Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

От общего к крупному // Что документальное кино делает с реальностью и как это помогает понять, принять или изменить ее



От общего к крупному // Что документальное кино делает с реальностью и как это помогает понять, принять или изменить ее
2022-07-22 08:00
Вопреки самым общим представлениям, документальное кино — вовсе не объективное отображение жизни как таковой. Как и любой рассказчик, режиссер-документалист выбирает способ повествования, приближает или отдаляет своего героя, фокусируется только на нем или оглядывается вокруг, сам входит в кадр или остается невидимым и неподвижным. Одним словом, не просто фиксирует, а интерпретирует. И в этом смысле документальный фильм мало чем отличается от вымышленной истории. Имея дело только с тем, что происходит здесь и сейчас или происходило когда-то, но осталось на пленке в виде хроники, документальное кино оказывается скорее способом договориться с реальностью, подчинить ее, подчиниться ей, обмануть ее, спрятаться от нее за кинокамеру. На примерах 12 фильмов Ксения Рождественская рассказывает, как разные приемы документальной режиссуры по-разному взаимодействуют с реальностью.

«Пока ты занят работой свидетеля — ты не турист» // Ренато Боррайо Серрано о политическом театре, колониальном взгляде в кино и том, как камера помогает разрешать конфликты
2022-07-22 08:00
Пять лет назад выпускник Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Ренато Боррайо Серрано снял одну из лучших современных документальных комедий «Кино для Карлоса». Конфликт между режиссером — гватемальцем, женившимся на россиянке, и его тещей, «тетей Ласточкой», которая не одобряет выбора дочери и никак не может принять, что внука назвали Карлосом, снят в пространстве однокомнатной московской квартиры. С первых кадров становится ясно, что съемки фильма для режиссера — это не только способ справиться с некомфортной реальностью, но и попытка понять и даже полюбить людей, которые не ответят тебе взаимностью. О производстве памяти, политическом театре и кинематографическом туризме Ренато Боррайо Серрано рассказал Константину Шавловскому.

Meat Coin и Shashleek // Ресторанная критика с Дарьей Цивиной
2022-07-22 08:00
В Москве открылся Meat Coin. Первый ресторан под этим брендом появился в Петербурге четыре года назад на базе собственного производства МЯSOET Meat Company, еще один на подходе в Комарово. В Москве такой бутиковый формат пока что рискнул воплотить в жизнь лишь мясной ресторан Max’s Beef For Money — и, кстати, тоже на базе своего производства в Питере. Но если в его концепции воплощены все главные ценности европейского подхода к мясному делу, то Meat Coin обратился в сторону турецких традиций.

«Невозможность работать похожа на ад» // Джафар Панахи о том, как продолжать делать свое дело невзирая на запреты
2022-07-22 08:00
19 июля иранские власти объявили, что 62-летний режиссер Джафар Панахи, лауреат Берлинского и Каннского кинофестивалей, должен отсидеть тюремный срок по приговору 2010 года. 12 лет назад режиссера обвинили в поддержке антиправительственных протестов и приговорили к шести годам тюрьмы, однако спустя два месяца заменили срок на условный, запретив режиссеру снимать фильмы и общаться с прессой. Несмотря на запрет, Панахи в течение следующих лет находил способы снимать фильмы и даже давать интервью. Weekend перечитал их, чтобы понять, как ему это удавалось.

Между красотой и дизайном // Коллекции Fall 2022 Couture
2022-07-22 08:00
Кутюрные показы впервые с января 2020 года были вполне полномасштабными, и именно они как-то отчетливо вдруг показали, перед каким выбором стоит современный кутюр, на какое место в сегодняшней жизни он претендует.

Ростбиф // Еда с Алексеем Зиминым
2022-07-22 08:00
Я довольно спокойно отношусь к человеческой глупости, подлости и низости. Люди — существа довольно нескладные, и нет смысла предъявлять к ним высокие требования, в отличие, например, от куриц на рынке, где надо быть реалистом и требовать невозможного.

Бесславные парни // «Черная птица»: тюремный нуар Денниса Лихейна в духе Дэвида Финчера
2022-07-22 08:00
На Apple TV+ выходит сериал «Черная птица» Денниса Лихейна про незадачливого наркодилера, которого подсаживают в тюрьму для особо опасных преступников разговорить серийного убийцу.

Кто первым связал коммунизм с электрификацией // Григорий Ревзин о коммивояжере, который добавил к утопии Ниагарский водопад
2022-07-22 08:00
Кинг Кэмп Жиллетт, прославившийся в Америке (и, мне кажется, повлиявший на судьбу России) своим трактатом «Путь человеческий» («The Human Drift», 1894), был коммивояжером. Он прочитал в дороге свежий роман Эдварда Беллами «Взгляд назад» и понял, что мир стоит перед лицом глобального изменения.

Империя и летаргия // Памяти Андрея Филиппова
2022-07-22 08:00
В Москве на 64-м году жизни скончался художник Андрей Филиппов, близкий к кругу младшего поколения московских концептуалистов и в силу дружеских связей, и по эстетике, но в то же время довольно далекий от него по мировоззрению и философии.

Маленькое черное джалло // «Темные очки»: Дарио Ардженто как 50 лет назад
2022-07-22 08:00
В кинотеатрах выходят «Темные очки» — первый фильм Дарио Ардженто после неудачной версии «Дракулы», снятой в далеком 2012-м. После премьеры на последнем Берлинале «Очки» не вызвали ни особого возмущения, ни восторга, но это кино не лишено остроумия и обаяния.

Сексуальное перевоспитание // Игорь Гулин о «Постлюбви» Виктора Вилисова
2022-07-22 08:00
В издательстве АСТ вышла книга театрального критика Виктора Вилисова «Постлюбовь» — критический путеводитель по чувствительности современного мира и манифест новой квирной романтики.

Зеркало для побоев // «Счастье»: впечатляющий казахстанский фильм о домашнем насилии
2022-07-22 08:00
В конкурс Международного кинофестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского в Иваново, показы которого пройдут одновременно и в кинозале Третьяковской галереи, включен фильм «Счастье», получивший приз зрительских симпатий в Берлине. Продюсеру Баян Алагузовой и режиссеру Аскару Узабаеву, кажется, удалось найти способ разговора со зрителем на важную тему, от которой по-прежнему принято отворачиваться.

В избранное