Авиационные дискаунтеры, захватившие европейский рынок пассажирских перевозок, идут в Россию.
Немецкий дискаунтер Germania Express, работающий почти по демпинговым ценам, увеличивает с 31 марта число полетов в Москву с 9 до 15 в неделю. Слетать из Москвы до Берлина и обратно самолетом Germania Express стоит примерно $200 - на $150 дешевле, чем "Аэрофлотом". В "Аэрофлоте" отнеслись к появлению европейского дискаунтера в российском небе достаточно спокойно. В компании уверены, что сервис на борту самолета является одним из главных критериев потребительского выбора. Западные авиагиганты так же считали. И просчитались.
Самый известный дискаунтер в мире - ирландская авиакомпания Ryanair, всего лишь за несколько лет превратившаяся в одного из крупнейших перевозчиков на континенте. Ее успех связан с агрессивной ценовой политикой, направленной на радикальное сокращение себестоимости полетов. Пассажирам предлагают лететь в аскетических условиях по цене, в десятки раз ниже, чем у обычных
перевозчиков. Дискаунтеры сделали свои тарифы дешевле железнодорожных и автобусных. Например, ирландцы предлагают пассажирам долететь из Лондона до Манчестера всего лишь за десяток фунтов, а билет из Франкфурта в Лондон стоит и вовсе 9 евро. От такого демпинга в первую очередь пострадали ведущие компании Европы - British Airways, Air France, Lufthansa и Alitalia.
Небольшие европейские регионы увидели в дискаунтерах возможность привлечения больших туристических потоков. Маленькие города стали зазывать к себе дешевых перевозчиков: в местных аэропортах им предлагались не только скидки, но и субсидии для открытия собственных терминалов. Ryanair не преминула воспользоваться такими предложениями. Однако Air France увидела в этом признаки нечестной конкуренции и пожаловалась на ирландцев в Еврокомиссию. Члены комиссии встали на защиту национального французского перевозчика, обязав Ryanair
вернуть $500 тыс. Страсбургу. Кроме того, ирландцы лишились ранее предоставленных льгот. В ответ обиженная Ryanair закрыла линию Страсбург - Лондон, на который вернулась вытесненная Air France. Правда, жители Страсбурга были от этого не в восторге: Air France предложила заплатить за полет 800 евро вместо 19, которые брала Ryanair.
Более ощутимый удар ирландцы получили в Бельгии: Еврокомиссия обязала вернуть 4 млн евро из полученной от правительства области Валлония субсидии в размере 15 млн евро. В ответ руководство Ryanair пригрозило существенно сократить свою маршрутную сеть.
Другие дешевые авиакомпании, до которых еще не дотянулась карающая рука Еврокомиссии, не теряют оптимизма. Более того, глава английской компании EasyJet (второй по объемам перевозок дискаунтер) Рей Уэбстер и вовсе поддержал решение Еврокомиссии. По его словам, EasyJet, в отличие от Ryanair, всегда привлекает
Еврокомиссию к заключению сделок с европейскими аэропортами.
Проблемы воздушных дискаунтеров, по мнению экспертов, связаны в основном с общим замедлением экономики и ужесточением контроля над индустрией со стороны государства. Но главная угроза для них - крупные авиакомпании, после долгого раздумья начавшие "ценовую войну". British Airways снизила тариф из Лондона в Париж и обратно до $119. Эта цена не сильно отличается от тарифа EasyJet в "часы пик". При этом дискаунтер, в отличие от национального английского перевозчика, не предоставляет своим постоянным клиентам накопительных скидок.
Дискаунтеры обещают не отставать и заявляют о планах дальнейшего снижения цен. Однако возможности к этому у них не безграничны: в отличие от крупных авиакомпаний дешевые не могут компенсировать свои потери за счет бизнес-класса.
Россияне пока лишь понаслышке знают о дешевых авиакомпаниях,
предлагающих тарифы ниже, чем у железнодорожников. Отечественных перевозчиков в этой нише пока нет, а западные только присматриваются к нашей стране. Единственный дешевый перевозчик в российском небе - немецкая Germania Express. Немцы решили увеличить с летнего расписания число полетов из Берлина, Мюнхена и Дюссельдорфа в "Домодедово" с 9 до 15 в неделю. Билет из Москвы до Берлина и обратно на рейс Germania Express стоит примерно $200. У "Аэрофлота" же самый низкий тариф на этом направлении - около $350. К тому же на рейсах Germania Express можно сэкономить и больше, если приобрести билет за месяц до вылета. Однако "Аэрофлот" не пугает возможность оттока пассажиров к немецкому дискаунтеру: в главной российской авиакомпании уверены, что основным критерием для клиента являются своевременное выполнение рейсов и сервис на борту самолета. При этом руководство "Аэрофлота" обещает проводить гибкую
тарифную политику.
В Минтрансе также не видят угрозы экспансии отечественного рынка западными дискаунтерами и не намерены ограничивать их присутствие в российском небе. Во всяком случае - пока. Все будет зависеть от их поведения.
Эксперты полагают, что Россия с ее продолжающимся ростом перевозок является весьма привлекательным рынком для дешевых авиакомпаний. К тому же большинство россиян по-прежнему не прочь сэкономить там, где это только возможно. Но при этом не стоит забывать о риске: если вы не уверены в точной дате своего вылета, то с дискаунтерами лучше не связываться. Если пассажир решит, даже заблаговременно, отказаться от полета, то дешевый перевозчик не вернет ему ни одной копейки.
Авиакомпании, продающие билеты на свои рейсы дешевле пачки сигарет, появились в США, а потом и в Европе около 15 лет назад, но до сих пор принцип их работы для многих остается загадкой.
Еще в 2001 году, в бытность скандального реалити-шоу "За стеклом", победителя "застекольной схватки" сулили одарить столичной квартирой. На момент награждения обещанное жилье находилось не на Арбате, и не в Южном Бутове, а на банковском счете.