеэкспортных проектов, что на берегах Финского залива, что из Восточной Сибири на Дальний Восток, что в Китай. Если весь этот бизнес не интересен для российских железнодорожников, то непонятно, отчего господин Гайдамака так негодует по поводу затрат на предоставляемые железнодорожниками услуги:

«…альтернативный транспорт становится все более затратным — транспортные расходы сейчас самая большая статья в нашем балансе. Даже суммарные затраты на добычу и переработку у нас ниже, чем на транспорт. Неоправданные транспортные расходы по нашей компании составляют где-то 1,2 миллиарда долларов в год при общем объеме затрат на транспортировку нефти 2,7–2,8 млрд. долларов»

Так бы прямо и говорил, что не хочет выкладывать более 1 млрд. долларов железнодорожникам, а хочет трубопровод. Особенно на Мурманск. Российские нефтяные компании, оказывается, уже все посчитали и полагают, что эта новая труба мощностью 80 млн. т и стоимостью не более 5 млрд. долларов приведет к десятикратному росту добычи в Тимано-Печорском регионе уже через 5–6 лет. Экономические результаты этого проекта будут великолепными: «Срок окупаемости мурманского проекта — меньше года. Эффект от сокращения транспортных затрат, от увеличения налоговой выручки, от сокращения скидок соседним государствам будет колоссальным».

На вопрос, что это за скидки, ответ был прост и откровенен: «Мы финансируем экономики наших соседей. Украина и Белоруссия получают нефть от нас с огромной скидкой».

А вы говорите про какое-то братство славянских народов, про необходимость поддержки десятков миллионов русскоязычных соотечественников, которые далеко не по своей воле оказались теперь за государственной границей. Господа из «Лукойла», которому на дармовщинку достались те огромные производственные мощности, что создавались в том числе и трудом проживавших на Украине и в Белоруссии граждан СССР, желают снижать затраты, чтобы иметь новые миллиарды для набивания своих ненасытных утроб.

Впрочем, господин Гайдамака суров не только к соотечественникам-славянам. Не одобряет он и турок:

«… чуть менее года назад всерьез проявилась проблема: российские суда в районе Босфорского пролива стали простаивать до двух с половиной — трех недель. Это неприемлемо, ведь обычно наши танкеры проходят в тот же день, максимум стоят одну ночь на рейде.

По самому Босфору очень сильное продольное движение. Однако такое же мощное движение поперечное. Речные трамвайчики, джонки, мелкие каботажные суда, которые ходят от берега в берегу, — все они мешают проходу танкеров и прочих грузовых транзитных судов. Проблему вполне можно было бы решить, организовав само движение. Туркам много раз предлагалось усовершенствовать систему проводки судов. Но они не идут на это. Оно и понятно: надо ускорять процесс собственной трубопроводной инфраструктуры, в частности нефтепровода Баку—Джейхан»

В общем, крутому российскому инвестиционному аналитику из российской нефтяной компании «Лукойл» не только украинцы и белорусы, но и турки тоже мешают. Поселились, понимаешь ли, на берегах Босфора и Дарданелл 10 млн. человек, плавают туда-сюда на своих «джонках» и только задерживают прохождение танкеров в нефтью компании «Лукойл»!

Впрочем, от него достается также и обитателям берегов Балтийского моря, да и Европы в целом. Похвалив «Транснефть» за оперативное строительство Балтийской трубопроводной системы, г-н Гайдамака высказался и на эту тему:

«Впрочем, пример БТС доказывает ограниченность соображений «Транснефти», используемых при стратегическом анализе необходимости этого проекта. При дальнейшем наращивании мощностей БТС мы все равно уткнемся в проблему проливов, на этот раз Датских. Нам уже сейчас в Европе проедают плешь по поводу специального статуса Балтийского моря как чувствительной экологической системы. Представьте, что будет завтра?»

На помещенной в статье фотографии этого молодого и весьма волосатого человека, каких-либо плешей не видно. Наверно журналисты неправильную фотографию сделали. Надо бы со стороны затылка, чтобы сразу было видно, проели в Европе господину Гайдамаке плешь, или нет. И надпись соответствующую рядом с пояснением. Чтобы всем было понятно, что это пострадавший на трудовом посту глава департамента инвестиционного анализа и отношений с инвесторами нефтяной компании «Лукойл» г-н Андрей Гайдамака, а не реклама компании «Трансхаер», от демонстрации роликов которой по телевизору всех уже тошнит.

Далее господин Гайдамака поделился несколькими весьма интересными наблюдениями:

«Нефтепереработка — очень перспективный сегмент где угодно, но только не в России. Маржа в нефтепереработке во всем мире растет, а у нас, наоборот, падает.

Первая причина низкой инвестиционной привлекательности отрасли — низкая эффективность переработки нефти. Автобензин в США в структуре нефтепереработки составляет 43%, а у нас в России — 19%. Причем доля автобензинов в Европе невелика, зато велика доля высококачественного дизельного топлива. У нас на дизельное топливо тоже немало приходится — 28%. Но здесь можно не обманываться. То, что у нас называется дизельным топливом, в Европе продается как топочный газойль, то есть реализуется по значительно меньшим ценам, потому что не соответствует европейским стандартам по содержанию серы. По сути, из каждой тонны нефти в России получается около 150 литров моторного топлива, а у них 430.

Кстати, отсюда следует, что, если мы задались целью нарастить экспорт нефти, нам совершенно необязательно наращивать ее добычу. Достаточно всего-то простимулировать модернизацию российской нефтепереработки.

Вторая причина непривлекательности нефтепереработки — высокие транспортные издержки. Подобного нефти, нефтепродукты эффективнее всего транспортировать по продуктопроводам. Сейчас это не очень рентабельно, такой экспорт автоматически снижает прибыль, поскольку не выдерживается спецификация продукта. Почему наш российский качественный дизель не считается дизелем в Европе? Потому что в продуктопроводе он смешивается непонятно с чем, хотя первоначально он приличного качества. Поэтому, приходится экспортировать нефтепродукты пока по железной дороге, рентабельность таких операций практически та же, что и при транспорте нефти альтернативным путем.

Эту не очень приятную ситуацию можно изменить в лучшую сторону, реализовав какой-нибудь проект расширения продуктопроводной системы. Например, имеется проект расширения транснефтепродуктопровода Кстово—Ярославль—Приморск (господа журналисты из «Эксперта», есть компания «Транснефтепродукт», еще можно согласиться с нефтепродуктопроводом, но «транснефтепродуктопроводы»?! — прим. сост.). Если будет возможность посылать по нему на экспорт высококачественное дизельное топливо, нефтяные компании начнут заниматься модернизацией тех заводов, которые находятся на его пути».

Однако если читатель после этого воспрянет — вот он, вариант прекращения оголтелого опустошения богатств недр нашей Родины, вот он, обильный и дешевый российский бензин. Ведь сам господин Гайдамака признает, что:

«Наши цены действительно сравнялись с американскими, но только на высокооктановый бензин. Почему, невзирая на внутрироссийские цены на нефть, цены на высокооктановые бензины устойчиво растут? Да потому что спрос превышает предложение. Российские потребители переходят на все более качественные бензины — количество иномарок растет, а вот мощностей по производству высококачественных бензинов больше не становится».

Ну вот оно, счастье, которое так близко и возможно. Но, далее — полный облом:

«Внутренний рынок моторного топлива у нас очень мал — порядка 30 миллионов тонн, причем он сильно фрагментирован по регионам. Хороший проект модернизации только одного НПЗ может увеличить выход нефтепродуктов миллиона на полтора-три, это может запросто обвалить цены на региональном рынке. Чтобы проект модернизации НПЗ был рентабельным, необходимо иметь экспортную инфраструктуру. Вот мы опять вышли на тему расширения существующей трубопроводной сети».

И вообще компанию «Лукойл», несмотря на бурную «патриотическую» рекламу на телевидении, российский потребитель интересует мало:

«Для крупных нефтедобывающих компаний розничный рынок нефтепродуктов настолько незначителен с точки зрения финансовых результатов, что сговора на нем не может быть в принципе. Из 82 миллионов тонн добываемой нами нефти товарооборот по заправкам «ЛУКойла» составляет 6,7 миллиона тонн. Причем 3,9 миллиона тонн — продажи вне России».

И вот вся эта публика настойчиво рвется определять российские национальные интересы и выступать не иначе, как их монопольными представителями. Компании «Лукойл», в ее демагогии на тему социальной ответственности, предстоит еще изрядно поработать. Равно как и с подбором менее дикого и маниакально нефтеэкспортного персонала, если она действительно собирается выходить со сбытом на гораздо более ее интересующий рынок США.

Знала бы компания «КонокоФиллипс», какого она собирается завести стратегического партнера. Нет, не читают там «Нефтяного обозрения». А зря. Плохо быть бестолковыми.

Источник: «Эксперт» 11.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Экономические последствия российской нефтеэкспортной горячки

На фоне рекордного роста мировых цен на нефть, уже достигших и в США, и в Европе, более 50 долларов за баррель, менее заметным оказался другой рекорд. Это разрыв в 8 долларов за баррель между сортом Брент и российской нефтью Юралс, предлагаемыми на Лондонской бирже. Такая большая разница приведет к тому, что Россия, которая в 2004 году, согласно прогнозам, заработает на экспорте сырой нефти 55 млрд. долларов, потеряет за счет более низкой цены «Юралс» до 3 млрд. долларов. Причина этого — высокое содержание серы в сорте «Юралс», затрудняющее ее переработку на европейских нефтеперерабатывающих заводах.

Кроме того, на рынке высокосернистой нефти в связи с ростом поставок из Ирака усиливается конкуренция. Саудовская Аравии в попытке повысить объемы поставок, чтобы сбить чрезвычайно высокие мировые цены, также активно наращивает добычу на резервных месторождениях, где нефть имеет более высокое содержание серы. Немалую роль в обвале рынка высокосернистой нефти сыграли и сами российские экспортеры, резко увеличившие поставки из Приморска.

В нормальных условиях разница в качестве «Брент» и «Юралс» может быть основание для снижения цены российской нефти на 2–3 долларов за баррель, но никак не на 8 долларов за баррель.

Источник: Ведомости 13.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» идет в российский сектор Каспия

14 октября 2004 года в Астрахани была начата модернизация базового полупогружного несущего корпуса. Его строительство началось еще в 1988 году и было заморожено в 1991 году. Обследование показало, что корпус находится в хорошем состоянии и сможет обеспечить эксплуатацию платформы в течение 30 лет. Компания «Лукойл» в ближайшие годы выделит на завершение этой работы 100 млн. долларов. Подрядчиками будут ОАО «Астраханский корабел» и дочернее предприятие финской компании RR-offshore.

После завершения достройки, несущий корпус будет использоваться как ледостойкая буровая платформа на месторождении имени Юрия Корчагина на Северном Каспии. С нее по технологии «нулевого сброса» будет пробурено 29 скважин. Всего капитальные вложения в обустройство месторождения имени Юрия Корчагина составят более 500 млн. долларов. «Лукойл» планирует начать его промышленную эксплуатацию в 2008 году. В течение 15–20 лет здесь будет добываться 2 млн. т нефти и 1,1 млрд. природного газа. Сейчас идет разработка проекта обустройства этого месторождения, расположенного в 180 км от Астрахани и в 240 км от порта Махачкала. Глубина моря там составляет 11–13 метров.

Благодаря проводимым с 1995 года геофизическим исследованиям, компанией «Лукойл» на шельфе Северного Каспия было выявлено 10 нефтегазоносных структур. На пяти из них — Хвалынской, 170 км, Широтной, Сарматской и Ракушечной было проведено поисковое бурение. Всего было сделано восемь скважин, которые открыли пять крупных нефтяных и газовых залежей. Согласно оценкам специалистов «Лукойл», извлекаемые запасы углеводородов участка «Северный» составляют 766 млн. т условного топлива, в том числе 78 млн. т нефти, 655 млрд. кубометров газа и 33 млн. т конденсата. Прогнозные ресурсы Центрального и Ялама—Самурского участков оцениваются в 1,2 млрд. т.у.т.

Все это может стать основой для доведения ежегодной добычи углеводородного сырья в этом регионе до 50 млн. т.у.т. к 2016–2018 гг.

Источник: www.ntann.ru 14.10.2004
к оглавлению

Россия—Казахстан.
«Лукойл» идет в казахстанский сектор Каспия

На участке Тюб-Курган, распложенном в 40 км от порта Баутино, ведется подготовка к установке плавучей буровой платформы. Здесь, на участке 1370 кв. км прогнозируется открытие 425 млн. тонн условного топлива, в том числе свыше 320 млн. т нефти. Первые результаты разведочного бурения ожидаются в 2005 году. В случае успешного проведения этих работ, промышленная добыча нефти может начаться в 2012. В 2015 году она может быть доведена до 7 млн. т в год

Разведочное бурение будет проводиться по заказу «Тюб-Караган Оперейтинг Компани» — совместного предприятия компаний «КазМунайГаз» и «Лукойл Оверсиз».

Источник: www.inform.kz 14.10.2004.
к оглавлению

Россия—Украина.
Трубопровод «Одесса—Броды» заработал в реверсном режиме

После закачки технологической нефти для заполнения трубопровода Одесса—Броды с некоторой опаской была начата промышленная эксплуатации этого сооружения. Первоначально планировавшийся для поставок казахстанской нефти в Польшу и далее, к портам Балтийского моря, этот трубопровод несколько лет простаивал в бездействии. Начало его эксплуатации после столь длительного перерыва могло привести к неприятным неожиданностям, но к счастью пока ничего такого не произошло.

На четвертый квартал 2004 года заявлена прокачка 1,2 млн. т. Компания «ТНК-ВР» уверена, что в 2005 году ее объем будет доведен до 9 млн. т. Ее доля составит около 16–17% (т.е. около 1,5 млн. т). «ТНК-ВР» готова увеличить использование этого маршрута если другие компании не воспользуются этой возможностью.

В формировании первой партии нефти, которая была прокачана на экспорт по трубопроводу «Одесса—Броды», участвовало более 20 российских производителей нефти. В конце сентября 2004 года от причалов Южного отправится первый танкер с 80 тыс т российской нефти. В октябре совместно «ТНК-ВР» совместно с «Башнефтью» загрузят 75 тысяч т нефти на следующее судно.

«ТНК-ВР» будет продолжать традиционную практику торговли, когда нефть продается международным торговым компаниям после ее погрузки на борт судна. При этом фрахт перевозчика осуществляет покупатель. В черноморских портах (Одесса, Южный, Новороссийск, Туапсе) это обычно «Витол», «Гленкор» и некоторые другие компании.

Источники: www.zerkalo-nedeli.com 9–15.10.2004, www.rusenergy.com 14.10.2004.
к оглавлению

Грузия.
10 млн. долларов сверху — и экологические проблемы исчезли

Компания «Бритиш Петролеум», завершающая строительство трубопровода «Баку—Тбилиси—Джейхан» выделит Грузии дополнительно 10 млн. долларов на обеспечение его экологической безопасности. После этого у премьер-министра республики г-на Зураба Жвания исчезнет беспокойство относительно Боржоми-Харагульского участка. По словам г-на Жвания, выделенные «Бритиш Петролеум» средства будут направлены на решение экологических и социальных проблем Боржомского района, в том числе горнолыжного курорта Букуриани.

Всего же на безопасность трубопровода компания выделит грузинской стороне 60 млн. долларов. Из них 40 млн. долларов будет выдано в течение года, а 20 млн. долларов в течение еще 5 лет.

Источник: www.top.rbc.ru 10.10.2004.
к оглавлению

США.
Образцовое поведение снизило сумму миллионного штрафа

Департамент юстиции США объявил о достижении соглашения в компанией «Эксплорер Пайплайн Компани» (Explorer Pipeline Company) об уплате 3 млн. долларов штрафных санкций за разлив примерно 2000 т бензина из принадлежащего ей трубопровода. Он произошел 9 марта 2000 года около города Гринвел в штате Техас. Часть разлившегося бензина попала в местные ручьи и озеро, а также источники водоснабжения нескольких поселков.

При определении размера штрафа было учтено активное участие компании в проведении очистных работ, а также значительный объем мероприятий на сумму 13 млн. долларов для предотвращения возможности повторения такого рода аварий. В настоящее время трубопровод компании «Эксплорер Пайплайн Компании» по показателям безопасности превышает действующие требования.

Средства штрафа, наложенного на эту фирму, поступят в Фонд ответственности за разливы нефти (Oil Spill Liability Trust Fund) и будут использованы для ликвидации последствий других утечек нефти.

Источник: Capitol Reports 11.10.2004.
к оглавлению

США.
Компания БАСФ стала победителем корпоративных любителей дикой природы

Совет мест обитания дикой природы (Wildlife Habitat Council) объявил о выдаче сертификата компании БАСФ (BASF) за ее программу сохранения дикой природы в Центре технической поддержки в Вайтхаузе (Coatings Technical Support Center in Whitehouse). Этот сертификат является признанием успеха в организации группы сотрудников центра, реализующей программу по сохранению и созданию условий для обитания представителей дикой природы на его территории. Кроме того, центром установлены партнерских отношения со специалистами в области охраны природы и местными природоохранными активистами.

В рабочей группе состоят 26 из 140 сотрудников центра. Они занимаются посадкой типичных для региона диких цветов и трав, устанавливают скворечники.

Совет мест обитания дикой природы был создан в 1988 г. Он является бесприбыльной организацией, занимающейся сохранением и улучшением мест обитания дикой природы на землях, принадлежащих прежде компаниям и частным лицам. Совет осуществляет сертификацию программ развития мест обитания дикой природы. Его членами являются около 120 компаний, более 20 природоохранных организаций. Программы, сертифицированные Советом, осуществляются на общей площади 800 тысяч га в США и 15 других странах мира.

Компания БАСФ является транснациональным химическим гигантом, производящим краски, химикаты, удобрения, а также добывающим нефть и природный газ. В 2003 году объем продаж компании составил 42 млрд. долларов. На ее предприятиях работает 87 тысяч человек. В американском отделении БАСФ работает около 11 тысяч человек. Они обеспечивают объем продаж в 11 млрд. долларов.

Источник: PRNewswire 14.10.2004.
к оглавлению

Нигерия.
На землях народности огони опять разливы нефти и пожары

На землях народности огони из трубопровода, который соединяет промыслы компании «Шелл» с экспортным терминалом Бонни, произошел очередной разлив нефти с пожаром. Местное население утверждает, что утечка нефти длилась много часов, пока на место не прибыли представители компании для проведения аварийно-спасательных работ. Им пришлось вести долгие переговоры с местной молодежью, которая требовала компенсаций за ущерб, причиненный разливом. Пока шли разговоры, неизвестные лица подожгли разлившуюся нефть. Теперь огромное облако дыма распространяется по окрестностям.

Представители компании утверждают, что причиной разлива является акт саботажа. Местное население заявляет, что труба лопнула сама из-за плохого технического состояния, и требует компенсаций. Объемы перекачки по поврежденному трубопроводу составляют лишь доли процента от общего объема нигерийского экспорта, однако этот инцидент добавил нервозности в общую весьма тревожную обстановку.

В стране проходит общенациональная забастовка, участники которой протестуют против роста цен на продаваемые внутри Нигерии нефтепродукты. Работники нефтяного сектора заявили, что забастовка не повлияет на экспорт нигерийской нефти, однако они пообещали перейти к более решительным действиям, если власти решатся на силовые акции по отношению к забастовщикам.

Источники: Independent Inline 12.10.2004, Daily Champion 13.10.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное