Дарья Дезомбре, заявившая о себе дебютным детективным романом «Призрак Небесного Иерусалима», написала вторую книгу о стажёре Марии Каравай и её начальнике, следователе Андрее — «Портрет мертвой натурщицы»
В Москве при странных обстоятельствах исчезают девушки. Не звезды, не манекенщицы, не дочки банкиров — а продавщицы и уборщицы, непривлекательные, полноватые, с неудавшейся личной жизнью. А потом их обнаруживают в своих квартирах, но уже бездыханными, со следами удушения тонким шнуром. И на теле каждой жертвы эксперты находят старинные эскизы, подписанными по-французски «Ingres».
Энгр — имя мэтра французского неоклассицизма. Но как подлинные эскизы к гениальному полотну «Турецкие Бани» могли попасть в убогие хрущевки на московских окраинах? Ведь все наброски к великой картине должны находиться на родине знаменитого художника, в музее Энгра в Монтобане! Парижская префектура проверяет и… обнаруживает подмену. Дело об убийстве девушек перерастает в преступление международного масштаба. Изощренный убийца играет с сыщиками в смертельную игру, где им приходится шаг за шагом складывать головоломку, чтобы понять, что связывает погибших девушек из России и кумира французов — легендарного живописца Энгра…
В чем отличие хорошего детектива от проходного? В нем есть что почерпнуть помимо разгадки убийства. Посмотрим на «Портрет мертвой натурщицы» под этим углом. Во-первых, книга провоцирует на арт-подвиг. А это, знаете ли, не каждая книга может. После прочтения «Портрета мертвой натурщицы» и содержащихся в ней сведений о художнике-неоклассицисте Жане Огюсте Доминике Энгре захотелось подняться с дивана и пойти в музей. Посмотреть, ЧЕМ же таким Энгр цепляет и вдохновляет гениев (пусть и неадекватных). Кстати, в Москве его работы можно посмотреть на постоянной выставке в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков на Волхонке.
Второе. Книга возвращает к избитым, но всегда актуальным размышлением о важности детства в жизни каждого человека. Стал бы убийца убийцей, если бы с ранних лет не пытался доказать отцу собственную важность? Если бы не глотал обиду, собравшуюся за детские годы в плотный комок и душившую горло? Вряд ли. Спокойные и счастливые дети редко вырастают в плохих взрослых. Не то чтобы я ищу оправдание убийце, нет. Просто спасибо Дарье Дезомбре, что нарисовала своего отрицательного героя с подробной предысторией, сразу многое становится понятно.
Ну и последнее. Было интересно узнать подробности богемной жизни современных художников. Бедные ребята, как много им приходится выносить ради собственного призванияJ В общем, сюжет достойный, во многом даже лучше, чем в дебютной книге автора «Призрак Небесного Иерусалима». А еще, конечно, очень интересно – как будут развиваться «неуставные» отношения Марии Каравай и ее начальника? Что-то подсказывает, что все там не может быть гладко. Похоже, это очередные Скалли и Малдер («Секретные материалы»), не вместе, но и не врозь.