Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
03.12.2007
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

На Западе рынок коллективных инвестиций давно приобрел оттенок "фриковости". Сейчас там популярны фонды lifestyle, которые в России ассоциируются с гламуром: они инвестируют в акции производителей дорогих брэндов -- машин, одежды, часов, вин. В России большинству жителей страны пока и традиционные инвестиционные продукты кажутся экзотикой. Тем не менее действительно экзотические продукты в данном сегменте уже появляются. Правда, воспринимаются они чаще не как форма удовлетворения нестандартных запросов потребителей, а как попытки управляющих компаний погромче заявить о себе.
Товарищество на вере

В многонациональных странах уровень достатка человека перестал быть единственным критерием при определении управляющими компаниями своей целевой аудитории. В одном случае -- политкорректность, в другом -- гипертрофированная религиозность, в третьем -- пиар вынуждают их обращать внимание на конфессиональную принадлежность будущих пайщиков.

Идея приращения презренного металла праведным путем распространена больше всего в США и мусульманских странах. У американских католиков, протестантов, включая узкие религиозные группы пресвитериан, евангелистов и лютеран, есть свои довольно крупные паевые фонды. Наиболее популярны взаимные фонды Ave Maria, семейство фондов The Timothy Plan ("Замысел святого Тимофея"), LKCM Aquinas Funds (Aquinas -- в честь святого Фомы Аквинского) и Thrivent Financial (от Thrive -- "благоденствие"). Распоряжаются деньгами прихожан немаленькие даже по западным меркам компании. Например, у компании, консультирующей один из фондов The Timothy Plan, всего под управлением находится $72 млрд. Исламские ценности блюдут в халяльных фондах типа Amana Mutual Funds Trust (amana -- "вера", "доверие" на арабском), размер которого составляет $1 млрд.

При формировании подобных фондов управляющему приходится оглядываться не столько на законодательные ограничения, сколько на Священное Писание или Коран. Прежде всего ограничения относятся к выбору ценных бумаг. По общему правилу во всех религиозных фондах запрещено покупать акции компаний, которые производят или распространяют алкоголь, табак, порнографию, опошляют семейные ценности. В частности, из-за последних двух пунктов табу наложено на акции компаний, имеющих отношение к СМИ, рекламе, азартным играм. По понятным причинам в исламских портфелях нет места также производителям и продавцам свинины, кроме того, запрещено покупать акции торговых сетей, торгующих не одобряемой исламом продукцией. Индексные агентства Dow Jones и S&P при выборе активов для расчета серии шариатских индексов не включили в них также акции страховых компаний и банков, так как их деятельность ассоциируется с запрещенной в исламе рибой -- ростовщичеством.

Таким образом, с точки зрения ислама под запретом оказываются вложения, например, в акции табачной компании Philip Morris, McDonald`s, торговой сети Wal-Mart. Аналогичные требования распространяются на General Motors, Citigroup и JP Morgan, так как большая часть доходов этих компаний получена в виде процентов от выдачи кредитов, в том числе товарных. Зазорным считается вкладывать и в компании с большой долговой нагрузкой.

Чтобы получить доступ к управлению религиозным фондом, исламские специалисты сдают экзамены на знание стандартов инвестиционной деятельности по законам шариата, разработанные Всемирным исламским комитетом. Все же инвестиционные предложения российских управляющих должны контролироваться мусульманской организацией "Зам Зам +", которая свои решения собирается отправлять на суд исламского комитета в Бахрейн. Судя по длине цепочки, на согласования каждого изменения структуры фонда может уйти немало времени. Это делает фонд неповоротливым, что особенно неприятно во время рыночной коррекции.

Тем не менее недавно на этом рынке появился российский след. Уральская компания БКС решила создать фонд для мусульман "Халяль". Имам казанской мечети Кул Шариф и по совместительству генеральный директор "Зам Зам +" хазрат Рустем Зиннуров рассказал "Деньгам", что уже утверждены акции 10 компаний из более чем 40 эмитентов, первоначально предоставленных БКС. Соответствующий запрос отослан в бахрейнский комитет, и сейчас от него ждут одобрения.

По данным "Зам Зам +", в России около 20 млн мусульман, из которых примерно 30-40% строго следуют предписаниям ислама и избегают вкладывать деньги в традиционные для большинства населения финансовые инструменты. Несмотря на это, идея привить на российской почве халяльные паевые фонды кажется российским управляющим экзотической. Управляющему директору МДМ Asset Management Павлу Крапчитову идея запуска конфессионального фонда напоминает скорее пиар-акцию: "Фонд БКС -- этот тот случай, когда компания хочет использовать нестандартную идею, чтобы завлечь инвесторов. Это больше похоже на маркетинговый ход. Создавая особенный продукт, компания говорит, что ей некого больше привлечь. Я в это не верю. На самом деле благодатная почва -- в более широком круге инвесторов, которые вообще понятия не имеют, что такое ПИФ. Вот где отдача большая".

Генеральный директор УК "Агана" Иван Гелюта менее категоричен. Он признался, что идея БКС ему даже близка, так как у него самого была аналогичная мысль, но он решил повременить с экзотикой в пользу стандартных стратегий. "Мы не отказались от этой идеи, тем более что в мировой практике есть удачные примеры конфессиональных фондов. Просто текущая рыночная ситуация -- не для экзотических вложений. Управляющие компании борются за вкладчиков не столько между собой, сколько с банковскими депозитами, которые с начала года опережают по объему привлеченных средств",-- говорит управляющий.

Бог из машины

Если вы решили доверить сбережения управляющей компании, по нынешним временам полезно поинтересоваться ее происхождением. В том смысле, какого рода у управляющего интеллект -- естественный или искусственный.

Арбитражник Григори появился на рынке недавно, но уже успел порадовать результатами своих хозяев из "Церих Кэпитал Менеджмент". По итогам конкурса РТС, Григори оказался лучшим управляющим-роботом, показавшим за октябрь доходность портфеля выше 200%. В "Церихе", правда, утверждают, что робот помогает совершать сделки исключительно клиентам брокерского подразделения, а к управлению активами он непричастен.

И такая позиция неслучайна. Инвестиционные компании стараются откреститься от использования в управлении клиентскими деньгами труда бездушных машин, хотя законодательных ограничений на их применение нет. "Идея с роботами как раз из разряда инноваций, которые могут навредить репутации компании. Это все равно что сказать: "Мы используем пластмассовые рельсы". Одинаковые по эффекту признания",-- поясняет пресс-секретарь "Церих Кэпитал Менеджмент" Сергей Еремин.

Однако на рынке все же нашлось несколько компаний, которые не скрывают, что привлекают управленческие таланты коллег Григори для управления клиентскими портфелями и частично ПИФами. Популяризировать идею роботизации собирается УК "Неофитус" и входящая в нее ИК "Тала". "Мы будем продвигать механизированное управление как визитную карточку компании. Правда, у клиентов, особенно ритейловых, больше предрассудков, чем доверия к таким системам. Приходится устно согласовывать с клиентом условия применения робота",-- жалуется заместитель гендиректора ИК "Тала" Олег Бакатанов.

У такого подхода к управлению капиталом есть свои сторонники. Григори -- лишь программа с заложенным разработчиком набором действий. Изначальную же структуру клиентского портфеля задает профессиональный управляющий. Классический трендовый робот делает остальную работу -- анализирует данные по цене акций, объему операций с ними, совершает сделки на фондовом рынке. Это привлекает тех, кто боится спекулятивной активности управляющих-людей.

Достоинство машины и в отсутствии таких проявлений человеческой натуры, как утомляемость и смена настроений. Робот может работать всегда одинаково стабильно, тогда как пределы человеческого трудолюбия ограничены физическими возможностями. "При эффективном управлении один робот управляет 100 портфелями, тогда как живой управляющий ведет 3-4 портфеля. Робот одновременно следит за движением тысячи акций, тогда как управляющему доступно не более десятка",-- делится своими наблюдениями Олег Бакатанов. Сергей Еремин добавляет, что робот может исполнить от 200 до 500 сделок за день.

Яков Марков, финансовый директор УК "Доход", которая частично применяет роботов для управления фондом акций, резюмирует: установив одного робота, можно экономить на зарплате как минимум десятерых управляющих. Снижение затрат на профессиональных менеджеров, правда, не сказывается на комиссионных сборах инвесткомпаний -- они точно такие же, как и при традиционном управлении. Но такой автопилот не может полностью заменить человека. Он не умеет играть на новостях или рыночных слухах, его навыков "купить-продать" недостаточно для управления крупными суммами и при возникновении кризисных ситуаций. Кстати, есть версия, что нынешний ипотечный кризис произошел как раз по вине роботов, которые начали синхронно продавать упавшие в цене ипотечные облигации. Иван Гелюта считает, что на рынок роботов стоит пускать только под присмотром профессиональных управляющих: "Робот четко исполняет стратегию, а отсутствие эмоций уменьшает количество ошибок. Но машину невозможно заставить учитывать человеческие факторы -- новости, слухи. Поэтому я склоняюсь к тому, что взаимодействие компьютера и человека -- лучшая технология".

Народный дух

Около полугода назад управляющая компания "Финам" совершила на рынке коллективных инвестиций маленькую революцию. Она отдала народу власть над паевым фондом, получившим название "Финам Народный". Сейчас им управляют около тридцати активных пайщиков.

Технический управляющий фондом Юрий Шапошников говорит, что на самом деле пайщиков гораздо больше, просто далеко не всем хочется принимать решения. День у активной части инвесторов начинается с формирования структуры портфеля. Свои предложения пайщики оставляют на сайте компании. Задача технического управляющего -- свести эти тридцать предложенных портфелей в один. Приоритеты выстраиваются в зависимости от значимости пайщика. Как это обычно и случается, равноправием жертвуют в пользу более богатых и успешных. Вес пайщика оценивается в баллах. Идеальный пайщик может получить 25 баллов -- для этого ему надо вложить больше всех денег и показать высокую результативность собственных вариантов портфеля, история которых хранится на сайте компании. В отличие от роботов успешные пайщики--управляющие фонда получают зарплату: пока идет продвижение фонда, УК решила направлять им вознаграждение в размере 2% стоимости чистых активов в год.

"Обычно на рынке встречаются две крайности: первая -- когда торгуешь сам, испытывая постоянные стрессы, вторая -- когда все отдаешь в чужие руки и просто пассивно наблюдаешь. Наш фонд может подойти аудитории, которая находится где-то посередине. Здесь тебя подстрахуют, ты можешь уехать в отпуск и месяцами не торговать, а фонд продолжает жить",-- поясняет Юрий Шапошников.

Правда, самоуправство клиентов иногда порождает конфликты. Юрий Шапошников никак не может забыть выходку новых пайщиков, вложившихся в фонд как раз во время ипотечного кризиса: "Они вышли на форум, где у нас проходят обсуждения, с радикальной позицией: все в деньги и облигации. В итоге фонд сильно отстал от рынка. Никакие убеждения не помогли".

Другие управляющие считают, что "народный" ПИФ "Финама" -- шаг, вызванный желанием компании напомнить о себе. "Хорошая маркетинговая идея, ребята работают с огоньком. Но клиентов интересуют не маркетинговые решения, а результат. Кардинального изменения на рынок услуг это не принесет. У людей, приходящих в УК, есть реальная потребность, которую они формулируют примерно так: "У нас нет времени или нет способностей самостоятельно заниматься управлением, мы выбираем вас и отдаем вам свои деньги"",-- говорит Павел Крапчитов. Схожая позиция и у Ивана Гелюты: "ПИФы подразумевают профессиональное управление, в котором инвестор не участвует. Он просматривает результаты и выбирает нужный ему продукт".

Ольга Кочева, "Коммерсант"

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokfeller.ru/investment/2007/12/03/002955.html
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
Каждый шестой американский водитель не знает правил дорожного движения. А вы знаете?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное