21 ноября 2013 года президент России предложил провести тематический «год литературы», который необходимо насытить содержательными мероприятиями. Чтобы это осуществить на практике, «Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям» необходимо было в кратчайшие сроки стать мостовиком-затейником по разработке программы и уже с этими предложениями идти подписывать официальный документ. На разработку и согласование с ключевыми фигурами ушло полгода. Среди значимых партнеров по наработке программы были: Министерство культуры, Министерство образования, Российский книжный союз, ассоциация издателей и книгораспространителей, представители библиотечного сообщества и творческих союзов.
12 июня 2014 года подписан Указ «О проведении в Российской Федерации «года литературы»» с официальной трактовкой «в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год объявлен годом литературы в России».
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский еще до наступления «года литературы» сообщал: «предложения по списку мероприятий «года литературы» поступили более чем из 40 субъектов Российской Федерации. Отрадно, что основная часть этих предложений не содержит просьб о дополнительном финансировании из бюджета».
Денег как всегда не надо. Это стало сразу очевидно.
Но обычно болтунов за язык никто не тянет, и Сеславинский начинает раскрывать карты: «На мероприятия федерального характера Роспечать запросила у Минфина в рамках формирования федерального бюджета дополнительные 300 млн. рублей». И чтобы было понятно, что это сущие копейки звучит следующая фраза: «…на проведение мероприятий Года культуры в РФ было выделено 3 млрд. рублей».
Тогда не понятно, зачем нужна такая дешевая Литература, надо было повторно проводить год Культуры, ибо и за 3 млрд. рублей его никто не заметил.
И теперь, нужно понять «на что нужны деньги»: «в планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой: дни чтения в летних лагерях», творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России»». «Все это позволит, как мы надеемся, существенно повысить интерес российских граждан к классической и современной литературе и чтению», — отметил Сеславинский.
На 300 млн. рублей не разгуляешься, ранее «банкет» обошелся в 10 раз дороже, что и привело к массовому окультуриванию. Но станут ли наши люди читать? Тем более что организаторы надеются: «существенно повысить интерес… к литературе и чтению». В чем же подвох? Как за один год удастся решить проблемы накопленные годами? Как удастся изменить приоритеты, чтобы книга опять стала ценностью?
Сразу бросилось в глаза – деньги Роспечать получит от Минфина, то есть, от налогоплательщиков, или потенциальных читателей, если хотите, а организовывать программы «года Литературы» будут коммерческие компании и люди, заинтересованные в продаже книг, но о том, что они будут спонсорами – слов нет. Конечно, можно причислить количество проданного к количеству прочитанного, но всегда ли это работает? Например, библиотеки деньги давно просят, а книги для читателей бесплатны, но попробуйте найти упоминание в мероприятиях связанные с возрождением библиотек.
Специалисты понимают, что современные библиотеки не привлекают читателей из-за существующей формы. Не хватает элементарного комфорта, который можно создать совместно с какими-то кофейнями и прочим. Будут люди читать хорошие книги, в комфортных условиях и появится возможность общаться с увлеченными людьми. В конце концов, именно в такие точки могут приходить не только читатели, но и писатели. Им тоже необходим комфорт для общения и чашка чая или кофе лишь создаст дополнительное удовольствие.
Тут даже нет смысла обсуждать, что будут читать люди – бумажные или электронные книги. Многое зависит именно от носителя, он обычно привлекает либо своим консерватизмом, либо электронными возможностями. Но вкус у всех разный, а книги читают одни и те же, в большинстве случаев. Каждый год все меньше книг, которые существуют только на каком-то конкретном носителе. Это сближение «платформ» будет продолжаться и дальше.
Интересно было прочитать «План основных мероприятий по проведению в 2015 году года Литературы». Естественно, мероприятия начинаются с торжественного открытия и гала-концерта. На них будут участвовать организаторы.
Второй пункт «Мероприятия… на решение актуальных задач». Это заседания органов власти… без гала-концерта.
Третьим пунктом значатся «научные и научно-практические мероприятия, исследования, конференции, конгрессы и форумы». Это целый цикл торжественных заседаний писателей и специалистов по мониторингу того, что пишется. Опять же, без гала-концерта. Скучновато и непонятно где. Наверно везде.
Далее – акции, мероприятия, выставки и всё это для народа. Например, «Открытый урок литературы», «Книги в парках», «Ночь в архиве» и прочее, куда будут потрачены деньги и разворованы книги. Или наоборот. Не жалко, лишь бы читали.
Отдельно в рамках мероприятий пройдут награждения за достижения. Это тоже хорошо. Сразу понятно, что цель прививания интереса к чтению – это создание героев, на которых стоит равняться. Слабость идеи только в том, что подобными мероприятиями интересуются уже заинтересованные в чтении или в продаже книг. Одно связано с другим.
По плану нужно подключать СМИ, чтобы о мероприятиях читатели знали и следили за новостями. Конкретных партнеров у Роспечати в этом плане нет по элементарной причине – нужно платить. Нужно посадить на зарплату каких-то журналистов, чтобы они весь год мониторили «Книги в парках» или «Ночь в архиве».
Тут можно догадаться, что из всего списка задействования СМИ реальными окажутся только те, где значится Роспечать – это трансляции мероприятий, которые попадут на ТВ и программа «ПроЧтение».
Но самое интересное, что Роспечать участвует вообще везде, где мероприятия связаны с деньгами – увековечивание памяти писателей, изготовление памятных медалей, поддержание сайта www.годлитературы.рф (идите и найдите его!), выпуск буклетов, установка мемориальных досок в Париже, Берлине, Праге, Харбине, Нью-Йорке и т.д. То есть, на одних командировочных можно жить!
Этот огромный и нудный список должен или может показать, что подобные акции хороши для поддержания внутреннего и внешнего имиджа, но практическая цель отсутствует – привить желание читать. На проведении «года Литературы» действительно можно заработать, надо просто «сесть на хвост», то есть можно паразитировать. Целый год, когда не нужно заинтересованным чиновникам и компаниям беспокоиться о зарплате и развлечениях.
Эта критика не умоляет организационных возможностей Роспечати, но по своей сути это не решает главную задачу. «Привить желание к чтению» можно, но делать это надо регулярно, а «год Литературы» это скорее итоговое мероприятие… когда люди уже не читают.
Послесловие
Доброе утро!
Наверно надо сказать о планах на этот год, но пока их нет. Рынок в состоянии «ожидания определения приоритетов» – это будет влиять на поведение потребителей и производителей.
У меня есть подозрение, иногда проявляются вспышки мудрости, что желание читать – можно привить после появления стабильности в жизни. Сходил человек на работу, вернулся домой и решает – посмотреть кино, почитать книгу или что-то еще. У него появляется время и он душевно спокоен в этот момент. Вместо этого он возвращается домой спать. Днем работает, ночью спит. Больше ничего.