В старые
добрые времена ни у одного директора школы не болела голова о том, как и чем он будет кормить учеников, хорошего ли качества котлеты и салаты привезут в столовую из комбината школьного питания (подразумевалось, что хорошего). Ни один директор не волновался, что этой котлетой кто-нибудь может отравиться, ведь СЭС зорко за всем следила. Совсем иная картина просматривается сегодня. То тут, то там в школе или детском садике вспыхивает пищевая инфекция. Кто в этом виноват?
Директор, не умеющий как следует организовать школьные обеды? Государство, устранившееся от заботы о детском питании и, следовательно, от заботы о здоровье детей? Правильно ли вообще, что обо всех деталях школьного питания сегодня должен заботиться директор? Давайте поговорим. Пять дней в неделю Ирина Павловна встает в четыре утра. В пять она уже на работе, потому что через час должна прийти машина с продуктами из Бора. И какая бы ни была погода, пусть даже дорожники забудут завернуть в Кантаурово, чтобы расчистить
трассу, машина все равно пробьется. И хлеб, который она привозит в школьную столовую, будет еще горячим.
Читательский отклик — одна из высших наград для писателя. Ведь это значит: ты услышан, книги твои нужны... Писатель Александр Антонов получил письмо от учителя истории из Рязани Алексея Федотова, которое очень тронуло его, и переслал нам, попросив опубликовать хотя бы выдержки. Разговор, поднятый учителем и писателем, — это разговор о воспитании, а не только о литературе и современных ее тенденциях. Поэтому мы приглашаем к нему всех.
Позади вокзал. Суета колес и вынужденная статичность пассажира остаются в прошлом. В настоя
щем — серая лента асфальтовой дороги. Она словно тянет за собой в хмурое око горизонта. Слякотной зимой 2007 года все кажется невыносимо бесцветным. Но до той поры, пока усталый глаз вдруг нечаянно не выхватит из бегущего сбоку видеоряда что-то неуловимо яркое. Сорока пролетела. А здесь в пространство неба устремилась косматая, густо-зеленая ель. И через мгновение, как в сказке, ты летишь по дороге, стекающей с лесных ладоней. Еще мгновение — и лес, вздохнув, приоткрывает
белесую занавесь. За нею — ровная, как поверхность зеркала, вода. Озеро. Как раз напротив него водитель маршрутного такси останавливается и произносит: «Школа напротив». Когда шум двигателя стихает, то слышно, как лес, завороженный собственной тишиной, едва слышно вздыхает. В тон ему вздыхает и смешной белый пес, сидящий на остановке напротив и глядящий на меня с неподдельным любопытством. Так, под неусыпным взором нечаянного встречающего ид
у к Скребловской средней школе, которой в прошлом году исполнилось
сто лет.
Ольга ГОНЧАРОВА — классный руководитель не
одного, а сразу двух классов: 9-го «Б» и 9-го «В», причем один класс — гуманитарный (в нем 17 учеников), а второй — химико-биологический (13 учащихся). В воронежском многоуровневом общеобразовательном комплексе №2, где работает Ольга Ивановна, давно введено профильное обучение, и начиная с 9-го ученики выбирают профильный класс и поступают туда, сдав предварительно экзамены. Она учила этих ребят с пято
го и в одном из классов была классным руководителем, тогда у нее было 28 детей. Сейчас, хотя их и стало ненамного больше, ответственность выросла: и дети старше, и функциональных обязанностей прибавилось.
Сейчас уже трудно представить себе школу, в которой на столе ее директора не стоял бы компьютер. Главным становится вопрос, какая информация должна быть в этом первом (ведь он стоит на столе у первого руководителя!) компьютере школы. Говоря о компьютеризации процесса обучения, мы подразумеваем процесс ос
нащения его средствами современной вычислительной техникой. Такое уто
чнение сделано для того, чтобы подчеркнуть отличие этого этапа от следующего — информатизации процесса обучения, под которым мы будем понимать максимально эффективное использование информационного обеспечения.
Оценка завершается принятием решения относительно внесения корректив в ход осуществления плана. Все многообразие подобных решений можно свести к четырем основным вариантам.
Главный скаут Омска Константин Исаенко педагогом быть не мечтал. Собирался стать управленцем или политиком — в общем, подальше от народа.
Но на четвертом курсе истфака случайно попал вожатым в «Артек». Казалось, какая разница, чем заниматься. Главное — там море. И сам не понимает, почему «замкнуло»: то ли дети подобрались классные, то ли природа помогла. Во всяком случае, получив диплом, отправился в городской Дворец пионеров и школьников. Там было главное — дети, неведомым образом связавшиеся в душе Константина с морем: шумные, непредсказуемые, но о
т них становится теплее.
Коллективный портрет выпускников 1941 года Вахонькинской школы
В конце августа, перед началом учебного года, «Учительская газета» объявила новую
акцию, которую назвала «Ушли на фронт молодыми» (см. «УГ» №35 от 29 августа 2006 года). Мы попросили провести поисковую работу и написать коллективный портрет выпускников школы, ушедших воевать с фашистами. Сегодня мы публикуем первую по-настоящему серьезную работу. Однако акция продолжается. Мы ждем и ваших исследований!
- В августе 2007 года исполнится 25 лет с тех пор, как я работаю учителем в сельской школе. Но 3 года из этого периода я ухаживала за ребенком-инвалидом (с августа 1989 г. по сентябрь 1992 г.). Будут ли засчитаны эти
три года в стаж для досрочной педагогической пенсии?
К чему призывает Стратегия государственно
й молодежной политики
18 декабря 2006 года П
редседатель Правительства России Михаил Фрадков подписал распоряжение №1760-р, в соответствии с которым в нашей стране в ближайшие годы будет воплощаться в жизнь первая в ее истории Стратегия государственной молодежной политики. Разработанный на период до 2016 года этот документ, если буквально следовать его преамбуле, «определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов».
Чем это обернется на практике, можно будет сказать лет через 10, но в теории выглядит довольно внушительно.
С 1 января 2007 года в Санкт-Петербурге все образовательные учреждения стали финансироваться по нормативу. Принцип «деньги следуют за учеником» из перспективы воплотился в реальность. О преимуществах новой системы, о методике расчета нормативов шла речь на заседании «круглого стола» в Агентстве Бизнес-новостей, в котором принимали участие представители Комитета по образованию Санкт-Петербурга и разработчики
системы, в частности специалисты аудиторско-экспертной компании «Балтаудитэксперт».
Добрый волшебник, увы, обошел своим сказочным вниманием волгоградских педагогов. В нарушение Трудового кодекса накануне новогодних праздников школьные учителя так и не получили причитающуюся им декабрьскую зарплату. А в двух сельских районах марь иванны остались даже без законного аванса. Подарки, елку, шампанское и угощение приходилось закупать в долг. В общем, каникулы в учительских семьях прошли более чем скромно. За рубеж на Рождество они, в отличие от многих депутатов и чиновников, правда, и так
никогда не ездят. Но сидеть в праздники с пустым кошельком и не иметь возможности купить ребенку даже билет хотя бы на кинопремьеру... «удовольствие», согласитесь, жалкое! — Тихо и скучно встретили мы Новый 2007-й. Ни в гости пойти, ни у себя друзей принять по русским обычаям, — вздыхают сейчас мои знакомые учительницы.
Педагогические вузы подчас сами зарабатывают необходимые им средства, хотя в итогах и финансировании их работы по подготовке учителей должно быть заинтересовано прежде всего государство.
Предвижу, что кто-то с этим не согласится: главное-де для государства — экономическое развитие, и будет не прав, ведь кадры для экономики дает система образования, а основная фигура тут, несомненно, учитель, которого готовят в педагогическом вузе. Такая вот несложная выстраивается цепочка взаимоотношений, но не всякому (даже очень ученому) чиновнику ее дано проследить и понять.
Одна моя знакомая учительница истории, назовем ее Лидия Михайловна Смирнова, уже около 25 лет работает в школе. Когда она только начинала свою педагогическую деятельность, а было это еще в советские времена,
один из десятых классов (кстати, самый положительный в школе) сыграл с ней злую шутку.
Павел Нащокин, или, как называл его Пушкин, Войныч, — самый близкий из друзей поэта. Александр Сергеевич познакомился с ним при посещении Благородного пансиона при Царскосельском лицее, где тот воспитывался совместно с братом поэта Левушкой, и в дальнейшем, со слов Бартенева, бывал там «более для свидания с Нащокиным, чем с братом». Особенно они сблизились после 1830 года. И не случайно, что в свои ранние приезды в Москву в 1826-1830
годы Пушкин останавливался в гостиницах, у Вяземского и Соболевского, а с декабря 1831 года и позднее — у Нащокина.
Уругвайский фильм о дефиците до
бра получил главный приз детского жюри
С наступлением зимних каникул приходит к нам Московский международный фестиваль детских и юношеских фильмов, теперь уже XXIII. Организаторы и участники его упорно работают над популяризацией и развитием детского кинематографа в столь нерейтинговое для него время, продолжают традиции творческого обмена опытом. На этот раз в гости к нам были: Германия, Норвегия, Япония, Бельгия, Польша, Финляндия, США, Великобритания, Израиль, Швеция, Эстония, Монголия,
Франция, Сингапур, Швейцария. Профессиональное международное жюри выносило вердикт конкурсной программе. А жюри, детское и родительское, составленные из учащихся и родителей киношколы «Шаг» города Железнодорожного, оценивали и другие программы: «Панорама», «Новые встречи», «Специальный сеанс», «Наши дети».