Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 5(18)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N5  Нефтяное обозрение
2–8 февраля
2004 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0405.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели:

Другие сообщения


Темы недели:

Россия.
Разлив мазута в Онежской губе - и вот считать мы стали раны...

Пресса Архангельской области продолжает публиковать официальные материалы расследования обстоятельства разлива мазута в сентябре 2003 года в Онежском заливе. Они настолько интересно и аккуратно изложены, что их, конечно, надо читать в оригинале. Но, увы, выйти в Интернет могут далеко не все, да и там свободный доступ ко многим публикациям открыт лишь в течение небольшого времени. А потому - краткое изложение наиболее ярких деталей цепи разгильдяйства и вранья основных исполнителей, а также бесполезной суеты властных структур, наблюдающих за этим процессом.

1. Отчего разлилось?

В ночь с 1 на 2 сентября 2003 года (в 22 часа 52 минуты) в Онежском заливе у острова Осинки произошел навал теплохода класса река-море "Нефтерудовоз-57М" компании "Волготанкер" на носовую часть морского танкера накопителя. Швартовка происходила в темноте, при сильном течении, без привлечения лоцмана и буксира. Суда класса река-море имеют одинарный, не слишком прочный корпус. Случаи, когда они разламывались на части во время штормов, не являются редкостью.

2. Как разлилось?

В материалах следствия утверждается, что утечка была обнаружена через пять минут. После чего, якобы, командой поврежденного судна тут же были выставлены защитные боны.

Однако акт дефектации аварийных повреждений был составлен в 8 часов утра 2 сентября. В нем было указано, что помимо вмятины размером 1,5 на 1,5 м в борту "Нефтерудовоза-57М" имелось пять пробоин длиной до 6 см шириной до 2 см, из которых происходила утечка нефтепродуктов. Ликвидация утечки была затруднена тем, что пробоины находились под водой, ниже ватерлинии судна.

В одном из предыдущих сообщений следователи указывали, что первый ряд бонов был установлен слишком поздно, когда значительное количество мазута уже уплыло на расстояние более чем 1 км от поврежденного судна. Так что время реальной установки бонов, похоже, останется неизвестным.

В ходе работ по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов (ЛАРН) были привлечены буксиры и установлено второе кольцо бонов. Важнейший момент, - когда это произошло, - опять аккуратно обходится молчанием. Сообщается только, что благодаря боновому заграждению удалось собрать около 20% от признанного следствием объема разлива.

3. Сколько вылилось?

Представители компании "Волготанкер" в начале сентября заявляли об объемах разлива в 400 кг и даже 150 кг. Это устойчиво ниже 500 кг, выше которых разлив считается чрезвычайной ситуацией, и о нем должны оповещаться как местные власти, так и соответствующие структуры МЧС.

По расчетам специалистов, основанным на размерах пробоин и свойствах мазута, объем разлива составил около 45 т, что было принято следствием в качестве официально признанного объема утечки.

Есть и другая оценка. При реализации плана ЛАРН было собрано 370 т нефтесодержащей жидкости, что дает около 37-74 т нефтепродуктов. Около 25 т нефтепродуктов было собрано местными жителями, привлеченными к ликвидации разлива. Известно, что уборка мазута проводилась и на отдаленных островах, но данных об объемах этих работ нет. Таким образом, количество только собранного разлитого мазута оценивается в 60-100 т.

4. А по утру они проснулись...

Местные органы власти и контролирующие органы узнали о разливе мазута через 3 дня из "неофициальных источников". 5 сентября на место аварии вылетела комиссия администрации области. После облета акватории у главы местной администрации А.Л. Варакина состоялось совещание, на котором "было высказано мнение, что произошедшая авария не привела к значительному загрязнению окружающей среды, и экологическая ситуация находится в норме".

Восьмого сентября 2003 года комиссия под руководством представителя администрации Онежского района Карпухина В.В. при обследовании побережья обнаружила загрязнение берега на протяжении 40 км, а также погибших птиц. В период 10-28 сентября представители Северной государственной морской инспекции Арктического регионального пограничного Управления ФСБ РФ провели проверку состояния островов архипелага Осинки, о. Пурлуда, где также обнаружили загрязненное мазутом побережье и мертвых птиц.

По состоянию на 19.09.2003 общая численность обнаруженных погибших птиц составила не менее 300 штук.

5. Что они делали?

"Нефтерудовоз-57" закончил перевалку и спокойно удалился. Компания "Волготанкер", несмотря на все временные запреты, продолжила перевалочные работы в Онежской губе.

Для уборки наиболее сильно загрязненных участков побережья были наняты местные жители. Жители д. Пурнема за сбор и сжигание мазута получали 250 рублей в сутки, островитяне - 700 рублей. Плюс обеспечение пищей и оплата резиновых сапог.

Чиновники различного уровня и ведомственной принадлежности развили бурную деятельность, которая, в основном, ничем конкретным не кончилась.

6. Как наказали виновных?

Пока никак. 14 октября Архангельской транспортной прокуратурой по заявлению жителей Онежского района было возбуждено уголовное дело против капитана судна по статье 263 ч.1 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта). Доказательства вины были очевидны, следствие шло быстро, и дело уже хотели направлять в суд. Но 8 декабря 2003 года вступили в силу поправки к Уголовному кодексу, в которых из ч.1. статьи 263 было исключено понятие "нанесение крупного ущерба" как уголовно наказуемого деяния. Поэтому уголовное дело было закрыто. Его рассмотрение направлено в арбитражный суд области.

Как всегда, ответственным стрелочником должен был стать капитан. Но, благодаря изменению законодательства, не стал. Компания, организовавшая перевалку в совершенно не приспособленных для этого условиях, многочисленные чиновники, которые должны были не допустить, чтобы все это произошло, спасательные службы, которые должны были быстро и эффективно ликвидировать последствия, оказались ни при чем.

7. Что делать?

Следователь Архангельской транспортной прокуратуры А. Шиловский:

"Не являюсь специалистом в этой области. Но мое мнение такое. Экипаж "Нефтерудовоза-57" не был готов к экстремальной ситуации. На это надо обратить внимание компании. Во-вторых, боновые заграждения не соответствуют требованиям экологической безопасности. В третьих, надо конкретизировать правила швартовки, внести изменения в должностные инструкции ответственных лиц с тем, чтобы они действительно несли ответственность за свое бездействие или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В четвертых, надо очень внимательно подойти к новому проекту "Волготанкера" по перевалке нефтепродуктов в Онежском заливе в зимнее время в ледовых условиях. И вообще - пора и нам отказываться от однокорпусных танкеров".

Источники: "Волна" 30.01.2004, "Правда Севера" 3.02.2004 (Пресса Архангельской области)
к оглавлению

Канада - США.
У "Эксон-Мобил" опять утечка. Растворителя лака для ногтей.

Контролируемая "Эксон-Мобил" компания "Империал ойл" является крупнейшим канадским производителем нефтепродуктов. Рано утром в воскресенье 1 февраля 2004 года на ее заводе в Сарния (канадская провинция Онтарио), произошла утечка около 140 т кетонов, которые попали в протекающую здесь реку Сент-Клэр. Это вещество использовалось при производстве моторных масел. Кетоны широко применяются также в бытовой химии, в частности, в составах для снятия лака с ногтей. Они считаются относительно безвредными, правда в небольших размерах.

Поскольку 140 т кетонов попало в реку за относительно короткое время (около 1-1,5 часов), до получения результатов анализов власти приняли решение прекратить забор воды в нескольких местных системах водоснабжения, которые обслуживали 36 тысяч клиентов, как в Канаде, так и в США. Утром воскресного дня они были оповещены, что произошла утечка и водой из крана пользоваться нельзя. Вскоре ее напор снизился, а местами она просто исчезла. Те, кто проснулся поздно, просто обнаружили, что в кранах нет воды.

Впрочем, в ряде населенных пунктов она скоро опять появилась. Ее подача была восстановлена по требованию пожарных, обнаруживших, что воды не стало и в пожарных гидрантах, и случись пожар, тушить его будет нечем. Тем не менее, запрет на использование водопроводной воды для питья и бытовых нужд оставался в силе до конца воскресного дня. Поздно вечером анализы показали, что содержание кетонов в воде не превышает допустимого уровня. Водоснабжение начало восстанавливаться, хотя местами это удалось сделать уже утром в понедельник. В некоторых населенных пунктах воды не было до вторника.

Местное население, которое провело "замечательный" воскресный день, в очередной раз осознало, насколько серьезные проблемы создает большое количество нефтеперерабатывающих и химических предприятий, расположенных в долине реки Сент Клэр, называемой также "долиной химии". Они охотно пользуются чистой водой и регулярно спускают вниз по течению различного рода химические вещества. С 1986 года здесь было зафиксировано 700 подобных случаев, часть из которых была достаточно серьезной.

Достается и атмосфере. Три года назад утечка сероводорода с завода "Шелл-Канада" отправила в госпиталь 34 человека. В апреле 2003 года из-за перерыва в подаче электроэнергии несколько заводов, принадлежащих примерно 10 различным компаниям, дружно выбросили в атмосферу большое количество токсических веществ.

Местные жители высказывают пожелание, чтобы завод компании "Империал ойл" сбрасывал свои воды не напрямую, а через пруды-накопители, а еще лучше создал бы замкнутую систему водоснабжения, как это уже сделано у некоторых компаний.

Однако представители "Империал Ойл", принося извинения за случившееся, утверждают, что это невозможно - слишком велики объемы производства. Сбрасываемая напрямую в реку Сент Клэр вода по идее не должна была содержать химического загрязнения. Она использовалась только для охлаждения. Загрязнение произошло из-за негерметичности теплообменника.

Местные жители счастливы, что в этот раз в теплообменнике были относительно малотоксичные кетоны. Однако у них нет уверенности, что следующий раз там не окажутся более вредные вещества.

Власти провинции Онтарио отправили в Сарния комиссию в составе 30 человек. Она должна не только разобраться в произошедшем и сделать соответствующие выводы. Комиссия должна проанализировать, не является ли столь мощная концентрация нефтехимических предприятий в долине реки Сент Клэр нарушением требований по охране окружающей среды. Похоже, даже до канадских чиновников дошла мысль, что если в одном месте опасных производств слишком много, то, несмотря на самые строгие требования, там постоянно будут происходить какие-нибудь аварии, последствия которых регулярно будут обрушиваться на местное население.

Источники: Globe and Mail 1.02.2004, Imperial Oil Press Release 1.02.2004, CBC 2.02.2004, CTV 3.02.2004, Toronto Star 4.02.2004, Detroit Free Press 1.02.2004, 2.02.2004, 3.02.2004, Times Herald 1.02.2004, 3.01.2004, London Free Press 5.02.2004
к оглавлению

Фиджи-США-Япония.
Нефтяные мины времен Второй мировой войны.

Три года назад, после прохождения очередного тайфуна через удаленный атолл Илити в Микронезии, местным жителям кроме восстановления разрушенных домов пришлось столкнуться с новой проблемой. В воздухе ощущался сильный запах нефтепродуктов, а одна из лагун, в которой островитяне ловили рыбу, оказалась залита бензином. Источник утечки был очевиден. Это танкер военно-морских сил США "Миссиссинева" (Mississinewa), торпедированный торпедирован японцами в 1944 году и затонувший около Илити. За полвека его корпус наконец проржавел окончательно и во время тайфуна из него вылилось более 80 т авиационного топлива.

Тогда власти США прореагировали достаточно оперативно и потратили 6 млн.. долларов на откачку более 7 тысяч т нефтепродуктов, многие десятилетия находившихся на дне моря. Однако местные жители опасаются, что там еще кое-что осталось, и очередной тайфун может принести новые сюрпризы.

Власти 12 островных государств Тихого океана заказали исследование, позволившее нанести на карту положение 3852 судов, затопленных на их территориях во время второй мировой войны. Тогда за четыре года активных действий в основном японцам и американцам удалось затопить суда общим водоизмещением 13 млн.. т. На дно ушли 45 крупных боевых кораблей, 213 эсминцев, 50 танкеров и большое количество грузовых судов, которые обслуживали действия флотов или просто занимались перевозками грузов.

Многие из утонувших судов унесли с собой на дно огромное количество нефтепродуктов. Сейчас, похоже, приближается время, когда стенки их корпусов будут разрушены коррозией, и находившиеся более полувека под водой нефтепродукты начнут поступать в воду. Из 12, как правило, очень мелких и экономически маломощных государств Тихого океана только Фиджи, Папуа Новая Гвинея и Ниу имеют хоть какое-то оборудование для уборки разливов нефти. Остальные государства полностью беспомощны и не смогут ничего сделать для предотвращения утечки или проведения очистных работ после разливов нефти, которые способны нанести непоправимый ущерб природе коралловых рифов.

Вокруг Соломоновых островов лежит более 150 крупных кораблей, затопленных во время битвы за Гуадалканал. В территориальных водах Папуа Новой Гвинеи находится 270 утонувших судов, еще 200 - в водах, принадлежащих Маршалловым островам и Микронезии.

Даже власти Австралии с интересом наблюдают за тем, что происходит с остатками двух крупных американских судов, затонувших в сражении в Коралловом море в 1942 году в районе Большого Барьерного рифа. Сейчас этот уникальный природный объект включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его природа признана достоянием всего человечества. При прохождении в этом районе судов принимаются строгие меры для предотвращения разливов нефти на поверхности моря. А вот на дне только в двух затонувших американских судах предполагается наличие 15 тысяч т нефтепродуктов, которые скоро могут вырваться на поверхность из ржавых остатков ветеранов второй мировой войны.

Правительства малых государств Тихого океана обращаются к властям Японии и США оказать содействие, либо просто убрать оставленные этими государствами "нефтяные мины" на дне Тихого океана. Однако никаких официальных ответов на эти обращения не следует.

Источник: Guardian 7.02.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
В Архангельске опять разлился мазут.

В Архангельской области еще не успели остыть впечатления от разлива в Онежской губе, как последовал очередной инцидент. 24 января 2003 года на территории военной части, расположенной недалеко от Архангельска в поселке Глухое на левом берегу Северной Двины произошел разлив нефтепродуктов. Из-за лопнувшей задвижки из резервуара вылилось около 360 т мазута. Площадь загрязнения составила 290 кв. м. Часть разлива все-таки попала в Северную Двину и образовала на льду пятна загрязнения площадью 70 кв. м.

Военные бдительно хранили эту свою военную тайну, и о разливе мазута стало известно только через 4 дня после аварии. О разливе сообщил капитан одного из одного находившихся поблизости судов.

Были начаты очистные работы, завершившиеся к 6 февраля. С поверхности реки, по официальным данным, собрали 300 кг разлитого мазута. За нарушение требований к охране водных объектов на воинскую часть наложен административный штраф в размере 30 тысяч рублей, который будет выплачен за счет бюджета, т.е. налогоплательщиков.

Источники: Двина-Информ 6.02.2004, "Правда Севера" 31.01.2004, Regions.ru 5.02.2004.
к оглавлению

Россия.
"Транснефть" готова всех затопить российской нефтью. Хоть рынки, хоть моря.

Российская государственная монополия, компания "Транснефть" с гордостью отрапортовала, что через систему ее трубопроводов на экспорт из России в 2003 году было отправлено 208 млн. т нефти, что составило почти половину ее общей добычи.

Поскольку объемы извлечения из российских недр этого невозобновимого природного ресурса в 2004 году должны увеличиться еще на 6-8%, перед "Транснефтью" стоит важная задача, как вывезти за рубеж еще больше сырой нефти.

Возможности Черного моря, похоже, уже исчерпаны. Новороссийский и Одесский порты в зимнее время вынуждены прерывать работу из-за сильных штормов. Турция заявляет, что возможности проводки танкеров через Босфор достигли предела, и она не намерена ставить под угрозу жизни жителей многомиллионного Стамбула.

Новым стратегическим направлением потока экспортной российской нефти становится Финский залив. Если в 2003 году мощность основного терминала в Приморске составила 18 млн.. т, то уже в 2004 году она должна увеличиться до 42 млн.. т в год. В 2005 году планируется выйти на 50 млн.. т, с перспективой достижения 62 млн.. т в год.

Кроме увеличения мощности терминала в Приморске "Транснефть" также намерена в 2004 году 5 млн.. т российской нефти отправить через польский Гданьск.

При этом глава "Траснефти" подчеркнул, что решение снизить отгрузку экспортной российской нефти через латвийский Вентспилс связано с чисто экономическими причинами. Реконструкция нефтепроводной системы в этом направлении потребует 2,7 млрд.. долларов. В этих условиях для "Транснефти" гораздо выгоднее развивать Балтийскую трубопроводную систему с отгрузочным терминалом в Приморске, несмотря на то, что здесь обеспечение безопасности мореплавания, особенно в зимнее время является сложной задачей. На фоне резко увеличивающихся в ближайшем месяце возможностей "Транснефти" поставлять нефть в Приморск, Санкт-Петербург, Высоцк, из-за морозов ожидается введение дополнительных ограничений на прием этими портами танкеров даже ледового класса.

Источники: ИТАР-ТАСС 30.01.2004, НГВ 2.02.2004, РЖД-Партнер 2.02.2004, Reuters 2.02.2004, Moscow Times -Reuters 3.02.2004.
к оглавлению

Россия.
Финский залив - и нефтью и газом.

Другая контролируемая государством российская монополия - "Газпром", также не хочет отставать в экспортной горячке по сбыту российских энергетических ресурсов. В 2003 году в страны Центральной и Западной Европы было поставлено 132,9 млрд.. кубометров российского газа, что несколько выше по сравнению с 128,6 млрд.. кубометров в 2002 году. А вот благодаря росту мировых цен на энергоресурсы выручка выросла на 22% и достигла в 2003 года рекордного значения 16 млрд.. долларов.

Хотелось бы получить еще больше, но дело упирается в нежелание Евросоюза ставить себя в зависимость от российских поставок, обеспечивающих сейчас 26% потребления газа в европейских странах. Однако этот вопрос, вполне возможно, скоро решится автоматически по мере исчерпания месторождений Северного моря.

Другая проблема - транзит через братские союзные республики, которые не только требуют продажи им части газа по льготным ценам, но и нахально забирают себе из трубы часть газа от поставок в Центральную и Западную Европу при попытках закрутить им кран. Видимо в один из таких наиболее острых моментов открытого грабежа в "Газпроме" родилась мысль проложить трубопровод прямо по дну Балтийского моря в Германию.

Сейчас она начинает приобретать уже более конкретные очертания. Вице-премьер Христенко заявил, что до конца 2004 года будет завершена первая фаза технико-экономического обоснования (ТЭО) Северо-Европейского газопровода. Ожидается, что в ближайшее время консорциум в составе "Газпрома" и финской компании "Фортум" подпишет договор на получение 3 млн.. евро от Евросоюза для финансирования подготовки этого документа. Представитель "Газпрома" сообщил, что вообще-то разработка ТЭО российской части проекта уже практически завершена, и понадобится еще полгода, чтобы завершить разработку его международной части.

И будут после этого в Финском заливе не одни только военные базы и нефтяные терминалы, но еще и экспортный газопровод.

Источники: "Известия" 4.02.2004, 5.02.2004, "Время новостей" 4.02.2004.
к оглавлению

Россия.
О Господи, и они туда же! ТНК выходит на берег Финского залива.

Межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории Ленинградской области рассмотрела декларацию компании ТНК-ВР о намерении построить на восточном побережье Лужской губы экспортный терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов. Строительство продлится с середины 2005 до конца 2006 года. Его стоимость - до 175 млн.. долларов. Грузооборот терминала составит 12 млн.. т в год, в том числе нефти 7,5 млн.. т, мазута - 4 млн.. т, дизельного топлива - 4 млн.. т.

Комиссия посовещалась и приняла решение о принципиальном согласии на размещение терминала.

Источник: ABNews 5.02.2004.
к оглавлению

Комментарий составителя.

За последние два года компания ТНК, входящая в "Альфа Групп" самым непосредственным образом поучаствовала в обеспечении мазутом разлива с танкера "Престиж" (2002 год), пожара и разлива на танкере "Виктория" (2003 год). Интересно, что будет теперь, когда предприимчивая безответственность бизнесменов из "Альфа Групп" будет помножена на финансовую и организационную мощь компании "Бритиш Петролеум"?

Как бы не пришлось в самом ближайшем будущем переименовывать Финский залив в Свинский.

Россия.
"Сибнефть" пригонит в Финский залив корейско-шведскую эскадру.

Швейцарская компания "Прогетра" (Progetra S.A.) объявила о заключении контракта со шведской компанией "Стена Балк" (Stena Bulk) об аренде на 10 лет трех современных танкеров ледового класса грузоподъемностью 114 тысяч т каждый. Это будут "Стена Контендер" (Stena Contender), "Стена Арктика" (Stena Arctica) и "Стена Антарктика" (Stena Antarctica). "Стена Контендер" была построена в Южной Корее в декабре 2003 года и только что ушла в первый рейс из Приморска. Два других танкера еще только будут построены на верфях компании "Хендэ Хэви Индастриз" (Hyundai Heavy Industries) в 2005-2006 гг.

После введения их в строй компания "Прогетра" сможет перевозить до 10 млн.. т нефти в год, что составит около 60% всех экспортных перевозок "Сибнефти" и практически весь их объем на северо-западном направлении. Основным заказчиком будет дочерняя структура "Сибнефти" Sibneft Oil Trade Co. Уже сейчас стоимость согласованных контрактов, включая те, которые будут обслуживать еще только строящиеся танкеры, превышает 400 млн.. долларов. После 2006 года компания "Прогетра" собирается также начать предлагать свои услуги и другим нефтяным компаниям.

Компания "Прогетра" зарегистрирована в 2002 году в Швейцарии группой физических лиц, которые также являются владельцами АО "Импортпищепром", крупнейшего терминала в Новороссийском морском торговом порту. Через этот терминал "Сибнефть" ежегодно отправляет на экспорт 3,6 млн.. т дизельного топлива. Кроме того, компания распоряжается около 1,8 тыс. железнодорожных цистерн, на которых производится перевозка нефтепродуктов по России. В 2003 году оборот "Прогетра" составил около 1 млрд.. долларов.

Шведская судоходная компания "Стена Балк" (Stena Bulk) управляет 55 судами общим дедвейтом 4,9 млн.. т. Во время аренды танкеров они будут находиться в коммерческом управлении британской компании StenTex UK.

Источник: "Коммерсантъ" 5.02.2004.
к оглавлению

Россия-НАТО.
МЧС и НАТО будут бороться с террористами на месторождении Д-6.

Калининградская область готовится к приему многочисленных гостей из 11 стран, включая представителей из штаб-квартиры НАТО. Тема учений, которые пройдут в 24 июня 2004 года - ликвидация разлива нефти, вызванного действиями террористов на шельфовом месторождении Д-6. Оно расположено в Балтийском море в 22 км от берегов Калининградской области. Кто будет выполнять роль "террористов" - сотрудники ли самой компании "Лукойл-Калининградморнефть", которая, несмотря на все замечания об экологической опасности реализации этого проекта, в 2004 году твердо намерена начать добычу нефти, либо еще кто, в сообщении не указывается.

В любом случае, мероприятие должно получиться на славу. Ожидается, что 120 наблюдателей из 40 стран будут следить за этим действом.

Источник: ИТАР-ТАСС 4.02.2004
к оглавлению

Комментарий составителя.

Случайно мне довелось оказаться свидетелем предыдущих аналогичных упражнений МЧС и НАТО в сентябре 2002 года. Тогда Москва была затянута дымом торфяных пожаров. Невзирая на эти удушающие обстоятельства, на базе МЧС под Ногинском несколько сот могучих спасателей, как из России, так и стран НАТО, используя самую современную технику, отрабатывали учебную задачу. "Террористы" захватили химический завод, что привело к утечке ядовитых газов. Доблестные спасатели, само собой, тут же расправившись с "террористами", после чего занялись ликвидацией последствий выброса, а также пачками спасали пострадавших.

Что ж, упражнение полезное. Хотя, наверно, еще полезнее было бы, если бы собранные со всей Европы здоровенные лбы на доставленной за многие тысячи километров могучей технике потушили хотя бы несколько горящих торфяников. Однако спасать местных жителей и несчастных московских дачников, которые уже второй месяц задыхались от вполне реального дыма, никто и не думал.

Судя по оживленному движению украшенных мужественными надписями спасательных джипов к местным магазинам, учения и культурная программа прошли на высоте, и их участники разъехались, довольные друг другом.

К сожалению, спустя несколько месяцев учебный сценарий превратился в трагическую реальность. Настоящие, а не условные, террористы захватили концертный зал на Дубровке. Руководители антитеррористической операции решили применить реальный, а не условный, высокотоксичный газ. Спасение пострадавших от его воздействия было организовано предельно неэффективно. Отравленных антитеррористами людей как дрова выносили из зала и складывали штабелями. Даже по телевидению было видно, что оказание им оперативной помощи, перевозка пострадавших в медицинские учреждения были организована предельно безмозгло и безответственно. В итоге более 100 уже освобожденных заложников погибло от отравления газом. Таковы были практические результаты использования навыков, полученных во время учений НАТО и МЧС в сентябре 2002 года.

Остается надеяться, что после очередной показательной гулянки на свежем воздухе воинства из МЧС и их коллег из НАТО, ничего серьезного с платформой на месторождении Д-6 не случится. Не дай Бог, если и ее начнут так же "спасать", как тех, кто имел несчастье оказаться на Дубровке.

Россия.
"ЮКОС" - не получилось трубой, - повозим цистернами.

2 февраля 2003 года в Пекине прошли переговоры между представителями компании "ЮКОС" и Китайской нефтегазовой корпорацией (CNPC). Было принято решение заключить контракт на поставку с 2006 года до 10 млн.. т нефти через погранпереход Забайкальск - Манчжурия. Она будет поставляться сюда по железной дороге на протяжении не менее 7 лет. В дальнейшем для ее транспортировки может быть все-таки будет построен магистральный нефтепровод.

Компании предусмотрели возможность самостоятельной разработки программ обеспечения поставки нефти к переходу, в том числе с использованием трубопроводов. Китайская сторона собирается рассмотреть проект строительства нефтепровода от Манчжурии до Дацина.

Источник: Коммерсантъ 05.02.2004.
к оглавлению

Россия.
Безопасны ли проекты по добыче сахалинской нефти?

На фоне жизнерадостных планов освоения 1,6 млрд.. долларов по проекту "Сахалин-1" и совсем уже невообразимых 2,8 млрд.. долларов по проекту "Сахалин-2", вопросы о возможных экологических последствиях этого могучего потока иностранных инвестиций остаются без ответа.

Нефтепровод проекта "Сахалин-1" (оператор компания "Эксон-Мобил") на Де-Кастри пересечет сотни нерестовых рек и ручьев, которые будут проходиться траншейным способом под руслом. Если на этих переходах нефтепровод будет поврежден, и начнется утечка нефти, то скорее всего это будет обнаружено уже только после сильного загрязнения реки. На Аляске в наиболее опасных местах нефтепроводы выведены на поверхность, что позволяют гораздо быстрее обнаружить их повреждение. Возможность же массового разрыва проложенного в траншее трубопровода показало Нефтегорское землетрясение, когда нефтепровод "Роснефти" лопнул в сотнях мест.

Безопасность использования в качестве экспортного нефтяного терминала мощностью 12 млн.. т в год порта Де-Кастри вызывает еще больше вопросов. В зимнее время здесь может возникать тяжелая ледовая обстановка. Для достижения порта танкерам придется проходить весьма узким Татарским проливом, в котором идет оживленное рыболовство, в том числе и браконьерское. Если танкер намотает на винт браконьерскую сеть и потеряет ход, то в случае штормовой погоды при местных донных грунтах его вряд ли удастся удержать на якорях. Необходимо наличие мощных буксиров-спасателей, способных оперативно оказать помощь. Когда, кто, и за счет каких средств будет обеспечивать их присутствие - непонятно.

В рамках проекта "Сахалин-2" (оператор - компания "Шелл") также будет проложен трубопровод. По нему с севера на юг острова будет перекачиваться добываемый на шельфе газ. Трасса нефтепровода не только воздействует на фазе строительства на сотни нерестовых рек, но и станет мощной магистралью для проникновения браконьеров в ранее труднодоступные уголки острова. Сохраняется неясность и с тем, как повлияет строительство завода по производству сжиженного газа, который будет расположен на южном конце газопровода, на рыбные запасы Анивского залива.

Источник: газета "Южно-Сахалинск" - Сопка.Net 6.02.2004.
к оглавлению

Канада.
Газопровод в долине Макензи: племя Дех Чо хочет больше.

Племя Дех Чо (Deh Cho) заявило, что в процессе согласования проекта освоения газовых месторождений в дельте реки Макензи и строительства газопровода на юг Канады не учитываются его интересы. Племя Дех Чо состоит из 13 общин, живущих в долине реки. Около 40% газопровода должны пройти через их земли.

Представители Дех Чо указали, что племена и группировки местного коренного населения, интересы которых представлены в принадлежащей им компании "Абориджинал Пайплайн Груп" (Aboriginal Pipeline Group) не имеют полномочия выступать от имени Дех Чо. "Абориджинал Пайплайн" было выделено 30% акций консорциума по строительству газопровода в обмен на согласие местного населения на реализацию этого проекта.

Племя Дех Чо выступает за сохранение природной среды по всей трассе строительства газопровода, обеспечения прав будущих поколений пользоваться возобновимыми ресурсами этой территории, а также доступа к социальным и экономическим результатам использования природных ресурсов.

Представители Дех Чо подчеркивают, что не являются экстремистами и не стремятся остановить проект. Однако при проведении экологической экспертизы проекта их интересы тоже должны быть учтены. Для этого уже созданная комиссия должна быть распущена. Вместо ее нужно создать новую, из семи человек, два из которых должны быть представителями Дех Чо.

Компания "Империал Ойл", являющаяся оператором проекта, сообщила, что пожелания Дех Чо должны быть учтены в процессе переговоров с официальными властями Канады. Компания "Империал Ойл" с нетерпением ждет результатов этих переговоров.

Источник: Petroleum News 1.02.2004.
к оглавлению

США.
"Эксон-Мобил" ведет дебаты о глобальных изменениях климата.

29 января 2004 года был опубликован подготовленный по заказу природоохранной организации "Друзья Земли" (Friends of the Earth) доклад о вкладе компании "Эксон-Мобил" в глобальные изменения климата.

Результаты деятельности компании, начиная с 1882 года, когда была создана предшественница "Эксон-Мобил" - Рокфеллеровская "Стандарт Ойл" (Standard Oil), впечатляют. Всего с тех пор компания способствовала поступлению в атмосферу 20,3 млрд.. т углекислого газа, вызывающего парниковый эффект. Это в три раза превышает современные объемы ежегодных антропогенных выбросов этого газа во всем мире, и в 13 - годовые выбросы США. В период с 1882 года продажа продукции компании "Эксон-Мобил" под торговыми марками "Эксон", "Мобил" "Эссо", "Империал ойл" привела к образованию 4,7-5,2% всех антропогенных выбросов углекислого газа на планете.

70% всех выбросов углекислого газа, связанных с деятельностью компании "Эксон-Мобил" произошли после 1967 года, когда появились первые предупреждения ученых о возможности глобальных изменений климата вследствие антропогенных выбросов парниковых газов. В 1996 года ученые, работавшие под эгидой ООН, прямо заявили, что антропогенное загрязнение атмосферы ведет к глобальным изменениям климата. В последующие годы компания "Эксон-Мобил" достигла наивысших показателей выбросов парниковых газов за всю историю своего существования.

Представитель "Друзей Земли" отметил, что выбросы парниковых газов, связанные с деятельностью компании "Эксон-Мобил" увеличивались в то время, когда ученые находили все новые подтверждения того, что это способствует глобальным изменениями климата. Это весьма важное обстоятельство, в случае, если нынешние и будущие жертвы этих изменений начнут судебные процессы, требуя компенсаций за нанесенный им ущерб.

Первая реакция представителя компании "Эксон-Мобил" была классической. Он заявил, что еще надо разобраться, какие данные были положены в основу столь серьезных выводов, насколько они научно обоснованы. Предыдущие заявления "Друзей Земли" в адрес компании "Эксон-Мобил" были громкими по форме, но мало обоснованными. В настоящее время предприятия "Эксон-Мобил" используют энергию на 37% более эффективно, чем 25 лет назад. Это эквивалентно уменьшению объемов выбросов углекислого газа на 200 млн.. т.

Если "Друзья Земли" говорят обо всем объеме выбросов, образующихся в результате использования производимого компанией топлива, то тогда надо объявить незаконной любую деятельность компаний по обеспечению мира энергией. Представитель компании категорически отверг попытки связать политику компании в области глобальных изменений климата с возможными изменениями курса ее акций.

Однако утверждение представителя "Эксон-Мобил" не совпадает с мнением такого страхового гиганта, как "Мюних Ре" (Munich Re). Эта компания признала, что ущерб только от таких последствий глобальных изменений климата, как подъем уровня моря и потери сельскохозяйственной продукции может составить в ближайшие 50 лет сотни миллиардов долларов.

Кроме того, на последнем собрании акционеров "Эксон-Мобил" было предложено рассмотреть три резолюции, касающихся стратегии действий компании в связи с возможными глобальными изменениями климата. Впервые в их поддержку высказались пенсионные фонды из штатов Нью-Йорк, Коннектикут и Мэн. Это является отражением более широкого процесса. В 2003 года представители 87 институциональных инвесторов, управляющих в общей сложности активами в 9000 млрд.. долларов, обратились к 500 крупнейшим компаниям, акции которых котируются на биржах. Инвесторы официально попросили их сделать открытой информацию о том, как проблема выбросов парниковых газов и глобальных изменений климата может повлиять на экономическое положение компаний.

5 февраля 2003 года "Эксон-Мобил" опубликовала собственный доклад, в котором представила свой анализ проблемы своих выбросов парниковых газов и вклада в глобальные изменения климата.

Компания считает, что в период до 2020 года мировое потребление энергии вырастет на 40%. Огромным вызовом грядущих десятилетий является обеспечение этого энергетического роста, необходимого для улучшения условий жизни людей, а также необходимости снижения выбросов парниковых газов.

80% роста энергопотребления в период 2000-2020 гг. придется на развивающиеся страны, в которых к концу этого периода будет проживать 85% населения Земли. Там же на 80% вырастет и объем выбросов парниковых газов. В связи с этим для решения проблемы в глобальном масштабе необходимо активное участие развивающихся стран.

В докладе признается, что потенциальное воздействие парниковых газов на общество и природу может быть значительным. В связи с этим компания "Эксон-Мобил" уже много лет предпринимает усилия по повышению энергоэффективности ее собственных производств и использования выпускаемой ей продукции конечными потребителями. Компания работает совместно с учеными над поиском экономически конкурентоспособных и доступных вариантов снижения объемов выбросов парниковых газов. Компания "Эксон-Мобил" рассматривает возможность направления инвестиций в развитие альтернативных источников энергии, не вызывающих глобальные изменения климата. В настоящее время активный анализ возможных технологий проводится в рамках проекта Стэнфордского университета "Глобальный климат и энергетика" (Global Climate and Energy - G-CEP), в поддержку которого "Эксон-Мобил" выделила 100 млн.. долларов.

Что касается роли компании в глобальных выбросах углекислого газа, то 87% из них происходит за счет использования выпускаемой "Эксон-Мобил" продукции конечными пользователями (это, прежде всего, различные виды автомобильного топлива). На долю выбросов, связанных с производственной деятельностью самой компании приходится 13%. В связи с этим компании активно работает над решением проблемы повышения энергоэффективности как самого нефтяного сектора, так и продукции автомобильной промышленности.

Источники: Reuter's 29.01.2004, IPS - 29.01.2004, OneWorld US - Yahoo.com 29.01.2004, Business Wire 5.02.2004.
к оглавлению

США.
50 км побережья Нью-Джерси слегка загажено мазутом.

В открытом море около штата Нью-Джерси неизвестное судно сбросило несколько тонн мазута. Его пятна размером от 1 см до 15 см были выброшены морскими волнами на берег на протяжении 50 км. К работам по уборке мазута было привлечено около 100 человек. Им удалась собрать около 2 т мазута.

Было обнаружено 70 погибших птиц. Еще 35 удалось отловить и направить в центр спасения, где часть из наиболее безнадежных пришлось умертвить. Но в основном их будут пытаться отмыть от мазута, подкормить и вернуть на волю. Очевидно, что много других птиц также заметно загрязнено мазутом. Но они пока сохраняют подвижность, и остается надеяться, что им удастся очиститься самим.

Власти оценивают ситуацию как "незначительную" экологическую проблему, не создающую угрозу для людей. На воде мазута уже не осталось, он весь оказался на берегу. Вместе с тем, местных жителей призывают пока не выходить на пляжи, особенно с собаками, и не пытаться убирать мазут самостоятельно, оставив это дело профессионалам. Местные жители расценивают это происшествие как очень неприятное в психологическом плане.

Власти пытаются вести расследование. Однако при огромном потоке судов, движущихся из портов Нью-Йорка и Филадельфии, а также в обратном направлении, найти виновника сброса будет очень сложно. Губернатор штата объявил о вознаграждении в 25 тысяч долларов тому, кто поможет найти нарушителя. Эти средства будут взяты из специального фонда, образованного за счет штрафных платежей за загрязнение окружающей среды.

Источники: News Journal 07.02.2004, Newark Star Ledger 6.02.2004, 7.02.2004, Newsday 6.02.2004, Press of Atlantic City 6.02.2004, Philadelphia Inquirer 5.02.2004.
к оглавлению

США.
У добытчиков газа - аварийный выброс нефти.

Обычное бурение на газ в графстве Файетт (Fayette County) в 40 км от столицы штата Пенсильвания г. Питтсбурга, обернулось неожиданными результатами. Вместо газа из недр ударил мощный фонтан нефти, который загорелся. Высота пламени достигала 15-30 м. Более десяти обычных пожарных команд ничего не смогли сделать с огнем. На помощь вызвали специалистов по тушению аварийных скважин, имеющих большой опыт работы, в том числе и в Кувейте. Пожар удалось потушить только через двое суток после его начала. На завершающей фазе борьбу с горящим фонтаном вели около 100 человек.

Кроме борьбы с огнем им одновременно пришлось возвести несколько плотин для сбора фонтанирующей нефти. Производившая работы компания "Атлас Америка" (Atlas America) пока не знает, радоваться ей этому открытию, или горевать. Пока ясно, что полностью уничтожена принадлежавшая ей буровая установка стоимостью 1,2 млн.. долларов, а также бульдозер. Непонятно, во сколько обойдутся услуги пожарных, и какими будут платежи за разлитую нефть. К счастью, бурение велось на некотором удалении от домов, и никто из местных жителей и работников компании не пострадал. Правда местные жители высказывают претензии, что их дома и машины была забрызганы фонтанирующей нефтью, но компания обещает оплатить стоимость очистки.

Представитель "Атлас Америка" заявил, что ситуации, когда вместо газа из скважины начинает идти нефть, не редки. У компании уже были аналогичные проблемы, однако с фонтаном такой мощности она столкнулась впервые. Обнаруженная нефть имеет весьма высокое качество, и если подтвердится ее присутствие в значительных количествах, компания определит свои дальнейшие действия.

Источники: Connelisville Daily Courier 4.02.2004, 5.01.2004, NEPA News-AP 2.02.2004.
к оглавлению

США.
Жители Колорадо недовольны вторжением газовых компаний.

После того, как в 1982 году компания "Эксон" закрыла свое предприятие в штате Колорадо по добыче и переработке горючих сланцев, без работы остались 2200 человек. Понадобились десятилетия, чтобы местная экономика начала приспосабливаться к новым условиям. Деньги и занятость принесли охотничий и рыболовный туризм, пенсионеры, которые стали покупать участки и строить дома, в которых собирались провести остаток своей жизни.

Рост энергопотребления в США, исчерпание старых месторождений, увеличивающаяся зависимость от импорта энергоносителей вновь вызвали рост интереса к недрам Колорадо, Нью-Мексико, Юты и Вайоминга. По данным правительства, в них содержится 41% общенациональных запасов природного газа.

Однако новая, на этот раз газовая, горячка наталкивается на растущее недовольство местного населения. Его совершенно не воодушевляет перспектива любоваться вместо красивых горных пейзажей буровыми установками, движением тяжелой техники, тянущимися в различных направлениях трубопроводами. Местные жители не горят желанием получить новых беспокойных соседей, которые приедут в штат, чтобы заработать быстрые деньги на природном газе.

Особенно острые конфликты возникают в случаях, когда права на участок земли оказались разделенными с правами на недра. В этом случае согласно действующему законодательству владелец участка обязан предоставить горнодобывающим компаниям право свободного доступа и проведения работ по добыче полезных ископаемых.

Графство Гарфилд является одним из наиболее продвинутых в плане освоения богатств его недр. Добыча газа принесла в 2003 году в его бюджет более 13 млн.. долларов. Однако и здесь есть недовольные вторжением газовых компаний на их участки. В двух случаях дело дошло до суда.

Семье Бринильдсон (Brynildson) принадлежит ранчо площадью 450 га. Однако они не владеют правами на недра под этим участком. В результате, в 2003 году компания "ЭнКэна Ойл энд Гэс" (EnCana Oil and Gas) после нескольких месяцев безуспешных переговоров с владельцами участка, в августе, когда Бринильдсоны уехали в отпуск, все же построила через их ранчо дорогу, чтобы обеспечить проезд к своим буровым скважинам. Вернувшись, Бринильсоны подали в суд против "ЭнКана", "КалПайн" (CalPine) и "Эксон-Мобил", которым также принадлежит часть прав на недра.

Семья Бедел (Bedell) оказалась в еще более неприятной ситуации. Компания "ЭнКэна" решила не только построить дорогу через их участок, но и поставить на оползневом склоне буровую площадку. Семья Бедел опасается, что это приведет к активизации оползня. Это может вызвать аварию на буровой и повредить проходящий у подножий склона ирригационный канал.

В обоих случаях владельцы участков протестуют против того, что компании рассматривают их как досадную помеху и не хотят учитывать их интересы. Они предпочитают вести переговоры с владельцами участков не напрямую, как с потенциальными деловыми партнерами, а через посредников. Посредники могут многое обещать, но нет никакой гарантии, что обладающая правами на недра компания будет выполнять эти обещания.

Источники: Daily Sentinel 02.02.2004, AP-Redlands Daily Facts 1.02.2004.
к оглавлению

США.
Жители Нью-Мексико против новых газовых скважин

Прошедшие демонстрации протеста в защиту Отеро Меса, о которых мы сообщали в предыдущем выпуске "Нефтяного обозрения", похоже, произвели впечатление на губернатора штата Нью-Мексико Ричардсона. Он подписал указ в защиту природы Отеро Меса. Это означает, что штат вступает в конфликт с федеральными властями, которые намерены разрешить разведочное бурение на этой территории для добычи газа. Ожидается, что в феврале штат подаст официальный протест, который будет рассматриваться в суде.

Тем временем природоохранные организации, представители индейского племени навахо и скотоводы уже подали в суд на Министерство внутренних дел, в ведении которого находятся вопросы добычи нефти и газа на федеральных землях в штате Нью-Мексико. Местные жители считают, что 20-летний планы освоения газовых месторождений приведет к загрязнению атмосферы, разрушению огромного количества священных мест племени навахо и краху традиционного скотоводства. Для реализации программы планируется пробурить почти 10 тысяч новых скважин, построить 1600 км дорог. Общая площадь сильно нарушенных земель составит 17 тысяч га, однако их влияние распространится на гораздо большую территорию.

Представители Министерства внутренних дел возражают, что все эти работы будут проводиться постепенно и под строгим контролем. Однако инициаторы иска утверждают, что администрация Буша, выбирая варианты использования федеральных земель, учитывает только интересы топливно-энергетических компаний. Министерство внутренних дел уже не раз демонстрировало свою неспособность или нежелание контролировать деятельность этих компаний. Они безнаказанно могут по своей воле строить дороги, отпугивающие диких животных. Вдоль обочин этих дорог распространяются сорные растения, которые затем могут быстро начать вытеснять коренную растительность. Площадки, на которых располагаются скважины, не только создают шум и загрязняют воздух, но и являются зонами повышенной опасности. Их появление портит живописные виды и не способствует привлечению туристов, охотников и рыбаков, желающих отдохнуть на фоне дикой природы.

Источники: Denver Post 05.02.2004. Progressive Newswire 4.02.2004. AP-KRQE 2.02.2004.
к оглавлению

Франция.
"Эксон-Мобил" проиграл процесс против "Гринпис".

В рамках кампании протеста против деятельности "Эксон-Мобил" природоохранная организация "Гринпис" помимо традиционных акций типа блокирования заправочных станций, провела конкурс на вариант логотипа, который символизировал бы антиэкологическую политику компании. Компания "Эксон-Мобил" является одним из крупнейших в мире источников выбросов парниковых газов, способствующих глобальным изменениям климата.

Больше всего досталось торговой марке "Эссо" (ESSO), которая является наиболее популярной для продукции "Эксон-Мобил", продаваемой за пределами США. Усовершенствованный логотип E$$O стал символом борьбы "Гринпис" против "Эксон-Мобил".

"Эксон-Мобил" пыталась бороться против таких упражнений над ее любимым торговым названием и первоначально добилась успеха во французском суде. После этого "Гринпис" пришлось перенести основной сайт кампании против E$$O в США, поместив на нем надпись "Запрещено цензурой", и ожидать результатов апелляции.

И вот они были объявлены. Французский суд пришел к выводу, что свобода слова все-таки дороже обиды компании "Эксон-Мобил", и признал законными творческие упражнения над логотипами при условии, что их нельзя спутать с исходными образцами. "Гринпис" с легкостью доказал, что ESSO и E$$O спутать сложно, это разные, хотя и несколько похожие логотипы.

"Гринпис", воодушевленный этим решением суда, призвал своих сторонников еще активнее участвовать в конкурсе на альтернативные логотипы ESSO. Результаты предыдущего творчества представлены в Интернет на http://www.stopesso.org/static/logos.html

Источник: www.greenpeace.org 5.02.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Бурная жизнь нигерийских "нефтяников" продолжается.

В городе Букума произошли массовые вооруженные столкновения между двумя молодежными бандами племени иджав (Ijaw). Непосредственным поводом для столкновения стало убийство лидеров одной из банд. Его соратники захотели реванша, и город на несколько дней превратился в поле битвы с использованием автоматического оружия. Число погибших оценивается от 10 до 30 человек.

Однако основной причиной столкновения является борьба за средства, которые компания "Шелл" обещала выплатить в качестве компенсации за разлив нефти, произошедший около Букума, а также за контроль над рабочими местами, которые эта компания выделяет для местных жителей. Компания "Шелл" никак не комментирует эти сведения.

Однако она подтвердила, что военным удалось освободить в окрестностях города Варри трех нигерийских заложников, работавших по заказу "Шелл" в местной сервисной компании "Бэйвуд Континенталь" (Baywood Continental), а также самоходную баржу, на которой они плыли. Патрульному катеру нигерийских военно-морских сил после непродолжительной перестрелки удалось отбить заложников и баржу.

Источники: Mail and Guardian 3.02.2004, Australian 4.02.2004, This Day 4.02.2004.
к оглавлению

Япония.
Готовится закон о страховании судов от разливов нефти.

Японское правительство активно работает над поправками к действующему законодательству, которые сделают обязательным страхование от утечек нефти и нефтепродуктов не только танкеров, но и всех других судов водоизмещением более 100 т.

Японским судам будет запрещено плавание без такой страховки. Иностранным судам без нее будет запрещено входить в японские порты. Кроме того, японские власти получат право проводить инспекцию иностранных судов, входящих в японские порты, на предмет наличия такой страховки.

В первую очередь это решение коснется северокорейских судов, приходящих в Японию. Поправки к законодательству были вызваны последним инцидентом, когда из северокорейского судна, севшего на мель около порта Хитчи в префектуре Ибараки (Ibaraki) произошла утечка нефтепродуктов. Из 1344 северокорейских судов, в 2002 году заходивших в японские порты, страховка имелась только у 3%.

Источник: Japan Times 7.02.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное