Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N6


Информационный Канал Subscribe.Ru

N6  Нефтяное обозрение
9–15 февраля
2003 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0406.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Австралия.
Газ острова Барроу: экология - да, но 1 млрд. долларов важнее.

На острове Барроу (Barrow), расположенном у побережья Западной Австралии, обитает 24 эндемичных вида и подвида животных, включая 5 подвидов млекопитающих. Растительность острова также существенно отличается от той, что можно встретить на других островах и на Австралийском континенте. На острове отмечено 100 видов птиц, 32 из которых гнездятся.

Остров был открыт только в начале 19 века и представляет собой образец малонарушенной природы Австралийского континента, которая была сильно изменена после прибытия европейцев. В связи с отсутствием достаточного количества пресной воды на нем до середины 20 века не было постоянных поселений.

Уникальность природы острова была осознана еще в начале 20 века. В 1910 году Барроу получил статус особо охраняемой природной территории. С тех пор его посещали в основном с целью научных исследований.

Однако в 1947 году австралийской компании AMPOL было выдано разрешение на поиск нефти на острове Барроу. В 1952 году оно было передано австралийской компании WAPET, которая долгое время не могла им воспользоваться. Посещение острова было запрещено, поскольку он попал в запретную зону вокруг соседнего острова Монтебелло, на котором проводились испытания британского ядерного оружия.

После окончания этих испытаний WAPET смогла продолжить работы, и в 1964 году на острове была найдена нефть. В 1966 году парламент Западной Австралии, несмотря на то, что Барроу по прежнему имел статус охраняемой природной территории самого высокого в Австралии ранга, выдал разрешение на промышленную добычу нефти.

С тех на острове было пробурено 900 скважин. 455 скважин до сих используется для добычи нефти. С 1967 года там добыто более 45 млн. т. нефти. Заповедный остров Барроу является крупнейшим наземным нефтепромыслом Австралии. Ранее предполагалось, что запасы нефти на Барроу будут исчерпаны в конце 1990-х годов. Однако современные методы добычи позволили продлить срок эксплуатации месторождений до 2020-х годов.

В 2000 году американская «Шеврон-Тексако» купила австралийскую WAPET вместе с нефтепромыслами острова Барроу.

Как оказалось, богатства острова и прилегающего шельфа не исчерпываются нефтью. В 70 км от Барроу на дне моря было открыто 13-е по величине в мире месторождение природного газа Горгон (Gorgon). Для его разработки был создан консорциум в составе «Шеврон-Тексако» (оператор проекта), «Шелл» и «Экссон-Мобил».

Потребителями добываемого на острове Барроу природного газа готовы стать Мексика и американский штат Калифорния, где уже ведутся работы по строительству терминала для приема сжиженного газа. В 2003 году огромный многолетний контракт на поставку сжиженного природного газа из месторождения Горгон был подписан с Китаем.

Консорциум активизировал работу по освоению месторождения, для чего надо было выбрать место расположения завода по производству сжиженного природного газа, а также терминала для его погрузки на танкеры-газовозы. Экономический анализ показал, что самым выгодным для этого вариантом является размещение завода на острове Барроу.

Природоохранные организации и некоторые политики Западной Австралии выступили против такого предложения. Основной опасностью для природы острова Барроу является завоз сорных видов животных и растений. За время добычи нефти несмотря на принимаемые карантинные меры, было отмечено 27 случаев завоза сорных организмов. Из 8 попавших сюда новых видов растений 4, похоже, прописались на Барроу уже постоянно. Все попытки их уничтожить оказались безрезультатными. В последние годы на Барроу приходилось заниматься срочным истреблением завезенных сюда черных крыс, домашних мышей, европейских пчел. Новые поселенцы часто оказываются гораздо конкурентоспособнее коренных обитателей острова и быстро их вытесняют. Все это грозит коренными изменениями уникальных экосистем острова, показывающих, какой, возможно, была природа Австралии до прибытия сюда европейцев.

В настоящее время на острове Барроу постоянно живет 150 человек. К его причалам в год подходит 150 судов. Тем не менее, даже эта, относительно невысокая, антропогенная активность приводит к существенным нарушениям карантинного режима. Строительство газового завода потребует 861 захода судов, а также 52 тысяч поездок специалистов на остров. В основном это будет временный персонал. При таком потоке временных приезжих завоз новых сорных видов на остров Барроу будет практически неизбежным.

Компании позиционируют проект освоения месторождения Горгон как экологический, обосновывая это тем, что в Китае этот газ будет замещать каменный уголь, сжигание которого приводит к наибольшим удельным выбросами парникового углекислого газа. Однако следует учитывать огромные энергозатраты на получение сжиженного природного газа. Кроме того, газ Горгона содержит до 14% углекислого газа вместо обычных для других месторождений 3%. Компании обещают отделять его и закачивать обратно в недра. Однако они предусмотрительно указали в соглашении, что если это окажется экономически не выгодным, то до 8 млн. т углекислого газа будут выбрасываться в атмосферу.

Природоохранные активисты считают, что газовому заводу и экспортному терминалу не место на Барроу. Они предлагают перекачивать добываемый на шельфе газ на уже существующие мощности по переработке и перегрузке природного газа, расположенные неподалеку на полуострове Баррап (Burrap). Однако глава австралийского правительства Джон Ховард заявил, что никто не собирается в связи с этим дополнительно тратить 1 млрд. долларов, которым должны распоряжаться не одни только природоохранные активисты, а все граждане Австралии.

Проект освоения месторождения Горгон огромен. Компании, участвующие в консорциуме по его освоению, готовы в период до 2020 года инвестировать 11 млрд. долларов. Это вдвое увеличит мощности газовой промышленности Западной Австралии и станет самым крупным промышленным проектом в истории всей страны. За время реализации проекта в течение 60 лет он принесет Австралии 17 млрд. долларов налогов и других платежей, а также ежегодно 2,5 млрд. долларов дополнительного экспорта. Кроме того, газ месторождения Горгон будет поставляться также для внутренних нужд страны.

Для строительства завода и экспортного терминала потребуется площадь 300 га, что составляет 1,3% территории острова. В настоящее время идет детальный анализ экологических последствий размещения газового завода на острове Барроу. Компании обещают принять все меры, необходимые для сохранения его уникальной природы. Более того, сразу после принятия официального решения, разрешающего реализацию проекта, они готовы выделить еще 40 млн. долларов для охраны природы на соседних территориях, аналогичных острову Барроу.

Однако ни правительство Австралии, ни входящие в консорциум компании не намерены снова начинать дискуссию о месте размещения завода. Окончательное решение о начале строительства завода будет принято в середине 2005 года. Первые поставки газа с месторождения Горгон ожидаются в 2008 году.

Источники: Australian 7.02.2004, 13.01.2004, ABC 13.12.2003, Alexanders Gas and Oil Connections 2.10.2003, Sydney Morning Herald 9.09.2003, Chevron-Texaco Press Relise 8.09.2003, www.gorgon.com.au, www.rescuebarrowisland.org.au.
к оглавлению

США.
Автомобили США 2004 года: гибриды наступают.

Американский совет по энергоэффективной экономике (American Council for an Energy-Efficient Economy - ACEEE) подвел результаты оценки экологичности автомашин, которые будут предложены на рынке США в 2004 году. Для этого использовались данные по токсичности выхлопных газов и создаваемому ими парниковому эффекту. Последний показатель зависит как от вида используемого горючего, так и от топливной экономичности.

Первые места среди самых экологичных моделей занимают «Хонда-Сивик» (Honda Civic GX), работающая на природном газе. Далее идут три модели гидридный автомобилей - «Хонда Инсайт» (Honda Insight), «Хонда Сивик Гибрид» (Honda Civic Hybrid) «Тойота Приус» (Toyota Prius). Кроме того в дюжину самых экологичных автомобилей вошли несколько моделей компаний «Тойота», «Ниссан», «Мазда», Хендэ» и «Сцион», оборудованные традиционными двигателями. Все они обеспечивают высокую экономичность использования топлива и очистку токсичных выхлопных газов.

Внутри различных классов (легковые, минивэны, пикапы, внедорожники и т.д.) первые места в плане экологичности достались Chevrolet Impala, Ford Focus Wagon, Toyota Tundra pickup, Dodge Caravan minivan, Nissan Murano SUV.

Если бы весь американский автопарк был заменен на наиболее экологичные в своих классах модели, это позволило бы снизить потребность в топливе на 18% и сэкономить примерно 3,2 млрд. долларов в год. Однако, несмотря на вызывающую все большее беспокойство зависимость страны от импорта нефти и роста цен на автомобильное топливо, никто из ведущей тройки американских автомобильных компаний («Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер-Крейслер») не производит экологически высокоэффективные модели.

Среди наиболее «антиэкологичных», как и прежде, оказались ставшие очень популярными в последние годы внедорожники. Некоторые из этих огромных машин являются просто пожирателями топлива, расходуя до 15-20 и более литров на 100 км. Одна из таких моделей, «Форд Экспедишн», потребляет топлива на 100 км почти в 2 раза больше, чем выпускавшаяся 80 лет назад модель «Форд-Т».

В последние месяцы компания «Форд» стала мишенью пикетов и демонстраций, проводимых природоохранными активистами. Ее руководитель, Билл Форд-младший, в принципе с симпатией относится к экологическим движениям. Однако выполнение обещаний наладить выпуск экономичных моделей внедорожников постоянно откладывается, и компания продолжает выпускать, пускай и прожорливые, но пользующиеся спросом и приносящие прибыль модели. Природоохранных активистов особенно возмущает, что технологии, позволяющие снизить их расход топлива в два раза, уже существуют и в коммерческих масштабах внедрены компаниями «Хонда» и «Тойота».

На фоне разговоров о водородных автомобилях будущего, на рынок США начиная с 2000 года поставляются гибридные автомобили. Кроме двигателя внутреннего сгорания они снабжены электродвигателями, используемыми при начале движения, разгоне и торможении для рекуперации энергии. Это позволяет обеспечить расход топлива на уровне 4-5 л на 100 км.

Правда гибридные автомашины несколько дороже обычных. Например, гибридная «Хонда Сивик», даже с учетом разовой налоговой льготы в 1500 долларов, стоит на 1970 долларов дороже аналогичной модели с обычным двигателем. Эта разница будет компенсирована более низкими затратами на топливо только после того, как машина пройдет 170 тысяч км.

Опрос мнения американских покупателей показал, что только 34% из них при выборе автомашины учитывают экологические последствия ее использования. Вместе с тем, в стране постепенно формируется круг пользователей гибридных автомашин. 80% их нынешних владельцев сказали, что собираются снова покупать именно машины с гибридными двигателями. Более того, 85% готовы заплатить за нее вплоть до 5000 тысяч долларов больше. Помимо соображений охраны окружающей среды видимо определенную роль играет и необходимость гораздо более редко заправлять эти машины. В 2003 году в США было продано 48 тысяч гибридных автомашин. Лидером стала «Тойота Приус», которых было продано 24 тысяч штук.

Конечно, все это является крохотной частью огромного американского рынка, на котором ежегодно продается 17 млн. автомашин. Однако динамика продаж гибридных машин положительная. Ожидается, что в 2004 году объем их сбыта достигнет до 100 тысяч штук. Кроме соображений охраны природы стоимость топлива возросла настолько, что покупатели начали обращать все большее внимание на топливную экономичность. Похоже также, что проблема растущей зависимости США от поставок нефти из политически нестабильных регионов кроме взрыва милитаризма и казенного «патриотизма» усилила у рядовых американцев желание решить ее просто за счет снижения потребности в нефтепродуктах.

До сих пор ни власти, ни компании не предпринимали серьезных шагов по продвижению экономичных и экологичных гибридных моделей. Большинство американцев имеют весьма смутные представления о том, что такие машины уже имеются в широкой продаже. Многие владельцы таких машин, отмечают, что они сами являются лучшими рекламными агентами этой продукции, отвечая на многочисленные, подчас наивные вопросы соседей по автостоянкам.

В 2004 году намечается давно обещанный прорыв и в классе внедорожников. С 2004 года такие машины с гибридными двигателями, позволяющими повысить топливную экономичность в 1,8 раза, собираются выпустить и «Форд», и «Тойота». С учетом налоговой льготы их стоимость будет лишь на 1500 долларов больше стоимости аналогичных моделей с традиционными двигателями.

Ожидается, что количество предлагаемых в США моделей гибридных автомашин в 2004 году увеличится с 3 до 7. Кроме традиционно занимающих эту нишу «Тойота» и «Хонда», такие модели начнут поставлять «Ниссан», «Форд» и «Лексус». Через два года в этом сегменте намерены появиться и остальные американские автогиганты - «Дженерал Моторс», и «Даймлер Крайслер».

Источники: Kansas City Star 13.02.2004, Stanford Daily 9.02.2004, GreenBiz.com 10.02.2004, ENN 10.02.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Мазутная военная тайна в/ч 55450.

Командиры расположенной в Архангельские в/ч 55450 продолжают демонстрировать образцы военного искусства. Им удалось 4 дня скрывать факт разлива мазута из расположенного на территории части резервуара. Правда пятно площадью 70 кв. м (это только по официальным заявлениям) на льду Северной Двины им полностью замаскировать не удалось. Зато к 4 февраля им удалось осуществить еще одну блестящую «операцию прикрытия» - доложить, что разлитый мазут уже убран, хотя этого сделано не было.

Теперь выдано очередное предписание. Якобы оставшиеся по словам военных 5 тонн нефтепродуктов должны быть убраны до 20 февраля. Столь продолжительный срок для уборки «всего лишь» 5 т (около 300 кг в день) наводит на мысль, что среди звучавших объемов разлива - от 1,5 т до 330 т, похоже, к истине ближе последнее значение.

Можно с уверенностью говорить только о верхнем пределе количества мазута, которое могли спустить на грунт и лед военные конспираторы. Максимальная емкость прохудившегося резервуара - 3000 т. Но военные продолжают хранить свои суровые мазутные тайны, чтобы ни враг ни чиновник из Минприроды или МЧС не догадался. Или военный прокурор, поскольку одной из версий причин этого происшествия являются действия по сокрытию хищения того самого разлитого мазута.

Источник: Regnum 9.02.2004.
к оглавлению

Канада.
Нефтяные компании расширяют использование этилового спирта.

В рамках государственной программы сокращения выбросов парниковых газов, в бюджете Канады выделено 78 млн. долларов на субсидии, направленные на расширение использования добавки этилового спирта в бензин. Эта программа получила мощную поддержку канадских сельскохозяйственных производителей, поскольку благодаря ей производство этилового из зерна будет увеличено в 4 раза.

Критики программы утверждают, что в плане сокращения выбросов парниковых газов ее эффективность вызывает большие сомнения, учитывая количество выбросов, связанных с производством зерна и переработкой его на этиловый спирт. Гораздо эффективнее было бы повышение топливной экономичности канадских автомашин.

Сторонники программы признают, что, несмотря на значительную стоимость, она обеспечит только 1,4 млн. т из 240 млн. т, на которые необходимо сократить выбросы углекислого газа в рамках выполнения обязательств Канады по Киотскому протоколу. Однако эта программа не только поддержит страдающих от перепроизводства зерна канадских сельхозпроизводителей, но и станет шагом на пути к широкому использованию этилового спирта, который будет производиться из целлюлозы, содержащейся в сельскохозяйственных растительных остатках и древесине.

Пока сторонники и противники программы ведут дискуссию, семь проектов уже получили одобрение и получат финансовую поддержку. Из них три предложены двумя крупными нефтяными компаниями «Санкор» (Suncor) и «Хаски Ойл» (Husky Oil), до сих пор не проявлявшими интереса ни к сельскому хозяйству, ни к производству и использованию этилового спирта.

Источник: CNews 13.02.2004.
к оглавлению

США.
Всемирный фонд дикой природы критикует Всемирный банк и «Ситигруп».

Представители Всемирного фонда дикой природы - ВВФ (WWF-World Wildlife Fund) выступили с критикой Всемирного банка и крупнейшей частной банковской структуры «Ситигруп», принявших участие в финансировании проекта строительства нефтепровода Баку-Джейхан. Всемирный банк является одним из мировых лидеров в области оценки экологической и социальной приемлемости финансирования различных проектов развития. «Ситигруп» недавно объявила о своей новой политике в этой сфере, которая может стать образцом для остальных частных банков. Однако, похоже, проект нефтепровода Баку-Джейхан не является тем случаем, когда все эти благие намерения были применены на практике.

Всемирный фонд дикой природы подчеркивает, что он не против нефтепровода как такового, поскольку очевидна его роль в развитии экономики региона. Однако ВВФ против конкретного варианта трассы, выбраного его строителями. Чрезвычайно сложные природные условия (горы, землетрясения, склоновые процессы) здесь сочетаются в политической нестабильностью, что резко увеличивает риск саботажа и диверсий. Утвержденная трасса нефтепровода создаст угрозу катастрофических разливов нефти около старейшего грузинского национального парка, мест обитания редких и исчезающих видов, таких как леопард, орел-могильник, пеликан, важнейших водо-болотных угодий, расположенных на трассе пролета огромного количества птиц в Африку.

Альтернативный, более безопасный в экологическом плане вариант трассы был отклонен по политическим соображениям. Сейчас остается только ожидать и готовиться к ликвидации последствий запланированных экологических катастроф.

Источник: ENN-WWF 9.02.2004, USNewswire 9.02.2004.
к оглавлению

США.
Загрязнение берегов Нью-Джерси мазутом ликвидировано.

Очистка пляжей штата Нью-Джерси от мазута, сброшенного неизвестным судном в начале февраля, завершена. От загрязнения погибло 110 морских птиц. В центр «Три Стейт Берд Рескью» (Tri-State Bird Rescue and Research Inc) поступила 51 загрязненная мазутом птица. Из них выжило 39. Очистка каждой из птиц требует высокопрофессиональной работы и больших затрат. На каждую пострадавшую приходится тратить 6-7 бутылок моющего средства и 600 литров теплой воды.

Продолжаются попытки выявить виновника этого сброса, но при интенсивном движении судов вдоль побережья Нью-Джерси это является весьма сложной задачей, которая, скорее всего, не будет решена.

Некоторые местные жители недовольны тем, что Береговая охрана задержалась с началом очистных работ. Первое сообщение о загрязнении берега поступило в полдень 3 февраля. В течение 4 февраля спасатели не проявляли какой-либо активности. Мазут и умирающие птицы лежали на берегу. Широкомасштабные очистные работы и оказание помощи птицам начались лишь 5 февраля.

Представители Береговой охраны утверждают, что работы разворачивались нормальными темпами. Они были начаты уже 3 февраля. 4 февраля была проведена оценка масштабов загрязнения. В тот же день были выделены средства из специального фонда, созданного для финансирования очистных и спасательных работ в случае, когда виновник загрязнения не очевиден. 5 февраля на очистке побережья работало уже около 100 человек.

Представители центра по спасению птиц сообщили, что прибыли к местам загрязнения 4 февраля, на следующий день после получения сообщения. Попытки местных жителей оказать помощь птицам конечно благородны, но, как правило, малоэффективны. Чтобы быть успешными, они должны выполняться по весьма сложной методике, профессиональными специалистами или хорошо подготовленными добровольцами.

Источник: Atlanticville 13.02.2004.
к оглавлению

США.
Для восстановления экологии у берегов Калифорнии будут травить крыс в Новой Зеландии.

В графстве Сан-Матео (штата Калифорния) завершилось общественное обсуждение проектов, направленных на компенсацию ущерба, причиненного природе в результате сброса с борта греческого судна «M/T Command» 10 т нефти в море в 1998 году. Тогда было загрязнено более 20 км побережья и погибло 1000 птиц. Компания, владевшая судном, согласилась выделить 4 млн. долларов на проекты по восстановлению пострадавших экосистем.

После обсуждения с местным населением комитет из представителей федеральных и региональных органов по охране природы отобрал 10 проектов. Три из них направлены на улучшение условий для рекреации около пострадавших берегов, а 7 - на улучшение мест обитания птиц. В число последних был включен проект по борьбе с черными крысами на одном из островов у берегов Новой Зеландии, на котором гнездится серый буревестник. Эта птица совершает огромные перелеты от берегов Новой Зеландии на побережье Калифорнии. Одна из погибших в результате разлива птиц была даже окольцована в Новой Зеландии.

У некоторых из местных жителей Сан-Матео возникли вопросы, насколько необходимо при весьма напряженном бюджете графства тратить 365 тысяч долларов на то, чтобы в невообразимой дали, где-то в Новой Зеландии разбросать с вертолета отравленную приманку, которая должна извести черных крыс, питающихся яйцами и птенцами серого буревестника.

Однако представители отборочного комитета заявили, что полученные с виновника разлива средства являются целевыми и могут быть использованы только на восстановление пострадавшей природы. Серый буревестник был вторым по численности видом среди погибших в результате разлива птиц. Наиболее эффективными вариантом содействия восстановлению его численности является борьба с черными крысами, которые были завезены на остров, где гнездятся эти птицы.

Источник: San Mateo County Times 11.02.2004.
к оглавлению

Нигерия.
«Шеврон-Тексако» возвращается в дельту.

После 11-месячного отсутствия компании «Шеврон-Тесако» и национальная нигерийская «ЭнЭнПиСи» (NNPC) возвращаются на свои платформы в удаленной заболоченной части дельты реки Нигер, брошенные во время этнических беспорядков в 2003 году. Тогда их пришлось оставить, поскольку вооруженные столкновения группировок молодежи из народностей иджав и итсекири, боровшихся за землю и получение платежей за добычу нефти, сделали продолжение работ невозможным. На брошенных промыслах добывалось почти по 20 тысяч т нефти в день.

На пике столкновений иджав и итсекири «Шеврон-Тексако», «Шелл» и другим компаниям пришлось бросить еще ряд промыслов и срочно эвакуировать работников. В результате этих беспорядков объем добычи нефти в Нигерии в 2003 году снизился с 300 тысяч т до 180 тысяч т в день.

Власти начали вводиться в дельту войска, налаживать патрулирование. Ситуацию постепенно удалось стабилизировать, хотя засады, перестрелки, захват заложников с обеих противоборствующих сторон регулярно происходят и до сих пор, особенно в наиболее удаленных и труднодоступных участках дельты, где добывается большая часть нефти.

«Шеврон-Тексако» надеется, что добывающие платформы и другое оборудование можно будет привести в рабочее состояние, и через 12-18 месяцев шесть простаивавших промыслов заработают снова.

Источник: Reuters 11.02.2004.
к оглавлению

Греция.
Компания «Цакос» обновляет свой танкерный флот.

Компания «Цакос Энерджи Навигейшн» (Tsakos Energy Navigation Ltd) сообщила о заказе на строительство двух новейших танкеров ледового класса 1A, каждый грузоподъемностью 162 тысяч т. Эти суда будут построены во второй половине 2007 года на верфях южнокорейской компании «Хендэ» (Hyundai Heavy Industries). Они станут 26 и 27 новыми судами компании «Цакос», которые она получит в рамках реализации принятой в 1997 году программы приобретения новых судов.

В настоящее время танкерный флот компании «Цакос» насчитывает 28 судов общей грузоподъемностью почти 3 млн. т. Из них 90% имеют двойную обшивку. Средний возраст судов компании составляет 6,8 лет, что гораздо ниже среднего возраста мирового танкерного флота, равного 12,8 годам.

После завершения программы приобретения новых судов, в 2007 году компания «Цакос» будет располагать 39 танкерами общей грузоподъемностью 4,1 млн. т. При этому 3,1 млн. т будут приходиться на 27 новых судов, построенных в 1997-2007 гг.

Компания «Цакос» уверена, что новые суда самого высшего в настоящее время ледового класса 1А будут успешно эксплуатироваться при поставках нефти из северных портов России, Финляндии, Канады и Аляски. Танкеры этого класса предназначены для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях, включая блокированные льдами порты. В связи с этим плата за их использование заметно превышает обычные расценки. В настоящее время танкеры 1А ледового класса компании «Цакос» по очень хорошим ценам перевозят нефть из портов Балтийского моря.

Источник: PRNewswire 11.02.2004.
к оглавлению

Турция.
Очередная пробка в Босфоре.

Вторжение холодного воздуха с севера привело в мощным снегопадам и сильнейшим штормам. Высота волн достигала 6 м. У входа в Босфор внезапно затонул крупный (длиной 160 м) камбоджийский сухогруз, перевозивший уголь. Его команда, состоявшая из 21 человека, погибла. В результате столкновения еще двух судов одно из них затонуло, и один моряк погиб. Два судна были выброшены на мель.

Движение в проливах Босфор и Дарданеллы было закрыто. Разрешение на вход в проливы получали только мелкие суда, которые искали убежища. Проход крупных судов, в том числе 42 порожних и груженных танкеров был запрещен.

Источники: Guardain 13.02.2004, swissinfo 13.02.2004, Gulf Daily News 14.02.2004.
к оглавлению

Казахстан.
Из затопленных скважин сочится нефть, власти бездействуют.

В результате поднятия уровня Каспийского моря под водой оказалось 15 нефтяных месторождений. По разным оценкам, затоплено в общей сложности от 1 до 1,5 тысяч скважин. На ушедшем под воду месторождении Прибрежное было пробурено 56 скважин, из которых 11 были заглушены по временной схеме еще 30 лет назад.

Руководитель «Государственной инспекции по надзору за безопасным ведением нефтяных операций на море и внутренних водоемах Республики Казахстан» Радиус Латфулин сообщил, что из некоторых затопленных скважин всю зиму выделялась нефть. У инспекции нет ни денег, ни технических средств, чтоьы обследовать район месторождения Прибрежное и что-либо предпринять. Для надежной консервации старых затопленных скважин, находящихся на балансе Министерства энергетики, правительство обещало выделить 750 млн. тенге. Однако ни эти деньги, ни даже 5 млн. тенге, срочно необходимые для прекращения утечки из скважины № 12 на Прибрежном месторождении, пока не поступали.

Работающая по соседству компания «Аджип» дважды по личной просьбе выделяла вертолет для облета акватории, однако проводить какие-либо очистные работы она не обязана.

Кроме того, оказывается, несмотря на бурное развитие казахского нефтяного сектора, в стране отсутствуют технические средства для откачки и сбора разлившейся нефти и локализации утечек. Пока только ведутся переговоры с Астраханским портом о выделении мелководной баржи.

Казахские чиновники среднего уровня пытаются призывать к конкретным действиям по предотвращению экологической катастрофы и предпринимают попытки привлечь иностранную помощь. Правительство Казахстана обещает выделить средства. Нефть продолжает сочиться из затопленных скважин.

Источники: RusEnergy 9.02.2004, 11.02.2004,
к оглавлению

Азербайджан.
Общественность обсуждает проблемы разливов нефти на Каспии.

В Баку прошла конференция неправительственных организаций, на которой обсуждались проблемы нефтяных разливов в Каспийском регионе. Ее организатором стала общественная международная организация «Круд Эккаунтэбилити» (Crude Accountability). Это уже второй форум, на котором общественные организации из Азербайджана, Грузии, Казахстана, России продолжили обсуждение проблемы нефтяных разливов. Первый был проведен в октябре 2003 года.

Руководитель Crude Accountability Мишель Кинман заявила, что в странах Каспийского региона недостаточно ресурсов для предотвращения нефтяных разливов и ликвидации их последствий.

Представитель азербайджанской неправительственной организации «Эколекс» Самир Исаев ответил, что в Азербайджане также нет и национального плана по предотвращению разливов. Отсутствует структура, которая занималась бы ликвидацией последствий разливов. На Каспии пока отсутствуют и какие-либо международные нормы, которые устанавливали бы ответственность за эти разливы.

Источники: Интерфакс-Азербайджан 13.02.2004, Azertag 13.02.2004.
к оглавлению

Азербайджан.
Каспийское пароходство покупает новые танкеры.

В 2004 году Азербайджанское Каспийское пароходство (КАСПАР) получит два новых танкера водоизмещением по 12 тысяч т. Они будут построены на российском судостроительном заводе «Красное Сормово» в дополнение к двумя танкерам водоизмещением по 8 тысяч т, спущенным на воду в 2003 году. Все эти четыре судна будут иметь двойную обшивку корпуса, что резко повысит экологическую безопасность их эксплуатации. Габариты этих судов позволяют им проходить по внутренним водным путям России. Общая стоимость контракта на постройку четырех судов составила 45 млн. долларов.

На балансе Каспийского пароходства в настоящее время находится 70 судов, в том числе 35 танкеров. Всего танкерный флот КАСПАР может за год перевозить до 15 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 2003 году объем такого рода перевозок составил 7,3 млн. т нефти и нефтепродуктов. После получения в 2004 года двух новых танкеров российской постройки мощности Каспийского пароходства по перевозке нефти и нефтепродуктов увеличатся до 18 млн. т в год.

Источник: Media-Press - shipbuilding.ru 9.02.2004
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное