Такая легендарная личность в русской истории как Распутин не дает покоя иностранцам. Его имя использовано, в том числе, и пивоварами. Пивные марки «Распутин» выпускаются как минимум двумя пивоварнями: американской North Coast Brewing Co. и голландской De Molen.
Обе марки объединяет принадлежность к одной разновидности пива – Russian Imperial Stout (русский императорский стаут). Как и положено пиву этой разновидности, оно очень темное с насыщенным вкусом и высоким содержанием алкоголя.
Североамериканская мини-пивоварня North Coast Brewing Co., основанная в городке Форт-Брэгг (штат Калифорния) еще в 1988 году, выпускает марку «Old Rasputin» (9%), чью этикетку украшает черно-белый портрет Распутина, с 2010 года. Это пиво отличается ароматом кофе и шоколада. Марка отмечена медалями на международных пивных выставках.
В Голландии пиво «Rasputin» (10,7%) выпускает пивоварня De Molen. Пивовары объясняют выбор названия для своего русского императорского стаута тем, что именно благодаря влиянию Распутина на царскую семью, и было выбрано этот сорт для закупки царским двором. Эту марку пива отличает выраженный аромат какао и жженой карамели, а также нотки сливы, хмеля, кофе мокко и ванили.
При экспорте голландской марки в США возникли трудности из-за схожести с описанной выше американской маркой «Old Rasputin». Однако пивовары нашли выход и для экспорта в США выпускают это пиво под маркой “Disputin”.
В связи с проходящим сейчас чемпионатом мира по футболу, возрос интерес к стране-хозяйке чемпионата – Бразилии. Нам стало интересно узнать историю пивоварения в этой стране.
В доколумбовую эпоху жившие на территории современной Бразилии индейцы готовили ферментированные напитки из кукурузы и маниока. А вот с началом колонизации континента постепенно стала развиваться и культура виноделия и пивоварения. В связи с тем, что Южная Америка завоевывалась испанскими конкистадорами, то они в первую очередь, конечно, были заинтересованы в виноделии. А вот пивоварение раньше начало развиваться в Новом Свете на Северном континенте.
Первое документальное упоминание о пиве в Бразилии датируется XVII веком. Однако развитие пивоварения было медленным и встречало множество преград, так что к началу XIX века население Бразилии предпочитало из алкогольных напитков ром и вино. Влияние португальцев и испанцев отражалось на том, что вино было очень популярно, а вот пиво готовилось лишь в домах некоторых эмигрантов.
Ситуация стала постепенно меняться с открытием бразильских портов для прибытия эмигрантов из прочих стран. Таким образом употребление пива постепенно увеличивалось до 1836 года, когда впервые распространилась новость о начале профессионального пивоварения. Свидетельством этого стало объявление в Торговом журнале Рио-де-Жанейро, где с указанием адреса говорилось о бразильской пивоварне («Cervejaria Brazileira»), в которой можно приобрести и попробовать «аппетитное и полезное пиво», также говорилось о том, что кроме приятного вкуса оно обладает свойством долго храниться, это и привело к увеличению спроса на пиво.
А спустя десять лет, в 1846 году, стало известно о создании небольшой линии по производству пива за пределами столицы – в районе Нова-Петрополис, это было еще до основания одноименного города там. Пивоварню эту создал Георг Хейнрих Риттер, став одним из основателей пивоваренной индустрии в стране, и пиво его называлось «Ritter».
Вообще 40-е годы XIX века в Бразилии были временем стремительного развития как производства, так и употребления пива. В Рио-де-Жанейро открылись еще как минимум две пивоварни: в районе Ботанического сада пивоварню основал Вогелин Бэйджер, а Энрике Лейден с компаньонами создал национальную пивоварню Imperial. А в выпускаемом в то время альманахе «Almanak Laemmert» можно прочесть об открытии пивоварен в самых различных регионах страны: в городах Жоинвили, Сан-Паулу, Нитерой, Петрополис и других.
В связи с этим, в следующее десятилетие появилось множество коммерсантов, желающих вложить свои средства в активно развивающуюся пивоваренную отрасль. В основном конечно производства устраивались в столице (Национальная пивоварня Александра-Мария Вильяс-Боас, фабрика Жака Науэрта и др.), но также развивалось пивоварение и в регионах.
Эта волна стремительного нарастания пивного производства в стране продолжалась вплоть до 80-х годов XIX века, когда пиво уже и стало самым популярным алкогольным напитком в стране. Любопытно, что до этого самым популярным напитком был «женжибирра» или имбирное «пиво». Оно готовилось из кукурузной муки, имбиря, цедры лимона и воды. После смешения всех ингредиентов напитку давали пару дней настояться, а потом продавали на разлив или в бутылках. Также был популярен хмельной напиток «карамуру», он отличался тем, что после смешивания кукурузной муки, имбиря, сахара и воды, всё это оставляли на неделю для брожения. Эти напитки сильно конкурировали в ту пору с пивом.
К концу XIX века Рио-Де-Жанейро мало чем отличался уже от крупных европейских городов и любители пива там встречались уже с претензиями на высокое качество. Пиво продавалось небольшими частными пивоварнями в залах рядом с производством, а в прилегающие к городам регионы доставлялось повозками.
В 1882 году было образовано общество, создавшее в результате производство, которое сыграло в пивоваренном производстве Бразилии важную роль. Речь идет о производстве «Antarctica», которое стало плодом сотрудничества между Луи Буше и Жоакимом Саллесом. Последний владел уже одноименной скотобойней и фабрикой льда. Данное производство отличалось от других тем, что не только разливало продукцию по бутылкам, но и использовало при этом этикетки. Все остальные пивоварни продавали пиво либо в бочках, либо в бутылках без этикеток. Следующим шагом этих коммерсантов было создание «Antarctica Paulista» – производства льда, пива и продуктов питания.
Описанное выше производство недолго оставалось самой прогрессивной пивоварней в стране. В 1888 году швейцарский эмигрант Джозеф Виллигер, привыкший на родине к высококачественному пиву, был неприятно удивлен низким качеством бразильского пива и решил на новом месте заняться созданием пивоваренного производства, а для начала начал варить пиво дома. А уже 6 сентября того же года была зарегистрирована пивоваренная компания «Manufactura de Cerveja Brahma Villiger Companhia», чьими основателями стали Виллигер, Пол Фритц и Людвиг Мак. Выпускаемая марка пива стала называться «Brahma». На фабрике этой в момент основания работало 32 человека, а ежедневный объем выпускаемой продукции составил 12 тысяч литров. Эта марка пива до сих пор является популярной в Бразилии!
Оба предприятия продолжали активно развиваться. Уже на следующий год после начала работы конкурентов, пивоварня «Antarctica» увеличила штат до 200 человек и объем производства вырос до 4 млн литров в год. В результате было создано анонимное общество (ранг компании), куда входил 61 акционер, названное «Companhia Antarctica Paulista SA». При этом развитию производства способствовал тот факт, что двое из акционеров Жуау Антонио Карлос Зерренер и Адам Дитрик фон Буллоу имели фирму в городе Сантус, занимающуюся импортом, что облегчало закупку пивоварней оборудования и сырья.
Различные сорта пива, наряду с другими напитками, стали «главными героями» фотохудожника сайта bevshots.com.
Есть множество фотографий с пивом, но тут был найден совершенно неожиданный подход: кристаллы напитков фотографировали под микроскопом. При этом результат работы оказался на удивление завораживающим, фотографии напоминают картины художников импрессионистов или абстракционистов, в чем можно убедиться, зайдя на сайт с фотогалереей.
Необычная идея микроскопии высокого разрешения напитков и их фотография пришла на ум в 1992 году ученому Майклу Дэвидсону. Он долгое время работал в лаборатории, занимаясь микроскопией биологических объектов. И однажды он понял, что фотографируя другие объекты, интересные публике и при этом вполне «фотогеничные», можно неплохо заработать (фотографии продаются на сайте). Сейчас этой работой занимается президент «BevShots MicroArt» Лестер Хатт (на фото).
Именно кристаллы самых разных форм делают фотографии такими зрелищными, ведь все эти напитки в своей «естественной» жидкой форме не были бы столь выразительными под микроскопом. При этом можно сравнить различные сорта пива, а также увидеть кристаллы вина, шампанского и разных популярных коктейлей.