Книга об убийцах требует мужества – как от писателя, так и от читателя.
Проще всего сделать вид, что такой проблемы, как смертоубийство, не существует. В советские времена в заставке к популярному детективному сериалу пели с фальшивой бодростью: «Если кто-то кое-где у нас порой…» Увы, очень многие (а не кто-то!) везде (а не кое-где!) всегда (а не порой!) преступают
закон – и юридический, и нравственный, божественный. В том числе и великую заповедь: «Не убий!»
Не чтят. Убивают почем зря. Направо и налево.
И никакая милиция-полиция, никакие религиозные лидеры, политики, деятели науки и искусства, призывающие сеять «разумное, доброе, вечное», ничего не могут с этим поделать. (Кстати, и сами «призыватели», включая даже школьных учителей и священнослужителей, нередко оказываются убийцами.)
Но как спросить
с рядовых убийц, «замочивших» пару десятков «тварей дрожащих» (термин Раскольникова), если лидеры стран спокойно посылают на военную бойню тысячи, а то и миллионы людей? Политиков, проигравших войну, объявляют негодяями, выигравших – героями, великими историческими личностями. Хотя, по сути, нет никакой разницы между первыми и вторыми. И те, и другие ни в грош не ставят человеческую жизнь.
Да что политики! Все они, в общем-то, своего рода зомби – заложники амбиций,
обстоятельств и окружения… Ужас в том, что даже великие религии, на фундаменте которых возведены целые цивилизации, смущают нас историями вроде конфликта между детьми Адама и Евы – Авелем и Каином. Вдумаемся: Книга Бытия ничего не говорит об отрочестве и юности братьев. Нам сообщают только, что Каин занялся земледелием, а Авель – животноводством. Спустя некоторое время между братьями возник конфликт. Безусловная вина лежит здесь на Каине, однако, если быть совершенно беспристрастным, следует
признать, что конфликт спровоцировал сам Господь Бог.