Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Доказательство равенства // Откуда мы знаем, что ничто не бывает мелким, неважным или далеким



Доказательство равенства // Откуда мы знаем, что ничто не бывает мелким, неважным или далеким
2022-11-18 08:00
Сто лет назад, 18 ноября 1922 года, умер Марсель Пруст, автор одной из главных книг ХХ века — семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени». Колоссальный роман породил за это время поразительное количество литературы исследовательской и просто справочной — подсчитаны мириады персонажей прустовской вселенной, составлены генеалогические и хронологические таблицы, выпущены узкоспециальные монографии с названиями вроде «Пруст и метеорологические явления» или «Пруст и фондовая биржа». Но «Поиски» породили также немало устойчивых мифов. Главный из них сводится к представлению о Прусте как о графомане-мемуаристе, вялом снобе, несчастном астматике, который с бессильной мелочностью и неясными целями перебирает никому не нужные подробности прошлого. Это неправда: на самом деле автор «Поисков» — бунтарь, вполне решительно перекроивший самые основы художественного восприятия человеческой души и человеческой жизни.

Приговорный процесс // «Нитрам»: история самого массового убийства в Австралии
2022-11-18 08:00
В прокат выходит «Нитрам», прошлогодний каннский конкурсант, предыстория массового убийства, случившегося в Порт-Артуре в 1996 году. Исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс получил в Канне актерский приз, но это не единственный повод посмотреть мрачную картину, снятую австралийцем Джастином Курзелем.

Об Пелевина // Художественное расследование Родиона Чепеля о Викторе Пелевине
2022-11-18 08:00
Документальный (и немножко анимационный) фильм Родиона Чепеля — по словам режиссера, подарок писателю на 60-летие (в день юбилея, 22 ноября, «Пелевин» выйдет на платформе KION). В этом подарке есть навозные жуки, бабочки и сфинктеры.

«Все молчат, а молчание — лучший союзник насилия» // Иван Петухов о своих «Сестрах», первом российском постхорроре
2022-11-18 08:00
В прокат выходят «Сестры» Ивана Петухова. Его героиня Аня (Ирина Старшенбаум) живет с мужем Андреем (Никита Ефремов) в типичной новостройке одного из провинциальных российских городов. Внешне это обыкновенная счастливая семья, но для героини она буквально превратилась в тюрьму, из которой нет выхода: муж запирает ее в квартире после попытки побега и контролирует каждое ее действие. О том, почему в России не снимают постхорроры и имеют ли право мужчины говорить о домашнем насилии, Иван Петухов рассказал Константину Шавловскому.

Бульварщина высокого полета // «Вавилон-Берлин», 4-й сезон: актуальнее некуда
2022-11-18 08:00
На «Кинопоиске» выходит четвертый сезон сериала «Вавилон-Берлин», где из бульварного сюжета рождается зловещий портрет невротизированного общества. Германия между двумя мировыми войнами предстает здесь одурманенной вязким мороком, когда из нищеты и отчаяния, экономического краха и политического хаоса рождается фашистское государство.

Новые графические романы // Выбор Игоря Гулина
2022-11-18 08:00
Тарди «В окопах» Издательство ПитерПеревод Евгения Кириенко Впервые вышедший в 1993 году, получивший несколько премий и считающийся классическим роман французского комиксиста Жака Тарди (обычно подписывающего просто «Тарди») основан отчасти на рассказах его собственного деда, отчасти — на разговорах с историками и изрядном количестве литературы о Первой мировой войне. Однако ни на иллюстрированное эссе, ни на типичный исторический роман он не похож. Скорее наоборот: жанр романа, предполагающий историю частного человека на фоне событий большой истории, тут показательно распадается. Тарди наводит фокус на персонажа, но через несколько страниц тот гибнет от пули (врага или собственного командира), от газа или еще одним из многих способов умереть во время окопной войны. Повествование переходит к следующему, но и с ним происходит то же самое. Эта дурная бесконечность, как правило, крайне нелепых смертей, серия несмешных анекдотов, оказывается на редкость убедительным способом рассказа о войне как территории…

Платья, сделанные из искусства // Выставка «Пикаcсо/Шанель» в Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
2022-11-18 08:00
Мадридская выставка — это тот случай, когда любимый публикой жанр «платья на фоне картин» обоснован и фактологически, и содержательно: картины тут создают контекст большой культуры, которому эти платья и принадлежат. Аналогия с искусством из сугубо формальной и декоративной превращается в инструмент настоящего анализа моды.

«Гамбургеры» и Kaido // Ресторанная критика с Дарьей Цивиной
2022-11-18 08:00
«Гамбургеры» Душевный бургер с белыми грибами 30 лет — достаточный срок для того, чтобы отстроиться от эпохи и начать по ней скучать. В возрасте 40+ каждое поколение неизбежно начинает испытывать ностальгию по своей юности со всеми ее неприметными материальными атрибутами. Пресловутое мороженое «по 48 копеек» и телефонный автомат с «двушками» — явления абсолютно аполитичные для «рожденных в СССР». Именно на этой лирической волне гремел в нулевые легендарный клуб «Петрович» — там упоенно вспоминали и поминали ушедший «совок» компотом в граненых стаканах и котлетами в панцирной броне. Зазор между ушедшими застойными 70-ми и тогдашней реальностью был идеальным — целевая аудитория «Петровича» смеясь расставалась со своим прошлым и в то же время тешила себя нежными воспоминаниями об угарной юности в брежневские времена. Открыв в 2022 году «Гамбургеры», рестораторы Дмитрий Левицкий и Гоша Карпенко пошли тем же путем, с той только разницей, что сегодня культ конца 80-х — начала 90-х — не просто светлая тоска по…

Чизкейк из йогурта // Еда с Еленой Чекаловой
2022-11-18 08:00
Что касается десертов, я всегда мечтала найти для них гастрономический философский камень — такую технику и продукты, которые позволяли бы превращать сладости в легкие диетические блюда, не оставляющие послевкусия вины. Вначале мне казалось, что главное — избавиться от муки, уменьшить количество масла, сахара и яиц. Я делала вкуснейшие ореховые и миндальные торты без масляных кремов, а сахара использовала ровно столько, сколько нужно, чтобы взбить в устойчивую пену малокалорийные белки. Подруги буквально накидывались на мои «невинные» десерты. Потом я поняла, что это лукавство: ореховые бисквиты даже калорийнее мучных. Тогда я убедила себя, что вообще не люблю сладкое, на десерт подавала исключительно фрукты. Пока однажды в Турции не попробовала поразивший меня йогуртовый торт с мацерированными ягодами. Он походил на запеченное суфле, благоухал цитрусами, не был приторно-сладким, липким или тяжелым. Будто проглатываешь ароматный свежий воздух — очень приятное завершение сытной турецкой трапезы. Кстати, само слово…

Как в России запрещали читать иностранное // Краткая история
2022-11-18 08:00
19 ноября 1937 года физик Петр Капица направил заместителю председателя СНК СССР письмо с жалобой на то, что цензура перестала пропускать иностранные научные журналы, которые он выписывает для работы. В письме Капица отметил, что органы цензуры держат советских граждан «как институток в закрытых учебных заведениях и боятся, чтобы кто не лишил их невинности или не похитил». Патерналистское отношение к населению и попытки оградить его от опасного воздействия заграничных книг были характерны для российской власти задолго до революции. Рассказываем, как и почему в России запрещали иностранную литературу.

В избранное