Экологическая безопасность российских автомобилей ударит по карману потребителя. Уже осенью правительство рассмотрит проект постановления, предусматривающий производство на российских автозаводах с 2005 года автомобилей, соответствующих требованиям стандарта "Евро-2". В 2006-2008 годах планируется переход сначала к "Евро-3", а затем и к "Евро-4". Все это приведет к росту издержек автопроизводителей, которые, в свою очередь, переложат их на покупателей российских авто.
О новом готовящемся документе заявил вчера заместитель руководителя департамента упраздняемого Минпромнауки Андрей Сморгонский. По его словам, дело не ограничится лишь 'Евро-2'. В 2006-2008 годах планируется плавный переход сначала к 'Евро-3', а затем и к 'Евро-4'.
«Для наших компаний, работающих в определенных дешевых ценовых сегментах, вопрос перехода к новым стандартам качества может оказаться болезненным,
- считает аналитик ИГ 'Атон' Алексей Языков. - Хотя следует заметить, что пока у них был запас, который позволял им повышать цены. Однако, если тенденции увеличения стоимости сохранятся на прежнем уровне, в самое ближайшее время российские автопромышленники могут потерять свое конкурентное преимущество в борьбе с иномарками, собирающимися на территории России».
По мнению аналитика «Атона», в выгодном положении пока остаются производители техники для малого бизнеса (автобусы ГАЗа, грузовики КамАЗа), ведь аналогичные западные модели стоят гораздо дороже. 'АвтоВАЗу' придется нелегко, ведь западные производители направили серьезные инвестиции в российский сектор легковых автомобилей.
Вопрос повышения отпускных цен на автомобили становится тем более очевидным в ракурсе затраченных на переход отечественных автопромышленников к 'Евро-2'. Так, в пресс-службе КамАЗа
ГАЗЕТЕ сообщили о японском кредите в 200 млн. долларов, выданном на восстановление после пожара завода в Набережных Челнах, в том числе на внедрение современного оборудования. «Что же касается повышения цен, то речь идет о надбавке 30%», - сообщила Ирина Быстрова, пресс-секретарь КамАЗа.
Другой отечественный автопроизводитель - ОАО «АвтоВАЗ» - размеры инвестиций не сообщил, подчеркнув лишь, что все цифры по заемным средствам находятся строго в рамках пятилетнего бизнес-плана. Они касаются и новых моделей, и замены оборудования, и поддержки действующего производства. Согласно этому плану, приблизительный объем заемных средств, долгосрочных инвестиционных кредитов, ежегодно составляет порядка 260 млн. долларов. «В этом году мы уже ввели двигатели стандарта 'Евро-2', в том числе на классические автомобили. Это удорожает автомобиль. За рубежом подобные затраты
компенсируются со стороны государства, но в России пока такой возможности, видимо, нет», - считает председатель совета директоров 'АвтоВАЗа' Владимир Каданников.
В компании 'Элекс-Полюс', дочернем предприятии 'АвтоВАЗа', а также дилере ГАЗа, УАЗа и ВИСа, ГАЗЕТЕ подтвердили, что последние модели Волжского и Горьковского автозаводов уже снабжаются двигателями нового образца. При этом наметившийся в последнее время рост цен на автомобили в компании склонны связывать скорее с возросшим в весенний период спросом, чем с вводом в эксплуатацию двигателей 'Евро-2'. Впрочем, источник из 'Элекс-Полюс' напомнил о методичном повышении цен 'АвтоВАЗа' на свою продукцию, связанном, видимо, с компенсацией вложенных в новое производство издержек.
СПРАВКА
Постановление «О повышении экологической безопасности автомобильной техники, поступающей на российский рынок»,
было одобрено правительством Касьянова летом 2003 года. Согласно документу, автотехника подразделяется на 6 групп по уровню выброса вредных веществ: от 'Евро-0' до 'Евро-5'. В соответствии с требованиями 'Евро-0' допустимое содержание окиси углерода в выбросах тяжелого грузового автомобиля не должно превышать 11,5 грамма на киловатт-час, 'Евро-1'- 4,5, 'Евро-5' - 1,5. В настоящее время российское автомобилестроение ориентировано на стандарт 'Евро-1'. На 'Евро-2' производителям предписано перейти через полгода после официального опубликования документа (предполагалось, что это произойдет 1 января 2004 года). Но постановление в силу пока не вступило.
Время дефицита уже давно прошло. Если раньше люди гонялись за ценными товарами, то теперь компании делают все, чтобы привлечь клиентов к своему товару и себе.