Знания и образование – это хороший способ познавать и исследовать мир. Есть повод находить закономерности, определять исключения и в итоге начать понимать, что мир не является монотонным, подчиняющимся одному единственному правилу развития. В нашей жизни «хорошие знания» подчиняются всесторонним факторам, которые могут повлиять на итоги эксперимента, истории, культуры и прочего. Даже высокотехнологические тренды рождаются не из пустоты, а являются следствием предыдущего этапа развития.
Для начала интересно проследить мышление женщины и мужчины с точки зрения стандартизированного определения психологов и потом посмотреть, как это соотносится с поведением покупателя и как это влияет на развитие рынка. На этом фоне попробуем определить можно ли утверждения психологов перенести на потребительский рынок без модификации. То есть, надо определить – есть ли жесткое соответствие хотя бы между двумя различными полами людей, не говоря уже о возрастных отличиях?
Психологи утверждают:
Мужской ум – подчиняется логике и целостности с точки зрения собственной личности и с точки зрения стороннего наблюдателя, то есть мужчина может абстрагироваться от собственного мнения. Мужчина мыслит согласно правилам, можно сказать, его мышление в современном мире можно представить как цифровое. Ему требуется определенность в рамках мышления – «да», «нет», «не знаю». Мужчина предпочитает думать в одиночестве и это не всегда понятно другому полу. Он предпочитает «пинг-понг» об стенку только для того, чтобы в этот момент его мышлению ничто не мешало, мужчина может использовать злость и грубость по отношению к предметам и близким людям, как способ быстрого мышления и решения неких проблем. Психологи позволяют таким пациентам умышленно сбрасывать напряжение через удары по боксерской груше, чтобы спровоцировать логическое мышление.
Женский ум – подчиняется формальной логике, основанной на собственных чувствах, подвержен настроению, от чего мнение или оценка может меняться к товарам, к людям и к событиям. Женщина любит детали и предпочитает быть конкретной в мышлении. Она чувствует себя обязанной внутреннему чутью. Женское мышление можно представить как нечто аналоговое, когда одно состояние перетекает в нечто другое, потому что на всё влияет начальное состояние. Женщина может мгновенно составить собственное впечатление от некоего события и ей нужно говорить, чтобы мыслить. Она использует этот прием как «пинг-понг», чтобы определить по отскоку мячика, что на том конце стола и как реагировать.
Самое интересное в этих определениях то, что несоответствие «жестких» оценок начинается сразу, независимо от полового признака. Психологи определяют «ум» и «логику» изначально как мужское свойство. То есть, если кто-то говорит об уме, он подразумевает исключительно мужской рационализм. Другие считают женщину глупой только потому, что лишают её права мыслить по-мужски, а, следовательно, логически умно.
Теперь нужно посмотреть, как мыслит покупатель.
Изначально, будучи на стороне эксперта, наблюдая со стороны и составляя прогнозы развития, невозможно определить – какому полу предназначен конкретный продукт, например, такой, как «электронная книга». Представим, что этот продукт не просто хорош, а великолепен! Так будет проще, чтобы не учитывать качество продукта, которое будет влиять на нюансы мышления будущего потребителя.
Можно попробовать определить по психологическому определению полов:
Если бы мужчина выбирал себе устройство – его выбор основан на определении ценностей как для себя, так для себя же, но со стороны другого потребителя. Такому покупателю необходимо одно устройство на все случаи жизни за минимальные деньги с максимальным качеством. Все это определяется по себе и (как бы) со стороны. Каждое важное свойство получает дополнительный бал, а каждое ненужное не влияет на общее мнение о продукте, если только на конечную цену.
Если бы женщина выбирала себе устройство – её выбор был бы основан на впечатлении от продукта с учетом её психологического состояния. Нежность порождала бы желания чего-то абстрактно «приятного», «мягкого», «нежного» и может «пушистого». Злость наоборот, отметала бы в сторону даже самый лучший вариант для покупки. Просто не нравится и этот день оказывается непригодным для покупок! А как бы мыслила женщина в нейтральном состоянии? Стала бы она мужчиной и могла бы мыслить более определенно? Вероятнее всего, по определениям психологов, женщина не искала бы поддержки со стороны, а скорее интересовалась бы тем, сколько её коллег на работе умрут от зависти!
Так как автор статьи мужчина, то его логика ему же и напоминает, что женщина в этот момент должна отключиться от прочтения статьи с каким-то фырканьем, а мужчина, скорее всего, улыбается и кивает головой.
Не торопитесь делать оценки, пока мы не проработали образ покупателя, о котором ничего не известно! Нужно понять, купит ли этот человек великолепное устройство для чтения или нет, а так же, что нужно сделать, чтобы подтолкнуть покупателя к кассе магазина?
Сейчас интересно понять – как мыслит покупатель?! Все ли покупатели мыслят согласно своему полу, а значит, насколько предсказуемы?
Согласно определенным заранее психологическим портретам, каждый покупатель по половому признаку поступил бы очень разумно и предсказуемо:
Мужчина – никогда бы не бродил по форумам в Интернете с вопросами, типа: «помогите выбрать лучшее устройство» или «какой процессор лучше в читалке»? Это чисто женское свойство «рассуждать вслух» и «побуждать собственное мышление через общение». Если бы покупатель был бы мужчиной, он вероятнее всего не спрашивал: «какой процессор лучше, на 800 или 1000 Мгц»? Согласно логике психологов его вопрос звучал бы иначе: «какой процессор в этом устройстве, на 800 или 1000 Мгц»? Остальное как бы и так понятно! Мужчина не интересовался бы тем, «какое устройство лучше», скорее тем, «можно ли читать FB2, а то производитель не указал в списке характеристик» (почему то!).
Женщина – никогда бы не смотрела характеристики устройства, и перечень их на коробке её бы никогда не волновал! Не читает FB2? «А, глупость какая, что-то же должно читать это устройство, иначе какая же это читалка»? «Производитель же не может выпустить устройство без функции поддержки какого-то доступного для чтения формата»? А значит, можно покупать, если устройство как минимум розовое, с красивыми кнопочками и нарядными чехольчиками! Нет! Женщину хрупкость экрана E-Ink интересует не меньше, чем мужчину, причем мужчина это узнает от других чаще, чем женщина на собственном опыте, «сломала устройство в сумочке, практически ничего такого не делая». Женщину волнует цена продукта не меньше, чем мужчину, даже если она не сама его покупает. Надо же понять – дорого это или нет? Это признак абсолютно мужского мышления, в то время как множество мужчин мечтают по-женски получить что-то просто так, бесплатно, потому что они здесь, живут такие умные и красивые.
А что думает эксперт по этому вопросу? Как бы повел себя покупатель любого пола? Было много времени, чтобы наблюдать за рынком и теперь можно сделать краткие выводы:
Любой покупатель хочет разбираться в характеристиках устройства для чтения, но понимание связано с точностью измерений. Если на коробке написано, что с помощью устройства можно прочитать 10.000 страниц, или два месяца, или экран с контрастом 12:1 – это должно соответствовать действительности, иначе это ложь, которую не сможет переварить потребитель, а значит, будет сомневаться и только тогда включит мышление на основе своего пола.
Любой покупатель представляет продукт только качественным, никому не интересно купить ломающееся устройство. Уточнение этой характеристики может быть подвержены оба пола людей, а как задать вопрос или определить свойство самостоятельно уже не так важно, как промелькнувший слух или утверждение людей о низком качестве товара.
Любой покупатель склонен купить товар дешевле его рыночной цены. Далее рассуждения полов – заслуженно ли это, может со скидкой, или есть что-то лучше за эту стоимость?
Как любой покупатель человек хочет сердцем и разумом новый товар, а не поддержанный или устаревший. Поэтому все потребители следуют мировым тенденциям, которые на самом деле задают тон единичные производители:
Некоторые не могут создать что-то конкретное или вообще группу товаров узкого назначения.
Другие не хотят рисковать временем и деньгами.
Третьи будут заявлять, что разрабатывают нечто сногсшибательное, но в результате продавать не будут, потому что элементарно не могут конкурировать по цене и никогда не могли.
И тут можно много примеров привести из области электронного чтения, но статья предполагает некие базовые знания и наблюдательность со стороны читателя. Устройств хороших много, но кто создает тенденции для их появления?
На самом деле, специалисты и аналитики распознают любой тренд заранее. Это основано на опыте по наблюдению за рынком и зарождающемуся спросу. Чтобы было понятно, собрал все развивающиеся тренды на конец прошлого 2014 года, чтобы предположить, что ведущие компании мира, а размер не так важен, как желания и возможности, будут работать в этих направлениях.
Много раз в «колонке редактора» упоминалось о необходимости «облачного сервиса». Изменение политики Amazon к своему подобному сервису – это четко просчитанный коммерчески ход по нескольким причинам: «облако» это тренд, «потребителей» уже больше, чем достаточно (у компании), «цена» вполне разумна и невысока в сравнении с конкурентами, если они вообще есть там, где властвует Amazon.
Кто еще работал над развивающимися трендами? Поэтому рыночный результат на лицо!
К концу 2014 года стало известно о нескольких трендах, которые в разном временном интервале будут влиять на рынок такими продуктами, о которых сразу догадаться сложно. Зато основа понятна заранее и пользователи cutting edge (те, что «на гране технологий»), пользуются ими уже несколько лет:
Облако – облачный сервис это удаленное хранилище и компьютер. Используется для хранения данных, контента, программ, музыки и прочего, что можно удаленно передать на жёсткий диск. В результате решение Amazon принесет прибыль в 1 млн. долларов на каждый 1 млн. потребителей в год, с учетом расходов в 200 тыс. долларов на жёсткие диски и Интернет. Мало того, исполнительный директор Microsoft Satya Nadella ( рус.: Сатья Наделла) уже ранее предсказал, что пользователи не будут привязаны к рабочему месту, так как их данные находятся в сети. Они «будут жить как личность» где-то в своем облаке, получая все данные на любое подключенное устройство. То есть, тренд предполагает большую гибкость для развития не только читалок или музыкальных плееров. Эта тенденция предполагает взаимозаменяемость инструментов и места проживания.
Носимые компьютеры – современному тренду для развития браслетов и часов уже много лет, но нынешний всплеск оголяет усиление интереса потребителей. Они живут уже не просто мечтами о носимом гаджете, но и видят области применения. Возможно ли, электронным книгам вписаться в этот тренд? Достаточно легко, если предположить связь между носимым гаджетом и потребителем. Например, «умные очки» позволяют такую связь на ходу, человек видит текст, не удерживая устройство руками. Если оно влагозащищенное, то даже в душе можно читать, намыливая себя мочалкой, не говоря о том, что можно читать регулярно по 15 минут направляясь к метро, и это только в одну сторону!
Смарт-машины – предполагается все, что находится на расстоянии и позволяет каким-то образом владеть информацией и дает ощущение владения вещью. Например, музыка в сети, но так как пользователь ее слышит и купил, то вроде уже где-то рядом, если ею можно регулярно пользоваться. Умные объекты позволяют быть в среде – взаимодействие между Интернет и реальной жизнью. Друзья уже не просто приходят в гости, они ближе каждый день благодаря социальным сетям. Рекомендательные сети – это возможность общаться и чувствоваться себя в одном сообществе с теми людьми, мнение которых ценно для потребителя контента.
Смарт-данные – некий симбиоз идеей, которым является избыточное количество информации, поэтому к этому есть интерес потребителей. Характерный пример это проект wikipedia и электронные книги. Мобильные устройства могут и должны иметь доступ к подобным ресурсам в любое время суток. Большая избыточная библиотека привлечет к себе больше читателей, потому что есть что выбрать. Значит будущее в том, чтобы научиться объединять множество мелких библиотек или коммерческих ресурсов в глобальную сеть контента для одной потребительской точки.
3D печать – молодое направление, которое пока не очень интересно конечному потребителю. Но уже сейчас ведутся разработки принтеров, которые позволят печатать «заказ» на расстоянии. То есть не нужно самому рисовать фигурку любимого героя или ждать курьера из Интернет-магазина, достаточно приобрести некий код, который распечатает фигурку на собственном принтере. Легко представить с какой легкостью потребитель сможет заменять лицевую панель своей читалки или планшета. Знания и умение рисовать уже не так важны конечному потребителю, как желание и приобщение к некой простой форме творческого потребления – к желанию обладать вещью и увидеть, как она рождается прямо на глазах.
Средства защиты и устройства – это вечный тренд и сейчас он тоже на подъеме в новой стадии развития. Новые экраны, датчики отпечатков пальцев, определение владельца по сетчатке глаз и многое другое. Все это уже вставляют в мобильные устройства и читалки вряд ли избегут этой участи, лишь бы удивить своего потребителя.
DevOps – любительское определение – «экосистема» компании. Это сочетание разработки и потребления. По мнению исследовательской группы Gartner: «все больше организаций начнут мыслить, действовать и создавать приложения и инфраструктуру, наподобие таких гигантов, как Amazon, Apple, Google и Facebook».
И наконец, главное, что обычно не понимает любой локальный потребитель, что мир перестал быть самодостаточным, замкнутым внутри одного государства. Кто-то может делать автомобили, кто-то компьютеры, а кто-то читалки. Но при этом никто не отменял конкуренцию, если кто-то может сделать лучше и предложить рынку. Значит еще один тренд – это финансовые потоки, которые в состоянии развивать или уничтожать целые направления бизнеса.
А разве это новый тренд? Нет, конечно! Так называемые «стартапы», а это очень выгодный бизнес, всегда жил в сердцах мелких изобретателей: «можешь – создай – продай – и заработай»!
Послесловие
Есть один вечный стартап, который годами создает экраны, обещает революцию и практически ничего не производит. Это феноменальный бизнес, который за годы привлек огромное количество инвестиций, а конечную продукцию потребители так и не могут назвать вслух.
Если это не так, то очень просто определить правду – кому нужен экран с диагональю 1,5 дюйма по опытовым ценам за $50? Никому! Сотня готовых ценников за $50 единственный повод начать говорить об этом серьезно! А до тех пор, обычная бумага будет гораздо более выгодным стартапом… ну, и трендом конечно!