Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-издание "Башкортостан - это Мы"


Информационный Канал Subscribe.Ru

МУЗЫКА: В Уфе прошел блюзовый праздник

    Блюз, возникший на плантациях дельты Миссисипи в конце XIX столетия, как
выражение чувств первого поколения афро-американцев, рожденных свободными, сквозь
время, континенты и страны пришел к нам. Это был долгий тернистый путь от первобытных,
экзотических африканских звуков до музыки, покорившей весь мир. Сегодня блюз
– это не только классический вариант: медленный темп, сглаженные третьи и седьмые
ладовые ступени, стоны, тоска и меланхолия, он включает в себя такие направления
как модерн, кантри-блюз, зайдеко
и замешанный на новых технологиях футуристический блюз. И вот, живой и трепещущий,
изысканный, страстный, головокружительный – блюз воцарился в Уфе. 

    Стоило переступить порог выставочного комплекса «Башкортостан», где 4 ноября
прошел настоящий блюзовый праздник, как прохлада ноябрьского вечера осталась
позади, а зрителей окутала атмосфера доброжелательности. Публику составляли маргиналы
местного калибра, простые поклонники блюза в любом его виде и случайные гости,
попавшие на мероприятие либо за компанию, либо следуя моде на хорошую музыку.
Вся эта разношерстная братия расположилась за деревянными столиками или прохаживалась
по залу, настроившись на
ожидание. Как известно и принято, в России концерты вовремя не начинаются. Этот
Blues Festival – исключение, возможное благодаря профессионализму организаторов.
Приятно и то, что зал не был разделен на VIP-зону и галерку, а билеты отпущены
по одной, относительно невысокой цене. Таким образом, все, кто хотел оказаться
у сцены ближе к музыкантам, были там, а кто пожелал все 4 часа фестиваля наслаждаться
пивом за столиком, тоже получили свое. 

    Находясь в числе первых, я имела удовольствие видеть все действо в мельчайших
подробностях, внимать каждому аккорду, исходившему от гитар маститых блюзменов,
ловить любое слово, льющееся с губ легендарных исполнителей. 

    У фестиваля был некто, вроде конферансье, который поздравил всех с открытием
блюз фестиваля, который проводится уже 16-ый раз, а затем представил музыкантов.
Первыми на сцену вышли The Teardrops, по признанию ценителей, лучшие современные
представители традиционного чикагского блюза. Они играли именно ту музыку с дельты,
впоследствии ставшую основой для рок-н-ролла. По составу участников The Teardrops
– «смешанная» ритм-н-блюзовая команда: черные гитарист и барабанщик и белый басист.
Человек, в черном костюме
и берете, извлекал из своей бело-оранжевой гитары модели Fender Stratocaster
волшебные, виртуозные звуки, но настоящие чудеса ждали нас впереди. 

    Вскоре к The Teardrops присоединилась непревзойденная Big Time Sarah – одна
из интереснейших женщин, работающих в классической блюзовой манере, неоднозначная
личность со своими проблемами, тематикой песен с феминистским юмором и неиссякаемым
душевным оптимизмом, с которым она не только поет, но и общается с публикой.
Весьма колоритная дама, несмотря на почтенный возраст, вовсю флиртовала с музыкантами,
пританцовывала, вывела двух девушек из зала и попросила покрутить вместе с ней
бедрами. 

    Я же с нетерпением ждала появления живой легенды блюза, кудесника слайд-гитары
Magic Slim’a. Слим, огромный черный блюзмен, какими были Мадди Уотерс и Хаулин
Вульф, вышел на сцену в сопровождении девушек из персонала, которые рядом с ним
казались маленькими детьми. Он обвел зал пронзительным тяжелым взглядом из-под
шляпы, ухмыльнулся. «Вы действительно любите блюз?», - с долей скептицизма в
голосе спросил Слим. Пришлось публике доказывать свою преданную любовь к черной
музыке. Что было сил, мы подпевали,
хлопали, раскачивались в такт ритм-секции баса, ударных и второй гитары. Трудно
описать то, что творилось во время выступления Magic Slim. Гитара в его руках
стенала и плакала, страдала, любила c такой искренностью и страстью, словно была
живым существом. Закрыв глаза, вбирая в себя лишь музыку и голос, можно было
взлететь над землей, перенестись далеко в дельту Миссисипи – в мир водных рукавов,
ручьев, дамб и насыпей, хлопковых полей, покрытых гравием дорог, хижин издольщиков,
необъятного белого неба, насыщенного
влагой и пылью. Или же представить себя в маленьком чикагском клубе, где за завесой
табачного дыма, слева от полированной стойки бара, находиться уютная сцена, которая
помнит великих блюзменов прошлого Роберта Джонсона, Чака Берри, Элмо Джеймса.
Возможно, их светлые души посетили и наш фестиваль, улыбнувшись, подивились тому,
что и в России ценят, понимают их музыку. 

    В качестве финального угощения организаторы приготовили для зрителей зажигательный,
горячий, праздничный зайдеко-блюз в исполнении виртуозного аккордеониста Бака
и его группы Buckwheat Zydeco. Зайдеко – так называемый «блюз луизианских болот»,
эдакая французско-американская смесь кантри, блюза и зарождающегося джаза. 

    Для начала свое мастерство продемонстрировали члены группы: изящный пожилой
негр с серебряными кудряшками на голове, манерами более походивший на француза-аристократа,
восхитил зал игрой на гитаре зубами и языком (привет Бо Диддли и Джимми Хендриксу!);
другой стильный чернокожий парень блистал не только превосходным владением трубой
и саксофоном-альтом, но и украшениями – внушительной пряжкой ремня, по которой
будто бы бежали светящиеся голубые буквы. 

    Когда же на сцене появился сам Бак, все внимание зрителей переместилось на
него. Едва луизианец взял в руки аккордеон цвета жемчуга, улыбнулся лукавой,
такой же жемчужной улыбкой, провел по клавишам, с залом случилась резкая перемена.
Даже те, кто не «раскачался» под Big Time Sarah и Magic Slim пустились в пляс.
Пританцовывали фотографы и продавцы пива, не говоря о зрителях перед сценой.
Выступление Buckwheat Zydeco шло как сплошная, дьявольски заводная импровизация,
особое настроение которой придавал несколько
странный, архаичный «инструмент», восходящий к самым истокам блюза, - модифицированная
для концертов металлическая стиральная доска. На ней играли ложками, извлекая
звуки наподобие трещотки. 

    Бак активно общался с залом на английском и французском, а публика его не
всегда понимала. Музыкант заговорил о родной Луизиане, Новом Орлеане, видимо,
собираясь вести речь о событиях, связанных с ураганом «Катрина». Но милые российские
зрители только радостно кричали: «Yeah!», что означало «да, здорово!». В конце
концов, Бак решил, что лучше будет пообщаться с нами невербально. Аккордеонист
пригласил нескольких девушек из зала, чтобы они потанцевали прямо на сцене. Не
долго думая, напрочь забыв о долге
журналиста быть сторонним беспристрастным наблюдателем, я приняла приглашение.
Доля секунды, черные руки, помогающие мне забраться на сцену – и я за чертой,
которую больше чувствуешь сердцем, чем видишь глазами. Передо мной полный зал,
восторженные лица, всплески сотен рук, а рядом тот человек, который выступал
на закрытии Олимпийских игр в Атланте перед многомиллиардной аудиторией Земного
шара, работал с Эриком Клэптоном, Робертом Плантом из Led Zeppelin и Ринго Старом
из The Beatles…Неудивительно, что от
всего этого у меня голова пошла кругом. 

    Но с «небес» пришлось спуститься, да и фестиваль близился к завершению. Музыканты
закончили неожиданным номером – «Hey Joe» Джимми Хендрикса, еще раз пофлиртовали
с Big Time Sarah, запустили в зал футболки с эмблемой фестиваля и попрощались.


    Это был праздник блюза, часы прикосновения к корневой черной музыке, оказавшейся
столь близкой российскому сердцу. Представьте, насколько поразительно людям из
далекой Америки видеть, как белые мужчины и женщины, мальчики и девочки восторженно
принимают их песни, благоговейно жмут руки, лепечут на ломаном английском слова
благодарности за то, что те подарили им искреннюю, чистую и такую прекрасную
музыку, и вам станет ясно: блюз вне времени, вне расстояний, вне предрассудков.
Язык этой музыки универсален
и понятен всем независимо от цвета кожи, национальности и возраста. Блюз – состояние
души, определенный настрой, включающий в себя философский взгляд на мир и изрядную
долю оптимизма.


Опубликовал: Медиа-группа ''Башкортостан - это Мы'' 
© Айсылу Зинатуллина

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.online.bashwe
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное