Все каникулы в Санкт-Петербурге боролись со стереотипами
Это оказался очень смелый эксперимент. На январских каникулах в 664-м Международном лицее Санкт-Петербурга встретились две системы обучения. Одна выросла из классно-урочной системы и конкурса «Учитель года». Ее основная идея — «Я — учитель года с уникальной методикой обучения, при помощи которой можно мотивировать ребят изучать
тот или иной предмет». Вторая — ближе к вузовской системе образования, где преподаватель обладает уникальной информацией, а ученик четко представляет, какие знания его интересуют. В этом году к экологической школе учителей года России присоединилась школа «Исследователь», объединяющая профессионалов в области гуманитарных и физических наук. Из четырех преподавателей только один работает учителем, остальные становятся преподавателями
на время проведения занятий.
Такое название дали экспозиции из цветов и подручных материалов воспитанники 62-й школы-интерната. На длинных стебельках расположились ярко-красные
бутоны, а внутри — пушистые желтые комочки. — Можете попугать цыпляток, — чуть ли не в один голос сказали мне подружки Саша, Света и Оксана. Действительно, рука так и тянулась к бутонам. Чудо как хорош букет!
В этом номере «УГ» мы продолжаем публикацию методических материалов, разработанных участниками Пятой межрегиональной экологической экспедиции школьников России, а также знакомим вас с методиками из экспедици
онного актива.
Урок в 5-м классе по программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта
Изучение категории наклонения, которая рассматривает
значение глагола с точки зрения его отношения к действительности, вызывает у пятиклассников трудности. Важно, чтобы ученики осознали смысловые отличия разных форм наклонения глагола, а также усвоили механизм их образования. Помогают детям игровые моменты, элементы исследовательской деятельности, интересные тексты.
Позади уже тридцать шесть лет работы в школе, насыщенных, интенсивных, наполненных радостными эмоциями, сомнениями, тревогами и волнениями. Учительское дело сложное, и сколько бы я ни работала, каждый новый
учебный год для меня будто первый. В основе моего преподавания — дифференцированный личностно-ориентированный подход, который реализуется через сочетание инновационных технологий — проектной, блочно-модульной, проблемно-поисковой. Опыт моей работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практической формы преподавания при изучении ряда тем курса математики. Такая организация занятий требует тщательного подбора материалов и конк
ретного планирования каждого урока.
Создание школьного спектакля: этапы, акценты, предостережения
Ребенок на сцене — это праздник, радость перевоплощения,
благодарные зрители. Но почему часто, глядя на детей, ловишь себя на мысли, что удручают «зарепетированность» ребят, объемный текст, вызывающий напряжение у «артистов», разностильные костюмы, покупные или взятые на прокат? Стоят маленькие дети, на них с умилением смотрят родители, каждый на своего. А радости от спектакля, который должен быть праздником для всех детей, а не только «звездных», нет. Как избежать ошибок? Мы поп
ытаемся поразмышлять об этом на примере спектакля «Волшебник Изумрудного города», который был создан в 3-м «Б» классе нашей школы. Начнем с младших школьников, ведь именно в детстве закладываются основы художественной культуры.
- Я учительница начальных классов гимназии. Стаж моей педагогической работы — 26 лет, имею звание «Заслуженный учитель Республики Ингушетия», награждена почетными знаками «Почетный работник общего образования РФ», «Ветеран труда», являюсь учителем высшей квалификационной категории
, имею среднее специальное образование. Могу ли я участвовать в конку
рсе на получение денежного поощрения лучших учителей, имея среднее специальное образование?
Цели и задачи: 1. Развивать у детей интерес к физической культуре, показать значение спорта в жизни человека. 2. Воспитывать у родителей и детей интерес к совместному проведению досуга. 3. Показать родителям уровень физической подготовки их детей. 4. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Многочисленные письма от коллег, чьи школы получили компьютеры и доступ к Всемирной сети, показывают, что сегодня в области информатизации образования возникают
два основных вопроса: 1. Как сделать компьютеры и интернет гармоничной составной частью обычной школьной программы, учебного плана? 2. Как «открыть окно в мир», то есть найти единомышленников, показать свою работу, принять участие в международных проектах, конференциях и т.д.?
Педагоги нашей школы учитывают неповторимость и уникальность личности каждого ребенка, поддерживают его интересы и потребности. Для нас индивидуальный подход в обучении и воспитании — не красивые слова в документах, а конкретные дела, методики, идеи. Одно из условий личностно-ориентированного
подхода — создание развивающего образовательного пространства в начальной школе, которое позволяет детям устанавливать отношения доверия, принятия, эмпатии, помощи и поддержки. Получается, что мы не ребенка адаптируем к школе, а, наоборот, школьное пространство привязываем к малышу. Комфортность, раскрепощенность, свобода выбора, инициативность участников — важнейшие характеристики такого пространства.
Музейный час — это экскурсия
с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. На музейном часе «Аз да буки — к мудрости ступеньки» используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Эти методы соответствуют возрастным особенностя
м учеников 5-7-х классов. Экскурс в прошлое носит вариативный характе
р: он может проводиться как в нашем школьном музее, так и в любом детском учреждении и даже в домашних условиях. Для этого разработаны демонстрационные материалы в форме компьютерной презентации. Последняя форма (вне музея) весьма актуальна, потому что позволяет детям с ограниченными возможностями получать знания, приобщиться к музейной культуре. А организаторы виртуальной экскурсии имеют возможность трансформировать, творчески использовать материал. Необходимость в этом возрастает в условиях малокомплектности
классов, школ и отсутствия часов на региональный и школьный компоненты учебного плана.
Год 2006-й запомнился повышенным вниманием, которое проявили к теме «Шахматы и образование» руководители самого высокого ранга и в России, и за рубежом. Президент РФ Владимир Путин рекомендовал Министерству образования и науки РФ ознакомиться с опытом преподавания шахмат в общеобразовательных школах разных государств, чтобы затем применить его в нашей стране.
Как показала наша исследовательска
я практика, в работе школьных лабораторий наиболее эффективны два нап
равления: обеспечение преемственности обучения в школьной работе путем усиления дидактической доступности и снижения перегрузок школьников; совершенствование работы классных коллективов. Для начала мы ограничимся иллюстрацией результативности этой работы, не касаясь пока используемых методов.
Мы все живем в Вавилоне, ибо говорим на разных языках, даже когда говорим на одном — мы глухи друг к другу и живем без Бог
а в душе. Эту мысль, с одной стороны, не новую, а с другой — вечно актуальную и всеобъемлющую, Алехандро Гонсалес Иньярриту высказал в фильме «Вавилон», который 1 февраля выходит в российский прокат. Эмоциональная острота содержания и реалистичность формы уже принесли «Вавилону» приз за лучшую режиссуру на фестивале в Каннах, а также престижную премию «Золотой глобус» — как лучшей драме прошлого года. Судя по всему, картина вполне может
рассчитывать и на самое большое кинопризнание в поствавилонском мире — «Оскар».
Елена ЗАЙЦЕВА, директор школы №597: — Мы видим «Школу будущего» как школу, траектория развития которой связана прежде всего с процессом обновления знаний. Мы видим, что сегодня в обществе идет процесс быстрого обновления знаний, и это закладывает новую, совершенно иную современную экономику. Если школа не будет успевать в изменении содержания образования за процессами обновления знаний, то такая школа в будущее не попадет. Мы меняем свое
обучение, вводим новые типы работы со знаниями и следуем за процессом их обновления.
О проблеме дефицита рабочих кадров в последнее время заговорили все и громко: и Президент России, и работодатели, и те, кто готовит кадры. Но заговорили так, будто стоят по разным сторонам «баррикады», пеняя друг друга за недоработки. Мы попросили прокомментировать происходящее директора Московского НИИ развития профессионального образования, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента Российской
академии образования Игоря СМИРНОВА.