В 2005 году на российских железных дорогах начнет действовать новый прейскурант на пассажирские перевозки. Вагоны будут делиться на первый, второй, эконом- и бизнес-класс.
Цена билета для каждого класса будет своя, причем тарифная сетка вряд ли окажется выгодной для пассажиров. Новый прейскурант, как считают эксперты, станет хорошим поводом для увеличения цен на билеты.
Новый прейскурант 10-02-16 'Тариф на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте' пока разрабатывается в самом ОАО 'РЖД', однако уже в апреле его проект планируется вынести на утверждение правлению компании. В 2005 году новый прейскурант должен заработать во всей сети российских железных дорог. Тогда, по словам вице-президента ОАО 'РЖД' Сергея Козырева, вместо фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности и привычного деления на СВ, купе и плацкарт, места будут разделены на 9 классов: люкс, бизнес, эконом, первый, второй и т.д. В вагонах появятся места для 'лежания' и 'сидения'. Стоимость билета будет зависеть от класса. Правда, в самом ОАО
'РЖД' пока не определились, как именно классность будет влиять на цену. Обсуждается, например, вопрос различной стоимости билетов на нижнюю и верхнюю полку в отдельно взятом купе. На этот счет есть разные мнения. Кто-то считает, что нижняя полка комфортней -- с нее легче слезать, и поэтому плата за нее должна быть больше. По мнению других, пассажира нижней полки постоянно тревожит сосед сверху, так что и цена за нее должна быть меньше. По словам Сергея Козырева, 'сейчас есть даже предложение ввести дифференциацию цен на места в зависимости от их близости к туалету или удаленности от него'.
Впрочем, наиболее вероятно, что стоимость проезда, например, в плацкартном вагоне будет принята в новом прейскуранте за базовую. Дальше начнутся 'накрутки' за сервис, дополнительные услуги и т.д. Отдельные примеры подобных VIP-перевозок на российских железных дорогах имеются уже сейчас. Например,
проехать из Санкт-Петербурга в Москву в вагоне люкс (каждое его купе намного больше стандартного, в каждом имеются душевые кабины, комфортабельная мебель, аудио- и видеоаппаратура и прочие удобства) стоит около 10 тыс. рублей. В РЖД считают, что именно VIP-перевозки позволят со временем выйти на общую рентабельность пассажирской службы. По словам Сергея Козырева, 'несмотря на то что вагонами СВ сейчас пользуются около пяти процентов всех пассажиров, именно они дают наибольший доход'.
Как стало известно ГАЗЕТЕ, в новом прейскуранте планируется сохранить систему гибкого тарифного регулирования на пассажирские перевозки, которая действует на российских железных дорогах с 2003 года. В зависимости от сезона и спроса год поделен на 13 периодов. Самыми дорогими являются периоды с 26 по 30 апреля, с 6 по 31 августа и с 20 по 30 декабря, когда желающих отправиться в путешествие особенно много.
При этом железнодорожники не собираются отказываться и от ежегодного увеличения тарифов на перевозки, компенсирующего инфляционный рост цен в российской экономике. Стоит отметить, что если Федеральной энергетической комиссией установлено, что рост тарифов для общих и плацкартных вагонов в этом году не должен превышать 12%, то средний рост цен на билеты в фирменные поезда, вагоны купе и СВ, где 'РЖД' имеет право устанавливать цены самостоятельно, составит 25%.
'Создание нового прейскуранта станет подходящим поводом повысить тарифы на пассажирские перевозки', -- считает аналитик ИК 'Проспект' Алексей Зайцев. По его словам, у 'РЖД', как у акционированной рыночной компании, прослеживается вполне нормальное желание заработать, и в том числе на пассажирских перевозках. По плану 'РЖД' уже к 2010 году 'пассажирка' должна полностью выйти на безубыточность, а сейчас убытки от этого вида деятельности
субсидируются за счет тарифов на грузовые перевозки. Кроме того, в настоящее время непонятно, какие тарифы будет регулировать Федеральная служба по тарифам, а какие - само ОАО 'РЖД'. 'В новом прейскуранте слишком сложная и запутанная система классности', - считает Алексей Зайцев.
Частники стремятся на рынок железнодорожных пассажирских перевозок Уже в мае 'РЖД' планирует создать федеральную пассажирскую дирекцию. Впоследствии она будет преобразована в дочернюю структуру -- федеральную пассажирскую компанию. C помощью новой компании ОАО 'РЖД' намерено выделить пассажирский комплекс в отдельный конкурентный вид перевозок. Однако некоторые частные компании-операторы уже сейчас начинают делить 'пассажирский' рынок. В марте по маршруту Москва--Калуга начала курсировать пассажирская электричка компании 'ТрансГрупп АС'. А за доходный маршрут Москва--Санкт-Петербург сейчас ведут
борьбу сразу пять частных компаний.
Авиакомпании, продающие билеты на свои рейсы дешевле пачки сигарет, появились в США, а потом и в Европе около 15 лет назад, но до сих пор принцип их работы для многих остается загадкой.