Всё-таки, что ни говори, а Соскарелли великий кинорежиссёр. С появлением этого человека на голливудском олимпе стало беспрекословным фактом: гениальные американцы существуют. С появлением на свет в 79 году его дебютного фильма под названием “Фантазм”, беспрекословным стал и ещё один факт: по настоящему страшные фильмы ужасов возможны.
Первый раз фильм просмотрел давно. В середине девяностых, лет в десять. Аж посинел, помню, от ужаса. Чуть в обморок не упал с дивана. Тогда недели две ещё пришлось спать с зажжённым светом и включенным телевизором: так было чертовски страшно. Недавно пересмотрел заново. Должен сказать, что впечатления от повторного просмотра изменились не намного.
Как-то в одном славном добром американском штате паренёк по имени Майкл становится свидетелем жуткого зрелища: старый могильщик (Верзила, как зовёт его Майкл) сразу же после похорон, то есть после того, как разошлись все плачущие и соболезнующие, (сам-то Майкл сидел при этом в кустах) достал из могилы гроб с телом и утащил его обратно в свой катафалк.Майкл был, что называется, парень не промах, настоящий американский скаут и решил узнать побольше из жизни таинственного Верзилы.
Сюжет фильма построен на одной большой загадке, которая в конце-концов остаётся неразгаданной. Загадка в следующем – “кто же на самом деле этот чёртов гробокопатель?” и “что, чёрт побери, ему всё-таки нужно?” Вопросы не на засыпку, а на повестку дня. А на повестке собрались Майкл, его брат Джерри и дядя Реджи. Им и предстоит решить (решать) все эти вопросы. А гробокопатель Верзила, похоже, задался великой целью опустошить все могилы и разорить все кладбища в Америке, оживляя при этом всех умерших и убивая
всех свидетелей.
В этом фильме чересчур много светлого и много тёмного. Серость отсутствует. Слепящий белый свет сменяет темноту также скоро и противоестественно, как и громкая, просто ревущая музыка сменяет затянувшуюся гробовую тишину и безмолвное спокойствие. Так вот идёт себе, идёт преспокойно человек по длинному коридору, вслушивается тишину и тут – на тебе, проваливается под сверлящий звук бормашины куда-то в неизвестность.
Особенно запоминаются: глаза мертвецов (помните как в отечественном фильме “Вий”? – так это похлеще раз в десять), бурящие тела и головы людей металлические шары с ножами, гримасничанье Верзилы (за такие рожи Оскаров надо давать), музыкальное сопровождение и, конечно, жуткое до одури слово “Bo-o-o-o-oy” (мальчик), произнесённое Верзилой за фильм раз сто или даже больше. Запоминаются
и сами покойники. Примерно таких же жмуриков удалось изобразить разве что Ромеро в своих “Живых мертвецах”, да и то Ромеро - то брал именно гримом, а у Соскарелли грим дополняется ещё и гениальной игрой покойничков.
Ужас, леденящий кровь и портящий психику. Хоррор, который не рекомендуется смотреть в одиночестве в тёмное время суток. Без единого спецэффекта и компьютерного прибамбаса создаёт такое впечатление, что всё увиденное могло случиться на соседней улице, в соседнем доме.
Отсутствие всяких там “внеземных” монстров и сверхъестественных организмов, от которых просто-напросто тошнит, также не может не радовать глаз. Пугают здесь именно мёртвые люди и “нечеловеческая” музыка.
После “Фантазма” был “Фантазм 2”, а за ним ещё два “Фантазма”. Тема, похоже, не стареет, так как готовится к выпуску новый “Фантазм”, который будет напичкан всевозможными спецэффектами и визуальными наворотами в духе “DOOMa”. К фильму приложат все профессиональные и технологические силы, да вдобавок ещё и несколько миллионов американских денег. Правда, смотреть его никакого желания не возникает. У меня, по крайней мере, истинного почитателя первых двух частей самого страшного
фильма, не возникает. Текст: саша иванов