Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мера: Форум сторонников КОБ

  Все выпуски  

Мера: Форум сторонников КОБ 2008-08-08


Мера: Форум сторонников КОБ


В этом выпуске:

  1. Образ сегодняшнего образования

Образ сегодняшнего образования

Опубликовано 07.08.2008

Картина не «маслом»: 2009 год. Молодой учитель истории заходит в класс. Ему 23 года и он только что окончил вуз. 11 класс. Ученики прошли историю своей страны, должны её знать. Он проводит фронтальный опрос по новой теме. Двойки. Учитель, подводя итог, добавляет: «Ребята, мы не хотели, чтоб была пионерия и комсомол, но мы хотели знаний. Вы не хотите ни того и ни другого. Вы живёте в другом мире – мире фантастики, мире, которого нет. Но этот мир реален, в чем достаточно убедиться, выйдя на улицу. Машины не виртуальные, дорогу и ту переходить надо в безопасном месте. Да, игра – лучший способ познания, а сказка – самый счастливый из способов. Но – познания объективной реальности!»

Сейчас 2008 год, прошло всего четыре года с момента моего окончания школы, но за это время в детях произошли изменения, и стала чётко проявляться определённая тенденция в их развитии. Но перед тем как сказать какая, попробуем разобраться, что куда движется и почему.

Человек, или Homo sapiens, а точнее socium живёт и развивается в информационном поле. Под воздействием этого поля он действует. В XIX веке это поле ограничивалось для городского умеющего читать жителя газетой, журналом, книгой, образовательным учреждением, проповедью в храме, общением с людьми. Руководствуясь осмысленной полученной информацией, человек действовал в различных ситуациях. Под воздействием этих фактов шло воспитание граждан. Чем больше источников информации воздействует на человека, тем она разнообразнее и, следовательно, тем сильнее воздействие.

В XX веке появилось три мощных источника воздействия. Сначала появилось радио, потом телевидение, и в последней четверти века появился компьютер. Вместе с ними действовала и газета, становясь с каждым годом разнообразнее. Все эти источники изначально находились в рамках цензуры, выполняя определённый заказ и вызывая определённые тенденции в развитии людей. В Советском Союзе все источники воздействовали с целью побуждения людей на труд, вызывая энтузиазм и веру в правильность курса. В газетах печатались результаты работы различных совхозов и заводов. В них рассказывалось о достижениях простых тружеников. Всё это вдохновляло людей на трудовые подвиги. В тридцатые годы - знаменитое стахановское движение, в пятидесятые - поднятие целины. В газетах не печаталось ничего лишнего. Так же и с телевидением. С помощью художественных фильмов и различных передач оно воздействовало на граждан. Эти же цели выполняла советская система образования. Она давала целостную картину мира.

С помощью этих знаний человек мог разобраться в различных ситуациях и потоках информации. Школьное образование давало возможность поступить в ВУЗ и учиться в нём. В школу шли учителя с высшим образованием, и это отражалось на подготовке учеников. Все источники вводили человека в информационные рамки. В советском информационном потоке подаваемые данные были истинными на 95 – 99% и люди не могли применить даваемого им в вузах критического мышления. В итоге шло инерционное принятие информации, всю её принимали за правдивую. В конце 80–х гг. по инерции была принята ложная информация за правду.

В девяностые годы и на современном этапе все три источника выполняют другую функцию. В свет вышло большое количество «жёлтой» прессы. Всё это несёт косвенную информацию, не дающую ничего для осмысления происходящего в стране. Это информация внутренняя - «житейская». Большое количество таких данных приводит к тому, что к каким – либо выборам люди приходят неинформированными, с фрагментарными знаниями.

Но если газету граждане читают редко, то телевизор смотрят каждый день. Следовательно, главным источником информации становится телевизор. Телевидение подаёт информацию только ту, которая нужна властителям мира, и вследствие этого люди получают однобокую информацию.

Надо учесть, что в послевоенные годы на Западе шло изучение влияния СМИ на сознание. На основании этих исследований было выработано большое количество методик, и в девяностые годы их приняли отечественные СМИ.

В этом информационном поле стоит школа. Она на сегодняшний день остаётся хранителем старых традиций и вступает в противоречие с сознанием детей и их мышлением, и в итоге начинается борьба. Сознание детей сложное и ещё не сложившееся. Если раньше ребёнок большую часть информации получал от родителей и из школы, то теперь – через телевидение и компьютерные игры. В соответствии с этим формируются стереотипы восприятия окружающего мира, а следовательно, и реакция на него. Ранее мы говорили, что комплектование информации целенаправленное, что ребёнок «программируется», на заранее продуманные действия. Даже если принять за основу, что такого воспитательного компонента нет, то всё равно ребёнок принимает искажённое представление о мире.

Мир, который весёлый… Приходя в школу, ребёнок видит другой мир. Для него он скучен, да и совсем другой. Из телевизора он просто понимает, что учиться не надо, родители заплатят, а он знает, что за деньги можно всё.

В итоге ему просто не интересно учиться. В школе становятся «белыми воронами», те, кто готовится к урокам. С падением интереса к знаниям снижается число читающих детей. Выходя из школы, дети имеют низкий уровень знаний. Параллельно этому процессу идёт становление другой учебно-воспитательной системы. Появляются платные детские сады и школы.

Плата за них высокая, и родители платят за знания, которые даются в них их детям. Результат должен быть таким, чтоб ребёнок мог не только поступить (даже за деньги), но и учиться в ВУЗе. Зарплата в такой школе высокая, туда охотно, в отличие от простых школ, пойдут учителя с высшим образованием. Следовательно, формируются две параллельные структуры.

Главное отличие тех, кто в них учится – уровень дохода и уровень знаний, а следовательно, и объём информации, которыми может оперировать человек.

В настоящее время вводится двухступенчатая система получения высшего образования: бакалавр (чуть выше среднего специального, но в принципе то же самое), условия поступления не изменяются, магистр в основном будет платным.

В случае поступления на бакалавра студент потом не сможет без денег поступить дальше, не получит высшего образования и уйдёт (к примеру учитель) в школу.

С таким уровнем образования он будет давать качество информации ниже, следовательно, и уровень образования ученика будет низким. Ученик при выходе из школы, поскольку знания ему не интересны, устранит самообразование. Дети, чьи родители смогут заплатить, обеспечить переход в магистратуру, получат полное высшее образование.

В настоящее время формируются две линии получения образования, отличающееся по оплате и качеству образования и воспитания: высший и низший класс.

Отличаются они по уровню воспитания и самое главное, что у низшего класса идёт устранение интереса к знаниям.

Если учесть, что низшего класса несравненно больше, то получается, что общество идёт к дореволюционному положению, но с большим отличием.

Крестьяне в дореволюционной России стремились получить знания. В нынешнем положении этого нет и делается все сознательно, дабы обеспечить управление толпой так называемым «высшим классом».

А это, извините, вариант рабовладельческой системы.


В избранное