Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 7


Информационный Канал Subscribe.Ru

N7  Нефтяное обозрение
16–22 февраля
2004 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0407.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения.


Темы недели

Евросоюз.
Требования к безопасности морских перевозок будут повышаться.

Министр связи, морских и природных ресурсов Дермот Ахерн (Dermot Ahern) сообщил депутатам Европарламента, что во время президентства Ирландии в Евросоюзе эта страна будет добиваться принятия строгих мер, направленных против загрязнения прибрежных вод Европы.

После аварии танкера «Престиж» у берегов Испании Ирландия вместе с Бельгией, Францией, Португалией, Испанией и Великобританией предложила шире использовать режим «Особо чувствительных морских участков» (PSSA - Particularly Sensitive Sea Area) для охраны морских побережий.

Совет министров транспорта Евросоюза поддержал эту инициативу. Министр Ахерн заявил, что после придания Евросоюзом статуса «Особо чувствительных морских участков» атлантическому побережью Европы, этот же статус должны получить Балтийское и Средиземное моря. Все члены Евросоюза будут добиваться принятия соответствующих решений на уровне Международной морской организации.

В настоящее время Евросоюз запретил вход в свои порты старых судов и танкеров с одинарной обшивкой, перевозящих тяжелые сорта нефтепродуктов. Следующим шагом будет запрет на подобные перевозки через «Особо чувствительные морские участки» в европейских морях. Евросоюз требует от танкеров, собирающихся проходить через воды входящих в этот блок государств, за 48 часов сообщать о своих маршрутах.

Евросоюз будет делать все, чтобы катастрофа, аналогичная гибели танкера «Престиж» не повторилась снова. Министр Ахерн заявил, что среди первоочередных шагов будут создание Европейского агентства морской безопасности, развертывание самой современной системы контроля над морским движением, а также создание портов-убежищ для аварийных судов. Кроме того, было предложено создать дополнительный Фонд компенсаций за загрязнение нефтью (Oil Pollution Compensation Fund).

Представитель Европейской федерации работников транспорта Эдуардо Чагас (Eduardo Chagas - European Transport Workers Federation), выступая перед членами Европарламента, критиковал некоторые меры, предлагаемые для повышения безопасности морских перевозок. Особенно досталось требованию перехода на танкера в двойной обшивкой. По словам Чагаса, это гарантирует решения проблемы безопасности, а в последние годы срока эксплуатации таких танкеров добавит новых проблем. На старых танкерах с двойной обшивкой гораздо сложнее вовремя обнаружить разрушение конструкций, а также интенсивную внутреннюю коррозию. Если на судах с одинарной обшивкой такие случаи за счет появления утечек становятся очевидными на более ранних стадиях, то на танкерах с двойной обшивкой разрушение корпуса обнаруживается гораздо позже.

Европейская федерация работников транспорта отмечает, что основной причиной аварий являются не проблемы технического состояния судов, а ошибки в управлении. 50% аварий с утечками нефти и нефтепродуктов приходится на посадки на мель и столкновения, и только 10% вызваны техническими проблемами, в том числе состоянием корпуса. Находящийся в плохом состоянии и плохо управляемый танкер с двойной обшивкой будет гораздо опаснее танкера с одинарной обшивкой, эксплуатируемого в нормальном режиме. Однако г-н Чагас не стал анализировать, насколько различаются своим последствиями столкновения и посадки на мель танкеров с одинарной и двойной обшивкой. Результаты этого сравнения слишком очевидно будут говорить в пользу двойной обшивки.

Ожидается, что очередной набор мер Евросоюза, направленных на повышение безопасности морских перевозок, будет принят в мае 2004 года.

Источники: Politics.ie 18.02.2004, Europolitix 19.02.2004.
к оглавлению

США.
Молодежь не хочет идти работать в нефтяную отрасль.

Нефтяные компании всего мира сталкиваются с проблемой старения персонала. Молодежь не хочет идти работать в эту отрасль. Особенно остро такая проблема стоит в США, где средний возраст инженеров-нефтяников составляет 51 год при среднем для американской промышленности значении 41 год. Специалистам старшего возраста необходимо платить более высокие зарплаты, а высококвалифицированных технических специалистов, выходящих на пенсию, надо кем-то заменять. И эти проблемы становится все острее.

Резкое снижение интереса американских студентов к нефтяной промышленности началось в 1980-е годы, когда проблемы мирового нефтяного рынка привели к огромным сокращениям численности работников отрасли. Эта тенденция сохранилась и в 1990-е годы. В борьбе за повышение эффективности нефтяные компании объединялись и продолжали увольнять становящихся ненужными работников. По сравнению с 1983 годом численность инженерного персонала в американской нефтяной отрасли снизилась на 60%.

Кроме того, перспективная молодежь не хотела идти в отрасль, в которой, помимо массовых увольнений, регулярно происходили скандалы, связанные с причинением ущерба природе, нарушениями прав человека, коррупцией. Быстро растущий сектор современных информационных технологий открывал для молодых людей гораздо более интересные и привлекательные перспективы.

Кадровый голод может стать дополнительной проблемой нефтяной отрасли. В ближайшие годы компаниям предстоит найти и освоить замену старым месторождениям, разработка которых заканчивается. Новые промыслы будут создаваться и работать в гораздо более сложных условиях, чем это было раньше, поскольку наиболее богатые и легкодоступные месторождения уже освоены. В ближайшие годы потребность нефтяной отрасли в кадрах будет расти.

Компаниям придется приложить все силы, чтобы удержать уже имеющиеся инженерные кадры. Пока это удавалось делать за счет повышения заработных плат, которые в последнее десятилетие регулярно росли в среднем на 3% в год.

Нефтяникам предстоит также найти способы привлечения молодых и перспективных специалистов. Одним из решений является поиск перспективной молодежи в других странах - России, Китае, Египте. Компания «Бритиш Петролеум» уже начала активную работу в этом направлении в России.

Источник: Reuters - ENN 18.02.2004.
к оглавлению

Азербайджан - Турция - Россия.
«Транснефть» решит проблему турецких проливов. Знают ли об этом турки?

Плохие погодные условия сильно затрудняют проход судов через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы и их загрузку в черноморских портах, в частности в Новороссийске. В связи с этим дополнительные затраты на транспортировку азербайджанской нефти до портов Средиземного моря составляют около 4 млн. долларов на каждом танкере. Ежемесячно из российского порта Новороссийск уходит по два танкера и азербайджанской нефтью, а из грузинского порта Супса - три-четыре. Общие потери Азербайджана из-за чувствительности этой транспортной схемы к погодным условиям составляют до 25 млн. долларов в месяц.

Похоже, понимание, что проблема турецких проливов - это реальность, а не происки турецких властей, начинает доходить и до руководства российских экспортеров нефти. В 2003 году, по официальным данным Минэнерго, через Босфор и Дарданеллы прошло 62 млн. т российской нефти. К этому надо добавить 10 млн. т казахской нефти, перекачиваемой по трубопроводу КТК на терминал Озерейка под Новороссийском. В 2003 году транспортировка нефти через турецкие проливы только из российских портов Черного моря увеличилась по сравнению с 2002 годом на 25%. С учетом перевозок нефти из портов других стран, поток танкеров достиг предела пропускной способности Босфора и Дарданелл.

Российская компания «Транснефть» заявила о своих намерениях решить эту проблему за счет строительства обходного трубопровода длиной 193 км. Журналисты, поглядев на карту, пришли к выводу, что это может быть нефтепровод по турецкой территории от расположенного на берегу Черного моря порта Кыйикей до находящегося уже у Эгейского моря порта Ибрихаба.

Однако дальнейшие высказывания руководителя «Транснефти», г-на Вайнштока вызывают некоторое изумление «... он заранее развеял надежды нефтяников относительно участия в этом проекте. «Все нефтепроводы должны строиться за счет «Транснефти» без привлечения партнеров в виде российских или иностранных компаний», - заявил господин Вайншток» (»Время новостей» 19.02.2004.).

Намерения «Транснефти» за счет очередного повышения тарифов на свои монопольные услуги в России построить на территории суверенного государства Турции нефтепровод и два морских терминала производит глубокое впечатление. Особенно если учесть, что источником средств для такого «подарка» компании «Транснефть» туркам на общую сумму 900 млн. долларов в очередной раз станут российские нефтяные компании. Впрочем, пока еще не известно, согласится ли турецкая сторона на такой характер отношений с российской государственной монополией.

Не совсем понятно, как будет развиваться ситуация после завершения строительства нефтепровода Баку-Джейхан, что может автоматически решить проблему проливов. Сейчас экономическая эффективность строительства трубы в обход Босфора и Дарданелл обосновывается потерями до 12 долларов на каждой тонне перевозимой через эти проливы нефти. Насколько сохранится необходимость ее перевозок по этому маршруту в нынешних объемах после начала работы трубопровода Баку-Джейхан - неясно.

Источники: «Коммерсантъ» 18.02.2004, «Ведомости» 19.02.2004.
к оглавлению

Другие сообщения.

Россия.
Нефтезапор в Черном море будут лечить прокачкой на Балтику.

20 февраля 2004 году г-н Вайншток был удостоен личной аудиенции у президента РФ В.В. Путина. Глава «Транснефти» отрапортовал, что проблема нефтезапоров на пути безудержного роста распродажи российских невозобновимых природных ресурсов частично решена. Всего лишь за три года мощность экспортного терминала в порту Приморск в Ленинградской области доведена до 42 млн. т. Тем самым он достиг грузооборота другого крупнейшего российского экспортного нефтяного терминала, на Черном море, в Новороссийске. Однако, в отличие от Новороссийска, который из-за штормов теряет 80-90 дней в году, Приморск пока вроде бы работает без остановок.

«Транснефть» не собирается останавливаться на достигнутом. Мощность Приморска будет увеличена до 50 и даже 62 млн. т в год. Всего в 2003 году по трубопроводам компании «Транснефть» на экспорт было отправлено 208 млн. т российской нефти. В течении нескольких ближайших лет «Транснефть» намерена повысить этот показатель еще на 25-30 млн. т в год.

Президент Путин поблагодарил руководителя компании «Транснефть» за хорошую работу. Он обратил внимание г-на Вайнштока, что увеличение прокачки на Балтику не должно привести к снижению поставок через Новороссийск. Оба главных российских экспортных терминала должны поддерживаться в хорошем состоянии.

Источник: ИТАР-ТАСС 20.02.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Транснефти» опять утекло - в Пермской области.

По одним источникам, сообщение о падении давления в нефтепроводе «Пермь-Альметьевск» (ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы», входящее в «Транснефть») диаметром 1020 мм поступило в 15.00 в воскресенье 15 февраля 2004 года. По другим - «в ночь на понедельник».

Несмотря на то, что авария произошла всего лишь в 50 км от Перми, выехавшая на место разлива специальная бригада всю ночь расчищала проезд. В понедельник 16 февраля были начаты работы по ремонту трубы, проводился анализ разлива, объем которого по официальным данным оценивается в 200 т.

В полдень 17 февраля должны были начаться работы по вывозу загрязненного грунта и снега, в которых будет участвовать 20 единиц техники.

Источники: Regnum 16.02.2004, Интерфакс 16.02.2004, ИТАР-ТАСС 17.02.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Транснефти» разлив в связи с воровством в Ставропольском крае.

В 23.30 17 февраля 2004 года в Курском районе Ставропольского края был обнаружен разлив нефти из трубопровода Малгобек-Тихорецк. Его причина - незаконная врезка. По официальным данным объем разлива составил 150 т, площадь загрязнения - 2 га.

Для ликвидации последствий были задействованы службы МЧС и аварийно-ремонтная бригада управления «Черноморск-Транснефть». В 15.00 18 февраля утечка была устранена, проведена работа по сбору нефти и загрязненного грунта. К ликвидации аварии было привлечено 55 человек и 15 единиц техники.

Источники: НиК 19.02.2004, РИА «Новости» 21.02.2004.
к оглавлению

Россия.
У нефтяников - запоры и утечки, у газовиков - выбросы в атмосферу.

В Славянском районе Краснодарского края ведутся работы по ликвидации последствий аварии на предприятии «Кубаньбургаз». По одним источникам 17, по другим - 18 февраля 2004 года на во время испытания газовой скважины в районе хутора Прорвинский произошел выброс природного газа и газового конденсата. Жители хутора были разбужены сильным хлопком в половине пятого утра. Прибывшие через три часа на место аварии спасатели эвакуировали 72 жителя хутора, поскольку существовала угроза взрыва, а скважина расположена на расстоянии 300 м от ближайших домов.

Жителей Прорвинского поместили в соседней станице, в школе, где был оборудован временный эвакуационный пункт. На следующий день их возили на хутор, чтобы накормить скотину. При этом всем было дано строгое предупреждение не пользоваться огнем и не включать свет из-за опасности взрыва.

Несмотря на все усилия, в течение суток заглушить фонтан газа не удалось. Скважина находится в плавнях, и тяжелая техника не может к ней подъехать. Дальнейшие сообщения становятся все более тревожными. Месторождение в плавнях уже оказывается «месторождением на шельфе Азовского моря». По некоторым данным, давление оказалось настолько мощным, что не выдержала фонтанная арматура. Четыре попытки подавить фонтан оказались безуспешными.

В воздухе резко возросла концентрация углеводородов, которая в 60 раз превышает норму. Число эвакуированных из-за сильного загрязнения воздуха местных жителей увеличилось до 400 человек. Некоторые начали обращаться в больницы, где им ставят диагноз «отравление углеводородами».

Источник: «Время новостей» 20.02.2004, Прайм-Тасс 20.02.2004, НТВ 21.02.2004
к оглавлению

Россия.
У «Транснефти» очередной проект века - БАМ №2.

После безуспешной попытки кавалерийским наскоком пройти экологическую экспертизу проекта строительства нефтепровода Ангарск-Находка компания «Транснефть» перегруппирует свои силы и готовится к выдаче технико-экономического обоснования еще более величественного проекта. Его трасса будет практически полным повторением предыдущего провального «проекта века» - Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, разорившей бюджет СССР на многие миллиарды рублей.

Теперь трубопровод «Транснефти» будет начинаться в Тайшете, а не в Ангарске. «Транснефти» и раньше не особо нравилось восточносибирское гнездо компании «Юкос» с ее альтернативным проектом трубопровода Ангарск-Дацин, а после «равноудаления» этой компании дальше, чем других - и подавно.

Понятно, что теперь этот, уже совсем не связанный с «ЮКОСом», проект «Транснефти» будет стоить еще на 600-700 млн. долларов дороже. По сложившейся традиции, российские нефтяники за все заплатят. Впрочем, все это мелкие детали по сравнению с вопросом, откуда возьмутся те огромные количества нефти, которую «Транснефть» собирается перекачивать в Находку. Ведь без них этот повторный Байкало-Амурский «проект века» как и первый, железнодорожный, опять кончится эпохального масштаба убытками.

Журналисты на тему очередных, все более гигантских планов «Транснефти», высказываются откровенно:

«...очевидно, что пересмотр трассы маршрута нефтепровода, если это будет поддержано правительством, - деликатный способ заморозить на время весь экспортный проект. Так, господин Вайншток заявил, что «весь 2004 год нам нужен для подготовки нового ТЭО», еще год уйдет на проектирование трубопровода. Строительство, по его словам, займет четыре года. Таким образом, КНР получит первую нефть не ранее 2009-2010 годов. ЮКОС предполагал начать поставки в 2007-2008 годах. А губернатор Иркутской области Борис Говорин, комментируя ситуацию вокруг трубопровода (см. «Ъ» от 24 декабря 2003 года), заявил, что пока не видит возможности запустить проект ранее 2020 года».

Источник: «Коммерсантъ» 16.02.2004.
к оглавлению

Россия.
Растет нефтяной поток через Белое и Баренцево моря.

Ветеран танкерного флота, бывший «Berge Pioneer» был арендован «Роснефтью» у норвежской компании Bergesen D.Y. Shipping. Переименованный в «Белокаменку», он прибыл к берегам Кольского полуострова. Отходивший свое по морям океанский гигант будет установлен в губе Белокаменке, где станет работать накопителем для перевалки на океанские супертанкеры нефти, добываемой «Роснефтью» на шельфе Баренцева моря и в республике Коми. Ее будут подвозить более мелкие танкеры с небольшой осадкой, позволяющие входить в мелководные порты северных морей России.

Природоохранные организации области высказывают опасения относительно безопасности дальнейшей эксплуатации этого 24-летнего судна дедвейтом 360 тысяч т. Они считают, что более надежным будет сооружение стационарного хранилища на суше.

На фоне отдельных скептических высказываний руководство и население Архангельской области с энтузиазмом встречают рост нефтяного потока через Белое море. Через Архангельскую нефтебазу в 2003 году было отгружено на экспорт 1,5 млн. т нефтепродуктов. Ведется активное развитие нового проекта «Роснефти», которая будет возить нефть по железной дороге от проходящего возле г. Котлас нефтепровода до архангельского порта. Здесь она будут переваливать на малотоннажные танкеры и отправлять на танкер-накопитель «Белокаменка». Объем этих перевозок должен составить 4 млн. т в год.

Этим же маршрутом (Архангельский порт - Кольский полуостров) собираются воспользоваться компании ЗАО «Татнефть-Архангельск» (до 3 млн. т нефти в год), и ООО «ARM-Нефтесервис» (до 5 млн. т нефти в год).

Активно осваивает Онежскую губу Белого моря ОАО «Волготанкер». В рамках проекта «Белое море», оно осуществляет перевозки нефти и мазута судами река-море (2700 т) через Беломоро-Балтийский канал с последующей перевалкой на морские танкеры в районе порта Онега. В 2003 году этим маршрутом на экспорт ушло 180 тысяч т нефтепродуктов (что эквивалентно грузу 70 речных танкеров).

Что касается разлива, который произошел в сентябре 2003 года в Онежской губе, то опросы населения Архангельской области, проведенные в центром социологических исследований «Форим» в январе 2004 года показали, что поморы нефти не боятся. Методом личного интервью было опрошено 710 человек, что обеспечило ошибку на уровне не более 5%.

Среди наиболее значимых экологических проблем 54% выделяют деятельность космодрома в Плесецке. 51% считает, что наиболее важная экологическая проблема - вырубка лесов. Треть опрошенных беспокоят экологические последствия работы целлюлозно-бумажных предприятий, и такое же количество - проблема переработки бытового мусора. Мусор впервые попал в число наиболее важных экологических проблем Архангельской области. Возможно, этому способствовали пожары на свалках вокруг Архангельска в начале лета 2003 года.

Нефтяные проблемы не вошли даже во вторую по значимости группу экологических проблем, на которые указали от 10 до 33% участников опроса. В ней оказались последствия атомных взрывов на Новой Земле (23%), деятельность Центра атомного судостроения в Северодвинске (20%), разработка алмазных месторождения (11%).

На транспортировку нефти через беломорские порты как на экологически наиболее важную для Архангельской области проблему указали лишь 10% опрошенных. Планируемое строительство нефте- и газопроводов беспокоит лишь 9% жителей региона. А экологические последствия добычи нефти в далеком Ненецком автономном округе волнуют лишь 3% опрошенных.

Танкер-накопитель «Белокаменка», наращивание перевалки через Архангельск, Онегу, Кандалакшу, терминал «Варандей» (в 2003 году - 700 тыс. т экспортных поставок), освоение месторождения Приразломное, где в ближайшем году планируется ежегодно добывать до 7 млн. т нефти, это только первые шаги.

Большие баренц-беломорские перевозки нефти еще только на подходе. Российские нефтяные компании (Лукойл, Сургутнефтегаз, Сибнефть, ЮКОС), а также государственная монополия «Транснефть» рассматривают планы строительства мощного нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск мощностью 80 млн. т в год. В районе Мурманска предлагается создать новый экспортный нефтяной терминал мощность до 120 млн. т. Согласно планам, в 2004 году будет выбран окончательный маршрут нефтепровода, подготовлено технико-экономическое обоснование. В качестве возможного срока начала работы этой системы энтузиасты развития сырьевого сектора России называют 2007 год.

Источники: Коммерсантъ 16.02.2004, Regnum 17.02.2004, RusEnergy, 17.02.2004, «Правда Севера» 19.02.2004.
к оглавлению

Россия.
Уникальный бензин компании «Лукойл» поступит в США.

Уникальность будет заключаться в том, что американским потребителям его повезут через половину земного шара.

Возводимый компанией «Лукойл» экспортный терминал в г. Высоцке (Ленинградская область) готовится к расширению своей работы. 18-20 февраля 2004 года из Нижнего Новгорода выйдет эшелон с нефтепродуктами, которые будут использованы для заполнения новых емкостей и оборудования терминала. Он будет способен переваливать до 2,5 млн. т в год. Официальное начало его работы намечено на март 2004 года.

В дальнейшем порт Высоцка будет активно использоваться компаний «Лукойл» для экспортных поставок нефтепродуктов из Ухты, Перми и Нижнего Новгорода в страны Евросоюза и США.

Источник: Moscow Times 17.02.2004.
к оглавлению

Россия.
На Каспии потерялся танкер.

На Каспийском море около казахских берегов 16 февраля 2004 года затонул российский танкер «Акуша». Это судно длиной 56 метров, относящееся к классу рейдовых бункеровщиков, имело водоизмещение 1,5 тысяч т. Суда этого проекта способны принять на борт до 950 т нефтепродуктов. Владелец танкера «Акуша» (порт приписка Махачкала) - ООО «Каспий-Ойл».

О произошедшей катастрофе узнали случайно, после того как 19 февраля судно «Радикс-2» обнаружило в открытом море спасательный плот с двумя моряками. До этого момента о произошедшей катастрофе никто не знал. По словам спасенных членов команды затонувшего судна, бункеровщик «Акуша» собирал загрязненные нефтепродуктами подсланевые воды с судов в районе мыса Песчаный. 16 февраля 2004 года, следуя курсом на Махачкалу, это старое (1971 году постройки) судно попало в жестокий шторм. Вскоре в его машинное отделение стала поступать вода, и оно затонуло. Сигнал бедствия по радио либо не подавался, либо не был принят.

После получения информации об этой катастрофе была начата спасательная операция, в которой было задействовано до 8 судов, а также летательные аппараты. Благодаря их работе обнаружить еще 6 членов экипажа. Пока из 12 членов экипажа удалось спасти 12 моряков.

Об экологических последствиях катастрофы ничего не сообщается.

Источники: Интерфакс 19.02.2004, NEWSru 20.02.2004, АБН 20.02.2004.
к оглавлению

Канада.
Канадская наука не возражает против бурения у западных берегов.

Канадское Королевское общество (Royal Society of Canada) провело научный анализ возможных последствий отмены моратория на разведку и добычу нефти и газа на шельфе у западных берегов страны. Исчерпывающе перечислив проблемы, канадские ученые сделали вывод - имеющийся объем научных данных достаточен, чтобы утверждать, что принципиальных возражений против отмены моратория нет. Единственная пока недостаточно изученная проблема - воздействие сейсмической разведки на китов.

Вместе с тем, авторы доклада отмечают, что его выводы не следует рассматривать, как одобрение планов правительства начать такого рода работы. Уже сейчас очевидна необходимость соблюдения строгих ограничений. В частности, деятельность нефтяных компаний недопустима около губочных рифов, а также ближе 20 км от береговой линии. Более того, авторы доклада подчеркнули, что мораторий на транзитный транспорт нефти вдоль западного побережья Канады должен быть сохранен.

В докладе указывается, что начало разведки нефти и газа будет способствовать более глубокому научному анализу состояния местной природы и ряда экологических проблем и методов их решения.

Власти расположенной на западе Канады провинции Британская Колумбия с большим энтузиазмом отнеслись к содержащимся в докладе выводам. Пришедшее недавно к власти либеральное правительство надеется при помощи добычи нефти и газа на шельфе поправить экономическую ситуацию. Оно воодушевлено примером расположенных на востоке канадских провинций Ньюфаундленд и Новая Шотландия, где добыча нефти со дна Атлантического океана началась в 1997-2001 годах.

По предварительным оценкам, на шельфе у берегов Британской Колумбии может оказаться до 1,5 млрд. т нефти и газа стоимостью в десятки миллиардов долларов. Премьер-министр Британской Колумбии Гордон Кэмпбелл высказал надежду, что первая нефть может быть получена к моменту начала зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере.

Однако представители промышленности более умерены в своих прогнозах. Представители «Шелл-Канада» считают, что при благоприятном ходе событий в 2010 году может начаться только разведочное бурение. С 2012 года можно будет говорить о начале промышленного освоения. Полномасштабная промышленная эксплуатация может начаться не ранее 2017 года.

До начала каких-либо разведочных работ у берегов Британской Колумбии надо официально оформить отмену моратория на их проведение, принятого на федеральном уровне в 1972 году и на уровне провинции в 1989 году. Для этого, кроме научного анализа, необходимо провести широкомасштабные общественные слушания, а также договориться с коренным индейским населением.

Представители ряда природоохранных организаций уже выступили с критикой выводов доклада Канадского королевского общества. Они указывают, что анализ возможных экологических проблем должен проводиться до начала работ, а не одновременно с разведкой, освоением и эксплуатацией шельфовых месторождений. В этой ситуации, если и выявляется экологическая неприемлемость каких-либо действий, как правило компании и власти продолжают реализацию проекта, обосновывая это уже сделанными крупными затратами.

Природоохранные организации также высказывают большие сомнения относительно способности властей установить жесткие экологические требования к деятельности нефтегазовых компаний, а также наладить эффективный контроль. Опыт организации добычи нефти и газа у восточного побережья Канады, в Ньюфаундленде и Новой Шотландии показывает, что при этом власти игнорируют интересы рыбного хозяйства и охраны природы. Если они хотят доказать, что на западном побережье все будет по другому - пускай сначала продемонстрируют это на восточном побережье.

Источники: Sierra Club 17.02.2004, CBC 16.02.2004, 17.02.2004, 18.02.2004. Globe and Mail 17.02.2004.
к оглавлению

Канада.
Бюрократическая волокита на страже канадской природы.

Руководство крупнейшей канадской нефтяной компании «Империал Ойл» (Imperial Oil), на 70% принадлежащей американской «Эксон-Мобил» (Exxon-Mobil), высказало недовольство очередным приступом бюрократической волокиты в процессе оформления разрешений на строительство газопровода 1350 км газопровода из дельты реки Маккензи на юг страны.

«Империал Ойл» является оператором этого проекта. В число его участников входят также канадские отделения компаний «Шелл» (Shell Canada), «Коноко-Филипс» (Conoco Phillips), «Эксон-Мобил» и «Абориджинал Пайплайн Груп» (Aboriginal Pipeline Group). Последняя компании была создана для того, чтобы представлять интересы местного коренного населения, хотя, похоже, с этим есть проблемы, о чем мы сообщали в предыдущих выпусках «Нефтяного обозрения».

Однако гораздо больше, чем постоянно растущие требования местного коренного населения, «Империал Ойл» беспокоит волокита в организации проведения экологической экспертизы со стороны канадских чиновников. Пока чиновники различного уровня выясняют отношения друг с другом, коренным населением, общественными природоохранными организациями, консорциум теряет деньги.

Затраты на получение согласования проекта во всех 37 инстанциях обойдутся в 100 млн. долларов. Кроме того, каждый год затягивания сроков реализации проекта, который первоначально планировалось завершить в 2008 году, означает дополнительно 100 млн. долларов потерь. Ведь инвестируемые в его развитие средства до начала работы газопровода не приносят отдачи, но требуют регулярных платежей по процентам.

Выведенный из себя руководитель компании «Империал Ойл» заявил, что считает неприемлемым создание специального комитета, который будет обсуждать, можно ли ограничить проведение экологической экспертизы обсуждением в узком кругу, или надо проводить другое, более широкое общественное обсуждение возможных экологических последствий реализации проекта. Уже и сами компании, и федеральный министр по охране окружающей среды готовы участвовать в широком общественном обсуждении проекта. Однако канадским чиновникам это все еще непонятно, и они хотят продолжить заседания на эту тему.

Источники: Toronto Start 20.02.2004, Calgary Sun 20.02.2004,
к оглавлению

Канада.
Нефтяники всерьез занялись этиловым спиртом.

Канадская вертикально интегрированная нефтяная компания «Хаски» (Husky) собирается стать крупнейшим производителем этилового спирта в западной части Канады. Это произойдет в конце 2005 года, когда начнет работу новый спиртовой завод мощностью 130 млн. литров в год. Он будет расположен в провинции Саскачеван вблизи от уже существующего нефтеперерабатывающего завода компании «Хаски».

Этиловый спирт будет производиться из зерна и древесины. Его добавка снижает токсичность выхлопных газов, повышает качество топлива и его устойчивость к низким температурам. Кроме того, использование этилового спирта снижает выбросы парникового углекислого газа.

Сорта бензина с добавками этилового спирта будут продаваться на принадлежащей компании сети безнзоколонок «Хаски»(Husky) и «Мохоук» (Mohawk).

Источник: PRNewswire 16.02.2004.
к оглавлению

США.
Добавка спирта в бензин - благие намерения или большое жульничество?

Программа поддержки производителей, выпускающих автомашины, способные использовать как обычный бензин, так и его сорта с добавками этилового спирта, была принята Конгрессом США еще в 1988 году. Для таких машин вводился поправка, снижающая на 4-5% устанавливаемые в административном порядке требования к топливной экономичности. Предполагалось, что эти машины в основном будут ездить на бензине с добавками этилового спирта. Это снизит потребность страны в импорте нефти, токсичность выхлопных газов и объемы выбросов парниковых газов.

Американские автомобильные компании с удовольствие пользовались этой льготой. Сейчас в США эксплуатируется 1,8 млн. автомашин, изначально запроектированных на использование как чистого бензина, так и его смесей с этиловым спиртом. Однако проведенные государственными структурами исследования показали, что только небольшая часть этих машин действительно использует бензин с примесью этилового спирта. А большая часть ездит на обычном бензине. Им просто негде заправляться бензиново-спиртовой смесью. В настоящее время в США работает лишь 200 бензоколонок, где она продается. В итоге, владельцев новых машин часто даже и не информируют о таких возможностях.

В связи со столь прискорбными результатами еще в 2001-2002 годах, во время правления администрации президента Клинтона, власти США пришли в выводу, что программа поддержки производителей машин, способных работать как на чистом бензине, так и его смесях со спиртом не работает. В 2004 году она должна была завершиться.

Однако администрация Буша решила продлить ее действие до 2008 года... чтобы снизить зависимость страны от импорта нефти, а также позаботиться чистоте воздуха в американских городах. Критики программы подчеркивают, что ее основной недостаток не так и не устраняется. В рамках действующей программы основные льготы предоставляются производителям автомашин, которым, в итоге, все равно, на каком реально виде топлива они будут ездить в дальнейшем. Чтобы программа заработала, ее выгоды должны быть в первую очередь доступны производителям и продавцам более экологичного бензиново-спиртового топлива.

Источник: Reuters 19.02.2004, Washington Post 19.02.2004.
к оглавлению

США.
Очистные работы в Пьюджет Саунд продолжаются.

Через шесть недель после предновогоднего разлива 15 т мазута в заливе Пьюджет Саунд (штате Вашингтон) очистные работы все еще продолжаются. Идет удаление мазута, осевшего на прибрежной гальке и теперь, при постоянно меняющемся из-за приливов и штормов уровне моря, периодически всплывающего на поверхность.

Часть прибрежных мелководий огорожена бонами. Внутри изолированного участка работники компании «Нешнэл Риспонс Корпорейшн» (NRC) при помощи струй воды, подаваемых мощными насосами, обрабатывают лежащую на дне гальку. Во время этой процедуры на поверхность периодически всплывают пятна мазута. Их собирают при помощи сорбентов.

Завершение очистки дна, видимо, будет остановлено в административном порядке. Проблема в том, что пока никто не может объективно определить, когда это можно сделать. Компания «Фосс Мэритайм», чтобы возместить причиненный ущерб, похоже, готова финансировать очистные работы до тех пор, пока все не согласятся, что пора остановиться.

Не решен вопрос и относительно возможности снятия запрета на использование мидий и других моллюсков, которых индейцы племени суквамиш традиционно собирали у пострадавшего берега. Верхним пределом служат органолептические показатели - наличие запаха и привкуса нефти.

Что делать, когда содержание нефти ниже этих пределов и устанавливается при помощи приборных методов определения - неизвестно. Жестких, официально установленных пределов содержания нефти в морепродуктах нет. Очевидно, что допустимые концентрации будут определяться количествами потребляемых морепродуктов. У индейцев суквамиш они являются неотъемлемым компонентом традиционного набора продуктов. Власти предполагают, что запрет на сбор морепродуктов будет снят в ближайшие месяцы.

По счастливой случайности птицы от этого разлива пострадали мало. Найдено около десятка погибших пернатых. Две птицы были отмыты и возвращены в природу.

Источник: Olympian 17.02.2004.
к оглавлению

США.
Последствия разлива 2003 года ликвидированы. Ждем нового.

Компания «ДжеоИнсайт» (GeoInsight)) после завершения очистных работ по ликвидации последствий разлива около 200 т нефти с баржи компании «Боучард» (Bouchard Transportation Co), проводит серию общественных встреч и слушаний с участием местного населения.

Разлив, случившийся 27 апреля 2003 года, привел к загрязнению 80 км побережья в районе Баззардс Бэй (Buzzards Bay). Это был третий по объемам разлив нефти в этом регионе. Несмотря на активно проводимые очистные работы, на несколько месяцев был запрещен лов рыбы, лобстеров и других морепродуктов. Сильно пострадала и сдача в аренду домов, расположенных в этом популярном месте отдыха. Экономика побережья с большим трудом начинает оправляться от понесенных потерь и многомесячного простоя.

Местные жители возмущены тем, что аварийная баржа была отремонтирована и начала опять совершать рейсы вдоль берегов Баззардс Бэй. Активное использование барж с одинарной, а не двойной обшивкой корпуса, продолжающееся несмотря ни на что, вызывает опасения, что скоро могут произойти очередная экологическая и экономическая катастрофы, для предотвращения которых ничего не делается.

Источник: New Bedford Standard Times 17.02.2004.
к оглавлению

США.
Разлив в Нью-Джерси. Летите, птички, и больше не попадайтесь.

В результате сброса из неизвестного источника нескольких тонн флотского мазута, залившего 50 км пляжей в штате Нью-Джерси, было обнаружено 169 пострадавших морских птиц. 55 из них удалось отловить живьем и направить на очистку в «Центр спасения птиц Три-Стейт».

Часть из них умерла, часть птиц, находившихся в тяжелейшем состоянии, пришлось умертвить. В итоге на настоящий момент из 55 поступивших в живых осталась 31 птица. В основном их состояние уже не вызывает опасений. Сотрудники центра и добровольцы очищают птиц от мазута, лечат и подкармливают их. Для очистки птиц приходится использовать огромное количество моющих веществ. Одним из лучших является средство для мытья посуды «Down» компании «Проктер и Гэмбл» (Procter and Gamble). Узнав о загрязнении берегов в Нью Джерси, эта компания предоставила спасательному центру все необходимое количество этого моющего средства бесплатно.

После многих дней упорного труда для работников центра и помогающих им добровольцев наступил радостный момент выпуска первых четырех отмытых птиц на волю. Птиц каждого вида выпускают в наиболее подходящих для них местах. Птиц, обитающих в открытом море, будет выпускать на волю Береговая охрана.

Источник: Star Ledger - NJ.com 21.02.2004.
к оглавлению

США.
Разлив на реке Миссисипи. К счастью, без особых последствий.

Даже двойная обшивка и нахождение у причала не спасают от столкновений и пробоин. Очередная изумительная история произошла на нефтеперерабатывающем заводе компании «Валеро», расположенном на реке Миссисипи в Луизиане.

В спокойно разгружавшийся у причала танкер «Дженмар Александра» (Genmar Alexandra) грузоподъемностью 102 тысяч т, врезался сухогруз «Брайт Стейт» (Bright State), тоже весьма немалого веса. По разным данным, на его борту находилось от 33 тысяч т до 66 тысяч т груза.

В результате этой встречи танкер «Дженмар Александра» получил значительные пробоины как со стороны реки, откуда в него врезались, так и со стороны причала, на который его навалили. К счастью, удар пришелся не на огромные танки, в которых оставались остатки сгружаемой нефти, а на отсек, к котором находилось топливо для самого танкера. В итоге в воды великой американской реки Миссисипи попадает около 80 т нефтепродуктов. Опять же, к счастью, во время всего этого никто не убит не ранен, и пожар тоже не начался.

Столкновение происходит в четверг 19.02.2004, поздно вечером (в 20.30), что не способствует быстрому и эффективному проведению спасательных и очистных работ. Утечку удается остановить через два часа, в 22.30. Однако большая часть нефтепродуктов, уже попавших в воду, отправляется вниз по течению. 60 человек на 20 небольших катерах устанавливают заграждения и пытаются хотя бы кое-что отловить. Чтобы им никто не мешал, Береговая охрана запрещает движение всех судов кроме паромов на 80 км вниз по течению от места аварии.

В расположенные вниз по течению реки населенные пункты уходит сообщение о приближающемся разливе. Однако, судя по всему, здесь уже хорошо подготовлены к таким ситуациям. Предыдущая, гораздо более серьезная тренировка состоялась в 2000, когда с судна «Вестчестер», умудрившегося напороться на свой собственный якорь, вылилось более 2000 т нефти. Водозаборы просто отключаются, а системы водоснабжения продолжают работать за счет имеющихся у них запасов.

К вечеру пятницы 20.02.2004 пик критической ситуации был позади. Как оказалось, благодаря зимнему времени, когда навигация в верхней части реки прекращена, введенный запрет на движение по реке не вызвал особых задержек в движении судов, немногочисленных в это время в нижнем течении Миссисипи.

Начато расследование. Пока и команда «Брайт Стейт», и находившийся на его борту лоцман проходят обследование на предмет употребления алкоголя и наркотиков. Лоцман Джон МакКорман Браун (John McCormack Brown) является членов ассоциации лоцманов, обслуживающей крупные иностранные суда между Новым Орлеаном и Батон Руж. Его лоцманский стаж начинается с 1990 года, и до сих пор МакКормак Браун ни в чем предосудительном не замечался. Единственная связанная с его работой авария случилась в 1993 году. Тогда судно, на котором он находился, прошло слишком близко он дока и сильной волной повредило его. Однако расследование показало, что лоцман не виноват, ему приходилось уклоняться от другого судна, которое в итоге и было признано виновным.

Принадлежащий китайской компании «Коско Шиппинг» (Cosco Shipping) сухогруз «Брайт Стейт « также пока ничем особым не знаменит. Но вот однотипное с «Брайт Стейт « судно той же «Коско Шиппиг» в 1996 году произвело фурор на Миссисипи. Оно ухитрилось врезаться в расположенный на набережной торговый центр. Причиной того столкновения стали неполадки с двигателем.

Источники: Times-Picayune 21.02.2004, Reuters 20.02.2004, Oil and Gas Journal 20.02.2004.
к оглавлению

США.
Штат Пенсильвания консервирует брошенные скважины.

Пенсильвания является родиной американской нефтяной и газовой промышленности. На территории этого штата еще в 19 веке началась первая в США промышленная добыча нефти. Однако наследством этого славного прошлого является 8800 только официально зарегистрированных бесхозных нефтяных и газовых скважин, владельцев которых за давностью лет обнаружить не удалось.

Не законсервированные нефтяные и газовые скважины создают опасность для людей, особенно детей, и животных, которые в них могут просто провалиться. Из брошенных скважин может выделяться нефть и газ, загрязняющие грунтовые воды и атмосферу. Практически каждый год на территории Пенсильвании происходят взрывы жилых домов из-за того, природный газ из бесхозных скважин попадает в подвалы или канализацию.

На протяжение уже 20 лет штат устанавливает специальные платежи на каждое выдаваемое разрешение на новое бурение. Эти средства идут на консервацию бесхозных скважин. Последняя такая программа (Growing Greener) предполагала собрать в течение 5 лет 650 млн. долларов. Благодаря ей в 2003 году удалось ликвидировать 461 брошенную скважину. Однако сейчас средства этой программы заканчиваются. В ней осталось лишь 2 млн. долларов.

Тем не менее, работы будут продолжены. В бюджете следующего года губернатор штата предлагает предусмотреть 80 млн. долларов для финансирования следующей программы ликвидации бесхозных скважин Growing Greener II.

Источник: Pittsburgh Tribune Review 20.02.2004.
к оглавлению

США.
Нефтяные запасы в затонувших танкерах на дне моря.

В декабре 1941 года, через две недели после нападения на Перл-Харбор, эскадра из 9 японских подводных лодок начала активную охоту на торговые суда, проходившие у западного побережья США. Им удалось торпедировать танкер «Емидио», на котором погибло 5 человек команды. Сухогруз «Абсарока», атакованый у входа в порт Лос-Анджелеса, был вынужден срочно вернуться.

Японская подводная лодка I-21 была участницей этой операции. 22 декабря она дважды производила торпедные атаки на сухогрузы, но промахивалась. Одна из выпущенных японцами торпед глубокой ночью 23 декабря взорвалась на берегу около города Сан-Луис Обиспо (San Luis Obispo). Местные жители начали говорить о необходимости эвакуации вглубь страны.

В пять утра 23 декабря 1941 года подводная лодка I-21 успешно атаковала крупную цель. Ее жертвой стал танкер «Монтебелло» (Montebello), который шел с 12 тысяч т нефти на борту. После торпедной атаки судно затонуло. 38 членов его команды высадились на спасательные шлюпки и под непрерывным огнем всплывшей японской субмарины стали прорываться к берегу. Благодаря помощи со стороны вышедших в море двух безоружных буксиров, команде «Монтебелло» удалось спастись. Последовавшие затем события Второй мировой войны вытеснили из памяти воспоминания о затонувшем танкере, тем более что никаких крупных разливов нефти не месте его гибели вроде бы не произошло.

Прошли десятилетия. В окрестностях города Сан Луис Обиспо были создано две охраняемые морские территории, он превратился в популярное место отдыха. И только ведущие здесь промысел рыбаки иногда теряли свои сети, цеплявшиеся за что-то на дне.

Развитие техники позволило определить место нахождения затонувшего судна, лежавшего на глубине 270 м. Океанологи, используя малогабаритную исследовательскую подводную лодку, опустились на дно и обследовали погибший танкер. К их удивлению, судно оказалось в очень хорошем состоянии и мало поврежденным. Оно стоит на ровном киле, как будто готовое к продолжению плавания. Палуба и надстройки в сочетании с зацепившимися о них рыбацкими сетями образовали убежище для многочисленных и разнообразных морских обитателей.

На фоне всей этой идиллии возник вопрос - что произошло нефтью, находившейся на борту судна, и что будет в дальнейшем, когда его корпус проржавеет до дыр?

Публикации о результатах обследования затонувшего «Монтебелло» позволили найти свидетеля его гибели. Это один из членов его судна Ричард Квинси (Ricahrd Quincy), которому сейчас 84 года. Он сообщил, что «Монтебелло» был загружен тяжелым сортом нефти, которую для перекачки приходилось специально подогревать.

Обследование корпуса судна объяснило, почему после атаки «Монтебелло» не произошло разлива и вполне возможного возгорания нефти, после чего морякам вряд ли удалось бы спастись. Оказалось, торпеда попала всего лишь в 4 м от наполненного нефтью танка, но не повредила его. «Монтебелло» пошел на дно с неповрежденными танками. Похоже, весь находившийся на его борту груз находится внутри корпуса судна. По каким-то непонятным причинам его разрушение пока идет очень медленно. Результаты повторных съемок 1996 и 2003 годов подтверждают эти выводы. Есть основания надеяться, что даже в случае образования сквозных отверстий, находившаяся внутри танкера нефть не будет вытекать, поскольку она должна находиться в застывшем состоянии и по консистенции быть близкой к сливочному маслу. Как это «нефтяное масло» будет взаимодействовать с морской водой - пока непонятно.

Вероятность того, что нефть «Монтебелло» может оказаться в более текучем состоянии, станет кошмаром для местных жителей и властей. Несколько лет назад откачка нефтепродуктов с затонувшего к 30 км от Сан-Франциско сухогруза «Джейкоб Люкенбах» (Jacob Lukenbach) обошлась в 19 млн. долларов. Однако это пришлось сделать, поскольку периодические утечки с «Джейкоб Люкенбах» приводили в загрязнению прибрежных вод и гибели тысяч морских птиц. На этом судне находилось около 350 тонн топлива - в 30 раз меньше, чем на «Монтебелло».

Источник: Los Angeles Times 16.02.2004.
к оглавлению

США.
Что делать с выброшенными на берег судами?

Лесовоз «Нью Карисса» японской компании «Тайхейо Кайун» (Taiheiyo Kaiun) уже пять лет стоит на пляже Кууз Бэй (Coos Bay) в штате Орегон. Оно село на мель 4 февраля 1999 года. В результате произошедшего затем разлива топлива погибло около 3000 морских птиц.

Сейчас власти оценивают нанесенный ущерб и готовятся к судебным разбирательствами с владельцами судна. Согласно американскому «Закону о загрязнении нефтью» (Oil Pollution Act), который был принят в 1990 года после аварии «Эксон Валдес» на Аляске, за счет виновника аварии должны быть проведены работы по восстановлению окружающей природной среды до того состояния, в котором она была до разлива.

В случае с судном «Нью Карисса» пострадавшими являются морские птицы, а также отдыхающие, которые не могли пользоваться пляжем. Специалисты опасались, что существенный ущерб будет нанесен не только птицам, погибшим сразу после разлива топлива, но и ряду видов, в большом количестве гнездившимся в районе аварии. Однако, к счастью, последствия аварии оказались гораздо менее тяжелыми, чем ожидалось. Тем не менее, власти намерены провести ряд работ по улучшению мест обитания пострадавших птиц, среди которых самым массовым оказался охраняемый в США длинноклювый пыжик (marbled murrelet).

Должны быть также компенсированы потери отдыхающих. Они оцениваются в 28 тысяч визитов, не состоявшихся на закрытые в результате аварии пляжи. В настоящее время на апелляции также находится рассмотрение ранее принятого судебного решения о выплате 1,4 млн. долларов расположенной в Кууз Бэй устричной ферме.

Кроме иска об ущербе окружающей среде, власти США выдвинут японской компании иск на оплату проведенных очистных работ. Ей предстоит подумать еще и о том, как удалить с пляжа начавший ржаветь 1500-тонный корпус судна, длина которого составляет почти 200 м.

В январе 2004 года компании «Тайхейо Кайун» и ее двум подразделениям, занимавшимся организацией морских перевозок, пришлось внести 25 млн. долларов для обеспечения возможных судебных решений о выплате компенсаций. Эти средства будут находиться на специальном счету до завершения всех судебных разбирательств.

Если с размерами ущерба и затрат ситуация относительно очевидна, то в вопросе, кто является виновником аварии, еще предстоят серьезные судебные разбирательства. Компания «Тахейо Кайун» выдвинула встречный иск против американских властей на сумму 96 млн. долларов. Она утверждает, что на действовавших в то время официальных морских картах не было указано, что якорная стоянка, на которой находилось судно «Нью Карисса», является опасной, чему среди прочего способствовал сброс в этом месте отходов проведения дноуглубительных работ.

Источник: Seattle Post-Intellgencer 17.02.2004.
к оглавлению

США - Микронезия.
«Нефтяные» мины американо-японских битв все еще опасны.

Танкер военно-морских сил США «Миссиссинева» (Mississinewa) затонул в 1944 году на дне лагуны атолла Улити (Ulithi). Причиной его гибели стала атака японской подводной микролодки, которой управлял камикадзе.

С тех пор судно с несколькими тысячами тонн нефтепродуктов на борту пролежало 57 лет на глубине 40 м. Во время урагана 2001 году произошла первая крупная утечка. Лагуна и пляжи были залиты нефтепродуктами. Был загрязнен основной источник рыбы для 1000 местных жителей.

Все это вызвало сильное беспокойство в Микронезии и других малых островных государствах Тихого океана, не имеющих ни финансовых, ни технических средств для решения подобного рода проблем. Зато здесь имеется 3850 официально зарегистрированных затонувших судов, из которых 8% (т.е. более 300) являются танкерами. На долю Микронезии приходится 150 затонувших судов, причем 48 - в одной только лагуне Chuuk. Большая часть затонувших судов - наследие Второй мировой войны. Тогда большая часть потерь (86%) пришлась на долю японского флота.

Однако ни Япония, ни США не выражают какой-либо готовности взять на себя ответственности за предотвращение возможных последствий разливов нефти из корпусов затонувших участников сражений Второй мировой войны.

Единственным исключением является случай с «Миссиссинева». После первой утечки военно-морские силы США наняли водолазов, чтобы они заделали отверстия в проржавевшем насквозь корпусе судна. Однако через несколько месяцев произошла очередная, еще более мощная утечка. Нефтепродукты залили не только лагуну, но и распространились на 7 км в открытый океан.

После этого военно-морские силы США согласились на принятие более решительных мер. В 2003 году к атоллу Улити подошли 6 кораблей военно-морских сил США, Береговой охраны, а также нанятых частных подрядчиков. Они провели работы по откачке остатков нефтепродуктов из корпуса «Миссиссинева». Вся эта операция обошлась американским налогоплательщикам в 5,6 млн. долларов. Жители атолла Улити могут дальше жить спокойно. Чего нельзя сказать об обитателях многих других островов Тихого океана.

Источник: Pacific Daily News (Guam) 16.02.2004.
к оглавлению

Норвегия.
Отмытые птицы возвращаются на волю.

12 февраля в природном резервате около г. Берген были отпущены на волю три гаги (Eider Ducks), пострадавшие в результате катастрофы судна «Рокнес» в январе 2004 года. Тогда из перевернувшегося судна в воду фиорда вылилось около 450 т топлива, которое несмотря на все усилия, распространилось на 15 км.

Временный спасательный центр для пострадавших при этом птиц был открыт в неиспользуемом здании местной рыбной фабрики под руководством специалистов из Всемирного фонда защиты животных (IFAW). В его работе принимают участие другие международные и местные природоохранные организации.

В настоящее время в центре находится 120 загрязненных топливом птиц. Большинство из них страдает от переохлаждения и обезвоживания. Первые дни после поступления птиц в центр специалисты стараются отогреть их и напоить. После того, как пострадавшие птицы окрепнут, начинается трудоемкий процесс их отмывания. Далее птицы содержатся в небольших закрытых бассейнах до те пор, пока специалисты не убедятся, что их перьевой покров восстановил водоотталкивающие свойства. И только после этого наступает приятный этап выпускания птиц на волю.

В центре работает много норвежских природоохранных активистов. Вместе с местными ветеринарами они получают практический опыт очистки морских птиц от загрязнения нефтепродуктами. Эти навыки пригодятся в случае, если у берегов Норвегии опять случится разлив нефти.

Кроме того, работа общественного центра спасения птиц должна на практике показать норвежским властям, что такого рода операции по спасению пострадавших птиц могут быть успешными.

Источник: IFAW 17.02.2004.
к оглавлению

Нидерланды.
Роттердам предлагает переваливать российский мазут менее опасным методом.

Быстро растущий поток морских перевозок российского мазута в страны юго-восточной Азии привел к использованию, казалось бы, забытых перевалок с борта на борт у берегов Великобритании и Дании.

Необходимость в проведении таких операций вызвана малой глубиной проливов, соединяющих Балтийское море с океаном. Относительно небольшие танкеры с малой осадкой вывозят российский мазут из Балтийского моря. Затем, для повышения экономической эффективности дальнейшей транспортировки вокруг

половины земного шара, где-то у берегов Европы его необходимо перегрузить на океанские супертанкеры. Такого рода операции на рейде вызывают серьезное беспокойство в связи с риском аварий, которые будут иметь очень тяжелые экологические последствия.

Крупнейший европейский нефтяной порт Роттердама готов предложить более безопасные условия для этих перевалок. В его акватории оборудованы специальные места для перевалки российского мазута на океанские супертанкеры грузоподъемностью до 320 тысяч т. Они могут загружаться и с танкеров, подходящих из Балтийского моря, и с емкостей, находящихся на берегу.

Роттердам, который переваливает до 150 млн. т нефти в год, и ранее предлагал услуги по перевалке с борта на борт. Однако его причалы не были приспособлены для приема океанских супертанкеров. Теперь, после проведения работ, обеспечивших гарантированную глубину в 21 метр, возможности порта позволяют проводить такие операции.

Источник: Business Times 20.02.2004.
к оглавлению

Нигерия.
У «Шелл» опять утекло.

17 февраля 2004 года компания «Шелл» сообщила об очередной утечке нефти на используемом ей нефтепроводе большого диаметра в штате Байелса (Bayelsa). Совместный выезд на место представителей компании, федеральных и региональных властей, полиции, а также представителей местного населения показал, что причиной является преднамеренное повреждение трубы. Вместе с дырой из которой, по официальным данным, уже вылилось около 100 т нефти, рядом находилось следы сверления еще 3 отверстий.

Представитель местной компании, нанятой для контроля за состоянием трубы, заявил, что нужно провести детальное следствие, чтобы убедиться, что это действительно был акт саботажа, за который компании придется нести ответственность (насколько это возможно в современных нигерийских условиях). Кроме того он добавил, что объем разлива может быть гораздо больше официально заявленного.

В настоящее время компании «Шелл» пришлось срочно остановить работу промыслов, с которых по поврежденной трубе перекачивалось около 20 тысяч т нефти каждый день. Ведутся работы по локализации разлива и ремонту поврежденной трубы.

Источник: This Day 18.02.2004.
к оглавлению

Нигерия.
У «Аджип» опять взорвалось.

В штате Байелса на перекачивающей станции Обама, принадлежащей нигерийскому отделению итальянской компании «Аджип» (Nigerian Agip Oil Company - NAOC), произошел взрыв. Погибших нет, однако 20 человек получили ранение.

Причины аварии не указываются. Компании пока никак не комментирует происходящее. Представители местного населения из 13 окрестных деревень заявляют, что пострадали от взрыва и требуют компенсации. Они недовольны тем, что работа компании «Аджип» не принесла местным жителям никаких выгод, в том числе в обеспечении питьевой водой. Теперь они требуют, чтобы компания или правительство хотя бы позаботилась о пострадавших и приняли все меры для предотвращения новых аварий.

Источник: Vanguard 20.02.2004.
к оглавлению

Филиппины.
Госслужащие будут ездить на пальмовом масле.

Президент страны Арройо подписала указ, согласно которому все государственные структуры, включая контролируемые государством компании, должны перейти на использование дизельного топлива с примесью пальмового масла - так называемого «биодизельного топлива».

Эта мера позволит содействовать решению целого ряда экологических и экономических проблем. Во-первых, будет снижена потребность в импорте все более дорогой нефти. Во-вторых, будет поддержано филиппинское производство пальмового масла. В третьих, добавление его в дизельное топливо будет снижать токсичность выхлопных газов. И, наконец, расширение использования пальмового масла в качестве добавки к топливу будет способствовать уменьшению выбросов парникового углекислого газа.

Это решение было с удовлетворением воспринято бывшим государственным секретарем по охране окружающей среды Альваресом. В свое время именно благодаря его усилиям был разработан и принят филиппинский «Закон о чистом воздухе». Альварес призывал все правительственные структуры поддержать предложенную Департаментом по охране природы и природным ресурсам программу перехода на использование «биодизельного топлива». В 2002 году возглавляемый им Департамент первым стал использовать такое топливо, для чего около его здания была построена специальная заправочная станция.

Источник: Manila Bulletin 18.02.2004.
к оглавлению

Австралия.
Дырявый танкер компании «Шелл» остановлен на подходе к Сиднею.

Принадлежащий компании «Шелл» танкер «Эвридика» (Eurydice) с 84 тысяч т нефти на борту был задержан на подходе к гавани Сиднея. Во время авиапатрулирования было обнаружено, что за ним тянется след вытекающей нефти. Вследствие штормовой погоды точно определить размеры утечки оказалось невозможным. «Эвридике» было запрещено входить в австралийские территориальные воды, а портовые власти Сиднея совместно с компанией «Шелл» занялись ликвидацией аварии.

Доставленные на борт судна водолазы обнаружили 15-сантиметровую трещину в корпусе судна. Поскольку шторм не позволял провести ремонтные работы в море, на дно текущего танка была закачана морская вода. Благодаря этому нефть приподнялась выше уровня утечки, и из пробоины уже вытекала, соответственно, вода. Позднее на нее удалось установить временную заплату на магнитах. Судно получило разрешение на вход в порт, где через три дня его полностью разгрузят и отправят на ремонт.

«Эвридика» имеет корпус в двойной обшивкой. Однако его возраст - 18 лет - близок к предельному сроку службы таких судов. «Эвридика» ходит под кипрским флагом с командой из российских, филиппинских и индийских моряков.

Профсоюз моряков Австралии в очередной раз выступил с заявлением об особой опасности использования судов, плавающих под «удобным флагом» таких государств как Кипр, Либерия, Мальта, Белиз, Панама и ряд других. В них действуют минимальные национальные требования к безопасности мореплавания. Профсоюз совместно с Международной Федерацией транспортных рабочих уже многие десятилетия ведет борьбу против использования «удобных флагов», однако пока без особого успеха.

Более половины тоннажа мирового торгового флота ходит под «удобными флагами», позволяющими снижать стоимость фрахта за счет более низких требований к условиям труда и безопасности мореплавания.

Источники: Port Focus Asia Pacific 18.02.2004, Daily Telepraph-AAP 18.02.2004, Australian 17.02.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное