Газета
городской администрации местного
самоуправления
Читайте
сегодня в нашей рассылке:
ПРОИСШЕСТВИЯ
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ЗА СУТКИ...
Проблема сохранения фольклорного наследия кавказских народов
Культурная жизнь Владикавказа
Дежурными нарядами милиции раскрыты 7 из 13 зарегистрированных преступлений. За ранее совершенные преступления взяты под стражу четыре человека. Сотрудники Дигорского РОВД по подозрению в совершении разбойного нападения, имевшего место в декабре прошлого года, задержали 24-летнего жителя Дигоры Алана Ц. В Пригородном РУВД дает показания следствию 20-летний житель с. Гизель Арсен Л., который также находился в розыске за совершение разбойного нападения.
Фольклор народов Кавказа всегда отличали необычайное богатство и многообразие, сочность красок, эмоциональный накал, изысканность и самобытность. Бередящая душу армянская народная мелодия и неповторимый тембр дудука. Лихая удаль и степное приволье казачьей походной песни. Исполненный достоинства величественный осетинский массовый танец симд. Чарующее богатством оттенков и слаженностью грузинское многоголосие.
Культурную жизнь Владикавказа нельзя назвать застоявшейся. Концерты классической музыки, выступления народных коллективов, премьеры спектаклей, кинофестиваль, посвященный 60-летию битвы за Кавказ, фестиваль «Сцена без границ» и многое-многое другое…
Вот и в прошедшее воскресенье Владикавказ открыл свои двери перед дорогими и близкими сердцу гостями – Ларисой Гергиевой и ее учениками - солистами Мариинского театра. Приезд народной артистки РФ и РСО-А, нашей землячки и просто любимицы всей республики, был приурочен к проведению фестиваля «Золотые голоса России».
А так
же, читайте на нашем сайте, тот что не
вошло в рассылку:
АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА
ВЛАДИКАВКАЗА
Наш город
Город цветов
СПОРТ
Все на футбол !!!
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О бесплатном проезде некоторых групп школьников
на транспорте общего пользования во время летних каникул.
Разрешить на время летних каникул с 25.05.2003 г. по 01.09.2003 г.:
1. Бесплатный проезд организованным группам школьников в городском транспорте общего пользования (троллейбус, трамвай).
Новый весенний сезон принес много начинаний и забот сотрудникам Управления зеленого строительства города Владикавказа и его директору Александру Сергеевичу Кундухову. В этом году Зеленстрой, благодаря финансовой поддержке Администрации местного самоуправления города Владикавказа, смог значительно пополнить свой зеленый запас, приобрести в Москве уникальные виды деревьев и цветущих растений, которые смогут удивить и владикавказцев, и гостей столицы.
Все мои софутбольники говорят, что ничейный исход сегодня – лучший для нас, болельщиков, подарок.
После такого нелепого поражения от «Рубина» рассчитывать на то, что «Спартак-Алания» «разгромит» чемпиона России, осмелится только «законченный» фанат.
Но наша команда не раз преподносила своим болельщикам сюрпризы. Пример тому – проигрыш «Динамо» в самом начале и последовавшая за ним громкая победа над «Спартаком».
Происшествия
Что случилось за минувшие сутки…
Дежурными нарядами милиции раскрыты 7 из 13 зарегистрированных преступлений. За ранее совершенные преступления взяты под стражу четыре человека. Сотрудники Дигорского РОВД по подозрению в совершении разбойного нападения, имевшего место в декабре прошлого года, задержали 24-летнего жителя Дигоры Алана Ц. В Пригородном РУВД дает показания следствию 20-летний житель с. Гизель Арсен Л., который также находился в розыске за совершение разбойного нападения. Сотрудники Пригородного РУВД изучают обстоятельства разбойного нападения, жертвой которого стал водитель радио-такси. Согласно поступившему заявлению, в ночь на пятницу во Владикавказе он посадил трех пассажиров, направлявшихся в с. Гизель. В районе завода мясокостной муки пассажиры, под угрозой применения огнестрельного оружия высадили водителя и скрылись на его автомашине ВАЗ-2106. Зарегистрированы пять имущественных преступлений, в том числе оперативники Промышленного ОВД ведут поиски виновников кражи автомашины ГАЗ-33021, принадлежащей жителю п. Заводского, угнанной во второй половине дня с ул. Ставропольской.
В домовладении жителя с. Сунжа сотрудники Пригородного РУВД при проведении обыска обнаружили гладкоствольное ружье и 20 патронов к нему без соответствующих документов. За незаконные операции с наркотиками привлечены к ответственности три человека, у двух из них изъяты шприцы с ацетилированным опием. В с. Чермен за сбыт порции героина задержан 37-летний местный житель Таймураз Владимирович Дзуцев.
В ходе проведения операции «Автомобиль» сотрудниками милиции задержаны автомашины ВАЗ-2109 и ГАЗ-2410, номера двигателей которых числились в розыске. Произошли два дорожно-транспортных происшествия, в которых один человек погиб, четверо получили травмы различной степени тяжести. Вечером в Дигоре водитель автомашины ГАЗ-2705 допустил наезд на 35-летнего жителя с. Синдзикау Эльбруса Дзагоева, который от полученных ранений скончался в больнице.
Пресс-служба МВД РСО-А.
Проблема сохранения фольклорного наследия кавказских народов
Фольклор народов Кавказа всегда отличали необычайное богатство и многообразие, сочность красок, эмоциональный накал, изысканность и самобытность. Бередящая душу армянская народная мелодия и неповторимый тембр дудука. Лихая удаль и степное приволье казачьей походной песни. Исполненный достоинства величественный осетинский массовый танец симд. Чарующее богатством оттенков и слаженностью грузинское многоголосие. Поражающие своим неистовым темпераментом и неукротимостью духа герои Нартовского эпоса, сказания о которых передавались из уст в уста в Осетии, Чечне и Ингушетии, Кабарде, Адыгее и Абхазии. Таковы взятые почти наугад образцы этого наследия, хорошо известного в мире.
В основе проблемы его сохранности, которую мы ставим сегодня, лежит то простое и достаточно очевидное обстоятельство, что и словесное, и музыкальное, и танцевальное народное творчество были органичными элементами другого, ушедшего в прошлое сложного культурного комплекса, определяемого понятием традиционного. Достаточно сослаться на изменения в хозяйственном и общественном укладе, которые наиболее зримы и проявляются в утрате реалий бытового и социального характера. То, что прежде было понятно без слов, теперь нуждается в разъяснении, в историко-этнологическом комментарии. Иначе говоря, нет больше историко-культурного контекста – естественной среды существования фольклора. Как следствие, утрачено и такое имманентно присущее фольклору свойство, как импровизационность. Ведь фольклор существует именно в момент исполнения.
Таким образом, ставя проблему сохранения фольклора, следует вести речь о той или иной его адаптации к современным условиям. Танцы и музыка, прежде сопровождавшие народные праздники, теперь переместились на театральные подмостки и в концертные залы. Устное народное творчество сегодня обрело письменную форму, попало в архивы и издается в виде книжных серий, и может и должно быть перенесено на электронные базы хранения. Народные песни звучат в радиопередачах, в которых запись фольклорного исполнения сопровождается комментарием ведущего, беседой с исполнителем. Так же, как и сказку скорее рассказывать будет не бабушка, а диктор детской передачи. Вместо колыбельной песни перед сном ребенок смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши!». Происходит и привлечение возможностей кинематографа, снимаются кино – и мультипликационные фильмы. Народные пословицы, поговорки и загадки включают
в образовательные программы курсов по народной словесности. Архитектура и градостроительство охотно обращаются к фольклорным мотивам и образам. Детские игровые площадки оборудуются в народном стиле. Блестящий пример в изобразительном искусстве был дан Махарбеком Тугановым, создавшим замечательный по владению материалом цикл иллюстраций к осетинскому героическому эпосу.
Безусловно, важное место должно отводиться теперь и международным контактам. Вспомним, что под эгидой ЮНЕСКО в конце 60-х годов прошлого столетия был издан перевод осетинских Нартских сказаний, блестяще выполненный Жоржем Дюмезилем. Республика Северная Осетия-Алания и сегодня охотно использует плодотворный опыт подобного сотрудничества. В стенах Северо-Осетинского государственного университета ведется работа над подготовкой нового французского перевода, который бы учитывал произошедшие с тех пор изменения.
В сущности, это единственно возможный путь сохранения фольклора, по которому и дальше предстоит идти народам Кавказа.
Однако принципиально важно, чтобы адаптация не сводилась лишь к стилизации, то есть повторению формальных приемов, выработанных фольклорной традицией. Необходимо отдавать себе ясный отчет в исторической значимости фольклора. Речь идет о том, что, помимо внешней зрелищности, развлекательности сюжетов, колоритности образов, фольклору были отведены важные и серьезные общественные функции. При всей своей внешней незамысловатости, даже наивности с точки зрения современного восприятия, с исторической точки зрения он имел основополагающее значение как для всего общества, так и для отдельно взятой личности. Без него не обходилось ни одно - ни семейное, ни общественное событие, как по радостному, так и по печальному поводу. Фольклор сопровождал человека со дня его рождения и до самой смерти, объясняя смысл его существования, давая непреложную шкалу ценностей, помогая переходить через узловые этапы
жизненного пути.
Сошлемся в подтверждение на два примера из далекой и недавней истории осетин.
Так, предки осетин, известные в истории под именем аланы, принимая христианство, сделали выбор в пользу Арианства, особенности самой доктрины которого отличались терпимостью к языческим, то есть собственно народным верованиям и обрядам, включавшим пение, танец и музыку. Подобное упорство в нежелании отказываться от народной культуры – следствие понимания того важного содержания, которое она в себе несла. Оно представляло собой наивное и вместе с тем целостное учение об окружающем мире, содержало приемы, позволявшие интерпретировать как мироздание, так и место, занимаемое в нем человеком.
Другой пример. Подготовка издания Сводного текста осетинского героического Нартовского эпоса, которая продолжалась во время Великой Отечественной войны и тогда, когда бои шли у подступов к городу Владикавказу. Эта ситуация чрезвычайно симптоматична, так как фольклор оказался востребован именно тогда, когда речь шла о жизни и смерти, о выживании, о сохранении свободы и независимости, чести и достоинства.
В этом то, что можно условно назвать историческим потенциалом фольклора, тем посланием, которое служит связующим звеном между поколениями, учит стойкости и силе духа. Сегодняшние тенденции культурного развития ставят проблему сохранения собственного лица, и фольклор не может быть не востребован как средство противодействия тенденциям унификации.
Повторим, что фольклор народов Кавказа необычайно многообразен. И дело не только в том, что велико количество народов, населяющих этот регион. И не только в том, что горный характер природного ландшафта ведет к изолированности, прерывности местности, к мозаичности. Все это само по себе не столько создает, сколько проявляет такое присущее и самому фольклору свойство, как многообразие. Так, например, по несколько вариантов имеют осетинские народные загадки о дожде, ветре или капусте. Осетинская устная традиция знает не один, а три различных эпоса.
Именно многообразие, всегда проявлявшее себя посредством варьирования, было основным способом, обеспечивавшим историческую устойчивость, то есть давало возможность сочетать самобытность с открытостью внешнему миру. Только существование различных вариантов обеспечивает стабильность, только в сосуществовании - залог устойчивого продолжения жизни. Это – наказ потомкам, смысл которого нам становится очевиден всякий раз, когда мы обращаемся к доставшимся нам в наследство фольклорным сокровищам.
Т.К. Салбиев
Культурную жизнь Владикавказа
Культурную жизнь Владикавказа нельзя назвать застоявшейся. Концерты классической музыки, выступления народных коллективов, премьеры спектаклей, кинофестиваль, посвященный 60-летию битвы за Кавказ, фестиваль «Сцена без границ» и многое-многое другое…
Вот и в прошедшее воскресенье Владикавказ открыл свои двери перед дорогими и близкими сердцу гостями – Ларисой Гергиевой и ее учениками - солистами Мариинского театра. Приезд народной артистки РФ и РСО-А, нашей землячки и просто любимицы всей республики, был приурочен к проведению фестиваля «Золотые голоса России». Лариса Гергиева и ее «питомцы» преподнесли владикавказцам прекрасный подарок - два своих концерта (13 и 15 апреля). А 14 апреля гости стали свидетелями и участниками значительного события в жизнь не только Владикавказа, но и всей республики: открытия музыкальной гостиной. Инициатором и хозяйкой ее выступила председатель музыкального общества Тина Икоева.
Изначально все задумывалось по-другому. Открытие гостиной предполагалось провести в небольшой, камерной компании друзей, собралось же довольно представительное общество (от себя замечу, что атмосфера от этого менее теплой не стала). Идея открытия музыкальной гостиной витала в воздухе уже давно. Как известно, осетинская земля богата талантами, поэтому очень хотелось, чтобы в городе было место, где представители нашей творческой интеллигенции могли бы встречаться, беседовать, делиться своими мыслями, достижениями. И вот наконец такое место появилось. Символично, что его открытие совпало с приездом столь желанных гостей. Лариса Абисаловна полностью поддержала идею создания такой гостиной: «По-моему, замечательно, когда собираются актеры, певцы, музыканты, танцоры, поэты, художники просто для того, чтобы пообщаться друг с другом, поговорить в неформальной обстановке, что-то узнать,
услышать новые поэтические строки, увидеть новые картины. Дай Бог, чтобы это стало доброй традицией».
В тот вечер в зале Союза композиторов, любезно предоставившего свое помещение, собрались представители нашей творческой элиты. И ни к чему регалии, звания, должности. Имена говорят сами за себя: Шалва Бедоев, Ольга Джанаева, Павел Панасян, Ирина Гуржибекова, Николай Кабоев, Сима Ревазова, Людмила Мамукова, Владимир Туаев, Феликс Алборов, Зарема Басиева…
Атмосфера «в гостиной» была дружеской, теплой, по-домашнему уютной. Лариса Абисаловна с любовью рассказывала о родном Владикавказе. Она родилась в Молдове, но здесь прошли ее детство, юность. Именно здесь происходило ее становление как личности и как музыканта. «Во Владикавказе я была год назад, - рассказывала Л. Гергиева. – Для меня этот год оказался трудным и насыщенным. Много поездок и гастролей: в Канаде, США. «Русский сезон» в Париже, которым руководил Валерий, прошел блестяще. На этом фестивале я вместе со своими учениками играла 6 концертов. Париж, Лондон, Нью-Йорк – это замечательно, но с годами как-то привыкаешь. Особые эмоции обуревают меня, когда я приезжаю сюда, вижу своих друзей, знакомых, удивительно приятные лица. К сожалению, я не могу приезжать сюда так часто, как того хочется».
Эта любовь к нашему городу, республике от Ларисы Гергиевой передается ее ученикам. Владикавказ всегда отличался публикой подготовленной и, самое главное, благодарной. Ребята, приезжающие к нам, чувствуют это. «Они благодарят меня, - делится Лариса Абисаловна, - за те приятные эмоции, которые получают здесь. Им нравится город, публика, они стремятся сюда. Вообще «Владикавказ» у нас в академии – какое-то особенное слово. Оно, как магнит, всех притягивает. Ребята передают друг другу, как здорово здесь принимают. Человек поступает в академию и уже знает, что есть такое место – Владикавказ, где обожают слушать певцов, и просит взять с собой».
Исполнители, приехавшие на этот раз, подтвердили слова своей наставницы.
Владимир Мороз: «Мне было интересно узнать, соприкоснуться с землей, которая родила таких прекрасных людей. Посетив ваш край, я стал эмоционально богаче. Недаром здесь, на Кавказе, черпали вдохновение многие выдающиеся личности».
Павел Шмулевич: «Полное потрясение! В первый раз увидел горы. Такой чистый воздух и такие же чистые человеческие взаимоотношения».
На этот раз Лариса Гергиева привезла с собой 8 солистов Мариинского театра: Ларису Юдину, Андрея Илюшникова, Елену Горшунову, Мзию Неорадзе, Павла Шмулевича, Наталью Самсонову, Владимира Мороза, Илью Банника. Трое из них уже были нашими гостями, пятеро приехали впервые, но, несмотря на это, уже после первого концерта полюбились местной публике. Это не просто красивые слова. Как заметила музыковед училища искусств им. В. Гергиева Зарема Басиева, «от них идет такая положительная энергия, которую чувствует весь зал».
О каждом из приехавших Лариса Гергиева рассказала отдельно. Все они лауреаты международных конкурсов. К их «воспитанию» Лариса Абисаловна подходит реформаторски. «Я горжусь, - говорит она, - что воспитываю новое поколение певцов. Наш театр нуждается в новых людях, относящихся друг к другу по-другому, имеющих иное восприятие жизни. Молодого певца надо учить не только пению, вокалу, но и человеческим отношениям. При этом каждый должен понимать, что у тебя одна мера таланта, а у него – другая».
Новые люди с иным восприятием жизни, иным подходом к ней нужны всем видам искусства. Будем надеяться, что именно таких ребят, талантливых и смелых, выпускает наше училище искусств. Лариса Гергиева провела в нем мастер-класс и поделилась своим впечатлением: «Эта встреча порадовала меня. Я услышала и увидела ребят, которые хотят стать певцами. Это только первые шаги, но я вижу в их глазах желание. А если есть стремление, сила воли и желание, всегда добьешься той цели, которую перед собой ставишь. Я рада помочь: где-то советом, добрым словом, а где-то, может, и легкой критикой. Надеюсь, ребята не обижаются. Я хочу, чтобы как можно больше людей занималось искусством. Это прекрасно! Пусть все поют, танцуют, пишут стихи и картины».
Как бы в подтверждение слов о талантливости нашей молодежи перед гостями музыкальной гостиной выступил мужской хор «Ацамаз» под руководством Л. Мамуковой. Николай Кабоев исполнил импровизацию, которую сам назвал «Впечатлением от сегодняшнего вечера». Затем место за роялем заняла Лариса Гергиева и ее воспитанники из Мариинки…
А на следующий день был концерт… Звучали произведения Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Штрауса, Россини, Верди, исполнялись арии Иоланты, Далилы, Дон Кихота, Мистера Икса, цыганская песня «Старый муж»и др. О том, как здорово прошел концерт, рассказывать, думаю, не стоит. Кто был, тот все почувствовал сам, кто не был – тому на словах не объяснишь. Потрясающие голоса, мгновенное вживание в образ, искреннее исполнение, совершенное владение голосом…Чего стоит одно выступление Ильи Банника, мастерски исполнившего арию короля Рене из оперы «Иоланта», а затем партию Дон Кихота! После исполнения романса А. Алябьева «Соловей» публика трижды вызывала Ларису Юдину на бис. Что тут говорить? Одним словом, Мариинский театр, один из «законодателей моды» не только в российском, но и в мировом оперном искусстве.
«Голос, на мой взгляд, - говорит Л. Гергиева, - Божий дар. Когда же Божий дар попадает в благоприятные условия, а таковые предлагает Мариинский театр, наша академия, голос расцветает. Пестуя, лелея молодых певцов, я хочу, чтобы их слышало как можно больше людей. Чтобы Осетия, Алания (это уже мои какие-то эгоистические мысли), знала их с первых серьезных шагов, а затем, возможно, с большим вниманием и интересом следила за их становлением на профессиональной сцене, может, и мировой».
Концерт закончился. Возвращаясь домой, я внезапно ощутила, что мыслями, душой все еще там, в зале филармонии. Наверное, в этом и заключается основная роль искусства: уводить человека от житейских забот и проблем в мир красоты и гармонии.
Когда же нас ждет новая встреча с Ларисой Гергиевой и солистами Мариинского театра? «Я всей душой стремлюсь сюда, - сказала Лариса Абисаловна, - стараюсь приезжать при первой возможности. Но жесткое расписание гастролей, огромная занятость… Однако как только сходятся наши желания и возможности, я приезжаю. Надеюсь, что приеду скоро».
Что ж, Владикавказ будет ждать новой встречи.