Есть расхожее мнение, что поисковые системы совершенствуются и каждый раз выдают более точный результат. Пользователи убеждены, что поисковые гиганты борются с подставными результатами, которых можно добиться благодаря специальной оптимизации сайта.
На самом деле любой поисковик – это коммерческое предприятие и оно обязано зарабатывать деньги, только все это делают по разному, а здравый смысл пока преобладает только в результатах мирового гиганта Google.
В первую очередь будет интересно сравнить результаты поиска с отечественным Яндекс, который при наличии коммерческого интереса к определенной сфере, сначала покажет список всех магазинов оплативших «результаты поиска», а только потом покажет оригинальную информацию, ради которой используется поисковик. В любом другом случае точность результатов менее очевидна, так как результаты определяются по коммерческой принадлежности сайтов, а не их актуальной информации.
Google поступает несколько иначе, он создает внутрикорпоративный список сайтов по определенным тематикам, которые ранжируются по качеству информации. От того результат поиска гораздо выше.
Первый запрос для поисковиков Яндекс и Google состоял из фразы «Федеральный перечень учебников 2012-2013 учебный год» и необходимо было найти официальный приказ «Министерства образования и науки Российской Федерации» подписанный министром А. Фурсенко. В результатах важно увидеть какой-то официальный государственный сайт с точным текстом приказа №2885 и перечнем учебников.
Google сразу предоставляет результат с сайта «Российской газеты», где всегда публикуются государственные законы. Яндекс почти справился, но ранжирования в результатах поиска нет. Уточнение результатов для региона «Москва» привело к более точному ответу поисковика, в федеральных масштабах эта точность меньше и результаты соответствующие.
Теперь интересно найти «электронные книги», «устройство для чтения» или «электронный учебник», если родители решат побаловать ребенка специальным устройством для образования в 2012 году. Интересен результат с нескольких точек зрения: понять «что это такое» и выбрать устройство для покупки.
Google выдавал точные информационные ответы, особенно на вопросы, которые нужно искать предполагая устройство, а не как сделать самому учебник. Хотя тоже интересно!
Яндекс раскрылся буйным цветом коммерции. Как только вводился «запрос поиска» и из него следовал в результате «товар», найти оригинальную информацию дело совсем бессмысленное. На первой сотне мест были, конечно же, только магазины. Они предлагали купить то или иное устройство. Сам Яндекс не собирается комментировать своё отношение к результату и с мая месяца не дал официального ответа на проблему. Её некому озвучить, так как нет человека, который возьмет от имени гиганта ответственность. Зато в блоге Яндекс.Поиск много рассуждений о доле коммерции в поисковых запросах. Сотрудники спорят как позиционировать ответ на запрос «холодильник» или «кондиционер».
«Электронный учебник» оказался самым сложным запросом, так как поисковики начали предлагать создать любой учебник самостоятельно. Нужен учебник по химии, берем PDF и учимся.
Несколько слов надо сказать о школе, как еще об одной ступеньке в электронном образовании. В семье можно использовать любые технические приемы для повышения качества обучения, но какую роль в этом играет школа? Понятно, что в более обеспеченных семьях есть возможность нивелировать качество обучения в школе не только техническими игрушками, но и с помощью репетиторов, которые занимаются с ребенком индивидуально.
Еще в прошлом году, в одной из московских школ детей попросили принести устройства для чтения на следующий день (номер школы не указан умышленно). Что предполагалось увидеть в результате, можно только догадываться. Одной из таких догадок будет одна из причин – раздать детям учебный материал в электронном виде, не тратя денег на устройства. Финансовый вопрос можно оставить за кадром, лучше предполагать, что под действием школы не было меркантильных интересов связанных с деньгами.
Но школа не предполагала, что родители сейчас очень информационно связаны. Прежде чем что-либо сделать, вырабатываются предположения о причинах и так же по цепочке вырабатывается совместный план действий. То есть реакция. Эту армию не победить! Она объединена лучше любой публичной манифестации или забастовки.
Родители чатились, созванивались, использовали Facebook и так далее, но пришли к общему заключению в течении одного вечера: «завтра дети никаких устройств в школу не принесут». Представьте этакую виртуальную дулю – «родной школе от ее учеников». Коллективный мозг родителей вывел за пару часов общее правило: «нужны устройства для обучения, выдайте учебный материал в электронном виде». И это еще не все. Рассуждения будут неполными без фразы: «посмотрим сколько стоит учебный материал, подумаем, стоит ли для этого покупать дорогое устройство». Что логично с точки зрения родителей. И тут не важно, есть ли уже какие-то электронные устройства в семье.
Возможно, школа думала иначе. Дети принесут устройства, мы посмотрим на количество и рекомендуем вышестоящей организации признать наличие в школе современного цифрового (электронного) образования. Думать о том, что школа или ее вышестоящее руководство задумается об учебном материале в электронном виде, в этой догадке стоит на самом последнем месте. Скорее всего, будут довольны родители и школа, только от одной мысли, что дети «пристроены» и «учатся» в лучшем учебном заведении некой мадам Ивановой (условно), так как у них электронное, то есть современное и качественное образование. Как же много зависит от директора! (В другой школе такого нет).
Приходит родитель в школу со своим чадом, мол, возьмите его в 1 класс, а на общем собрании, директор школы перечисляет преимущества именно её заведения: у нас есть компьютерный класс (дети приходят с ноутбуками в школу раз в неделю), у нас самое современное электронное образование (дети носят устройства для чтения в ранце) и так далее. Школа гордится собой, а родители в полном экстазе, что в их детстве ничего подобного не было и чтобы усилить впечатление, надо додуматься до мысли, достучаться до себя, что у «других школ этого нет до сих пор»! «А в этой есть»… И все это рядом с домом.
Тем не менее. Прелесть электронного образования состоит в том, что родители уже сейчас, сами, могут помочь обрасти ребенку электроникой, чтобы повысить качество усвоения материала. Но это не просто трата денег, а дополнительная нагрузка на родителя, иначе «электронный учебник» станет лишь очередной игрушкой в руках ребенка. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что любой компьютер в семье используется не как источник знаний и информации, а в качестве бесконечных игр, не развивающих на самом деле никаких навыков, кроме увеличения количества суицида среди подростков и ухудшения зрения в раннем возрасте.
Мой собственный ребенок все время выступает в качестве подопытного маленького человечка. Нам взрослым тоже задавали целый список книг на летние каникулы и мы, как и нынешние дети, пытались торпедировать саму идею провести крохотные три месяца за бессмысленным чтением.
Ребенку в этом году «посчастливилось» изучать классиков в электронном виде. Для этого были все условия: книги в электронном виде, устройство, папаша с розгой и матушка, отвлекающая ребенка различными стимулами от компьютера. Результат оказался классически плачевным – одна книга из списка была прочитана на одной только силе воли родителей. Слава им!
Надо бы рекомендовать некоторые устройства для чтения в качестве хорошего варианта, но стоит ли? Тут ведь самое главное, «что» контролируют родители – перелистывание материала в бумажной книге, или беззвучное пролистывание электронных страниц? Ребенок, судя по результату, оказался сильно недоволен одной только мыслью, что понятия не имеет, сколько еще нужно читать в электронном виде, так как оценить наглядно уже прочтенное не мог. В бумажной книге остаток страниц воспринимается как достижение и гордость, чего нет в электронном устройстве. Осталось 20% – а это много или мало? В реальной книге гораздо проще оценить размер по толщине оставшихся страниц.
Единственная ценность для родителей только в том, что весь этот нереальный список книг можно поместить в единственное устройство, что значительно экономит не только деньги на приобретение книг, но и конечный вес. Следовательно, заниматься можно в любом месте, быть мобильнее.
Здесь возникает только один единственный вопрос, на основе среднестатистических данных о чтении взрослых. Если человек читает по доброй воле в лучшем случае одну книгу в неделю, а обычно в месяц, то как ребенок прочтет на удвоенной скорости то, что ему даже не понятно.
– Сынок, читай и спрашивай значения неизвестных слов. Ну, как? Все ли понятно?
– Ага, все понятно. (Перевожу. «Незнакомых слов не найдено». Родители счастливы! Такой умный ребенок, ему уже все понятно!)
Чтобы проверить то, ради чего ребенок ходит в школу, стоит задать простые контрольные вопросы:
– Где находится Франция?
– Там! Левее от нас.
– На западе?
– Ну, да.
– А Ближний и Дальний Восток рядом?
– Дальний – дальше.
– Назови один город Дальнего и Ближнего Востока?!
– Ээ…
– Когда ты вырастишь, кем будешь?
– Гм… как папа! (Или как мама).
– А папа у тебя кто?
– …
То есть, результат летнего задания известен заранее. Он провальный изначально.
С другой стороны, нашему поколению вообще никогда не сыграть в такое количество компьютерных игр, даже если нам не нужно будет ходить на работу, завязывать шнурки и даже разогревать себе картошку. Нынешние дети вполне могут «помереть с голода при набитом доверху холодильнике». Это не советское время, когда родители были в состоянии купить одно единственное яйцо в магазине или можно вспомнить, как дети вытрясали телефонные будки и шарили под киосками «Союз Печать», чтобы купить хрустящей картошки или мороженного за 7 копеек. Но ведь это не правда, все было гораздо лучше, только дети уверены, что «родители поклонялись Ленину», а их язычество с игрой «World Of Worldcraft» как бы не в счет.
Этим летом пришел к очень странному консервативному заключению, хотя по роду своей деятельности должен смотреть на вещи более оптимистично.
Во-первых. Плевать на прогресс!
Во-вторых. Денег нет, но это ничего не значит.
В сумме – не важно есть у наших детей электронные учебники или нет, чтение, как и раньше, это удел 6% от общего населения. В том числе среди взрослых.
Любое новшество в образовании – это не современная техника, а устаревший способ отделять детей от родителей и комфортных условий воспитания бабушками в специальных лицеях-интернатах, где у детей появляется время не только на образование, но и чтобы почистить зубы, а также самостоятельно найти свои носки. Их общение в такой обстановке значительно более человечно.
Взрослые не любят читать детские и подростковые книги. А зря! Сам прожил несколько этапов чтения: детский, подростковый, женский, мужской, классика, всякая ерунда, всякое полезное, техническое, литературное, сленговое, историческое и так далее. Хорошие образцы литературы сами кричат о том, что людям действительно нравится и до чего они реально доросли. Возможно, есть какой-то смысл перечитать всего Пелевина, а может Татьяна Толстая с парой книг «Кысь» и «Не Кысь» перекроет всю красоту слова и разума. Как знать. Надо же читать, думать, что по сути – расти и сравнивать.
«Теперь-то, конешно, как человек образованный, тонкий, можно сказать, искушенный, он бы оценил сокровище: общупал бы, обвертел, посчитал, сколько страниц и каковы буковки: мелкие али крупные; и надолго ли хватит читать; и, прочитавши, на которую полку, целуя, ее ставить.» Так мог написать только великий человек. Книгу не то что на полочку поставить, каждую буковку хочется расцеловать.
Иногда, надо детство прожить ребенком, чтобы стать по-настоящему взрослым.
Доброе утро!
Вспомните Гарри Поттера! Извините, взрослые не читают подобного, тогда вкратце расскажу смысл. Я еще такой пацан!
Гарри Поттер вырос приемным ребенком в жутких условиях. В 12 лет он волшебным образом попал в Хогвардс (это типа Гарварда для взрослых, результат тот же – сказочные профессионалы, волшебные результаты по окончании образования). Гарри нашел не только новых и верных друзей, но из неудачника стал хорошо учиться, разбираться в науке (зельеварение – лично мне с таким трудом давалась «химия») и занятия спортом сделали его известным.
И все только потому, что жизнь дала пинка и совсем не мирилась с тем, что он еще ребенок, а его противник взрослый и страшный злодей.
Конечно, никому не хочется, чтобы ребенок в элитном заведении боролся со злодеями, но это тот самый героический дух, который живет в детях. У нас были «Урфин-Джусы» или «Кощеи Бессмертные», у нынешнего поколения современные образцы для подражания. А суть одна. Воспитание человека, который точно сможет отделить добро от зла.
В общем, зачем читать и учиться? Не стоит начинать новый учебный год с книг: Туве Янссон «Все о Муми-Тролях», Йона Колфера серию книг «Артемиус Фаул» и тем более какой смысл читать все семь книг Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер». Не тратьте время! Скоро учебный год, у ребенка будет так мало времени… сидеть за компьютером или «гонять собак» на улице.
Надеюсь, что кое-что из сказанного было воспринято с иронией.
В эти сентябрьские школьные дни хочу сказать еще раз спасибо одному человеку, который в период моей коммунально-блатной-московской-детской жизни, буквально выдернул детскую душу и тело с улицы. Мы тогда с пацанами «стучали в окна» и «кидали бомбочки» в форточки. Еще в школу не ходил. Чумазый. Жевали смолу с крыш.
Лидия Михайловна, директор «Станции Юного Техника» в Тушино, поймала меня за ухо. Корешá смылись. И держала она меня за шкирку пока вела по комнатам различных кружков в свой кабинет. Я не сбежал. Остался. Стало интересно! Строил самолеты, корабли, записался в библиотеку. Интересно, что в военкомате, мне предложили на выбор именно морской флот и авиацию. Трех лет было жалко, выбрал 2 года. Это «настоящее» привело меня в будущее. Спасибо!
Лидия Михайловна уже несколько лет назад покинула нас, но мы живем иначе, лучше, благодаря таким людям, как она!