В условиях, когда система начального образования все больше ориентируется на запросы работодателей, актуальными становятся повышенные требования к подготовке рабочих кадров. Удовлетворить эти требования, помочь в выпуске специалистов, которые смогли бы работать на самой современной технике, дать ориентиры для деятельности системы НПО должны
стандарты. Лидером в разработке этих важных документов по-прежн
ему ос
тается Институт развития профессионального образования. О том, как идет работа над новыми стандартами по рабочим профессиям, рассказывает директор института Игорь СМИРНОВ.
Сегодня нижегородцы, можно сказать, на
коне. То, что испытывают сейчас большинство российских регионов, здесь уже прошли и достаточно давно. Не случайно многие до сих пор приезжают на Нижегородчину перенимать опыт по переводу учреждений начального профтехобразования на региональное бюджетирование. Да и коллегия Министерства образования и науки по этому вопросу проходила в прошлом году именно на Нижегородской земле. И нижегородцы, как и в Башкортостане, успокаивали представителей других регионов, которые опасались, что будет хуже.
- К сожалению
, разработка механизмов и инструментов по модернизации образова
ния по
-прежнему затрагивает лишь общеобразовательную и высшую школы и в неполном объеме обеспечивает преемственность и интеграцию всех уровней профессионального образования. До сих пор не приняты во внимание те шаги, которые обсуждались в правительстве по очередному этапу модернизации в рамках опережающего развития начального и среднего профобразования. Хотя нас радует, что решения, которые сейчас принимает Министерство образования и науки, позволяют обратить внимание на проблемы, накопившиеся в системах НПО и
СПО в последнее время.
Насколько серьезна тема перехода на систему многоуровневой подготовки специалистов, я поняла из первых фраз ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Геннадия БОРДОВСКОГО. Он сказал: — За кажущейся простотой вопроса скрывается много глубинных проблем. Существуют различные мнения, неоднозначные ответы. На мой взгляд, принципиальность проблемы заключается в понимании, что такое бакалавр, а не в том, готова ли школа его принять. Сегодняшняя ситуация
такова, что в школе примут любого, потому что некому работать. Другое дело, что есть опасность позиции, где предполагается, что в школе способен работать только тот, кому, кроме нее, идти больше некуда.
Сегодня в России насчитывается несколько десятков региональных вузов, которые были открыты для удовлетворения потребностей субъектов РФ в кадрах высокой квалификации. Во многом такие учебные заведения помогают молодым людям, в силу материальных или иных причин не уехавшим на учебу в столичные вузы. Но, оказывается, иногда и федеральные высшие учебные заведения не в состоянии удовлетворять потребности столиц в тех или иных кадрах. В Москве,
например, сегодня успешно работает Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), который уже входит в десятку самых рейтинговых педагогических вузов России. О том, что это за вуз, рассказывает ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ.