Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N40 (10121) / 2006-10-03


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №40 (10121) / 2006-10-03

Новости:
«Согласен, но кое с чем и поспорил бы», — сказал министр, ведя прием по личным вопросамСуд вернул сироте квартируПутешествие п о Челябинской областиЗдесь учат, как жить с диабетомЕсли ты не рекордсмен, не получишь кучу иенИстория о капризном БуратиноНа родительское собрание пригласили весь городВопрос недели

Эксперимент

Не хватает культуры. Физической

 Как сделать спорт национальной идеей

С 1 сентября 2006 года Омская область стала пилотной территорией по реализации новой федеральной образовательной программы, направленной на возрождение спортивных традиций России и резкое п овышение качества физического воспитания молодежи. Это пока единственный регион России, избранный Федеральным агентством по физкультуре и спорту для начала модернизации в этой сфере. О том, как идет работа, рассказывает Виктор Михайлович ЛОСЕВ, начальник отдела общего образования Министерства образования Омской области.

Письма

Руками не раздвинуть горизонт?

 Поговорим!

Ну что за неделя! Каждое второе послание в редакцию — стихи. Хоть меняй рубрику «Письма» на «Творчество». Все ясно — близится День учителя, и наших читателей переполняют чувства. Простите, мои дорогие, но не можем мы позволить себе такую роскошь&nb sp;— напечатать все стихи, поступившие к нам. Уж очень хочется, чтобы на газетных страницах поместилось больше писем с рассказами о хороших педагогах. Разве можно не опубликовать лиричное, трогательное послание юной Владиславы Жуковой о маминой улыбке! А как хорошо рассказал о своей жене-учительнице Андрей Крамов! Тем более приятно, что на Украине знают «Учительскую газету». Хорошо, что наш автор из Полтавской области не ограничился одними стихами, а предварил их письмом. А стихи Андрея Крамова — посвящение первой учительнице сына и своей жене — прочли с удовольствием. И пусть рифма хромает, но настроение и чувства автора переданы точно.

Лидер

Воля, вера, энтузиазм

 Вот определяющие качества лидера

Как ни крути, а понятие предопределенности существует. Нина Николаевна ЖГУЛЕВА, победитель конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Педагог дополнительного образования», заслуженный учитель РФ, директор Центра внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга, может в это не верить, но вся ее жизнь — прямое подтверждение вышесказанному. Выросшая в учительской семье, с детства впитавшая готовность безвозмездной отдачи сердца детям, она стала продолжательницей учительской династии. И что показательно, уже в 27 лет возглавила одно из старейших в Петербурге детских учреждений. Свою биографию она называет типичной для тех, кто посвящает себя педагогике, и, как всякий скромный человек, развернут ому биографическому повествованию предпочитает краткие выжимки: закон чила Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, работала вожатой, учителем, методистом. Талант рассказчика начинает проявляться тогда, когда речь заходит о любимом детище — Центре внешкольной работы, где Нина Николаевна директорствует вот уже 29 лет.

Урок

О биологии с любовью,

 или Откуда родом кошка?

Наталью Владимировну в школе берегут. Прежде всего дети. И не столько оттого, что ее возраст внушает не просто уважение, а доверие. А скорее оттого, что старшеклассники боятся хоть чем-то подвести свою учительницу. Конечно, Наталье Владимировне Касаткиной, отдавшей родной школе №18 пятьдесят пять лет своей педагогической деятельности, уже сложновато работать с полной нагрузкой, как бывало раньше. И все же школа доверила этой многоопытнейшей учительнице самое дорогое — своих выпускников. Три одиннадцатых класса, три урока биологии. И хотя тема у всех одна — «Селекция животных», ни один из уроков не повторился.

Школа

Несчастный ресурс

 Одаренный ребенок как полезное ископаемое

Кем будет мой мальчик (моя девочка), когда вырастет? Найдется ли ему (ей) место под солнцем? В прежних традиционных обществах такие сомнения были бессмыслен ны. Существование любого объекта, любого живого существа само по себе служило оправданием и гарантией его нужности. Ненужное не могло появиться на свет. Но сегодня духовные проблемы часто заслонены от воспитателя повседневной реальностью. Пользой (чаще всего будущей) и объясняют обычно те манипуляции, которые совершаются в детских или в классных комнатах. В конечном итоге главным основанием экономических и психических манипуляций с детской душой служит будущее ребенка. А оно в социальном плане все более и более ненадежно.

Директорский клуб

Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155:

 Интимность в финансовых вопросах полезна для здоровья коллектива

Принцип оп латы придуман давно: «каждому — по труду». Если бы так и было, проблем у педагогов стало бы гораздо меньше. Хорошо ли, плохо ли, но деньги — один из вечных двигателей, и никуда от этого не деться. Чтобы платить по труду, нужно что-то брать за единицу. Квалификация, стаж — параметры не бесспорные. Понятно, что педагог, отдавший четверть века школе, имеет право зарабатывать больше молодого. Но при этом стартовая зарплата не должна быть похожей на нищенское подаяние. И между квалификационными категориями нужен существенный разрыв в оплате, чтобы они стали стимулом к повышению профессионализма. Нынешние 200-300 рублей вдохновляют мало. Тем более что аттестация — процесс пока больше формальный, слишком привязанный к курсам.

«Учител ь года России»

Караван идет

 От стартовой субботы до прощального воскресенья

Семнадцатый конкурс «Учитель года России» прошел в Челябинске, городе, на гербе которого красуется верблюд. Это память о далеких временах, когда через эти земли пролегали торговые пути, шли усталые караваны. Конкурсный марафон похож на путешествие через страны и города торгового каравана. Так же много разнообразных впечатлений, так же нелегко добраться до финиша. Какой была эта дорога в 2006 году, судите сами.

Ваш адвокат

Консультация юриста

< p class='tsubheader'> 

- Заболел директор школы. Я, как завуч, должна взять на себя его функции. В каком размере должна производиться оплата труда за дополнительные обязанности?

Экономика

Где взять деньги?

 Панацеи нет, но есть варианты

Вторая волна (первая была до революции) бытия попечительских советов прошла в Нижегородской области в начале нынешнего века. Поднятая «на дыбы» в 2000 году, тема попечительских советов муссировалась несколько лет в широком диапазоне. Правда, сразу было определено, что основное направление работы этих структур в школах — укрепление материально-технической базы, а для этого требуются деньги, и немален ькие. Вот и стало поветрием включать в состав попечительских советов представителей городской и районных администраций, банков, предприятий. Большинство (хотя есть и исключения) обязанности попечителей выполняли в добровольно-принудительном порядке. А куда денешься, если есть и постановление Правительства Российской Федерации, и распоряжение главы администрации Нижнего Новгорода от 5 июля 2000 года №2068-р.

Управление: школа для менеджера

Развитие территориальной системы образования

 Что и как нужно делать

Во-первых, планирование (как разработка детальной траектории движения и распределения ресурсов) и орг анизация взаимосвязаны. При этом именно стратегия (а не тактические планы или их совокупность) определяет структуру, а не наоборот. Другое дело, что в ситуации, когда стратегия не подразумевает существенных изменений, с большим или меньшим успехом разработку планов можно вести в рамках существовавшей ранее структуры.

Социальная защита

Филиал — не значит ликвидация

 Это надо понимать

Это письмо привезла в редакцию красивая молодая женщина из Подмосковья. — Я родилась и закончила среднюю школу в деревне Кувакуш, что в Кировской области, — сказала она. — Ме ста красоты необыкновенной. И хотя живу я теперь за тысячу верст от р одных своих мест, все, что там сегодня происходит, отзывается в моем сердце очень сильной болью. И вот почему. Нашей школе скоро исполнится 100 лет. Представляете, каковы ее традиции? У нее замечательная история, на должной высоте трудовое воспитание. Детей готовят к крестьянскому труду. С весны ребята выращивают рассаду и для себя, и на продажу. Летом работают на огороде — и овощей да картошки хватает на всю зиму. Есть трактора. Мальчишки, заканчивая школу, получают права механизаторов, девочки учатся шить. А руководит школьным хозяйством в качестве директора вот уже 35 лет Людмила Ивановна Конькова. Ну вот я и подошла в своем рассказе к тому, ради чего и приехала в редакцию. Нашу замечательную школу собираются развалить, уничтожить. Все это называется красивым, но холодным чиновничьим словом «реорганизация». А людям говорят: «Мы присоединяем вас к школе, которая находится в поселке Афанасьево».

Большое приключение

Эх, дороги...

 Испытание водой и катамараном

Более 40 студентов 3-го курса Московского педагогического государственного университета прошли летнюю практику в лагере Дмитрия и Матвея Шпаро «Большое Приключение». Публикуем заметки двух будущих педагогов, которые сопровождали в поездке в лагерь московских подростков.

Высшая школа

Михаил Карпенко, ректор СГА:

 Мегауниверситет — школе

15 октября исполняется 70 лет одному из могикан отечественного образования, основателю первого российского мегауниверситета — Современной гуманитарной академии — Михаилу Петровичу Карпенко. За неполные 15 лет СГА стала подлинно народным образовательным проектом. Сегодня в ней учатся с помощью новейших информационных технологий более 170 тысяч наших соотечественников во всех регионах России и странах СНГ. «УГ» не раз писала об опыте применения технологий академии в школе. В канун своего юбилея лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства Российской Федерации в области образования профессор Карпенко делится своими мыслями о путях развития нашего образования.

Трудное чтение

Дети и отцы: ключ к пониманию

 Литературное творчество молодых глазами педагога

Положа руку на сердце, мы не можем не признать того, что и спустя десятилетия после написания «Розы Мира» представления о желаемом образе будущего несильно изменились в массовом сознании. Другое дело, что наряду с оптимистическими прогнозами появились не лишенные серьезных оснований (учитывающих угрозы и вызовы нового тысячелетия) достаточно пессимистические сценарии развития мировых событий. Их сравнительный анализ выходит за рамки этих заметок. Но для педагогов чрезвычайно важно от метить, что в качестве одной из ведущих причин, толкающих мир к проп асти, специалисты называют превратные представления людей о желаемом будущем, связанные исключительно с материальным изобилием, с безудержным, ничем не ограниченным ростом потребления. Виновата марксистская доктрина, которая ловко использовала естественное стремление людей к всеобщему достатку? Не только. В своей тяге к потреблению средний американец, европеец и россиянин не очень отличаются друг от друга. Последнего еще можно понять, поскольку он долгие десятилетия был лишен даже самого необходимого. В таком образе желаемого будущего, укорененном в массовом сознании, виновен позитивизм в целом, марксизм лишь один из его ликов.

«УГ»-Москва: Встреча

Ста ршие всегда готовы помочь советом

 

29 сентября 2006 года в Московском городском Доме учителя прошла традиционная встреча ветеранов педагогического труда, членов городского совета ветеранов, членов совета старейшин Департамента образования.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное