На шахматной доске фигуры обладают различными возможностями. Одной, например, чтобы перейти с края доски на противоположный, требуется всего один ход, а другой для этой цели нужны несколько. Некоторые фигуры ходят по полям только одного цвета, другим же предоставлены все 64 поля.
Ферзь, расположенный в центре доски, контролирует 27 полей, а конь — только 8. Теорией
и практикой шахмат установлена сравнительная сила фигур, которой следует руководствоваться во время партии, особенно при обменах. Ниже наглядно представлена ценность (сила) всех шахматных фигур в цифровом выражении.
Особо следует оговорить ценность короля — он не сравним с любой другой фигурой. В начале игры король не принимает активного участия в борьбе. Его сила проявляется, когда с доски исчезает большинство фигур. К концу игры король превращается в активную фигуру, и умение им играть приобретает
решающее значение.
Когда один из партнеров отдает свою фигуру за равноценную неприятельскую, то такую операцию называют разменом. В нем с обеих сторон могут участвовать не только одноименные фигуры. Более быстрому усвоению соотношений фигур по их силе поможет представленная ниже схема, согласно которой, например, можно без ущерба менять ферзя на две ладьи или на три легкие фигуры. Легкие фигуры — общее название для слона и коня. По мнению Х. Р. Капабланки, допустим также размен коня за слона
или, наоборот, можно менять ладью на слона и т. д.: «С точки зрения общей теории слона и коня следует считать одинаково ценными, хотя, по моему убеждению, слон в большинстве случаев оказывается более сильной фигурой. Между прочим, вполне установлено, что два слона почти всегда сильнее двух коней».