Система образования как генератор <<кризиса фрагментации обществознания>>
Система образования как генератор «кризиса фрагментации обществознания»
2020-05-04 09:00 Михаил Величко
«”Кризис фрагментации“ современного обществознания и пути его преодоления» проблема, исследования по которой в паспорте специальности ВАК «социальная философия» выделены особым пунктом, что указывает на её особую значимость как для развития самой науки, так и для научно-методологического обеспечения деятельности во всех сферах общественной жизни. Сама структура термина «кризис фрагментации обществознания» указывает на то обстоятельство, что это явление генерируется исторически сложившейся субкультурой ведения научных исследований в области изучения общества, т.е. изучения объективных закономерностей и их взаимосвязей (о чём обычно забывают), которым подчинены процессы развития и деградации социальных систем и связанных с ними отраслей культуры.
С его наличием можно было бы смириться, если бы из «междисциплинарных пропастей», разделяющих специализированные научные дисциплины и их направления, с неискоренимым постоянством не выплескивались потоки разного рода негативных сопутствующих эффектов, которые подчас обесценивают достижения, а в наиболее тяжёлых случаях трансформируют их в неоспоримый ущерб.
Поскольку в наши дни никто не начинает научно-исследовательскую деятельность, не получив какого-либо систематического базового образования, то правомерен вопрос: какой вклад и как вносит в генерацию кризиса фрагментации фундаментального и прикладного научного знания, в том числе и в области социальной философии и обществознания, исторически сложившаяся система образования?
Если обратиться к теме истории становления и развития системы образования, то можно увидеть, что на протяжении XIX века качественно изменился характер профессионального, прежде всего, высшего образования. И именно это изменение характера профессионального образования повлекло за собой изменение путей мировой науки в целом и внесло свой вклад в генерацию кризиса фрагментации фундаментальной и прикладной науки.