Мы много сегодня спорим о том, как реформировать систему образования, чтобы стала она наилучшей в мире, соответствующей времени и тем вызовам современности, которые ей предъявляет жизнь. Отчего возникают эти споры? Не оттого ли, что общество наше чрезмерно политизировано? Не оттого ли, что некая его часть рвется
в рынок и все стремится вмиг перекроить по рыночным меркам? Не оттого ли, что некоторым из нас, по сути дела, все равно, что будет дальше, лишь бы не трогали, не мешали жить по-старому? Но надо принимать решение, потому что нельзя стоять на месте. И тогда, как в старой доброй сказке: «Направо пойдешь... Налево пойдешь...». Так куда нам идти и зачем? Поиски ответов на эти вопросы стали главными на общественных слушаниях в Госдуме.
Как я знаю, вышел указ о том, чтобы в школах уделялось больше времени физкультуре и спорту. Да, указ вышел, но ничего не изменилось. На бумаге закон есть, а на деле нет. Взять нашу школу, спортивный зал у нас в школе — это
две скамейки и шведская стенка. Все! Никакого инвентаря нет и не предвидится. Ведь нельзя без книг прочитать повесть или рассказ, так же и без инвентаря невозможно заниматься спортом.
Честно говоря, когда я просила в небольшой заметке («УГ», № 1 за 11.01.05) учителей литературы присылать нам сочинения своих учеников о войне, мне и в голову не могло прийти, что писем будет так много! Весь мой рабочий стол сегодня завален ими, совсем тоненькими и весьма пухлыми, со всех концов страны.
...Едва вернувшись из командировки в Подмосковье, к месту гибели солдата Кирилла Неширова (читайте об этом в восьмом номере «УГ» от 1 марта), я склоняюсь над письмами в размышлении, с какого же начать. И тут вижу довольно толстую и странную бандероль, свернутую трубочкой.
Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму
Эти слова с уверенностью можно назвать педагогическим кредо Светланы Валентиновны Кузнецовой. Она — финалист Российского конкурса
«Учитель года-2004», один из лучших преподавателей математики Подмосковья.
Пришел день, когда педагог Галина Васильевна А. из Волгограда занялась оформлением досрочной трудовой пенсии. Но в Пенсионном фонде на ее документы посмотрели скептически. — Вы же два раза были в декретном отпуске! Вот, в 1979-м, а потом в 1988-м! Да еще до 1997-го работали воспитателем в заводских яслях, а не муниципальных. Ну не надо с нами спорить! По последним правительственным постановлениям у вас не набирается стажа, необходимого для пенсии
по выслуге лет.
Гениальность воспринимается н
ами как дар Божий. А раз так, значит, считают многие, талант вс
егда п
робьет себе дорогу. Не все понимают, что дар этот надо оберегать и лелеять, помогать ему крепнуть и преодолевать многочисленные препятствия на своем пути. Конечно, первые помощники одаренных детей — их родители. Их главная миссия — разглядеть еще неокрепшее дарование, направить в нужное русло, поддержать. Хорошо, если у пап и мам юных талантов есть для этого материальные возможности и достаточные знания. А если нет? Что, тогда мир не узнает новых моцартов и ломоносовых, лобачевских
и кюри, родившихся в далеких сибирских селах или захолустных провинциальных городках. Конечно же, у нас есть Президентская программа «Одаренные дети», множество различных проектов, поддерживающих талантливых детей. И тем не менее проблема помощи одаренным детям продолжает оставаться открытой.
Перейдем к делу. Главное, что нужно понять и принять учителям математики в наших условиях, — это центральная роль мотивации, интереса учеников. Не к личности педагога. Не к формам проведения занятий. А к самой математике. Для
этого есть только один способ — открыть детям математику КАК КРАСОТУ. То есть нужно перерыть все старые и новые книжки по популярной и занимательной математике, творения классиков и современную математическую литературу в поисках красоты. Дело облегчается тем, что в математике очень много красивых примеров, симметричных удивительных преобразований, замечательных графиков и чертежей. Но не вся, конечно, красота нам подходит, а только та, что хоть как-то связ
ана с программой. Поэтому я решаюсь заявить: эстетический крит
ерий д
олжен быть главным при отборе программного материала.
Окраина города
всегда несет на себе печать «медвежьего угла», даже если это окраина такой сокровищницы истории, как Петербург. Здесь микрорайоны разделены широкими грузовыми трассами, повсюду топорщатся трубы различных предприятий, а конец улицы плавно перетекает в начало междугородной автомагистрали. Но родину, как говорится, не выбирают. Раз уж ты родился среди однообразной коробочной эстетики, то упрямо выполняй свое предназначение. Тем более что имя тебе &m
dash; Дом детского творчества (ДДТ).
- Пользуются ли правом на досрочную трудовую пенсию по старости воспитатели детских образовательных
учреждений (ДОУ), детских дошкольных образовательных учреждений (ДДОУ), муниципальных детских образовательных учреждений (МДОУ)?
«Эх Иванов (Петров, Сидоров)! Ты что, дворником хочешь быть?» — сколько раз учителя произносят эту фразу, пытаясь образумить нерадивого ученика, никак не желающего погружаться в пучину склонений, спряжений, уравнений, формул и прочих ученых премудростей. Рисуя недорослю тройки в классном журнале по принципу «три пишем — два в уме», преподаватель спит и видит тот счастливый день, когда он избавится наконец от школьных тунеядцев и
двоечников. А куда им, бедным, податься? Конечно, в училище, чтобы хотя бы получить рабочую профессию, если привычка думать отсутствует вовсе.
Главное — не срок обучения, а компетентность специалистов, — считают руководители двух ведущих университетов страны
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ, президент Союза ректоров России: — Некоторые политики рассматривают нас как побежденную страну, а потому пытаются диктовать те или иные нормы поведения. Но Россия не то государство, которое должно искать покровительства у кого-то и куда-то входить, чтобы выжить.
Поэтому, на мой взгляд, мы сделаем большую ошибку, если в своей стратегии развития образования выберем модель, уже принятую кем-то. Двигаясь вперед, надо исходить в первую очередь из общего принципа — компетентности. Я думаю, это главное при проведении любых наших мероприятий, будь то определение стратегических направлений развития образования или каких-то конкретных шагов по его реформированию.
В начале 2004 года президент США Джордж Буш обнародовал программу «Перспективы освоения космоса», в которой призвал Америку «вернуться» на Луну. Правда, произойти это должно в 2015-2020 годах. В начале
2005 года японское аэрокосмическое агентство сообщило, что к 2025 году планируется построить на Луне научно-исследовательскую базу. Россия также не теряет надежд обосноваться на этом единственном известном спутнике Земли. Что же так привлекает нас в Луне? Неужели через 10-15 лет она станет для нас вторым домом?
Литература может прожить без кино — Пушкин, к примеру, стал знаменитым без всякой кинематографической поддержки, да и Лермонтова с Гоголем при жизни тоже не экранизировали. Другой вопрос, выживет ли кино без
хорошей литературы? Ведь львиная доля успеха фильма — в блестящем сценарии. На этот и многие другие вопросы вот уже одиннадцать лет подряд пытается ответить фестиваль «Литература и кино», который традиционно проходит в Гатчине под Санкт-Петербургом в последние дни зимы.
В Легкоатлетическом манеже ЦСКА прошла Спартакиада школьников, участвующих в программе «Соревнования классов, свободных от курения» (см. «УГ», № 5 от 2 февраля 2004 года). Если раньше школьники состязались только в творческих конкурсах, то на этот раз они встретились на настоящей спортивной арене
в серьезных (и не очень) соревнованиях.