Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 40 (52)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N40  Нефтяное обозрение
4 - 10 октября 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0440.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема.

Нас стало более 2000!

Ровно года назад, в первую неделю октября 2003 года мы начали этот проект. Было много энтузиазма. Опыт присутствия на государственных экологических экспертизах проектов трубопроводов «Ангарск—Дацин» (компания «Юкос») и «Ангарск—Находка» (компания «Транснефть») показал, что необходимо что-то срочно делать. Чтобы аргументированно, с конкретными примерами, выступать с анализом социально-экологических последствий нефтегазовых проектов, необходимо было накапливать где-то хотя бы результаты первичной сортировки мощного потока сообщений по этим темам в мировых СМИ.

Сегодня у «Нефтяного обозрения» в общей сложности более 2000 подписчиков (на момент отправки этого выпуска — 2076).

И мы надеемся, что архив «Нефтяного обозрения» стал одним из таких хранилищ. Познакомившись с деятельностью компании «Шелл» в Нигерии, мы гораздо лучше сможем прогнозировать ее поведение на Сахалине. Бесконечные сообщения о хищениях нефти через незаконные врезки в систему магистральных трубопроводов компании «Транснефть» показывает, на каком уровне находится в России безопасность нефтепроводов.

Просмотр архива «Нефтяного обозрения» показывает, что на территории Российской федерации террористы уже полным ходом упражняются в подрывах трубопроводов. Правда, пока они ограничиваются территорией Южного федерального округа (но это отнюдь не только Чечня).

Из публикаций «Нефтяного обозрения» становится ясно, насколько хрупка современная система мировой торговли энергоносителями. Оказывается, для создания паники, которая обернется потерями (а для кого-то и прибылями) в сотни миллиардов долларов, нужно не так уж много. А потому аналитики считают, что одной из следующих крупных целей террористов может стать система мировой торговли нефтью.

Хотя это не относится непосредственно к социально-экологическим проблемам нефтегазового сектора, мы стараемся регулярно размещать информацию о перспективах развития альтернативных источников энергии, возможностях повышения эффективности использования энергоресурсов. Интересно, что мировые гиганты, включая «Шелл», «Бритиш Петролеум» и даже «ЭксонМобил», достаточно активно участвуют в этой работе.

Мы также сообщали о примерах социально-экологической ответственности нефтегазовых компаний, хотя часто она вызвана необходимостью возмещения ущерба, причиненного их деятельностью.

Рост численности наших подписчиков показывает, что эти темы интересуют многих. Это дает нам силы и вдохновение пытаться продолжать проект.
к оглавлению

Темы недели

Россия.
Россия как нефтегазовый придаток мировой экономики, и кто им командует

Центр общественных связей Минпромэнерго сообщил об очередных успехах, которых Россия достигла, как сырьевой нефтегазовый придаток промышленно развитых, а, в последнее время — и некоторых бурно развивающихся стран.

За 9 месяцев 2004 года было добыто 341 млн. т нефти и газового конденсата, что на очередные 8% больше, чем в аналогичный период 2004 года. Ударники опустошения закромов Родины — «недомоченный в сортире» «Юкос» (64,3 млн. т), вполне лояльные «Лукойл» (62,7 млн. т), «Сургутнефтегаз» (44,0 млн. т) и «ТНК-ВР» (51,9 млн. т). «Сибнефть» добыла скромные 25,3 млн. т, но ее владельцу Борису Абрамовичу на покупку новых футболистов, английских поместий и роскошных прогулочных яхт хватит. Даже на чукчей, которых он пока опекает, немного останется.

Из 341 млн. т добытой нефти 135 млн. т было прямо отправлено на экспорт в дальнее зарубежье. В ближнее зарубежье ушло еще 30 млн. т. На переработку в России был поставлен 171 млн. т нефти, после чего значительная ее доля в виде мазута и дизельного топлива также отправилась на развитие экономик наших ближних и дальних соседей.

Из 10 крупнейших российских компаний по величине выручки в 2003 году, 6 являются представителями нефтяного и газового комплекса (»Газпром», «Лукойл», «Юкос», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть»).

В 2003 году нефтяная отрасль обеспечила 16,3% ВВП (валового внутреннего продукта), газовая — 6,7%. Нефть дала 39,6% стоимости российского экспорта, газ — 15%. Как изящно выразился журнал «Профиль», при всех существующих системах ухода от налогов, ТЭК (включая энергетику), обеспечил 26,5% налоговых поступлений в бюджеты.

Это же издание (»Профиль» № 36) подчеркнуло и другую интересную особенность:

«До сих пор присутствие представителей государства в советах директоров крупнейших корпораций (а оно было всегда, это нормально) ограничивалось уровнем вице-премьеров, министров и их замов. Но в начале 2003 года тогдашний премьер, Михаил Касьянов, решил заметно снизить присутствие в бизнес-структурах, исходя из либерально-экономических соображений. Однако их места сегодня заняты тоже чиновниками, но уже из администрации президента. Получается, что руководство АП (администрация президента — прим сост.) заняло практически все командные высоты в нефтегазовой государственной промышленности, частично вошло в ВПК и другие отрасли».

Главе администрации президента Дмитрию Медведеву достался пост председателя совета директоров «Роснефти», его заму Игорю Сечину — аналогичный в «Газпроме». Еще один зам главы администрации президента Владислав Сурков возглавляет совет директоров «Транснефтепродукт». После этого становится понятно, почему в результате административной реформы весной 2004 года Министерство энергетики Российской Федерации прекратило свое существование, а его остатки затерялись в недрах неуправляемого монстра Минпромэнерго.

Кремлевские нефтяники и газовики решили лично руководить процессом удвоения ВВП.

Источники: www.regnum.ru 6.10.2004, www.profile.ru 4.10.2004, www.finansmag.ru 4.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Использование делегации ХЕЛКОМ для информационного кидалова

И вот ЭТО, наконец, случилось. Секретариат HELKOM 5 октября 2004 года разместил на своем сайте www.helcom.fi пресс-релиз, посвященный визиту ее делегации на месторождение Д-6 в Калининградской области (начало этой истории — см. предыдущий выпуск «Нефтяного обозрения»).

Как и следовало ожидать, в нем не содержится каких-либо заявлений, которые можно трактовать как «Экологи перестали бояться нефтедобычи на российском шельфе Балтики», «Объекты «Лукойла» признаны безопасными для природы» или «Экологическую безопасность нефтедобычи на российском шельфе Балтики подтвердили европейские экологи».

В пресс-релизе HELKOM от 5.10.2004 сообщается только следующее:

«Делегация секретариата HELKOM посетила нефтяное месторождение «Лукойл» Кравцовское (Д-6).

Секретариат Хельсинкской Комиссии приветствует возможность посещения нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6), расположенного на шельфе Балтийского моря у побережья Калининградской области, а также знакомства с мерами по обеспечению экологической безопасности, которые были приняты российским нефтяным гигантом «Лукойл».

«Мы очень благодарны за посещение нефтедобывающих производств «Лукойл» в Калининградской области», — заявила Исполнительный секретарь Анна Кристина Брюзендорфф. «Мы также приветствуем использование политики «нулевого сброса» с нефтяной платформы на шельфе Балтийского моря и современной системы экологического мониторинга», — добавила она.

По приглашению Министерства природных ресурсов Росси и «Лукойл» делегация Секретариата Хельсинкской Комиссии 29 сентября — 1 октября посетила нефтяную платформу на шельфе Балтийского моря, приемную станцию в Романово и нефтяной терминал в Ижевском.

Открытое в 1983 году месторождение «Кравцовское» (Д-6) расположено в 22,5 км от побережья Калининградской области и в 5 км от исключительной экономической зоны Литвы. Общие запасы месторождения оценены в 21,5 млн. т, извлекаемые в — 9,1 млн. т. Добыча нефти началась в июле 2004 года. Большая часть добываемой здесь нефти пойдет на экспорт в страны Балтийского региона.

Освоение месторождения вызывало много возражений в Балтийском регионе в связи с возможным риском для окружающей среды. Некоторые эксперты полагают, что крупная утечка нефти с платформы «Лукойл» или проложенного к берегу трубопровода будет катастрофой для окружающей среды. «Лукойл» настаивает, что его производство является безопасным.

Месторождение «Кравцовское» (Д-6) находится около принадлежащих России и Литве национальных парков Куршской косы. Этот уникальный песчаный полуостров длиной 98 км и шириной 0,4– 4 км рассматривается ХЕЛКОМ как особо охраняемая природная территория, которая в 2000 году по инициативе России и Литвы была включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Интересно, что в информационной активке с использованием весьма вольной трактовки мнения делегации ХЕЛКОМ наиболее активно участвовали «Нефтегазовая вертикаль» (публикации «Экологи оставляют балтийское предприятие «Лукойла» в покое 1.10.2004 и «Объекты «Лукойла» на Балтике признаны безопасными для природы» от 4.10.2004), «Росбалт» (»Экологи перестали бояться нефтедобычи на российском шельфе Балтики» 1.10.2004), «ФК-Новости» (Экологическую безопасность нефтедобычи на российском шельфе Балтики подтвердили европейские экологи» 1.10.2004).

Пресс-служба «Лукойл» в этом процессе открыто не участвовала. Ее сообщение завершается жизнерадостным абзацем, пронизанным любовью к природе и природоохранным активистам:

«Как неоднократно заявляло руководство ЛУКОЙЛа, Компания не меньше других балтийских стран заинтересована в сохранении уникальной природы Балтийского моря. В процессе проектирования, строительства и эксплуатации морской платформы ЛУКОЙЛ применил самые современные технические решения для безаварийной работы этого объекта. Компания открыта для конструктивного диалога, как с общественными организациями, так и с официальными представителями соседних государств».

Источники: www.ngv.ru 1.10.2004, 4.10.2004, www.rosbalt.ru 4.10.2004, www.fcinfo.ru 1.10.2004.
к оглавлению

Сотрудникам Секретариата ХЕЛКОМ наверно все-таки было бы полезно отслеживать, как в информационном поле используются их визиты. Тем более что для этой международной структуры, базирующейся в Хельсинки, анализ публикаций на русском языке проблемы не составит. Ведь пресс-секретарем там работает господин Николай Власов. Да и председатель Хельсинкской Комиссии, литовец Артурас Даубарас, в своей биографии указал, что владеет русским языком.

Иначе получается не международное сотрудничество, а просто какое-то информационное кидалово. Как оказалось, оно не ограничивается одной только этой сферой:

Информация к размышлению:

«Активисты Калининградской экологической организации «Экозащита!» не смогли встретиться с представителями делегации Секретариата Хельсинской Комиссии (HELCOM) во время их визита в Калининградскую область, из-за противодействия местных чиновников и пресс-службы «ЛУКОЙЛа». В результате, как считают экологи, у членов делегации могло сложиться превратное мнение о проекте.

Целью визита был осмотр нефтедобывающей платформы на месторождении Д-6 и анализ экологической безопасности добычи нефти на шельфе Балтики компанией «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Напомним, что HELCOM — организация, призванная обеспечивать соблюдение положений Хельсинской Конвенции об охране окружающей среды Балтийского моря.

Калининградская природоохранная организация «Экозащита!» планировала обратиться к участникам делегации с рядом предложений, направленных на повышение безопасности добычи нефти на Д-6. «Зеленые» считают, что администрация Калининградской области и компания «ЛУКОЙЛ» должны разработать и согласовать детальные планы ликвидации возможных аварийных разливов нефти с учетом трансграничного переноса. При этом необходимо предусмотреть самые тяжелые варианты аварий, вплоть до полного разрушения платформы.

В осенне-зимний период, когда на Балтийском море часто бушуют шторма, и аварийно-спасательные работы как правило невозможны, добычу нефти необходимо приостанавливать.

«К сожалению, нам не удалось встретиться с делегацией HELCOM во время их визита. В пресс-службе ОАО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» ее представители всячески пытались заверить нас, что ЛУКОЙЛ не имеет никакого отношения к визиту делегации HELCOM, несмотря на то, что в официальном пресс-релизе HELCOM говорится, что визит проходит по приглашению МПР и ЛУКОЙЛа», — сообщил Алексей Милованов, пресс-секретарь «Экозащиты!» — «Все до единого региональные природоохранные ведомства, с которыми нам удалось связаться в преддверии визита, заявляли нам, что ничего не знают о визите и никоим образом не могут нам сказать, как встретиться с членами делегации. Покров тайны, которым чиновники и нефтяники окутали визит представителей Хельсинской Комиссии, декларирующей принципы открытости и желания сотрудничать с общественностью, можно объяснить лишь желанием ограничить их от альтернативных точек зрения на экологическую безопасность нефтедобычи на Д-6», — отметил Алексей Милованов».
к оглавлению

Россия.
Политические доносы в упаковке «экологической» общественной деятельности

Ранее (»Нефтяное обозрение» № 29 часть 1, 19–25 июля 2004 года) мы публиковали анализ возможных причин повышенного интереса ряда «экологических» журналистов и аналогичных общественных деятелей к проектам строительства нефтяного экспортного терминала в пос. Светлый Калининградской области. Тогда мы прогнозировали грядущий расцвет жанра политического доноса в российское прессе, в частности в «экологической» журналистике. К сожалению, наши прогнозы и ожидания полностью оправдались.

Не сумев внедриться и обеспечить контроль над ситуацией, северодвинская «Медиасоюзная» и местная калининградская общественно-эколого-нефтяная бригада, тем не менее, продолжили работу. Информационный разгон для вывода на орбиту очередной звезды «стукаческо-экологического» жанра осуществили хорошо знакомые нам представители Архангельской области из славного города Северодвинска. Ведь недаром на их территории находится военный космодром Плесецк. Да и в подводно-самотопной продукции северодвинских корабелов тоже иногда кое-что взлетает. Но в этом случае после мощного старта, который, признаться, нас несколько озадачил, все опять получилось «как всегда».

Сайт www.pravda.ru, один из наиболее мощных и активных, особенно в англоязычном сегменте интернет, 2 сентября 2004 года в разделе «Экономика» (http://economics.pravda.ru/economics/2004/7/24/72/17924_NEFTETERMINAL.html) опубликовал реакцию одного из главных его героев, председателя Поморского отделения Гильдии экологической журналистики «Медиа-Союза» Андрея Михайлова. Все-таки чувствуется, что это ответ настоящего, профессионального журналиста. Вот по части всего остального, как потом выяснилось, был затеян очередной детский сад. Но тогда, в начале сентября 2004 года, это было еще непонятно. В конце публикации была дана мощная раскрутка «Калининградского регионального общественно-политического движения, в которое, оказывается, входит 14 юридических и 27 физических лиц и ее председателя Раисы Гусевой. Явно намечалась какая-то новая комбинация.

Но, Боже мой, с каким грохотом очередное старательно надуваемое чучело экологической общественности в очередной раз лопнуло, забрызгав своим богатым внутренним содержимым все вокруг.

После очередного отказа жителей Светлого безропотно сделать «одобрямс» очередному проекту строительства нефтяного терминала непосредственно у них под носом, рядом с жилыми домами, детскими садами, Р.А. Гусева, председатель Калининградского регионального экологического общественно-политического движения, разразилась шедевром экологической журналистики в классическом стиле политического доноса эпохи начала 1930-х годов.

Текст перла, опубликованного местным печатным органом «Маяк Балтики» (№39 (134) 30 сентября 2004), нам любезно переслали представители «Экозащиты». Читайте и наслаждайтесь. Если вы думали, что все это в далеком прошлом — то вы глубоко ошибаетесь:

«Прокурору г. Светлый Мамченко Н.А.
Копия: прокурору Калининградской области Чулкову В.Ф.,
Начальнику управления ФСБ по Калининградской области Сотникову В.Б.,
Председателю избирательной комиссии Калининградской области Зюбанову В.П.

ЖАЛОБА

Калининградское региональное экологическое общественно-политическое движение в соответствии с Законами РФ «Об общественных объединениях» и «Об экологической экспертизе», «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», а также Законом Калининградской области «Об экологической экспертизе в Калининградской области» и уставом Движения проводит в г. Светлом общественное обсуждение и общественную экологическую экспертизу по проекту ЗАО «Московская производственная база» и «Реконструкция бункеровочной базы под бункеровку судов топливом и перевалку нефти на танкеры на территории ЗАО МПБ и ООО «Балтхольц» по ул. Рыбацкой, 1 в г. Светлом Калининградской области».

Работа проводится с 4.06.2004 года. В результате анкетирования было выявлено, что жители Светловского округа выступают против данного проекта, т.к. плохо информированы о проекте и многие изъявляют желание получить достоверную информацию. Поэтому члены нашей организации и других общественных объединений, сотрудничающих с Движением в рамках Совета экологических организаций и Общественной палаты Калининградской области, проводят мероприятия по информированию населения о проекте.

В ходе этой работы мы убедились в том, что жителям города противниками действующих органов власти при содействии группы «Экозащита!» преподносится искаженная информация о проекте и действиях администрации. Под видом сбора подписей против строительства нефтяных терминалов в г. Светлом собираются еще какие-то подписи (т.е. человек расписывается в двух журналах — то видно на кассете), раздаются призывы к насильственным действиям, что также видно на кассете. Видеозапись сделана на празднике в г. Светлый во время сбора подписей. (Кассета прилагается).

Кроме этого, в деятельности общественных организаций «Экозащита!» и «Наш город», а также газеты «Городская правда» явно прослеживается предвыборная агитация в пользу Рубиша М. М., что является нарушением действующего законодательства.

В связи с чем просим принять меры прокурорского реагирования к лицам, призывающим население к противоправным действиям, нарушающим законодательство о выборах, а также проверить подлинность и законность сбора подписей, которые могут быть использованы затем в ходе избирательной кампании.

Р.А. Гусева,

председатель Калининградского регионального экологического общественно-политического движения, председатель Совета экологических организаций общественной палаты Калининградской области»

Мадам, успокойтесь. ФСБ получает еженедельно огромное количество аналогичных сообщений от добровольных стукачей, как по части экологии, так и по другим темам. Если оно будет реагировать на весь этот бред, у него точно не будет никакой возможности ловить террористов, мочить «ЮКОС», обеспечивать безопасность растущего поголовья высокопоставленных российских чиновников, и при этом слегка подрабатывать на жизнь. Неужели Вы думаете, на их нынешнее жалование можно нормально прожить?

Вряд ли им сейчас нужен очередной экологический процесс со зловонно-политическим оттенком. Предыдущие обломы «рыцарей плаща и кинжала» с холодными руками и горячими сердцами (насчет мозгов ничего сказано не было) в делах Никитина, Пасько, «Байкальской Волны» и других должны были их хоть чему-нибудь научить.

Конечно, на российском «диком западе» могли сохраниться какие-нибудь особо выдающиеся в своем упорстве деятели невидимого фронта. Но специфика Калининградского региона такова, что федералы просто вынуждены присматривать за тем, что происходит в этом регионе.

Все-таки подполковник КГБ, начальник ФСБ, а теперь дважды президент РФ В.В. Путин выглядит как вполне цивилизованный человек. Долгое время работал в Германии, знает язык, любит ездить с визитами к иностранным президентам и принимать их у себя. А тут на территории бывшей Восточной Пруссии такое шоу в стиле СССР 1937 года устраивается. Памятуя, что произошло потом, можно доиграться и до аншлюса Восточной Пруссии к Фатерлянду. Так что лучше без этих рецидивов 1930–1940-х годов.

Труженики администрации президента В.В. Путина — люди современные. Они очень любят российскую общественность, которую для ее же блага (в понимании чиновников администрации президента) сейчас будут пытаться насадить на стержень вертикали власти. Но с эти делом проблема. Стержень вертикали власти вяловат, да и весь этот стремительно набирающий силу процесс отдает каким-то затхлым застойным старьем. А потому нормальная и здоровая общественность на вертикаль власти ну никак насаживаться не хочет.

Сейчас объявлено очередное раскулачивание олигархов, чтобы те в рамках частно-государственного партнерства выделили средства на финансовую поддержку общественности, чтобы она лучше власть любила. А та часть, что любить не захочет, будет ходить голодной. На этот счет думские умельцы клепают новый «Налоговый кодекс». Но это все-таки экономические методы управления общественной активностью. Нормальные, так сказать, рыночные отношения. И пока без особо частых тасканий к правоохранительным органам «на субботник».

С этой целью (развития демократии и общественности, а не организации «субботников» для них) сейчас даже «Общественную палату» сделать хотят. Что? Вы уже и есть «Совет экологических организаций общественной палаты Калининградской области»? Ну, извиняйте, мадам, это не храм общественной и социальной гармонии, где власть и общественность будут любить друг друга, сливаясь в экстазе совместной деятельности на благо государства, а какое-то садо-мазо шоу. Чуть что — и в застенок. Некоторым это, наверно, нравится. Но большинству-то — явно нет.

Еще многие помнят, чем кончилось бурное развитие стукаческого жанра и всевластие системы политического террора в России в ХХ веке. Сомнительно, чтобы даже нынешнему, пускай и ФСБ-шному, руководству страны хотелось устроить что-нибудь вроде нынешней Северной Кореи и Туркменистана. Если это получится — куда они будут ездить в гости за границу? Туркменбаша и великий гений всех народов Ким Чен Ир — это, конечно, очень впечатляет. Но нынешние, помимо не признаваемой, но эпизодически прорывающейся любви к «мочению в сортире» и «обрезания так, что больше ничего не вырастет», все-таки предпочитают ездить в места более цивилизованные.

Гений человечества, Россиябаша, Владимир Владимирович Путин лично вряд ли будет в восторге от такого результата своей государственной деятельности. Ведь все равно после, на остатках домордованной питерской бригадой России, начнется очередная перестройка. И про него все выскажут и напишут. Человеку хочется быть спасителем Отечества, а тут с подачи особо активных подданных того и гляди опять начнется «как всегда».

Хочется верить, что наследники садистов из застенков НКВД 1930-х все-таки выросли и изменились. Вон, подозреваемого в терроризме Пумане грохнули ненароком (а может и специально?) во время допроса. Так даже прокуратура заинтересовалась, что это происходит в палатах московской милиции. Можно ли представить такое в 1937 году? Тогда шлепнули бы на допросе террориста, да еще, с одобрения прокуратуры, к нему бы десяток следователей добавили. За то, что мало гадов обезвреживают. А тут прокурорские вдруг вопросы задавать начали. Как это так, арестованного до смерти забили? Он же был важным свидетелем. Не иначе мысль «наверно потому и забили», даже в головы российских прокуроров проникла. Прогресс налицо.

И тут Вы со своим доносиком. Ну, зарегистрируют его, помусолят, положат в папочку, папочку — под попочку… И что дальше? Или Вы надеетесь, что они тут же побегут ваших обидчиков хватать, сажать и допрашивать? А что они с этого поимеют? А? Во-во, ту самую болезнь.

Так что повышайте уровень вашей работы с общественными организациями и гражданами Калининградской области, и не спихивайте ответственность за собственные недоработки на других.

Все-таки изумительно незамысловатая публика занимается связями с общественность в Калининградской области. И откуда она такая взялась? Впрочем, в компании «Шелл» также трудятся аналогичного уровня кадры (см. «Другие сообщения» этого выпуска). Тенденция, однако. Правда, в «Шелл», наверно, за такую пиар-халтуру платят гораздо больше. Не иначе как в счет возмещаемых российской нефтью затрат по проекту «Сахалин-2».

Источники: www.pravda.ru 2.09.2004
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Лукойл» повторно получил сертификаты систем управления промышленной и экологической безопасностью

В апреле 2004 году представители «Бюро Веритас» (BVQI) провели повторный аудит систем управления промышленной и экологической безопасностью и охраной труда в компании «Лукойл». На них ранее уже были выданы сертификаты соответствия системам ISO 14000 и OHSAS 18001. Все это время компания «Лукойл» постоянно совершенствовала свою работу, и действие сертификатов было подтверждено на новый трехлетний срок.

К 2007 году планируется сертифицировать на соответствие требованиям международных стандартов систем управления промышленной, экологической безопасностью и охраной труда все дочерние общества «Лукойла».

В июле 2004 года правление ОАО «Лукойл» утвердило «Программу экологической безопасности организаций группы «Лукойл» на 2004–2008 годы». В нее вошло около 400 мероприятий, для выполнения которых потребуется 34,5 млрд. рублей. Они сгруппированы в восемь основных блоков-программ: «Чистый воздух», «Чистые воды», «Отходы», «Рекультивация», «Предотвращение и ликвидация аварийный ситуаций», «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» «Экологический менеджмент», «Экологический мониторинг».

Читать пояснения из пресс-релиза компании «Лукойл» нельзя без слез умиления и гордости. Оказывается:

«Программа экологической безопасности организаций группы «Лукойл» на 2004–2008 гг.» разработана в соответствии с Концепцией Национальной безопасности РФ, в которой, в частности, говорится, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, сохранения и оздоровления окружающей среды. При разработке этой программы учтены также положения Экологической доктрины Российской Федерации, основным задачами которой являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов».

А еще компанией разработана «Стратегическая концепция ОАО «Лукойл» до 2005 года и оценка на 2010 год», «Политика ОАО «Нефтяная Компания «Лукойл» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке. Где-то имеются в наличии также «Корпоративная программа ОАО «Коминефть» по экологической реабилитации загрязненных территорий и предотвращению аварийный разливов нефти на 2000–2005 годы» и «Программа экологической безопасности для предприятий ОАО «Лукойл», осуществляющих деятельность в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на 2001–2005 годы».

Где в свободном доступе, например в Интернет, можно ознакомиться со всеми этими замечательными документами и отчетами об их выполнении, — покрыто мраком неизвестности.

А международной сертификационной компании «Бюро Веритас» должно быть стыдно. Ну ладно, они наше «Нефтяное обозрение» не читают. Так ведь они весьма успешно игнорируют и публикации средств массовой информации об экологических проблемах, связанных с деятельностью компании «Лукойл». Ведь было бы интересно посмотреть, насколько многопудовые программы с сотнями благих намерений совпадают с реальностью.

Источники: www.oilcapital.ru 5.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Держитесь крепче — «Лукойл» собирается публиковать «Социальные отчеты» в соответствии с GRI

Составление сборников сказок для наивных читателей на тему «Экологическая ответственность компании «Лукойл» в ближайшее время будет выводиться на принципиально новый уровень. Изготовление сертификатов соответствия на тему ISO-14000 — дело нехитрое, поставленное на поток, и уровень качества этих документов у значительной части природоохранной общественности уже не вызывает сомнений. Из-за этого в лесном секторе под давлением природоохранных организаций была создана и активно внедряется альтернативная система сертификации по системе «Лесного попечительского совета» (FSC-Forest Stewardship Council).

Однако в своем мифотворчестве «Лукойл» намерен идти дальше и собирается взять действительно серьезный рубеж. Компания начала подготовку «Социального отчета» за 2003–2004 годы в соответствии с «Руководством по отчетности в области устойчивого развития (GRI) и стандартом АА1000. Он будет включать в себя информацию о деятельности компании в экономической, социальной и экологической сферах. Основная задача этого документа — предоставление обществу взвешенной, исчерпывающей и достоверной информации о позиции и деятельности «Лукойл» по всем этим направлениям.

Чтобы не исказить ее благородные замыслы, переходим к цитированию:

«Процесс социальной отчетности будет осуществляться в соответствии с требованиями стандарта АА 1000, в основе которого — постоянный диалог и налаживание системы обратной связи с представителями различных заинтересованных групп — акционерами и сотрудниками Компании, профсоюзами, государственными органами и общественными организациями.

ЛУКОЙЛ планирует выпускать такие отчеты ежегодно и постепенно внедрять принципы устойчивого развития в свою повседневную практику. Консультантом Компании при разработке социальной отчетности является Агентство социальной информации (АСИ). Аудитором — независимый сертификационный орган Бюро Веритас (BVQI)».

Насчет того, с каким качеством работает этот самый «независимый сертификационный орган» — см предыдущие сообщения.

Источник: Вслух.ру 4.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Про «Шелл» на Сахалине не только расскажут, но и покажут

Всемирный фонд дикой природы провел экспедицию на остров Сахалин для съемок телевизионного фильма о влиянии проекта «Сахалин-2» на окружающую среду. Оператором этого проекта является компания «Сахалин Энерджи» (основной акционер — «Шелл»). После окончания работы над фильмом он будет показан ряду банков, которые могут предоставить средства для финансирования проекта «Сахалин-2». Это EBRD, USA ExIm, частные финансовые структуры.

По мнению представителей Всемирного фонда дикой природы, работа нефтяников на Сахалине ведется с нарушениями российского законодательства и общепринятых мировых экологических стандартов. Это может нанести существенный ущерб природе острова.

Строительство новой добывающей платформы и трубопроводов на берег запланировано в районе пастбища последней сотни оставшихся от охотоморской популяции серых китов. 800-километровый нефтепровод, который пройдет с севера на юг Сахалина, пересечет около 1000 рек, из которых 600 являются нерестовыми. Проектом запланировано строительство подземных переходов через большинство этих рек. Такое техническое решение ведет к нанесению ущерба чистоте вод во время строительства и повышает риск разрывов и катастрофических разливов нефти в случае сильных землетрясений, регулярно происходящих на Сахалине. При строительстве на берегу залива Анива крупнейшего в мире завода по производству сжиженного природного газа и портового комплекса по экспорту нефти и газа возникли проблемы для промышленного рыболовства в этом богатом районе. Особую опасность представляют аварийные разливы нефтепродуктов, один из которых, объемом 200 т, уже произошел 8 сентября 2004 года.

Всемирный фонд дикой природы требует от компании «Шелл» установить новую платформу на Пильтун-Астохском месторождении не ближе 12 миль от берега. Трасса подводного трубопровода с уже возведенной морской платформы «Моликпак» должна быть проложена за пределами китового пастбища. Для трубопровода, который соединит расположенные на севере промыслы с экспортным терминалом на юге, должен быть выбран надземный вариант перехода через сейсмоопасные участки и реки. Должен быть прекращен сброс грунта и сточных вод в залив Анива.

Источник: www.regnum.ru 6.10.2004.
к оглавлению

Россия—Великобритания.
«Шелл» ищет кризисного пиарщика

Британское отделение международной природоохранной организации «Друзья Земли» (Friends of the Earth) обратило внимание на то, что компания «Шелл» стала срочно искать кризисного менеджера по связям с общественностью для своего проекта «Сахалин-2». Это случилось через три недели после аварии с судном одного из подрядчиков проекта, в результате которой произошел разлив 200 т нефтепродуктов. Мазут загрязнил воду и 5 км берега около города Холмска.

Оценка последствий этой аварии началась через 9 часов после разлива, очистные работы — через 18 часов. Боновые заграждения, ограничившие дальнейшее распространение нефти, удалось установить только через 48 часов после того, как судно было выброшено на камни.

По мнению представителей природоохранных организаций, компании «Шелл» надо прежде заняться повышением безопасности своих проектов и проводимых работ, а не словесным отмыванием пострадавшей после разлива 8 сентября 2004 года репутации.

Источник: Friends of the Earth-UK 6.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Шелл» кризисно пиарится, но как-то глуповато

Видимо понимая, что на критику со стороны природоохранных организаций, обоснованность опасений которых подтвердил разлив 8 сентября 2004 года, надо как-то реагировать, компания «Сахалин Энерджи» пытается предпринять информационное контрнаступление. Однако качество всей этой деятельности ярко показывает, что ей нужен не то что кризисный менеджер по связям с общественностью, а просто кто-то, способный трезвым взглядом окинуть ситуацию.

В одном из ведущих российских бизнес-изданий, газете «Ведомости» (7.10.2004), для особо бестолковых российских читателей на правах рекламы было помещено разъяснение «Проект «Сахалин II»: что получает Россия. Он состоит из трех частей — «Новаторство проекта», «Риски и выгоды», а также резюме «Что же получает Россия от реализации Проекта «Сахалин II». Оказывается:

«Реализация проекта приведет к усовершенствованию мер по охране труда, охране и рациональному использованию природной среды;

Проект будет способствовать передаче технологий, а также мирового опыта в сфере управления и хозяйственной деятельности».

На фоне той помойки, что подрядчики компании «Сахалин Энерджи», да и сама она, активно создают на Сахалине, звучит это весьма интригующе. Как-то не верится, что мировой опыт в сфере управления и хозяйственной деятельности, а также охрана труда и окружающей среды включают в себя завшивленных работяг и прочую антисанитарию в рабочих поселках, разбитые тяжелым транспортом дороги, варварские технические решения, чреватые катастрофическими разливами нефти, и, наконец, уже имевший место разлив в море 200 т нефтепродуктов еще на фазе строительства.

Замечательно выглядят экономические параметры проекта. Россия получит 45 млрд. долларов в денежном эквиваленте за право пользования недрами, 12 млрд. долларов инвестиций на период строительства. Эксплуатационные затраты за срок реализации проекта составят около 15 млрд. долларов США, и 70% этой суммы получат российские предприятия. За время реализации проекта будет выплачено 6 млрд. долларов в качестве заработных плат и сопутствующих налогов российских работников.

Компании, участники консорциума «Сахалин-2» (»Шелл», «Мицуи», «Мицубиси»), выглядят просто благотворительными организациями. При этом они, правда, забывают сообщить, сколько по ценам мирового рынка стоят те 150 млн. т нефти и 500 млрд. кубометров природного газа, которые будут добыты в рамках проекта. Равно как и то, какими будут доходы этих компаний (и прибыли акционеров), а также фонд заработной платы иностранных сотрудников компаний.

Очень похвально, что компания «Шелл» обещает передать 70% средств на финансирование эксплуатационных затрат российским предприятиям. Однако, пока такого рода обязательства не входят в соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» (см предыдущий выпуск «Нефтяного обозрения»). А потому все это приходится рассматривать как просто рекламу, оплаченную компанией «Сахалин Энерджи». Интересно, будут ли включены затраты на такого рода публикации в состав компенсируемых производственных затрат проекта?

Источник: «Ведомости» 7.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Шелл» готова снабдить российским газом весь мир. Ищут покупателей

Участники проекта «Сахалин-2» (»Шелл» — 55%, «Мицуи»-25%, «Мицубиси» — 20%) анализируют возможность повышения мощности завода по производству сжиженного природного газа в поселке Пригородный на юге Сахалина в полтора раза. Она может быть увеличена с 9,6 млн. т до 14,4 млн. т в год.

До сих пор, при запланированных на 2007 год объемах производства в 9,6 млн. т сжиженного природного газа, подписаны контракты на поставку лишь 3,4 млн. т. Однако участники консорциума ожидают, что спрос на их продукцию в ближайшие годы будет резко расти. Японские компании (Tokyo Electric, Tokyo Gas, Kyushu Electric, Toho Gas), уде подписавшие контракт, готовы увеличить закупки до 6 млн. т в год. Одним из перспективных покупателей является Южная Корея. Рассматриваются проекты по поставкам в Мексику и США.

Эксперты высказывают предположение, что «Шелл» собирается активно наращивать добычу нефти и газа на Сахалине в том числе и для того, чтобы компенсировать огромный ущерб, нанесенный ее репутации в конце 2003 — начале 2004 года. В этот период она была вынуждена несколько раз объявить о пересмотре имевшихся в ее распоряжении запасов нефти и газа, что в итоге привело к снижению этого показателя на четверть. В результате этих скандальных решений высшее руководство компании было вынуждено уволиться.

Источник: «Ведомости» 5.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Бритиш Петролеум» и «Роснефть» нашли много нефти на Сахалине

Компания «Элвари Нефтегаз», созданная летом 2004 года «Роснефтью» и «Бритиш Петролеум» для работ по проекту «Сахалин-5», успешно завершила первое разведочное бурение. Оно было проведено на структуре «Пела Лейч», расположенной на Кайгано-Васюканском участке. Буровая скважина, сделанная на глубине 114 м в 49 км от берега Сахалина, показала наличие значительных объемов нефти и газа.

Прогнозные ресурсы проекта «Сахалин-5» оцениваются в 600 млн. т нефти и 500 млрд. кубометров природного газа.

Источники: «Время новостей» 7.10.2004, «Ведомости» 7.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Благодаря России показатели «Бритиш Петролеум» бурно растут

Эксперты прогнозируют прибыли компании «Бритиш Петролеум» в 3-м квартале 2004 года на уровне 4,2–4,3 млрд. долларов. Это на 42% больше, чем год назад. Кроме резкого повышения мировых цен на добываемые «Бритиш Петролеум» нефть и газ, росту прибыли способствовало и увеличение объемов добычи на 11%.

В значительной степени это произошло благодаря созданию российско-британской компании «ТНК-ВР», объем добычи на предприятиях которой удалось резко повысить и довести почти до 50 млн. т в год. Рост добычи на российских нефтепромыслах позволил компенсировать снижения, вызванные прохождением урагана «Айван» в Мексиканском заливе, а также на британских промыслах в Северном море, добыча на которых идет на спад. «Бритиш Петролеум» сейчас удалось выйти на объемы годовой добычи более 190 млн. т в год. Это близко к объявленной на 2004 год цели — достичь уровня 200 млн. т в год.

Великолепные финансовые показатели «Бритиш Петролеум» позволяют ей без особых проблем списать в 3 квартале на финансирование мероприятий, необходимых для решения накопившихся экологических проблем, 500 млн. долларов, а также 100 млн. долларов в связи с потерей добывающей платформы «Темса» в Египте. Финансовые аналитики надеются, что компания все-таки уточнит, о решении каких экологических проблем будет идти речь.

Авария на газодобывающей платформе «Темса» произошла в августе 2004 года. Ее владельцами являются итальянская «Эни», «Бритиш Петролеум» и Египетская нефтяная корпорация (EGPC- Egyptian General Petroleum Corporation). Эксплуатацию платформы осуществляла фирма «Петробел» (Petrobel). Платформа находится на Средиземном море, в 60 км от Порт-Саида. «Темса» была одним из крупнейших промыслов по добыче египетского природного газа.

10 августа 2004 году, во время проведения ремонтных работ и бурения дополнительных скважин на платформе произошел взрыв и начался пожар. В результате конструкция платформы «Темса», весящей 5700 т, серьезно пострадала. Огнем была также уничтожена находившаяся рядом плавучая буровая установка «Глобал Санта-Фе Адриатик 4» (GlobalSantaFe Adriatic IV). К счастью, во время аварии находившийся на платформе персонала не пострадал и был эвакуирован в безопасное место. Неоднократные попытки потушить пожар не приносили успеха, и через две недели представитель египетского правительства потребовал уничтожить остатки продолжающей гореть платформы, что и было сделано.

«Бритиш Петролеум» сейчас является второй по размеру капитализации компанией мира. Компании удалось добиться этого в том числе и благодаря активному приобретению добывающих мощностей в разных странах. Начиная с 1999 года «Бритиш Петролеум» поглотила и купила компаний на 100 млрд. долларов. В итоге, по величине капитализации ей удалось обойти своего конкурента, компанию «Шелл». Впрочем, этому способствовал и скандал с пересмотром запасов «Шелл» в 2003–2004 гг.

Источники: Reuters-Boston Globe 4.10.2004, www.bloomberg.com 4.10.2004. www.rigzone.com 10.08.2004, 23.08.2004, www.arabicnews 24.08.2004, Oil and Gas Journal 27.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Готовится переработка газа Ковыкты

ОАО «Саянскхимпласт», контролируемое структурами одного из владельцев «ТНК-ВР» Аркадия Вексельберга, и столичное НПО «Гелиймаш» собираются учредить ЗАО «Криопласт». Эта компания займется строительством и эксплуатацией производства по выделению гелия из газа Ковыктинского месторождения. Его мощность составит до 7 млн. кубометров гелия в год.

Оборудование для производства гелия будет размещено на территории «Саянскхимпласта» и будет работать в едином комплексе с газоразделительным заводом и установкой по выделению этилена.

Источник: «Коммерсантъ» 4.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роспан» надеется на сотрудничество с «Газпромом»

Компания «ТНК-ВР» в ближайшие пять лет инвестирует в развитие газодобывающего ЗАО «Роспан Интернэшнл» около 1 млрд. долларов. Возможно, темпы развития компании будут быстрее, но это будет зависеть от сбыта ее продукции. В 2003 году «Роспан» добыл 1,5 млрд. кубометров природного газа.

В настоящее время «ТНК-ВР» ведет переговоры с ОАО «Газпром» о совместном освоении некоторых участков, соседних с участками, где работает «Роспан».

Источник: «Коммерсантъ» 7.10.2004.
к оглавлению

Россия.
У «НоваТЭК» наконец появились проблемы с «Газпромом»

Один из крупнейших российских независимых производителей природного газа, компания «НоваТЭК», до сих пор ухитрялась не иметь каких-либо проблем с государственным монополистом «Газпромом». Но вот они появились.

ООО «Геойлбент», которым управляет «НоваТЭК», вынуждено отложить начало строительства газоперерабатывающего комплекса на Северо-Губкинском месторождении (Ямало-Ненецкий АО). Компании не удалось согласовать с ОАО «Газпром» технические условия на вхождение в единую систему газоснабжения страны.

Ранее «Геойлбент» планировало начать строительство комплекса по переработке попутного и подготовке природного газа в 2005 году. Сейчас сроки начала реализации этого проекта стоимостью 100 млн. долларов не определены.

Источник: «Коммерсантъ» 4.10.2004.
к оглавлению

Россия.
Давала ли «Тоталь» взятки российским чиновникам?

Французская компания «Тоталь», объявившая о приобретении 25% акций компании «НоваТЭК», тем временем продолжает повышать свою причастность к бизнесу с России. Французские власти в рамках регулярных расследований участия этой группы компаний во взяточничестве, на этот раз обратили внимание на деятельность «Тоталь» в Ираке и у нас в стране.

Недавно завершился судебный процесс по взяточничеству компании «Эльф Акитен», теперь входящей в «Тоталь». Суд признал ряд руководителей этой компании в краже 350 млн. долларов США. Часть из них просто украли, а часть пустили на раздачу взяток в ряде развивающихся, и даже во вполне развитых странах, в обмен на получение выгодных контрактов.

Основные проекты компании «Тоталь» в России — это добыча нефти на Харьягинском месторождении в Ненецком АО, осуществляемая на основе соглашения о разделе продукции (СРП) и недавно объявленная покупка 25%+1 акция газовой компании «НоваТЭК». Согласно публикации в ведущей мировой деловой газете «Wall Street Journal», французские власти подозревают «Тоталь» в даче взяток российским и иракским чиновникам на общую сумму 20 млн. долларов. Для их перевода использовалась швейцарская компания Teliac SA ().

Согласно источникам газету «Ведомости», один из бывших чиновников администрации Ненецкого АО сообщил, что компания «Тоталь» постоянно завышала расходы на освоение Харьягинского месторождения, но почему-то чиновники Минэкономразвития и Минэнерго не обращали на это внимания.

Дальнейшее повествование в этом лидере российской деловой прессы настолько увлекательно, что его стоит процитировать:

«Федеральные чиновники называют эти подозрения беспочвенными. По словам бывшего сотрудника Минэкономразвития, знакомого с документами о проектах СРП конца 1990-х и начала 2000-х гг., «транснациональные компании свято соблюдают все западное и российское законодательство». Правда, признает он, «следы финансовых интересов российских чиновников можно отыскать в подрядах», а в сметах СРП нередко фигурировали расходы на «согласование проектной документации с чиновниками», доходящие до $ 1 млн. за каждое «согласование». Но в сметах Total за время работы источника «Ведомостей» в министерстве таких расходов не было.

Сергей Генералов, возглавлявший Миптопэнерго в 1998 г., тоже удивлен подозрениями в адрес Total: «Я был в курсе трудностей, которые возникали у компании с чиновниками разных уровней. Мне кажется, их причиной была именно принципиальная позиция Total не платить взятки» В порядочности компании уверен и один из авторов закона о СРП Алексей Мельников. А вот Владимир Малов, президент Института энергетической политики и бывший замминистра энергетики, полагает, что сам механизм СРП потенциально коррупционный, потому что допускает много индивидуально устанавливаемых показателей. Малов не стал комментировать подозрения в адрес Total, но подчеркнул, что «обработка людей, принимающих решения о распределении месторождений, ведется постоянно».

Источник: «Ведомости» 4.10.2004.
к оглавлению

Россия.
У компании «Нортгаз» проблемы с «Газпромом» уже давно имеются

В 2004 году компания «Нортгаз» уже дважды в судах отстояла законность своих лицензий на добычу природного газа на Северо-Уренгойском месторождении. Оба раза инициатором иска был «Газпром».

Интересно, что компания «Нортгаз» была создана благодаря инициативе одного из крупнейших подразделения «Газпрома» — ООО «Уренгойгазпром». «Нортгаз» был создан в 1993 году для того, чтобы заниматься добычей газа из глубоких (3000 м) неокомских залежей. В то время это дело было совершенно новым, дорогостоящим и требующим принципиально других технологий. Компания «Уренгойгазпром» продолжила работу на гораздо более легких и уже хорошо освоенных сеноманских залежах (1500 м).

Благодаря инвестициям «Нортгаза» в объеме 140 млн. долларов, было пробурено 38 скважин, создана инфраструктура для первичной переработки и транспортировки углеводородного сырья. Общие подтвержденные запасы природного газа, имеющиеся у компании, выросли до 354 млрд. кубометров. Через десять лет работы «Нортгаза» представители «Газпрома» вдруг заявили, что передача лицензии на добычу природного газа из неокомских залежей от ООО «Уренгойгазпром» «Нортгазу» была совершена незаконно. Якобы руководство «Газпрома» до января 2004 года вообще не знало, что такая передача имела место. Однако первое заседание арбитражного суда отказало в иске по причине истечения срока давности. Апелляционная инстанция оставила его в силе.

Тем не менее, «Газпром» пытает активно влиять на деятельность «Нортгаза», используя внесудебные методы решения хозяйственных споров. Используя свое монопольное положение, «Газпром» неоднократно отключал «Нортгаз» от трубопроводной сети. Ограничивался прием газового конденсата на Сургутский газовый ЗСК, который принадлежит входящему в «Газпром» ООО «Сургутгазпром».

«Нортгаз» в 2003 году смог добыть лишь 4 млрд. кубометров, при том, что имеющиеся у нее мощности давно позволяют добывать более 5 млрд. кубометров по одному только Западному куполу Северо-Уренгойского месторождения. При начале добычи на Восточном куполе Северо-Уренгойского месторождения объемы добычи могут превысить 10 млрд. кубометров природного газа в год. Однако при сложившихся взаимоотношениях с газотранспортным монополистом ОАО «Газпром» для «Нортгаза» бессмысленно начинать эти работы.

Источник: «Время новостей» 5.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпром»— США: не дотянуться трубой — достанем танкерами

Компания «Газпром» собирается начать поставки сжиженного природного газа в США уже в 2006–2009 году. Она провела переговоры с американскими «ЭксонМобил», «ШевронТексако», «КонокоФиллипс», а также канадской «ПетроКанада» (Petro-Canada) о планах освоения Штокмановского месторождения. «Газпром» собирает инвестировать в этот проект 10 млрд. долларов и сейчас оценивает возможности доступа к приемным терминалам сжиженного природного газа, а также к его потребителям на территории США или Канады.

Первые поставки природного газа компании «Газпром» в США запланированы уже в 2005 году. Это будет около 3–5 млрд. кубометров в виде сжиженного природного газа, в обмен на поставку «Газпромом» его аналогичного количества в Европу.

Из действующих на территории России компаний наибольших результатов в области поставок сжиженного природного газа в США достигла «Шелл». Ее предприятию вместе с компанией «Семпра» (Sempra Energy) было выдано разрешение на строительство терминала стоимостью в 600 млн. долларов по приемке сжиженного природного газа на территории Мексики. Он будет обеспечивать как мексиканских потребителей, так и покупателей из соседнего американского штата Калифорния.

Источник: Moscow Times 5.10.2004
к оглавлению

Россия.
«Газпром» разберется с долгами «Роснефти» и даст на ее проекты много денег

На конец 1 полугодия 2004 года сумма долгов НК «Роснефть» составляет 2,25 млрд. долларов, из которых 15% приходится на краткосрочные кредиты. К концу 2004 года долги «Роснефти» должны увеличиться до 2,5 млрд. долларов. Они достигнут 2,8 млрд. долларов в 2005 году, 3 млрд. долларов в 2006 году и 3,4 млрд. долларов в 2007 и 2008 гг. Снижение долгов «Роснефти» до 3 млрд. долларов намечалось только к 2009 г.

Однако предстоящее слияние с «Газпромом», как и ожидалось, резко улучшит финансовое положение «Роснефти». За последние 3 года «Газпром» снизил среднюю процентную ставку по предоставляемым ему кредитам с 8,4% до 7,0%. Это заметно лучше условий, на которых брала кредиты «Роснефть», которой они обходились в 7–13% годовых.

При капитализации «Газпрома» на уровне 60 млрд. долларов США, эта компания может без особых проблем увеличить имеющуюся у нее кредитную задолженность в 14 млрд. долларов еще на 5–7 млрд. долларов. Объединение компаний резко улучшит условия финансирования новых крупных проектов, в которых участвовала компания «Роснефть». Это прежде всего Сахалинские шельфовые месторождения, Штокмановское, Приразломное и Ванкорское.

Источник: «Коммерсантъ» 5.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» поделится с налогами от экспорта нефти через Приморск с Санкт-Петербургом

Компания «Роснефть» объявила о своих намерениях перевести часть выплачиваемых ей налогов из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь недавно было открыто дочернее предприятие «Роснефти» «РН-Трейд». Оно будет продавать нефть, экспортируемую «Роснефтью» через Балтийскую трубопроводную систему и порт Приморск. В 4 квартале поставки по этому маршруту запланированы на уровне 770 тысяч т, что составляет 46% от всей квоты «Роснефти» для экспорта в дальнее зарубежье. Основными поставщиками являются «Пурнефтегаз», «Полярное сияние» и «Северная нефть». В результате такого решения Санкт-Петербургу могут достаться в общей сложности до 50 млн. долларов налоговых платежей в год.

В настоящее время интерес к активизации работы в Санкт-Петербурге кроме «Транснефти» и «Роснефти» проявляют также «Совкомфлот», и «Лукойл».

Источник: «Ведомости» 8.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» наращивает вывоз нефти северным маршрутом

Перевалка нефти через Мурманск в первом полугодии 2004 года выросла на 73% и достигла 4 млн. т в год. В основном это произошло за счет работы нефтеперегрузочного комплекса «Белокаменка» компании «Роснефть», который стоит на рейде в Кольском заливе.

С января по август 2004 года эта компания, используя весьма замысловатую схему (трубопровод «Транснефти» — перевалка на железную дорогу с перевозкой до Архангельска — малыми танкерами до Мурманска — перевалка на большегрузные танкеры), отправила в Евросоюз и США 3,2 млн. т нефти.

Кроме «Белокаменки» в акватории Мурманского порта работают еще два перегрузочных рейдовых комплекса. Один принадлежит Мурманскому морскому пароходству, другой — ОАО «Белое море-сервис». Через них в относительно небольших объемах перегружается нефть компаний «Юкос», «Лукойл», «Сибнефть» и «ТНК-ВР». Ее перевозят по железной дороге до расположенного на Белом море порта Витино, затем небольшими танкерами доставляют в Мурманскя, где перегружают на танкеры дедвейтом 100 тысяч т, после чего уже отправляют на экспорт.

Источник: www.rusenergy.com 5.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Транснефть» прокачает много нефти северным маршрутом. Но за очень большие деньги

Президент компании «Транснефть» г-н Вайншток презентовал очередной суперпроект века. Это будет нефтепровод, который свяжет Западную Сибирь и Баренцево море. При расчетной мощности 50 млн. т нефти в год, трубопровод Сургут—Уса—Индига, по первым предварительным подсчетам, обойдется в 5,6 млрд. долларов. Трасса Сургут—Уса-Харьяга—Индига будет стоить несколько больше — 6,2 млрд. долларов.

Есть вариант строительства трубопровода с созданием экспортного терминала не в Индиге, пригодность которой вызывает определенные сомнения, а в Мурманске. Удовольствие протянуть туда нефтепровод напрямую, по дну Белого моря, обойдется в 9 млрд. долларов, в обход его — 11,8 млрд. долларов.

Сейчас эти расчеты переданы главам российских нефтяных компаний, за счет которых и будет финансироваться реализация всего этого нового великолепия.

Источник: «Ведомости» 8.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сургутнефтегаз» тоже хочет в США. Правда пока получается только через Норвегию

Компания «Сургутнефтегаз» устойчиво наращивает объемы добычи нефти. В 2004 году ей будет добыто 54 млн. т нефти. Помочь «Сургутнефтегазу» продать это богатство поможет норвежская компания «Статойл». Норвежцы будут покупать нефть «Сургутнефтегаза» в Приморске, перевозить по Балтийскому морю на крупный терминал в Монгстад около города Берген. Оттуда супертанкерами ее будут отправлять в США. Возможные объемы такого рода поставок могут составить до 500 тысяч т в месяц.

Источник: «Ведомости» 4.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Транснефтепродукт» — получай Европа и США российские нефтепродукты

8 октября 2004 года в лесу под Приморском компания ОАО «АК «Транснефтепродукт» официально начала строительство магистрального нефтепродуктопровода «Нижний Новгород (Кстово)—Ярославль—Кириши—Приморск» (»проект Север»). Оно будет вестись в две очереди.

На первом этапе продуктопровод пройдет от поселка Второво (Владимирская область) через Ярославль и Кириши к Приморску. Его протяженность составит 1056 км. Будет реконструированы станции Кстово и Второво, построен резервуарный парк в Приморске. На этой стадии мощность системы составит 8,4 млн. т в год.

На следующем этапе планируется доведение пропускной способности системы до 24,6 млн. т нефтепродуктов в год. Будет построена вторая нитка трубопровода «Кириши—Приморск», увеличена пропускная способность участка «Андреевка—Кстово», что позволит принимать продукцию Пермского, Омского, башкирских нефтеперерабатывающих заводов.

В настоящее время «Сургутнефтегаз» уже выдал технические условия на подключение к продуктопроводу принадлежащего этой компании «Киришинефтеоргсинтеза», а также дал гарантии на загрузку нового трубопровода. Согласованы технические условия подключения к продуктопроводу нефтеперерабатывающего завода «Славнефть—Ярославнефтеоргсинтез».

Экспортный терминал компании «Транснефтепродукт» в Приморске не будет конкурировать с расположенным рядом в порту Высоцк портом компании «Лукойл» и наращивающим свои мощности Петербургским нефтяным терминалом. Эти порты рассчитаны на поставки по железной дороге. К тому же Высоцк ориентирован на перевалку нефти и темных нефтепродуктов, а терминал «Транснефтепродукта» в Приморске в основном будет отгружать дизельное топливо. Строительство нового продуктопровода позволит практически удвоить возможности России по экспорту нефтепродуктов.

Завершается рекламная публикация на эту тему торжественным аккордом с цитатой классиков: «В общем, с полным основанием можно сказать, что проект «Север» отвечает государственным задачам сегодняшнего дня, сформулированным президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в своем Послании Федеральному Собранию: «Среди наиболее значимых задач, стоящих перед нашей страной, хотел бы особо выделить еще одну — это развитие транспортной инфраструктуры. Это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом — на обеспечение единства страны, повышение благосостояния каждого гражданина единого и большого государства».

Так что строительство очередной трубы для перекачки российской солярки за рубеж теперь есть задача не просто повышения доходов нефтяных олигархов и присасывающихся к трубе многочисленных мелких воров, а вопрос политический.

Источник: «Известия» 9.10.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Транснефтепродукта» опять утекло. Благодаря ворам

5 октября 2004 года около деревни Дудор Гусь-Хрустального района (Владимирская область) разлилось 30 т дизельного топлива. Его причиной была незаконная врезка в магистральный продуктопровод «Рязаньнефтепродукт». К работам по ликвидации последствий аварии были привлечены 43 человека и 12 единиц техники.

Подобного рода происшествия уже происходили в период 1998–2002 гг. на территории Судогского района Владимирской области. После нескольких утечек на участке трубопровода «Рязань—Новки», милиции удалось задержать злоумышленников. Основными подозреваемыми тогда стали руководители охраны трубопровода.

Источник: www.regnum.ru 6.10.2004, www.regions.ru 6.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Российские железные дороги» тоже хотят возить много нефти

ОАО «Российские железные дороги» активно наращивают перевозки нефти и нефтепродуктов. Наиболее перспективными являются направления, на которых отсутствует трубопроводный транспорт, в частности, на Китай. Для этого проводится модернизация участка железной дороги Карымская—Забайкальск, в которую в 2004 году будет вложено 3 млрд. рублей. Общий объем финансирования этих работ до 2008 года составит 14 млрд. рублей.

ОАО «РЖД» считает, что при поставках российской нефти к Тихому океану железная дорога может составить конкуренцию трубопроводу. Стоимость строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали (БАМ) превысит 10 млрд. долларов. При этом здесь уже существует железнодорожная магистраль, мощности которой используются на 45–70%. Благодаря этому у российских железных дорог есть возможность обеспечить перевозку к 2010 году до 20–40 млн. т нефти по направлению на Китай и порты российского Дальнего Востока при значительно более низких объемах необходимых инвестиций.

Транспортировка 5–7 млн. т с Талакано-Ковыктинских и Тахомо-Юрубченских месторождений силами ОАО «РЖД» могут осуществляться по БАМ и Транссибу уже начиная с 2005 года. Для увеличения этих перевозок до 9–12 млн. т в год понадобится завершить модернизацию подходов к портам Дальнего Востока и пограничного перехода в Забайкальске, что может быть осуществлено с относительно небольшими затратами уже в ближайшие годы.

Источник: РЖД-Партнер 5.10.2004.
к оглавлению

Россия.
КТК наращивает мощности и долги

Руководство «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) рассматривает возможность гораздо более быстрых темпов наращивания его мощности. Проектная мощность в 67 млн. т в год, которой ранее планировали достичь к 2014 году, может быть достигнута уже в 2008 году.

В настоящее время пропускная способность КТК составляет 24 млн. т в год. В 2004 году будет прокачано 28 млн. т. Вполне реальны следующая динамика: 38 млн. т в 2006 году, 48 млн. т — в 2007 году и 67 млн. т в 2008 году. В этом варианте одной из главных проблем станет пропускная способность турецких проливов, по которым должен пойти этот дополнительный поток.

Вторая проблема — обеспечение финансовых интересов российской стороны, которая является крупнейшим акционером КТК. России принадлежит 24% КТК, казахскому «КазМунайГаз» — 19%. Другими крупными акционерами являются Chevron Caspian Pipeline Consortium (15%), совместное предприятие «Лукойл» и «Бритиш Петролеум» LUKARCO (12,5%), Mobil Caspain Pipeline (7,5%), совместное предприятие «Роснефть» и «Шелл» Rosneft-Shell Caspian Ventures (7,5%), Oman CPC Co (6%).

По словам анонимных российских чиновников, «…Россия как акционер не получает никаких дивидендов от этого проекта. «КТК» в первую очередь оплачивает задолженность по кредитам, которые необходимы ему для строительства новых мощностей. А Россия при этом не получает необходимых выплат, они только начисляются», — отмечает собеседник «Ведомостей». Он прогнозирует, что если строительство трубопровода пойдет более быстрыми темпами, затраты КТК лишь возрастут, а значит, у акционеров будет еще меньше шансов получить долю в прибылях. С другой стороны, отмечает он, развитие проекта останавливать не планируется».

Руководство КТК объясняет спешку конкуренцией новых вариантов транспортировки каспийской нефти. Это завершающееся строительство нефтепровода Баку—Джейхан, а также начатое строительство трубопровода из Казахстана в Китай.

Источники: «Известия» 8.10.2004, «Ведомости» 8.10.2004.
к оглавлению

Россия.
«Юкос» все-таки восстановил подачу энергии на промыслы

В недрах активно подвергаемого «мочению в сортире» «Юкоса» все-таки нашлось дочерняя компания, до счетов которой бдительные налоговики и прокуроры пока еще не добрались. Это ЗАО «Энергосервисная компания», на 100% принадлежащее «Юкос». Она погасила задолженность ОАО «Юганскнефтегаз» перед ОАО «Тюменьэнерго», которая достигла 440 млн. рублей.

21 и 23 сентября 2004 года из-за того, что «Тюменьэнерго» снизило на 10% подачу электроэнергии на промыслы «Юганскнефтегаза», добыча была уменьшена на 5 тысяч т в сутки (7% от общего добываемого объема). Пока созданную прокурорами, налоговиками, судейскими и энергетиками предпосылку для аварий на нефтепромыслах, вероятность которых резко повышается при перебоях в подаче электроэнергии, удалось временно устранить. Надолго ли? И кто будет отвечать за этот производственный терроризм ошалевших от своей безмозглости и безответственности российских чиновников?

Источник: «Коммерсантъ» 4.10.2004.
к оглавлению

Россия
На Чукотке массово гибнут загрязненные нефтью птицы

На побережье Чукотского моря между поселками Энурмико и Нешкан Чукотского района обнаружено более 700 погибающих загрязненных нефть. птиц. Их выбрасывает на берег на участке длиной в 40 км. Однако при этом прибрежные морские воды чисты и никаких следов нефти в них нет. Одной из причин загрязнения пострадавших птиц мог быть сброс или утечка нефтепродуктов с проходящих мимо побережья судов.

Ведется выяснение, какие суда находились в этом районе и на одном из них, шедшем по маршруту Певек—Находка по прибытии судна в порт будет проведена инспекция и отбор проб находящихся на борту нефтепродуктов.

Источники: www.regnum.ru 4.10.2004, www.itar-tass.com 5.10.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное