Журнал – это прежде всего чтиво. А потом уже картинки и прочая условно нужная муть типа рекламы. У чтива, думаю, всего две цели. Первая – развлекать читателя. Завлекать и увлекать. Вторая – поучать. Проводить ликбезы. Предоставлять нужную, искомую в конкретном эпистолярном издании информацию. В идеале – эти два понятия совмещены, и развлекательное чтиво несет немалую информационную нагрузку, увлекая вопросами к ответам с доступной легкостью. В какой категории находятся женские журналы?
Проанализировав, пришла к неутешительному выводу: большинство из них – хитрая манипуляторская штучка!
Первопроходцы
Когда появился самый первый в мире женский журнал и о чем он был – мне узнать не удалось. Ссылки ведут в 1693 год, в Лондон, к журналу для леди "Ladies' Mercury". Зато точно известно, что первый женский журнал у нас появился в Петербурге, в 1779 году, и носил потрясающее название «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета».
Отцом сего детища был, как ни странно - мужчина. Некий господин Николай Новиков, знаменитый в то время издатель и филантроп, да и вообще, вспоминают - очень хороший человек. С одной стороны – это было развлекательное чтиво для женщин, с массой стихов, поэм, переводов модных авторов. Так же там были анекдоты, страницы мод и нарезка любопытных фактов. Сам же Новиков обещал, что печатать будет «только такие сочинения, кои приятны и забавны». Но с другой стороны, вся подборка была сделана мужским вкусом
и взглядом. Вот расчудесный пример со странички вопросов со стихотворными ответами:
Вопрос: «Какая разница между вином и женщиной?» Ответ: «Ничем на женщину вино не схоже: Тем лучше нам вино, чем старее оно, А женщин любим тех, которые моложе!»
Не думаю, что дамы были в повальном восторге от такого ответа…хотя он очень мужской. Понятный. Но весьма неприятный! Чуть позже, в 1791-м, уже другой мужчина, некий Окороков, выпустил журнал с названием, говорящим самим за себя: «Магазин английских, французских и немецких новых мод с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.». Не стану утруждать читателя описанием наполнения сего журнала
– это очевидно…
Журнал для советской женщины
Проскочим немалый временной период, когда в журналах мало что менялось, либо же их не было вовсе из-за обилия войн, развязываемых в основном мужчинами. Перейдем к такому уникально-показательному явлению, как «советский женский журнал». Мы часто хохмим и ёрничаем над феноменальным понятием «советская женщина». А мне кажется, это чуть ли не самый трагичный женский образ. До сих пор не понимаю, чем отличалась «Работница» от «Крестьянки». Безусловно одно: их делали не для
женщин. Это власти моделировали поведенческие шаблоны для прекрасной половины человечества, зомбируя женщин идеологией того исторического периода. И если в первом питерском журнале конца 18 века круг интересов дамы издатели ограничивали модами и стихами, тем самым показывая, что женщине достаточно быть хорошо одетой и оперировать цитатами из знаменитых книг, то в начале 20-го века все стало совершенно иначе! Женщина должна быть матерью, дояркой, свинаркой или бабой-станком. Вот и все, собственно. Нет, бесспорно,
в это же время выходила масса прелюбопытных журналов: “Искусство”(1933-41), “Искусство кино”(1931-40), “Искусство и жизнь”(1929-30), “Кино и жизнь”(1929-30), “Кино и культура”(1929-1930) “Кино”(1935-37), “Рабочий и театр”(1931), “Колхозный театр”(1934), “Деревенский театр”(1931-34), “Фотограф”(1929), “Пролетарское фото” (1932-33)) — “Советская архитектура”(1931-34)… На фотографиях были изображены счастливые колхозницы и многодетные матери, фильмы славили трактористок и стахановок. Замкнутый круг. Со всех сторон
– с плакатов, из журналов и фильмов – на «советских женщин» лился светлый образ крепкой бабенки в хустке, счастье которой приносят лишь нескончаемые беременности, тяжелая работа да партсобрания. И тысячи тысяч этих женщин не то что оргазма не пережили ни одного в своей жизни – даже о наличии у себя клитора они так и не узнали. Это даже не смешно. Единственным лучиком света, на мой взгляд, была статья “Наркомпроса А. В. Луначарского” под названием: “Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?”,
где нарком заверяет: “Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт”. Кстати: с чувством юмора в то время был полный порядок, и юмористичесих изданий тоже была тьма («Крокодил», например, в то время и родился). Видимо, смех заменял людям секс…
Современность
21 век. Мир независимых, самодостаточных женщин. Мир умных женщин! Мы не пашем поля, а на даче сажаем только редкие сорта роз. Мы образованы. Хорошо одеты. Ухожены. У нас карьерные перспективы и налаженная половая жизнь, насыщенная оргазмами. И у нас гигантский выбор женских журналов. По покупаемому женщиной журналу определяется ее самооценка. Яркие дорогие глянцевики покупают дамочки с претензией на полную автономию. Они скорее поверят в инопланетян и говорящих собак, нежели в праматерь-наладчицу-токарного-станка.
Их интересы – карьерный рост, секс, шмотки и косметические средства. Если верить читаемому ими журналу. Без комментариев. Тоненькие пестрые журнальчики я прозвала «брошюры неудачниц». Почти все они построены на якобы явном диалоге с читательницей, которой постоянно нужно утирать нос. Истории якобы из жизни, с комментариями якобы психологов. В голодное время я даже сотрудничала с ними, килограммами ссыпая примитивные тексты со своими же комментариями. Издатель, от лица своего электората, требовал единого:
семья должна быть! Муж, даже если он пил-бил-гулял, должен остаться с детьми! Помятуя это, я с тоской гляжу на тусклые макушки читательниц этих дешевых журнальчиков. Рабыни. Овцы. Простите – я не со зла. Я от отчаяния. Мне ужасно хочется их встряхнуть. И отправить в парикмахерскую вместо того, чтоб выслеживать любовницу супруга. Но редактор топал ножками и выкидывал эти тексты…
Есть еще целая категория женских журналов, которая доходчиво разъясняет женщине, как правильно обслуживать мужчин. В постели. На кухне. Как угождать. Предвидеть желания. Чувствовать перемены. Ужас! Фатальная череда женских «должна» и «обязана»!
Милая, мудрая подруга (а если ты все еще читаешь это – то ты уже явно как минимум – единомышленница)! Рамки – для картин, а не для людей, не так ли? Ты можешь назвать полдесятка изданий, листая страницы которых – ты просто отдыхаешь? Где тебе не навязывают манеру поведения и кредит твоей мечты. Где тебя не пичкают пафосно-мажорным бредом кухарок-нимфоманок. Где ты чувствуешь себя – собой, а не шаблоном. Можешь? Великолепно. Это именно то, достойно твоего внимания.
Текст: КавА_с_утра (с)
Эту статью уже прокомментировали:
Статья написана очень эмоционально, это понравилось. С чем-то я согласна, с чем-то не очень. Только одного не поняла-а какой, собственно, вывод данной статьи?
Ольга, 19.05.2006 18:12:36
КавА, прочитав Вашу статью, 1.Как-то мрачно описан весь советский период. Конечно, тех женщин было большинство, но "Служебный роман" тоже в это время снят. Так что не так все было безнадёжно. И Валентина Серова тоже в то время жила. Быть женственной в тот период на порядок труднее, чем теперь. 2. А для кого-то куча детей - как раз верх счастливых грез. 3. Манипулировать можно теми, кто сам не знает, чего хочет или плохо
разбирается в ситуации. (Как правило)или привык все время за кем-то идти. 4. Большинству из нас надо встряхнуться, и заняться собой, и тогда что-то в нашей жизни изменится, тут Вы правы. Согласно с Вами.))
Форестнорд., 19.05.2006 17:21:47
Безусловно одно: их делали не для женщин. Это власти моделировали поведенческие шаблоны для прекрасной половины человечества, зомбируя женщин идеологией того исторического периода.
По-моему современные женские журналы зомбируют покруче советских...